Форум Все оттенки Тьмы

Ролевые игры => Портал и форум => Статьи и материалы => Тема начата: Kammerer от 24 Ноября 2014, 13:57:10

Название: Неочевидное о CtD
Отправлено: Kammerer от 24 Ноября 2014, 13:57:10
Ребят, добавьте в статьи сайта. А то потеряется текст, который уже лет 10 актуален.
Цитировать
Неочевидное о C:TD

  Линейка Changeling: The Dreaming поляризует игроков, так или иначе знакомых с ней. Некоторым она просто дико нравится, а некоторые её на дух не переносят, морщась от слова "феечка" и считая, что играть в систему, "основанную на бессмысленных приколах и шутках", ниже их собственного достоинства. В чём тут дело? Попробуем разобраться.
О чём, собственно, игра?
  На этот вопрос ответить куда сложнее, чем в случае V:TM или W:TA. C:TD - игра с безграничными возможностями, в этом её неоспоримое достоинство и один из главных недостатков: многие просто не могут объять, осознать эти возможности и, поковыряв вилкой неаппетитно выглядящий кусок плесневого сыра, непонимающе откладывают этот деликатес, не распробовав. Почему так происходит? Да потому, что C:TD снаружи действительно по-дурацки выглядит. Великая идея не была достойно реализована, что и привело к хирению и увяданию линейки.
  Потенциал игры про Dreaming - про мир, созданный из человеческих фантазий - очевидно, ограничивается только лишь фантазией Сторителлера и игроков. В C:TD этому есть определённая поддержка, но, к сожалению, и большое количество помех. Для того, чтобы полностью проникнуться сказочным величием C:TD, с этими помехами стоит как-то разобраться. Хотя то, что является помехой для одних, наоборот, вполне себе привлекательно для других, что неудивительно - фантазии-то у всех разные.

Кельтоцентричность

  На мой взгляд, ноги всех или почти что всех проблем C:TD растут из субъективности и ограниченности констант, встроенных в систему в самом начале. В первую очередь это кельтоцентричность, назовём её так, хотя сие название не совсем верно отражает суть проблемы. А проблема вот в чём: почему-то мир фантазий всего человечества подчиняется правилам, по которым когда-то играл небольшой, но гордый народец древних кельтов. Их вполне себе замечательная и широко популяризованная на западе мифология диктует всем прочим фантазиям свои законы. Тем смешнее выглядят попытки запихать в сеттинг, скажем, "славянских" фей. Поимённо:
  Boggans - условно космополитичные существа, но родом-то они прямиком из книги "Хоббит", которая, в свою очередь, преимущественно основывается на той же кельтской мифологии, перелопаченной ещё более жёстко, чем в C:TD.
  Eshu - клоны Синдбада-морехода и, отчасти, Алладина. Товарищи из арабских сказок.
  Nockers - это уж скорее немцы, так как пошли, однозначно, от цвергов. Которые под землёй и технофилы. Сравнимы с фэнтэзийными гномами.
  Pooka - ярко выраженные кельты, сошедшие прямо со страниц энциклопедий.
  Redcaps - чрезвычайно ярко выраженные кельты, классика кельтского фольклора.
  Satyrs - естественно, эллины.
  Sidhe - всем кельтам кельты!
  Sluagh - разработчики утверждают, что это, натурально, русские феи. Что вызывает у меня желание напиться vodka, схватить balalaika и пойти выгуливать своего big russian bear прямо в непроницаемую тьму глухих русских лесов, покрывающих тёмно-зелёным ковром всю Москву. Кстати говоря, знакомый ирландец-феевед по секрету сообщил, что аутентичность ирландской культуры в восприятии сотрудников студии White Wolf примерно так же хороша.
  Trolls - суровые скандинавские парни.
  Понятно, что существуют ещё dark-kin, inanimae и просто куча всякоразных "прочих" китов, но не будем об этом. Кельтов всё равно получится больше. И ладно бы только лишь количественно. В самой глубине C:TD находится вселенский конфликт между Tuatha de Danaan (плюс kithain, их слугами, перечисленными выше) и Fomorians (плюс adhene, так же известными как dark-kin) - то есть конфликт изначально кельтский по национальности.
  В чём проблема кельтоцентричности? В том, что если человеку просто-напросто не нравится попсовая кельтская культура, то C:TD ему тоже вряд ли придётся по душе. И что же делать? Да элементарно. Конфликт между Fomorians и Tuathans, на самом деле, не имеет к кельтам никакого отношения. Если уж на то пошло - переименовать эти две поляризующие силы сеттинга во что-нибудь ещё, если названия сильно мешают.
  Но главное в избавлении от кельтоцентричности не это. Главное - исправить систему китов.

