1
Авторские страницы / Re: Сырный домик
« : 04 Октября 2021, 19:19:38 »
Средства связи
Тем, кто не хочет преодолевать большие расстояния сам, а лишь общаться через них, викторианская эпоха принесла целый букет технологий, прежде еще слишком незрелых, чтобы использоваться повсеместно; кроме того, в эти времена зародились предпосылки для некоторых абсолютно новых приемов и устройств. Именно тогда стало возможным быстро пересылать сообщения как из одного конца города в другой, так и в цивилизованные уголки по другую сторону земного шара. И для смертных, и для Сородичей это новшество принесло одинаковую выгоду: теперь отпала надобность ждать дни, недели или даже месяцы, пока послание доставят по назначению в дальние дали, а потом еще столько же ждать ответа.
Телеграф
Эксперименты с похожими на телеграф устройствами начались еще в конце XVIII века [1], однако ни один из ранних прототипов не подходил для практического использования на больших расстояниях. Помимо всех прочих своих недостатков эти приборы требовали прокладки между отправителем и получателем сообщения 26 проводов - по количеству букв в [базовом латинском] алфавите. Протяжка столь толстых кабелей через город, уже не говоря о пространствах между континентами, обошлась бы в целое состояние и стала весьма трудным делом.
Решение проблемы нашлось в 1840-х годах, когда Сэмюэль Морзе представил составленный им код “точка-тире”, знакомый сейчас каждому; это позволило обойтись одним-единственным проводом, соединяющим отправителя и адресата. Этот последний, недостающий элемент наконец расставил все по полочкам, и вскоре новое средство связи опутало своей сетью весь мир. Телеграфные кабели протянулись, чтобы доставлять сообщения во все концы, часто повторяя маршруты железных дорог. В 1866 году была успешно завершена прокладка первого трансатлантического кабеля [2], что дало возможность наладить быструю связь между Британией и Северной Америкой. Очень быстро вслед за первым на морское дно опустились и другие кабели, и одновременно завершились амбициозные проекты по протяжке проводов по суше через континенты. К 1872 году уже можно было отправить послание из Лондона в австралийский Мельбурн. Через какие-то двадцать лет в цивилизованном мире осталось мало мест, куда бы не добралась сеть телеграфных проводов.
Телеграф, однако, не лишен своих сложностей. Чтобы отправить сообщение, требуется посетить телеграфную станцию. В Соединенных Штатах, к примеру, система телеграфного сообщения поначалу находилась в руках множества частных региональных компаний, но к 1880 году компания “Вестерн Юнион” заполучила в свои руки контроль над 80% сетей, объединив их в общую структуру преимущественно путем взаимовыгодных соглашений с хозяевами железных дорог, вдоль колей которых пролегали линии связи. В Британии и ее владениях Главный Почтамт принял бразды правления системой телеграфа в 1870 году. Итак, отправитель сообщения на станции пишет желаемое послание на бланке и платит за это сумму, зависящую от числа слов и расстояния до станции-получателя. Оператор телеграфа переводит текст в азбуку Морзе и отправляет его; в пункте назначения другой оператор преобразует полученный код обратно в читаемый текст, и телеграмма с получившимся сообщением доставляется адресату туда, куда указал отправитель. Послания, преодолевающие очень большие расстояния, могут на своем пути пройти одну или более промежуточных станций, но и на коротких расстояниях это средство связи не способно сохранить секрет: как минимум один человек прочитает его на каждой “остановке”.
Тем, кому требуется передать деликатные сведения - бизнесменам, дипломатам, шпионам и, конечно, Сородичам - требуются некие способы тайного сообщения посредством телеграфа. Очевидно, что шифрованные послания наверняка привлекли бы внимание, или даже пристальный взгляд властей и к отправителю, и к получателю, в особенности во времена политических и межнациональных трений. Поэтому организации и индивидуумы, нуждающиеся в передаче секретной информации, часто составляли целые системы кодовых фраз, кусочков невинно выглядящего текста, который, однако, будучи вставлен в обыкновенную телеграмму, донес бы заранее оговоренный смысл до адресата. К созданию, анализу и взлому подобных шифров привлекались лучшие аналитические умы эпохи.
Телефон
В 1873 году молодой канадский изобретатель по имени Александр Грэхем Белл начал экспериментировать с передачей нескольких телеграфных сообщений по одному проводу. Его задумка так называемого “гармонического телеграфа” так и не заработала должным образом. Однако возникшие в процессе идеи привели Белла к созданию куда более важного устройства, которое прославило его имя на весь мир.
Скорость, с которой телефон проделал путь от момента изобретения до коммерческого использования, заставила бы телеграфные сети устыдиться. Первая заявка Белла на патент была подана в начале 1876 года, и всего лишь через год с лишним изобретатель вместе с двумя деловыми партнерами создал первую телефонную компанию, предсказуемо названную его именем. К 1878 году в Соединенных Штатах Америки обслуживалось 10 755 аппаратов конструкции Белла, а к 1880 году их количество возросло до 133 тысяч.
Поначалу услуги компании сводились к соединению телефонных абонентов одной станции, что обычно означало возможность разговора в пределах одного города или области. Звонки обрабатывались операторами, сидевшими перед коммутаторами, и для соединения требовалось вручную вставить разъем кабеля в нужное гнездо, соответствующее номеру, куда абонент хотел дозвониться. Систему набора числового номера изобретут только через несколько десятилетий, а в описываемые времена человек, которому требовалось позвонить, в разговоре с оператором называл имя того, с кем желал пообщаться.
В 1885 году с созданием “Американской телефонной и телеграфной компании” родилась и такая сфера услуг, как обеспечение телефонной связи на дальние расстояния, а благодарить за это следует руководителя американской ветви компании Белла - Теодора Вейла. Под руководством этого человека система Белла была наконец доведена до ума: местные услуги предоставляли небольшие региональные лицензированные компании, оборудования производилось на заводах компании “Вестерн Электрик” (выкупленной у “Вестерн Юнион”), а собственно “АТ&Т” соединяла вызовы, поступавшие к операторам, так, чтобы любой абонент мог позвонить другому везде, где были доступны услуги предприятия Белла, независимо от расстояния. С появлением новых технологий и охватом новых территорий развитие телефонной связи продолжилось. К 1892 году компания Белла обслуживала 240 тысяч аппаратов.