Киты

  Киты C:TD не только кельтоцентричны. Они вообще представляют собой большое убожество. Их, если перечислить все-все-все - слишком много, а толку от такого количества практически нет.
  Что такое фея? Фея - это плод человеческой фантазии. У каждого человека фантазия своя. У каждой группы людей фантазия своя. Не должно быть так, что все фантазии о силе, чести и доблести имеют ярко выраженный голубой цвет и пару аккуратных рожек. Киты в их официальной реализации - отстой, но не полнейший. Количества материала, из которого они все состоят, вполне достаточно для того, чтобы что-то толковое из него налепить. Кстати, судя по слухам, в DA:Fae какая-то более динамичная система образования "типа" персонажа будет присутствовать изначально.
  Короче, не стоит зацикливаться на имеющихся китах. Но это не повод плодить ещё тысячу своих, ещё более убогих творений. Гораздо лучше поменять имеющиеся, сделать их более логичными и - главное - современными. Ведь проблема в том, что на эльфах-гномах-гоблинах, читай китэйнах, Дриминг клином не сошёлся, верно? Что мешает персонажу встретить в Дриминге, скажем, инопланетян? Аккурат из Звёздных Войн? А быть этими инопланетянами? Это, конечно, крайность, но... не такая уж и крайняя, если подумать и аккуратно реализовать. А как насчёт киберпанка? Кит - компьютерный вирус. Только не спрашивайте меня, как это реализовать, не маленькие, сами лучше меня всё придумаете. Отталкиваемся от adhene, естественно.

Зацикленность

  Образно говоря, авторы C:TD намекнули нам на существование прекраснейшего мира, но они позволяют нам смотреть на него лишь через замочную скважину в их собственной двери. К сожалению, C:TD в его оригинальном виде несколько однобок. Испорчен "оригинальным" субъективным авторским взглядом. Короче - надо игнорировать информацию о сеттинге. Чем больше - тем лучше. Брать только то, что случайно вписывается в ваши собственные наработки и просто прикольно. В рамках Мира Тьмы, да ещё и с учётом вероятных кроссоверов, в первую очередь следует оставить главную разборку сеттинга - конфликт между Tuathans и Fomorians. Вернее, сам факт того, что конфликт этот когда-то был. Остальные элементы сеттинга служат лишь постольку-поскольку.

Glamour/Banality

  Ещё одним из очевидных примеров недостаточной гибкости сеттинга является нечёткая система Гламура и Банальности. Дело в том, что она должна оставаться нечёткой - но не быть при этом кособокой. Идея о том, что кто-то однозначно банален для всех фей, не выдерживает никакой критики. Всё зависит от конкретной феи. От конкретного проявления человеческих фантазий. Попытки пропатчить эту дырку у разработчиков были, но вялые. А ларчик открывается очень просто.
  Гламур субъективен. Банальность субъективна. То, что гламурно для одного, банально для другого. И всё. Мой любимый пример - любимец детей и женщин, могучий манипулятор Франциско-Доминго Де Полонья. Известно, что по правилам C:TD, вампиры обладают очень высокой банальностью. Тем более такие древние. И правильно, unaffiliated seelie pooka childling испугается и лопнет от одного вида этого типа. А Ailil unseelie sidhe grump? У них все шансы стать либо заклятыми врагами, достойными друг друга, либо напротив лучшими друзьями и политическими союзниками. И то и другое не является банальностью, верно? Другой пример - пряничный домик, набитый телепузиками. Отвратительный чайлдлинг побежит обниматься и жрать варенье, а Айлильский грамп при виде этого зрелища позеленеет от омерзения и позвонит своим друзьям-балоритам. Я бы так и сделал.

Банки и пранки

  "Мир Тьмы - он весь такой взрослый, серьёзный и пафосный, как, блин, розовые кролики с крыльями бабочек туда вписываются?" - чрезвычайно распространённая претензия к C:TD. Отвечаю.
  Если вы не кроссоверите с остальным Миром Тьмы, а ведёте исключительно феек - то какая разница, насколько сильно вне вашего мира страдают вампиры и всех рвут оборотни? Никакой. Розовые кролики побеждают. Но этот ответ вас не устраивает, потому что вы ведь кроссоверите, да и кроликов по-любому терпеть не можете, верно?
  Если вы кроссоверите линейки Мира Тьмы, то вы в любом случае меняете что-то в атмосферах линеек, чтобы сделать их совместимыми. Для примера рассмотрим самый часто встречающийся вариант: V:TM meets W:TA.
  Если играем вампирами, но во врагов хотим записать не милых и безобидных тупых люпинов, а полноценных пацаков с клэйвами и тотемами, то... то чаще всего приходится ослаблять этих самых пацаков, потому что объективно население линейки W:TA при встрече с населением линейки V:TM тут же бросает и выигрывает инициативу, делает кучу всего страшного и идёт получать реноун. Проверьте, поиграв оборотнями. Так что для полноценного жизненого кроссовера, в котором вампиры бы нагло, но с опаской сидели в городе, а вервольфы бы их тихо, но яростно ненавидели, сидя в лесу по договору, нужно переделывать системы - и не только в плане комбата, понимаете? Вервольфы - ребята без страха. Если они узнают, что в городе сидит премерзкий древний мертвяк, то они собираются, рвут на груди тельняшки и несутся его мочить всей толпой. Прецедент был. Работа у них такая. Для общего случая кроссовера же нужно, чтобы они жили в ситуации пакта о ненападении. А это - вырванный кусок из менталитета вервольфов, которые, несмотря на то, что Сторителлеры очень любят "оригинальничать" и говорить, что "в этом городе создалась уникальная ситуация - вервольфы договорились с вампирами, представляете?..", по правилам не станут этого делать. Даже Bone Gnawers и Glass Walkers. Особенно Bone Gnawers и Glass Walkers. Лучше смерть. И не надо кричать про то, что в каком-то там by Night у вервольфов и вампиров совершенно канонически пакт о ненападении, потому что я считаю, что все by Night - отстой по определению и частные случаи бреда таких же хреновых Сторителлеров, как и вышеупомянутые, невзирая на то, что они работают в студии Вайт Вульф.
  Но мы отвлеклись! Так что же делать с феями? Как их вписать в мрачную готически-панковскую атмосферу Мира Тьмы?
  Да ничего не надо делать.
  Достаточно просто осознать некоторые факты и сделать выводы.
  Редкапы мажут свои шапки кровью разумных существ и предпочитают свежее мясо этих же самых существ в качестве диеты. Тролли ещё более повёрнуты на чести, чем филодоксы племён Silver Fangs и Get of Fenris - со всеми вытекающими в виде прыжка под танк со связкой гранат, но без способности поглощать аггравированные дамаги. Сатиры вообще не для детей, и дело не только в сексуальной озабоченности - вы представляете себе менталитет и поведение древнего эллина, разодетого в бронзовый доспех и орущего "Арей, прими мою жертву!"?.. Среди поок попадаются не только кролики, но и крокодилы с белыми медведями, а также ядовитые змеи и грифы. Наиблагороднейшие ши из Дома Гвидион убивали своих политических противников в спину ножами из холодного железа. Маги Дома Эйлунед в своём любопытстве могут докопаться до такой магической (а то и не просто магической, но и кроссоверной) дряни, что лучше сразу сдохнуть. Представители Дома Балор являются кинфолками племени Танцоров Чёрной Спирали - подсказывая BSD'шникам особенно креативные способы отвратительных ублюдств. Основной целью Дома Леаннан является принесение в жертву всего нашего мира, чтобы открыть врата в Аркадию и свалить туда. Дом Айлил вообще не гнушается ничем в достижении поставленных целей, и если будет выгодно воспользоваться услугами, скажем, нефанди - никакие моральные принципы не остановят.
  Про thallain и adhene я бы промолчал, но всё-таки скажу, раз уж начал. Bogies, внешне напоминающие страшных бомжей с горящими глазами, имеют привычку похищать людей, убивать их и пожирать их кишки, не вытряхивая содержимое. Fir-bholgs представляют собой концентрированный страх человека перед тьмой ночных лесов и силой дикой природы, они вообще на мой взгляд являются чем-то вроде духов Импергиума, когда леса были смертью - но, как выясняется, не только от клыков Гару. А Naraka вернулись в Дриминг и Осенний Мир после гибели Равноса, неся в каждой из множества рук по острому клинку и вспоминая, что когда-то сидели в индийском аду и работали наказывателями грешников.
  Что касается премерзких поока-чайлдлингов, вымазанных вареньем с ног до головы, то... понимаете, к ним совершенно адекватное отношение. Их либо сажают в детский сад, либо избегают, либо хладнокровно уничтожают. В зависимости от настроения и принадлежности к тому или иному Двору, киту или Дому.
  Это Мир Тьмы. С хоррором всё в полном порядке.
  Просто в отличие от большей его части, он может быть не только лишь мерзким чернушным поганством, в котором нет нет никакой надежды. Он может быть ещё и сказкой. Даже эпической и героической.
  Степень мрачности и серьёзности происходящего устанавливается Сторителлером, игроками и персонажами. Если тошнотворный поока-чайлдлинг в качестве банка на Ensnare (Legerdemain 2), скажем, плюётся в жертву жвачкой, то пафосная ши-колдунья из Дома Эйлунед для достижения того же эффекта бросит в жертву лентой, вынутой из собственных роскошных чёрных волос, сопровождая ленту фразой типа "SIUME LAHRU TANEK KEREMOT" (Эношский язык), а вольный сатир просто заиграет на дудке, заставив корни деревьев изобразить из себя канаты.
  Не устаю повторять: если вас совершенно не прикалывают розовые кролики, молочные реки и кисельные берега, а также домики из кондитерских изделий и обитатели телевизионной программы "Улица Сезам" - не используйте их. Воздушные элементали, хитрые маленькие бесенята и прекрасные башни из слоновой кости, населённые мудрыми драконами и прекрасными принцессами - вполне адекватная замена для создания сказочной атмосферы.