В Британии, однако, освоение нового вида связи шло не столь астрономическими темпами. В 1878 году Белл основал “Телефон Компани Лимитед”, чтобы вывести на рынок свое изобретение и услуги по его использованию; его компанию быстро догнали несколько конкурентов, среди которых в 1881 году оказался и Королевский почтамт. И все равно к 1884 году в Британии насчитывалось всего около 13 тысяч аппаратов, большинство которых использовались для нужд правительственных учреждений и крупных предприятий, а остальные были установлены в домах богатых граждан. Но именно в этот год были сняты ограничения, ранее введенные Почтамтом, благодаря чему ситуация стала меняться. Появилось больше магистральных линий, обслуживающих звонки в черте города, и, что более важно для популяризации телефонной связи, первые “общественные телефонные станции”, или попросту платные аппараты, с помощью которых абсолютно любой человек мог вести беседу продолжительностью в три минуты за монету в два пенса.
С этого момента развитие телефонных услуг и телефонной сети в Британии ускорилось. В 1891 году подводные кабели связали Англию и Францию, что позволило делать звонки с Британских островов на континент. Затем (к 1895 году) магистральные линии дотянулись до Глазго, Белфаста и Дублина, а из этих узлов добрались и до меньших городов в соответствующих частях империи.
Беспроводной телеграф
Телеграф стал одним из первых новшеств, которое изобретатели попытались сделать беспроводным, а итогом стала технология, ныне всем известная как радио. В 1896 году итальянец Гульельмо Маркони продемонстрировал свою систему “телеграфа без проводов” Королевскому британскому почтамту - после того, как правительство его родины не выказало ни малейшего интереса к его трудам. Успешно передав информацию на расстояние в 300 ярдов, Маркони получил разрешение продолжить свои эксперименты, а заодно и финансовое обеспечение, и уже в следующем году основал собственное предприятие. К 1899 году Маркони сумел транслировать сигнал своего устройства через Ла-Манш.
Несмотря на то, что с точки зрения истории практическое применение технологии радио началось уже после описываемого данной книгой периода времени, нетрудно вообразить себе группу людей, занимающихся ее развитием несколькими годами раньше, вероятно, втайне и при помощи покровителей из числа Сородичей. Игроки и рассказчики, мыслящие в этом направлении, могут почитать про таких пионеров, как Генрих Рудольф Герц и Никола Тесла (не говоря уже о самом Маркони).
Прочие изобретения
Десятки других технологий в викторианскую эпоху либо сделали громадный шаг вперед в своем развитии, либо впервые увидели свет, однако большинство их лежат вне поля зрения нашей книги, так как вряд ли появятся в ролевой игре. Тем не менее среди них есть те, которые достойны отдельного упоминания - либо благодаря их повсеместному распространению, либо потому, что они потенциально способны повлиять на игру.
Отопление и освещение
Вампиру, может быть, тепло и не особенно-то требуется, однако в нем, безусловно, нуждаются любые его смертные слуги и компаньоны, живущие рядом. Существует также необходимость соблюдать некоторые приличия, особенно в городе, как небольшом, так и крупном. Рано или поздно соседи заметят, что в жилом доме из каминных труб не идет дым, к черному ходу не доставляют уголь для топки и тому подобное.
Многие старые дома постройки 1880-х и 1890-х годов, особенно расположенные в пригородах, еще полагаются на камины с дровами, однако уже существуют и применяются более современные системы обогрева помещений. Печи, сжигающие уголь, становятся обычным делом, и многие здания, особенно в крупных городах, уже оборудованы паровыми системами отопления. Чугунные радиаторы ставятся по всему дому и соединяются трубами друг с другом и с бойлером, который обыкновенно размещается в подвале и топится углем. Даже те Сородичи, кто не особенно интересуется достижениями прогресса, рады возможности отапливать свои дома, не подвергая себя опасности контакта с открытым пламенем.
Освещение в описываемый период времени также сделало значительный шаг вперед. Газовые светильники, впервые появившиеся на улицах Лондона в начале XIX века, стали обычным предметом обихода во многих общественных заведениях и все чаще встречаются в частных домах. Пусть они не до конца избавлены от рисков, связанных с огнем, но все же таят в себе как гораздо меньше угроз жилищу по сравнению с прежними способами освещения - свечами, масляными и керосиновыми лампами. Безопасные и практичные светильники, работающие без огня, появятся лишь с изобретением электрических ламп накаливания. В 1880-х годах на различных выставках прошло несколько впечатляющих публичных демонстраций возможностей электрического освещения, новейшие фонари загорелись в некоторых пригородных районах, однако все это не привело к немедленному массовому использованию технологии. Электрификация частных жилых домов начнется в 1890-х годах, а на то, чтобы провода дотянулись до деревень и сел, потребуется еще не один десяток лет.
Фотография
Искусство фотографии зародилось в 1820-х годах и поначалу требовало огромного, громоздкого, с трудом перемещаемого с места на место оборудования; к тому же на проявку снимка требовались долгие часы. Но за последовавшие десятилетия произошли быстрые и разительные улучшения: камеры стали более практичными, а изготавливаемые фотографии - качественнее и стабильнее. К 80-м годам XIX века этот вид искусства стал обретать современные черты. Камеры все еще были тяжелыми и хрупкими устройствами, а покрытые специальной эмульсией стеклянные пластины, используемые для фиксации изображения, - громоздкими и легко бьющимися, но эти последние теперь хотя бы были запущены в массовое производство. Фотография сделала переход от искусства, доступного лишь ограниченному числу подкованных в технике специалистов к занятию, в которое мог себе позволить окунуться любой, имеющий желание и определенные средства.
Еще одно усовершенствование привело фотографирование в массы в той форме, которая была одновременно доступна в экономическом плане и не требовала специфических или обширных познаний в технике. Американец Джордж Истмен [3] пришел к идее о нанесении сухой светочувствительной эмульсии не на жесткие стеклянные пластины, а на гибкий рулон целлулоидной пленки. В 1888 году он начал продавать свои фотокамеры с предустановленной внутри пленкой. Аппараты были запечатаны и после того, как рулончик внутри заканчивался, возвращались в компанию на обработку, почти как появившиеся в XXI веке “одноразовые” фотокамеры. Позже клиент получал назад свое устройство со свежим запасом пленки, а также отпечатанные снимки.
Много ли Сородичей испытывали желание стать папарацци? Вероятно, нет. Изобретение недорогой общедоступной фотокамеры представляет новую опасность для вампиров: теперь стало возможным получить документальное свидетельство их существования и деятельности. Одно дело - заморские сказки из уст истеричных очевидцев, вопли которых представители власти легко пропустят мимо ушей, и совсем иное - фотоснимок, который окажется куда более убедительным поводом для официального расследования.