Звёзды и полоски

  Систему C:TD писали американцы - люди, больные завышенным мнением о величии своей страны и всех её достижений. Вся эта фигня с War of Accordance - чистый американизм. Если водить по России и Европе, то нужно понимать, что в этих землях отношения между китами, между простолюдинами и нобилями, между летними и зимними феями - совершенно иные. Какие? А сами придумывайте. Но явно не во всём мире и не у всех древних фей бзик на демократию/диктатуру. В конце концов, ши тоже могут быть демократичными. А для многих простолюдинов совершенно нормально подчиняться своим прекрасным и могучим господам, это в их природе.

Tessarakonta

  Ещё одна частая претензия к C:TD - "да ну их нафиг, играть глюками, выдумками? Убожество какое, они ж неполноценные и вторичные." Не совсем так.
  Для тех, кто не читал кучу книг по C:TD, кратенько расскажу о том, как на самом деле устроен ваш любимый Мир Тьмы и почему просвещённые представители Двора Теней лишь злобно смеются от чистого сердца в предвкушении чего-то, когда их называют выдумками людей и неполноценными существами. Следует помнить, что эта история известна не всем феям подряд, а лишь самым крутым оккультистам, то есть не забывайте отфильтровывать метаигровую информацию.
  Когда-то, до всех этих Shattering'ов и Sundering'ов, все миры были одним. Умбра, Дриминг, Шэдоулэндс... всё было рядом. Все были в курсе. В те времена ощущалось активное присутствие двух чрезвычайно могучих народов - Tuatha de Danaan и Fomorians. Они вели воистину эпическую войну - войну за устройство мира. В последней из войн, которую kithain называют "War of Trees", а adhene - "Tessarakonta", победили Туатанцы.
  Туатанцы сражались за то, чтобы сделать людей хозяевами мира, сделать их первичными, а Дриминг и фей (тогда феи были созданиями Туатанцев и Фомориан) - вторичными. Фомориане бились за сохранение тогдашнего порядка: Дриминг - первичен, феи - боги, люди - никто. Почему Туатанцы хотели сдать права на управление миром людям? Нет канонического ответа, но можно придумать кучу собственных.
  А теперь осознайте.   Да - сейчас феи действительно являются вторичными. Они действительно зависят от людей, от их воображения и креативности.
  Но когда-то мир был устроен иначе.
  А конец света, как известно, просто невыносимо близок. И, как вы понимаете, концом света с точки зрения C:TD будет пробуждение Фомориан, уничтожение ими Туатанских прихвостней и... установление Фоморианской парадигмы. Мира кошмаров, из которого некуда будет просыпаться.
  Вот такова вот игра про "феечек" на самом деле. Кто-то ещё помнит о розовых кроликах?
Магическая система
  Магическая система второй редакции C:TD почти гениальна. Ну как всегда - великолепная идея, посредственное исполнение. Что же нужно править? Да мало что, если честно. Почти ничего. Нужно только убрать дурацкие ограничения вроде того, что Sovereign действует только на Actor и Fae, да добавить более-менее чёткие правила по созданию новых Артов помимо уже имеющихся - в правилах лишь сказано, что создавать Арты возможно, но как - не объясняется. Возможно стоит ввести легендарные Арты 6 уровня, наподобие вервольфовских Гифтов этого же уровня, ну, в качестве plot device у отдельных особо отмороженных личностей. И всё, пожалуй.