Средства уничтожения
Огнестрельное оружие в викторианскую эпоху совершенствуется в двух своих ключевых характеристиках: дальности огня и скорострельности. Некоторый прогресс был достигнут также в способности боеприпасов того или иного калибра причинять бо́льший урон; в особенности это касается разрывных и прочих специализированных снарядов. Тем не менее при прямом попадании пуля викторианской эпохи убивает человека наповал точно так же, как это будет происходить в более поздние времена. Игрокам, привыкшим снабжать своих персонажей Последних Ночей огнестрельными игрушками, придется умерить свои ожидания насчет того, как часто и на какое расстояние их герои смогут стрелять в рамках игр по книге “Вампир: Викторианская эпоха”, а заодно не ждать, что жертва спокойно отнесется к полученному пулевому ранению.
Следует также сказать несколько слов касательно контроля за оборотом огнестрельного оружия в описываемые времена. А конкретно, три слова: “Никакого контроля нет”. Мысль о том, что правительство может и должно каким-либо образом ограничивать владение оружием и его использование людьми или организациями, к концу Сумеречной Эры еще не посетила светлые головы политиков. Разоружение пока что является уделом проигравших в войнах, но и оно прекращается ровно тогда, когда оказываются выполнены все условия репараций. Поэтому основные ограничения, касающиеся владения личным огнестрельным оружием, чисто практические: в первую очередь это финансовая возможность приобрести, например, пистолет и патроны к нему, способность защитить его от кражи, возможность носить оружие там, где захочется его использовать, и так далее. Полицейские Лондона безоружны, однако не по причине приверженности идее демилитаризации - они попросту не считают пистолеты полезными для своей работы.
Среди игроков начала XXI века, без сомнения, найдутся сторонники всех возможных взглядов на проблему контроля за оборотом оружия, а также на способы и необходимость ее решения. Держите в уме два основных момента. Во-первых, мир конца XIX столетия разительно отличается от современного мира. Во-вторых, каковы бы ни были ваши личные суждения, в те времена дело обстояло именно так, а не иначе. Персонажи, увлекающиеся политикой, могут ввязаться в постепенно нарастающие споры вокруг общественной безопасности, однако по определенным позициям ни одно из современных пониманий этой проблемы не соответствует тем, что остались в прошлом. Выступать за определенную политику или против нее в свете опыта другого столетия (опыта сложного и зачастую скудно документированного) - это нечто совершенно иное, нежели придерживаться определенной точки зрения, испытывая надежду на грядущее или страх перед ним.
Никто из тех, кому приходила в голову мысль об ограничении оборота оружия с помощью законов, не представлял себе мириады способов использования пистолетов и ружей, которые изобретут будущие поколения. В этом вопросе, а также в отношении прочих социальных проблем игроки должны подавлять желание наделить своих персонажей чудесным даром предвидения, так как в результате этого герой станет разделять мнения и заботы отыгрывающего его человека.
Стоит отметить, что в викторианскую эпоху люди свободно носят при себе не только огнестрельное оружие. Вышедшие в отставку армейские офицеры, а также аристократы могут носить шпаги (и обычно так и делают). Как правило, вне официальных церемоний это потайные клинки в тростях; но и те образчики, что джентльмены цепляют к поясам на балах, отнюдь не декоративные вещицы, и владельцы вполне могут использовать их для убийства. А уж нож можно найти в кармане представителя любого слоя общества: это не только оружие, но и универсальный инструмент, и столовый прибор (порой единственный имеющийся у бедняка).
Открытое ношение любого вида оружия на публике в обычных обстоятельствах может вызвать интерес у полицейских и очевидцев, даже если это законное право персонажа. Стражи порядка обладают обширными правами, в том числе арестовывать людей, которые, вероятно, могут стать виновниками каких-либо происшествий, а телохранители имеют практически ничем не ограниченное право решать, допускать кого-либо на оберегаемую ими территорию или нет. Неважно, насколько это законно, но герой, гуляющий по Хай-стрит за полночь со слоновьим ружьем в руках или с кавалерийской шашкой у пояса, может ожидать вопросов в свой адрес.
Огнестрельное оружие викторианской эпохи можно разделить на следующие категории:
Пистолеты. Это ручное оружие стреляет мягкими пулями различных калибров; в общем случае, чем больше калибр, тем больше урона наносит пуля. Старомодные ударно-спусковые пистолеты требуют сначала взвести курок вручную, а затем уже нажать на него, чтобы привести в действие ударник и выстрелить. К 1880-м годам такое оружие уже считается антиквариатом, но все же остается в ходу у тех, кому не по карману приобрести что-нибудь получше. Самовзводные пистолеты поднимают курок в верхнее положение и спускают его в одном последовательном действии, и стрелять из них можно так быстро, как только человек способен нажимать на спусковой крючок.
Винтовки. Оружие с длинным стволом, предназначенное для стрельбы пулями крупнее, чем у пистолетов, и поражать цель на бо́льшем расстоянии. Соответственно, и урона они наносят больше, однако при выстреле дают сильную отдачу. Это, в свою очередь, требует упора в плечо или на некую твердую опору, чтобы стрелок не упал.
Дробовики. Эти длинноствольные ружья стреляют капсулами с мелкими кусочками металла различного размера (дробью). Самые мелкие дробинки могут навредить лишь птицам и мелкой дичи, однако дробь большего размера способна нанести урон и человеку. У некоторых дробовиков один ствол, у других - два, из которых можно палить одновременно или по очереди.
Пулемет Гатлинга.[4] Первый в мире пулемет представлял собой единую систему быстро проворачивающихся на каркасе стволов, в которые втягивалась патронная лента. Патроны загонялись в стволы по одному и выстреливались по очереди. Урон, наносимый этим типом оружия в войнах конца XIX века, был невообразимым, и офицерский корпус еще просто не привык к тому, насколько смертоносной система Гатлинга была на поле боя. Тактические приемы вроде массированной атаки, и так-то с трудом работавшие против строя воинов с винтовками, превратились бы в кровавую баню, если вооружить защищающихся пулеметами Гатлинга.
Тонкое искусство исследования
Ролевая игра в историческом антураже бросает уникальный вызов как игрокам, так и рассказчикам. При отыгрыше полностью выдуманного сценария такие элементы сюжета, как история мира, технологии, социальные условия и все прочие точно так же могут быть вымышленными. Лучше, конечно, если все это составляет единую, связную систему, но в любом случае “реальность” такого сеттинга может произвольно меняться по решению рассказчика, а в идеале - и при посильном вкладе игроков.
“Основанные на истории” игры, однако, предполагают отчасти, что их атмосфера зиждется на “реальных” событиях, пусть и с включением некоторых фантастичных или противоречащих этой самой истории элементов, составляющих игровой базис. К примеру, нет никаких сведений о том, чтобы в Англии викторианской эпохи среди людей скрытно обитали вампиры, но ради увлекательной игры настоятельно рекомендуем вам на этот факт наплевать. Успех или неудача подобной игры в немалой степени зависит от того, насколько ее участникам удается соответствовать этому предположению, а также - что еще важнее - от договоренности игроков и рассказчика о том, насколько исторически точным должен быть отыгрыш. Если половина игроков рассчитывает на скрупулезно подготовленное, создающее эффект погружения в историческую среду путешествие в прошлое, а другая стремится затеять веселую возню в обстановке, лишь имитирующей былые времена, такая хроника, как пить дать, развалится через две-три сессии, если вообще протянет настолько долго.
Итак, если предположить, что вы и ваши игроки пришли к соглашению относительно своих ожиданий от игры (а также что все вы собираетесь отыграть хронику, больше похожую на передачи Исторического канала, а не на фильм “Бандиты во времени” [5]), с чего бы вы начали?
Поиск, поиск и снова поиск
Ну, о том, что написано в этом разделе, вы должны были уже догадаться. Какие источники использовать, насколько нужно доверять написанным в них сведениям и что делать в том случае, если сведения в нескольких из них (а то и во всех) разнятся.
Начать стоит с поиска в сети Интернет: там можно найти огромный объем информации, касающейся нужного отрезка времени - хотя большинство опубликованных там вещей имеют самое разное качество и степень достоверности. Существует множество страниц, посвященных тем или иным аспектам жизни в викторианскую эпоху, от приготовления пищи и стилей одежды до куда более заумных вещей. В некотором смысле это касается и других регионов и отрезков всемирной истории. Можно отыскать и несколько качественных порталов, посвященных истории в целом: они будут полезны как отправные точки для дальнейшего поиска, так и для того, чтобы осознать временной контекст вашей хроники - что случилось до сюжета игры и что произойдет потом.
Интернет имеет, однако, свои ограничения как источник информации. Трудно определить, насколько можно верить тому или иному сайту, даже если он оформлен в строгом академичном стиле, а после имени автора тянется долгий перечень ученых званий и заслуг. Кто угодно способен слепить на коленке сетевую страничку, выложить на ней собственные теории и заблуждения и преподнести все это как истину в последней инстанции. Если вам хочется обрести большую уверенность в источниках информации, следует предпринять путешествие в ближайшую библиотеку.
Большинство публичных библиотек или собраний книг в колледжах наверняка будут иметь приличную секцию, посвященную истории, а если рассматривать книгохранилища университетов или библиотек крупных городов, то там можно обнаружить обширнейшую коллекцию материалов на эту тему. Правда, тот факт, что текст отпечатан на бумаге, вовсе не дает ему гарантию стопроцентной достоверности, даже в сравнении с содержимым электронных страниц, но в этом случае гораздо легче узнать квалификацию автора и найти другие источники информации, ссылающиеся на его работу или критикующие ее. Кроме того, в книгах значительно чаще (по сравнению с Интернет-сайтами) размещена библиография, что позволит вам заглянуть в источник, который использовался при написании данного труда, и сделать из этого свои выводы.
А вот в другой книге сказано…
Собирая информацию для хроники, вы наверняка наткнетесь на расхождения и противоречия в сведениях, содержащихся в различных источниках. Такое происходит, даже если оба (или больше) источника одинаково благонадежны, и тому может быть несколько причин. Зачастую один документ составлен позже другого, и за это время были совершены некие открытия, заставившие переосмыслить какое-либо историческое событие или назначение артефакта. Автор более раннего текста был прав, основываясь на современных ему исследованиях, но с тех пор мнения, преобладающие в среде историков, изменились. В некоторых случаях описываемое явление настолько сложно или необычно, что различные предположения и догадки - все! - могут оказаться верными, до тех пор, пока вы помните, что ни одна из них не является всеобъемлющей.
Вера и сомнения в викторианской Англии - классический пример подобной ситуации. Уровень скепсиса по отношению к религиозной традиции в те времена, действительно, достиг неслыханных ранее высот, ведь наступила эпоха, когда люди открыто называли себя атеистами и материалистами - и так же верно то, что для социума была характерна беспрецедентная вера во всевозможные мистические истины. Случалось, что обе крайности совмещались в одном человеке - например, Гарри Гудини слыл непримиримым скептиком и критиком медиумов-мошенников, но сам в то же время всерьез пытался наладить надежную связь с умершими. Люди редко когда в одинаковой степени верят или не доверяют всем утверждениям подряд, а взгляды их со временем могут меняться: они получают новый опыт, старые воспоминания, которые влияли на их выбор в той или иной ситуации, тускнеют, наконец, просто меняется настроение. Итак, сомнения и вера цвели пышным цветом одновременно, и персонаж с избытком того или другого - довольно-таки обычное дело.
Может, однако, получиться и так, что автор одного из источников подробнее исследовал рассматриваемый вопрос или просто оказался лучше подготовлен к оценке данного исторического свидетельства, чем автор другого. Бывает трудно понять, какая из двух достойных во всех прочих отношениях книг содержит лучшее толкование нужного вам события, особенно если оба издания вышли в свет примерно в одно и то же время. Выход один - найти другие работы по данной теме, чтобы определить, чье же мнение преобладает в ученом сообществе, однако, прибегая к нему, стоит избегать ловушки: нужно убедиться, что библиографии этих самых других работ не ссылаются ни на одну из книг, между которыми вы выбирали изначально.
Хорошего понемножку
Хроника, основанная на исторических событиях, может оказаться успешной, а может очень быстро рассыпаться. Между двумя этими судьбами игры один шаг, суть которого - хорошая подготовка. Слишком много анахронизмов и неточностей могут разрушить настрой за игровым столом или довести ощущение неправдоподобия у игроков до предела. Если же рассказчик плохо знает эпоху, по которой ведет хронику, она выйдет плоской и бесцветной; в чем же смысл переноса игры в прошлое, как не в пробуждении атмосферы и таинственности былых времен?