Кроссовер

  В Осеннем Мире феи куда слабее прочих его обитателей. Но если брать Мир Тьмы в целом - сейчас я имею в виду подключение Дриминга - они становятся чуть ли не самыми могущественными его обитателями. Кто ещё может похвастаться автоматическими успехами на весь дайспул при применении любой магической способности? А 13 Аппиарансом со специализацией Godlike? К сожалению, всё это действительно работает лишь in your dreams, так сказать, но есть, есть способы распространить мощное влияние Дриминга на Осенний Мир или затащить жертву в Дриминг, а там разобраться, но!
  Особенно примечательно, что это в общем-то никому не надо. Феи не относятся с агрессией к прочим обитателям Мира Тьмы. Им никто особо не мешает. И пусть бы только попробовали... итак, беглый анализ общих вариантов тотального кроссоверного мочилова.
  C:TD vs. V:TM - жаль кровососов. Ну правда, ну что они могут? Какой такой комбатный гангрель против огнедышащего дракона? Какой такой Вентру-манипулятор против Айлильского ши с его never botch subterfuge or politics rolls и -1 to all manipulation difficulties, со сравнимыми сверхъестественными возможностями?
  C:TD vs. W:TA - ну, известно, что вервольфы - это наиболее пригодные к любому конфликту существа Мира Тьмы. Но они легче других поддаются enchanting'у, то есть фактически склоняются к игре по правилам фей. Где тоже, безусловно, более чем способны - кринос и рэйдж никто не отменял, но... скажем так, феи - фактически единственные, кто может что-то противопоставить неудержимому боевому безумию Гару и, в отличие от остальных, имеют хоть какие-то шансы выйти из конфликта со щитом, а не на щите.
  C:TD vs. M:TA - вообще несерьёзно. Сводим мага с ума и он наш. В Дриминге Истинная Магия работает с гламурными глюками. Технократы? Высокая банальность? Скажите о том, что вы не верите в фей, всё тому же огнедышащему дракону, который совершенно непонятно откуда вдруг взялся и теперь целую сцену мечет пламя во все стороны.
  Помимо всего прочего у фей есть изумительное свойство - Mists. Туманы Забвения. Именно благодаря этим самым туманам все прочие сверхъестественные существа и уверены в том, что феи, если и были, то уже давно исчезли. Действует наподобие вервольфовского Delirium'а, но на всех, а не только на людей. Разве что Малкавиане имунны, но кто их будет слушать?
  И последнее - количество. Фей на порядок больше, чем любого другого вида сверхъестественных существ. И больше, чем всех сверхъестественных существ, вместе взятых. Феи повсюду. Их просто никто не видит, а они и не парятся.

Самая реалистичная система Мира Тьмы

  Да-да! Это она. Система про сказки и сны. Знаете, почему? Потому что она не пытается неуклюже заслать своих казачков во уже имеющуюся реальность, как это случилось с теми же вампирами, о чём нам давеча поведал коллега Абаш. Не нужно париться и объяснять, как это Маскарад не пал до сих пор, почему каэрн не видят лесники с вертолёта и как, блин, работают консенсус и энтропия.
  Достаточно просто рассказывать истории.