Однако даже с исследованиями можно переборщить. Имеет ли значение для игроков, сколько латунных пуговиц было на мундире лондонского бобби, сшитом в том году, когда разворачивается ваша хроника? Важны ли им сведения о точном месте пребывания всех членов королевской семьи, взятые из исторических отчетов на конкретную дату? Вероятно, нет - но некоторые рассказчики (и даже игроки) порой чересчур увлекаются, стараясь в исторической игре Сделать Все Правильно и принося в жертву этому стремлению удовольствие от отыгрыша. Иными словами, теряя то, ради чего все и затевалось.
В конечном итоге, вашей целью должна быть не абсолютная историческая точность происходящего. Вы просто не сумеете ее достичь хотя бы потому, что для этого необходима машина времени. Что требуется на самом деле - так это ощущение правдоподобия. Вы должны чувствовать в процессе игры, что все идет как надо, даже если события не расписаны по минутам и до самой мельчайшей детали. Рассказчику вовсе не обязательно знать все о временном периоде, в который он погружает своих игроков; достаточно разбираться в нем достаточно хорошо, чтобы обрисовать участникам хроники точную картину повседневной жизни (или еженощной не-жизни) и суметь убедительно придумать те незначительные элементы, с которыми он незнаком. Если он сам и его игроки смогут поверить в “реальность” происходящего в сеттинге, значит, все получилось Нормально, и все сумеют заняться куда более важным делом - хорошо провести время в игре.
_______________
[1] Имеются в виду устройства, придуманные швейцарцем Жоржем-Луи Лесажем, испанцем Франциско де Сальва (электростатические телеграфы) и немцем Самуилом Земмерингом (электрохимический телеграф). В первой половине XIX века были также созданы телеграфные устройства на электромагнитном и электромеханическом принципах, патенты на них были выданы в Германии, Америке, Великобритании и России.
[2]Это была третья попытка проложить телеграфный кабель между двумя континентами. Первая (в 1856 году) окончилась неудачей, во второй раз (в 1858 году) кабель был проложен, но из-за плохой гидроизоляции действовал менее двух месяцев.
[3] Джордж Истмен (1854 - 1932) - американский изобретатель и предприниматель, основатель компании “Кодак”. Сначала придумал аппарат для массового нанесения фотоэмульсии на поверхность пластинок, а позже разработал принцип светочувствительной пленки, которая подходила к большинству современных ему устройств.
[4] Ричард Джордан Гатлинг (1818 - 1903) - американский врач и изобретатель. “Пулемет Гатлинга” - на самом деле не пулемет, а картечница (изготовка орудия для очередного выстрела в пулемете происходит автоматически, а в картечнице - с помощью мускульной силы стрелка или внешнего источника энергии). Устройство Гатлинга отличалось высокой скорострельностью (до нескольких тысяч выстрелов в минуту) и при этом практически не перегревалось - за цикл вращения стволы успевали охладиться.
[5] “Бандиты во времени” (1981) - фантастическая сказка (реж. Терри Гиллиам). По сюжету главный герой, мальчик Кевин, в компании волшебных существ отправляется в путешествие по различным историческим эпохам, от наполеоновских войн до Древней Греции.
//На этом книга "Викторианская эпоха: Помощник рассказчика" заканчивается. Единый перевод в виде документа по всем известным причинам выкладывать пока не стану, однако он ждет своих читателей
Тем, кто не хочет преодолевать большие расстояния сам, а лишь общаться через них, викторианская эпоха принесла целый букет технологий, прежде еще слишком незрелых, чтобы использоваться повсеместно; кроме того, в эти времена зародились предпосылки для некоторых абсолютно новых приемов и устройств. Именно тогда стало возможным быстро пересылать сообщения как из одного конца города в другой, так и в цивилизованные уголки по другую сторону земного шара. И для смертных, и для Сородичей это новшество принесло одинаковую выгоду: теперь отпала надобность ждать дни, недели или даже месяцы, пока послание доставят по назначению в дальние дали, а потом еще столько же ждать ответа.
Телеграф
Эксперименты с похожими на телеграф устройствами начались еще в конце XVIII века [1], однако ни один из ранних прототипов не подходил для практического использования на больших расстояниях. Помимо всех прочих своих недостатков эти приборы требовали прокладки между отправителем и получателем сообщения 26 проводов - по количеству букв в [базовом латинском] алфавите. Протяжка столь толстых кабелей через город, уже не говоря о пространствах между континентами, обошлась бы в целое состояние и стала весьма трудным делом.
Решение проблемы нашлось в 1840-х годах, когда Сэмюэль Морзе представил составленный им код “точка-тире”, знакомый сейчас каждому; это позволило обойтись одним-единственным проводом, соединяющим отправителя и адресата. Этот последний, недостающий элемент наконец расставил все по полочкам, и вскоре новое средство связи опутало своей сетью весь мир. Телеграфные кабели протянулись, чтобы доставлять сообщения во все концы, часто повторяя маршруты железных дорог. В 1866 году была успешно завершена прокладка первого трансатлантического кабеля [2], что дало возможность наладить быструю связь между Британией и Северной Америкой. Очень быстро вслед за первым на морское дно опустились и другие кабели, и одновременно завершились амбициозные проекты по протяжке проводов по суше через континенты. К 1872 году уже можно было отправить послание из Лондона в австралийский Мельбурн. Через какие-то двадцать лет в цивилизованном мире осталось мало мест, куда бы не добралась сеть телеграфных проводов.
Телеграф, однако, не лишен своих сложностей. Чтобы отправить сообщение, требуется посетить телеграфную станцию. В Соединенных Штатах, к примеру, система телеграфного сообщения поначалу находилась в руках множества частных региональных компаний, но к 1880 году компания “Вестерн Юнион” заполучила в свои руки контроль над 80% сетей, объединив их в общую структуру преимущественно путем взаимовыгодных соглашений с хозяевами железных дорог, вдоль колей которых пролегали линии связи. В Британии и ее владениях Главный Почтамт принял бразды правления системой телеграфа в 1870 году. Итак, отправитель сообщения на станции пишет желаемое послание на бланке и платит за это сумму, зависящую от числа слов и расстояния до станции-получателя. Оператор телеграфа переводит текст в азбуку Морзе и отправляет его; в пункте назначения другой оператор преобразует полученный код обратно в читаемый текст, и телеграмма с получившимся сообщением доставляется адресату туда, куда указал отправитель. Послания, преодолевающие очень большие расстояния, могут на своем пути пройти одну или более промежуточных станций, но и на коротких расстояниях это средство связи не способно сохранить секрет: как минимум один человек прочитает его на каждой “остановке”.
Тем, кому требуется передать деликатные сведения - бизнесменам, дипломатам, шпионам и, конечно, Сородичам - требуются некие способы тайного сообщения посредством телеграфа. Очевидно, что шифрованные послания наверняка привлекли бы внимание, или даже пристальный взгляд властей и к отправителю, и к получателю, в особенности во времена политических и межнациональных трений. Поэтому организации и индивидуумы, нуждающиеся в передаче секретной информации, часто составляли целые системы кодовых фраз, кусочков невинно выглядящего текста, который, однако, будучи вставлен в обыкновенную телеграмму, донес бы заранее оговоренный смысл до адресата. К созданию, анализу и взлому подобных шифров привлекались лучшие аналитические умы эпохи.
Телефон
В 1873 году молодой канадский изобретатель по имени Александр Грэхем Белл начал экспериментировать с передачей нескольких телеграфных сообщений по одному проводу. Его задумка так называемого “гармонического телеграфа” так и не заработала должным образом. Однако возникшие в процессе идеи привели Белла к созданию куда более важного устройства, которое прославило его имя на весь мир.
Скорость, с которой телефон проделал путь от момента изобретения до коммерческого использования, заставила бы телеграфные сети устыдиться. Первая заявка Белла на патент была подана в начале 1876 года, и всего лишь через год с лишним изобретатель вместе с двумя деловыми партнерами создал первую телефонную компанию, предсказуемо названную его именем. К 1878 году в Соединенных Штатах Америки обслуживалось 10 755 аппаратов конструкции Белла, а к 1880 году их количество возросло до 133 тысяч.
Поначалу услуги компании сводились к соединению телефонных абонентов одной станции, что обычно означало возможность разговора в пределах одного города или области. Звонки обрабатывались операторами, сидевшими перед коммутаторами, и для соединения требовалось вручную вставить разъем кабеля в нужное гнездо, соответствующее номеру, куда абонент хотел дозвониться. Систему набора числового номера изобретут только через несколько десятилетий, а в описываемые времена человек, которому требовалось позвонить, в разговоре с оператором называл имя того, с кем желал пообщаться.
В 1885 году с созданием “Американской телефонной и телеграфной компании” родилась и такая сфера услуг, как обеспечение телефонной связи на дальние расстояния, а благодарить за это следует руководителя американской ветви компании Белла - Теодора Вейла. Под руководством этого человека система Белла была наконец доведена до ума: местные услуги предоставляли небольшие региональные лицензированные компании, оборудования производилось на заводах компании “Вестерн Электрик” (выкупленной у “Вестерн Юнион”), а собственно “АТ&Т” соединяла вызовы, поступавшие к операторам, так, чтобы любой абонент мог позвонить другому везде, где были доступны услуги предприятия Белла, независимо от расстояния. С появлением новых технологий и охватом новых территорий развитие телефонной связи продолжилось. К 1892 году компания Белла обслуживала 240 тысяч аппаратов.
В Британии, однако, освоение нового вида связи шло не столь астрономическими темпами. В 1878 году Белл основал “Телефон Компани Лимитед”, чтобы вывести на рынок свое изобретение и услуги по его использованию; его компанию быстро догнали несколько конкурентов, среди которых в 1881 году оказался и Королевский почтамт. И все равно к 1884 году в Британии насчитывалось всего около 13 тысяч аппаратов, большинство которых использовались для нужд правительственных учреждений и крупных предприятий, а остальные были установлены в домах богатых граждан. Но именно в этот год были сняты ограничения, ранее введенные Почтамтом, благодаря чему ситуация стала меняться. Появилось больше магистральных линий, обслуживающих звонки в черте города, и, что более важно для популяризации телефонной связи, первые “общественные телефонные станции”, или попросту платные аппараты, с помощью которых абсолютно любой человек мог вести беседу продолжительностью в три минуты за монету в два пенса.
С этого момента развитие телефонных услуг и телефонной сети в Британии ускорилось. В 1891 году подводные кабели связали Англию и Францию, что позволило делать звонки с Британских островов на континент. Затем (к 1895 году) магистральные линии дотянулись до Глазго, Белфаста и Дублина, а из этих узлов добрались и до меньших городов в соответствующих частях империи.
Беспроводной телеграф
Телеграф стал одним из первых новшеств, которое изобретатели попытались сделать беспроводным, а итогом стала технология, ныне всем известная как радио. В 1896 году итальянец Гульельмо Маркони продемонстрировал свою систему “телеграфа без проводов” Королевскому британскому почтамту - после того, как правительство его родины не выказало ни малейшего интереса к его трудам. Успешно передав информацию на расстояние в 300 ярдов, Маркони получил разрешение продолжить свои эксперименты, а заодно и финансовое обеспечение, и уже в следующем году основал собственное предприятие. К 1899 году Маркони сумел транслировать сигнал своего устройства через Ла-Манш.
Несмотря на то, что с точки зрения истории практическое применение технологии радио началось уже после описываемого данной книгой периода времени, нетрудно вообразить себе группу людей, занимающихся ее развитием несколькими годами раньше, вероятно, втайне и при помощи покровителей из числа Сородичей. Игроки и рассказчики, мыслящие в этом направлении, могут почитать про таких пионеров, как Генрих Рудольф Герц и Никола Тесла (не говоря уже о самом Маркони).
Прочие изобретения
Десятки других технологий в викторианскую эпоху либо сделали громадный шаг вперед в своем развитии, либо впервые увидели свет, однако большинство их лежат вне поля зрения нашей книги, так как вряд ли появятся в ролевой игре. Тем не менее среди них есть те, которые достойны отдельного упоминания - либо благодаря их повсеместному распространению, либо потому, что они потенциально способны повлиять на игру.
Отопление и освещение
Вампиру, может быть, тепло и не особенно-то требуется, однако в нем, безусловно, нуждаются любые его смертные слуги и компаньоны, живущие рядом. Существует также необходимость соблюдать некоторые приличия, особенно в городе, как небольшом, так и крупном. Рано или поздно соседи заметят, что в жилом доме из каминных труб не идет дым, к черному ходу не доставляют уголь для топки и тому подобное.
Многие старые дома постройки 1880-х и 1890-х годов, особенно расположенные в пригородах, еще полагаются на камины с дровами, однако уже существуют и применяются более современные системы обогрева помещений. Печи, сжигающие уголь, становятся обычным делом, и многие здания, особенно в крупных городах, уже оборудованы паровыми системами отопления. Чугунные радиаторы ставятся по всему дому и соединяются трубами друг с другом и с бойлером, который обыкновенно размещается в подвале и топится углем. Даже те Сородичи, кто не особенно интересуется достижениями прогресса, рады возможности отапливать свои дома, не подвергая себя опасности контакта с открытым пламенем.
Освещение в описываемый период времени также сделало значительный шаг вперед. Газовые светильники, впервые появившиеся на улицах Лондона в начале XIX века, стали обычным предметом обихода во многих общественных заведениях и все чаще встречаются в частных домах. Пусть они не до конца избавлены от рисков, связанных с огнем, но все же таят в себе как гораздо меньше угроз жилищу по сравнению с прежними способами освещения - свечами, масляными и керосиновыми лампами. Безопасные и практичные светильники, работающие без огня, появятся лишь с изобретением электрических ламп накаливания. В 1880-х годах на различных выставках прошло несколько впечатляющих публичных демонстраций возможностей электрического освещения, новейшие фонари загорелись в некоторых пригородных районах, однако все это не привело к немедленному массовому использованию технологии. Электрификация частных жилых домов начнется в 1890-х годах, а на то, чтобы провода дотянулись до деревень и сел, потребуется еще не один десяток лет.
Фотография
Искусство фотографии зародилось в 1820-х годах и поначалу требовало огромного, громоздкого, с трудом перемещаемого с места на место оборудования; к тому же на проявку снимка требовались долгие часы. Но за последовавшие десятилетия произошли быстрые и разительные улучшения: камеры стали более практичными, а изготавливаемые фотографии - качественнее и стабильнее. К 80-м годам XIX века этот вид искусства стал обретать современные черты. Камеры все еще были тяжелыми и хрупкими устройствами, а покрытые специальной эмульсией стеклянные пластины, используемые для фиксации изображения, - громоздкими и легко бьющимися, но эти последние теперь хотя бы были запущены в массовое производство. Фотография сделала переход от искусства, доступного лишь ограниченному числу подкованных в технике специалистов к занятию, в которое мог себе позволить окунуться любой, имеющий желание и определенные средства.
Еще одно усовершенствование привело фотографирование в массы в той форме, которая была одновременно доступна в экономическом плане и не требовала специфических или обширных познаний в технике. Американец Джордж Истмен [3] пришел к идее о нанесении сухой светочувствительной эмульсии не на жесткие стеклянные пластины, а на гибкий рулон целлулоидной пленки. В 1888 году он начал продавать свои фотокамеры с предустановленной внутри пленкой. Аппараты были запечатаны и после того, как рулончик внутри заканчивался, возвращались в компанию на обработку, почти как появившиеся в XXI веке “одноразовые” фотокамеры. Позже клиент получал назад свое устройство со свежим запасом пленки, а также отпечатанные снимки.
Много ли Сородичей испытывали желание стать папарацци? Вероятно, нет. Изобретение недорогой общедоступной фотокамеры представляет новую опасность для вампиров: теперь стало возможным получить документальное свидетельство их существования и деятельности. Одно дело - заморские сказки из уст истеричных очевидцев, вопли которых представители власти легко пропустят мимо ушей, и совсем иное - фотоснимок, который окажется куда более убедительным поводом для официального расследования.
Средства уничтожения
Огнестрельное оружие в викторианскую эпоху совершенствуется в двух своих ключевых характеристиках: дальности огня и скорострельности. Некоторый прогресс был достигнут также в способности боеприпасов того или иного калибра причинять бо́льший урон; в особенности это касается разрывных и прочих специализированных снарядов. Тем не менее при прямом попадании пуля викторианской эпохи убивает человека наповал точно так же, как это будет происходить в более поздние времена. Игрокам, привыкшим снабжать своих персонажей Последних Ночей огнестрельными игрушками, придется умерить свои ожидания насчет того, как часто и на какое расстояние их герои смогут стрелять в рамках игр по книге “Вампир: Викторианская эпоха”, а заодно не ждать, что жертва спокойно отнесется к полученному пулевому ранению.
Следует также сказать несколько слов касательно контроля за оборотом огнестрельного оружия в описываемые времена. А конкретно, три слова: “Никакого контроля нет”. Мысль о том, что правительство может и должно каким-либо образом ограничивать владение оружием и его использование людьми или организациями, к концу Сумеречной Эры еще не посетила светлые головы политиков. Разоружение пока что является уделом проигравших в войнах, но и оно прекращается ровно тогда, когда оказываются выполнены все условия репараций. Поэтому основные ограничения, касающиеся владения личным огнестрельным оружием, чисто практические: в первую очередь это финансовая возможность приобрести, например, пистолет и патроны к нему, способность защитить его от кражи, возможность носить оружие там, где захочется его использовать, и так далее. Полицейские Лондона безоружны, однако не по причине приверженности идее демилитаризации - они попросту не считают пистолеты полезными для своей работы.
Среди игроков начала XXI века, без сомнения, найдутся сторонники всех возможных взглядов на проблему контроля за оборотом оружия, а также на способы и необходимость ее решения. Держите в уме два основных момента. Во-первых, мир конца XIX столетия разительно отличается от современного мира. Во-вторых, каковы бы ни были ваши личные суждения, в те времена дело обстояло именно так, а не иначе. Персонажи, увлекающиеся политикой, могут ввязаться в постепенно нарастающие споры вокруг общественной безопасности, однако по определенным позициям ни одно из современных пониманий этой проблемы не соответствует тем, что остались в прошлом. Выступать за определенную политику или против нее в свете опыта другого столетия (опыта сложного и зачастую скудно документированного) - это нечто совершенно иное, нежели придерживаться определенной точки зрения, испытывая надежду на грядущее или страх перед ним.
Никто из тех, кому приходила в голову мысль об ограничении оборота оружия с помощью законов, не представлял себе мириады способов использования пистолетов и ружей, которые изобретут будущие поколения. В этом вопросе, а также в отношении прочих социальных проблем игроки должны подавлять желание наделить своих персонажей чудесным даром предвидения, так как в результате этого герой станет разделять мнения и заботы отыгрывающего его человека.
Стоит отметить, что в викторианскую эпоху люди свободно носят при себе не только огнестрельное оружие. Вышедшие в отставку армейские офицеры, а также аристократы могут носить шпаги (и обычно так и делают). Как правило, вне официальных церемоний это потайные клинки в тростях; но и те образчики, что джентльмены цепляют к поясам на балах, отнюдь не декоративные вещицы, и владельцы вполне могут использовать их для убийства. А уж нож можно найти в кармане представителя любого слоя общества: это не только оружие, но и универсальный инструмент, и столовый прибор (порой единственный имеющийся у бедняка).
Открытое ношение любого вида оружия на публике в обычных обстоятельствах может вызвать интерес у полицейских и очевидцев, даже если это законное право персонажа. Стражи порядка обладают обширными правами, в том числе арестовывать людей, которые, вероятно, могут стать виновниками каких-либо происшествий, а телохранители имеют практически ничем не ограниченное право решать, допускать кого-либо на оберегаемую ими территорию или нет. Неважно, насколько это законно, но герой, гуляющий по Хай-стрит за полночь со слоновьим ружьем в руках или с кавалерийской шашкой у пояса, может ожидать вопросов в свой адрес.
Огнестрельное оружие викторианской эпохи можно разделить на следующие категории:
Пистолеты. Это ручное оружие стреляет мягкими пулями различных калибров; в общем случае, чем больше калибр, тем больше урона наносит пуля. Старомодные ударно-спусковые пистолеты требуют сначала взвести курок вручную, а затем уже нажать на него, чтобы привести в действие ударник и выстрелить. К 1880-м годам такое оружие уже считается антиквариатом, но все же остается в ходу у тех, кому не по карману приобрести что-нибудь получше. Самовзводные пистолеты поднимают курок в верхнее положение и спускают его в одном последовательном действии, и стрелять из них можно так быстро, как только человек способен нажимать на спусковой крючок.
Винтовки. Оружие с длинным стволом, предназначенное для стрельбы пулями крупнее, чем у пистолетов, и поражать цель на бо́льшем расстоянии. Соответственно, и урона они наносят больше, однако при выстреле дают сильную отдачу. Это, в свою очередь, требует упора в плечо или на некую твердую опору, чтобы стрелок не упал.
Дробовики. Эти длинноствольные ружья стреляют капсулами с мелкими кусочками металла различного размера (дробью). Самые мелкие дробинки могут навредить лишь птицам и мелкой дичи, однако дробь большего размера способна нанести урон и человеку. У некоторых дробовиков один ствол, у других - два, из которых можно палить одновременно или по очереди.
Пулемет Гатлинга.[4] Первый в мире пулемет представлял собой единую систему быстро проворачивающихся на каркасе стволов, в которые втягивалась патронная лента. Патроны загонялись в стволы по одному и выстреливались по очереди. Урон, наносимый этим типом оружия в войнах конца XIX века, был невообразимым, и офицерский корпус еще просто не привык к тому, насколько смертоносной система Гатлинга была на поле боя. Тактические приемы вроде массированной атаки, и так-то с трудом работавшие против строя воинов с винтовками, превратились бы в кровавую баню, если вооружить защищающихся пулеметами Гатлинга.
Тонкое искусство исследования
Ролевая игра в историческом антураже бросает уникальный вызов как игрокам, так и рассказчикам. При отыгрыше полностью выдуманного сценария такие элементы сюжета, как история мира, технологии, социальные условия и все прочие точно так же могут быть вымышленными. Лучше, конечно, если все это составляет единую, связную систему, но в любом случае “реальность” такого сеттинга может произвольно меняться по решению рассказчика, а в идеале - и при посильном вкладе игроков.
“Основанные на истории” игры, однако, предполагают отчасти, что их атмосфера зиждется на “реальных” событиях, пусть и с включением некоторых фантастичных или противоречащих этой самой истории элементов, составляющих игровой базис. К примеру, нет никаких сведений о том, чтобы в Англии викторианской эпохи среди людей скрытно обитали вампиры, но ради увлекательной игры настоятельно рекомендуем вам на этот факт наплевать. Успех или неудача подобной игры в немалой степени зависит от того, насколько ее участникам удается соответствовать этому предположению, а также - что еще важнее - от договоренности игроков и рассказчика о том, насколько исторически точным должен быть отыгрыш. Если половина игроков рассчитывает на скрупулезно подготовленное, создающее эффект погружения в историческую среду путешествие в прошлое, а другая стремится затеять веселую возню в обстановке, лишь имитирующей былые времена, такая хроника, как пить дать, развалится через две-три сессии, если вообще протянет настолько долго.
Итак, если предположить, что вы и ваши игроки пришли к соглашению относительно своих ожиданий от игры (а также что все вы собираетесь отыграть хронику, больше похожую на передачи Исторического канала, а не на фильм “Бандиты во времени” [5]), с чего бы вы начали?
Поиск, поиск и снова поиск
Ну, о том, что написано в этом разделе, вы должны были уже догадаться. Какие источники использовать, насколько нужно доверять написанным в них сведениям и что делать в том случае, если сведения в нескольких из них (а то и во всех) разнятся.
Начать стоит с поиска в сети Интернет: там можно найти огромный объем информации, касающейся нужного отрезка времени - хотя большинство опубликованных там вещей имеют самое разное качество и степень достоверности. Существует множество страниц, посвященных тем или иным аспектам жизни в викторианскую эпоху, от приготовления пищи и стилей одежды до куда более заумных вещей. В некотором смысле это касается и других регионов и отрезков всемирной истории. Можно отыскать и несколько качественных порталов, посвященных истории в целом: они будут полезны как отправные точки для дальнейшего поиска, так и для того, чтобы осознать временной контекст вашей хроники - что случилось до сюжета игры и что произойдет потом.
Интернет имеет, однако, свои ограничения как источник информации. Трудно определить, насколько можно верить тому или иному сайту, даже если он оформлен в строгом академичном стиле, а после имени автора тянется долгий перечень ученых званий и заслуг. Кто угодно способен слепить на коленке сетевую страничку, выложить на ней собственные теории и заблуждения и преподнести все это как истину в последней инстанции. Если вам хочется обрести большую уверенность в источниках информации, следует предпринять путешествие в ближайшую библиотеку.
Большинство публичных библиотек или собраний книг в колледжах наверняка будут иметь приличную секцию, посвященную истории, а если рассматривать книгохранилища университетов или библиотек крупных городов, то там можно обнаружить обширнейшую коллекцию материалов на эту тему. Правда, тот факт, что текст отпечатан на бумаге, вовсе не дает ему гарантию стопроцентной достоверности, даже в сравнении с содержимым электронных страниц, но в этом случае гораздо легче узнать квалификацию автора и найти другие источники информации, ссылающиеся на его работу или критикующие ее. Кроме того, в книгах значительно чаще (по сравнению с Интернет-сайтами) размещена библиография, что позволит вам заглянуть в источник, который использовался при написании данного труда, и сделать из этого свои выводы.
А вот в другой книге сказано…
Собирая информацию для хроники, вы наверняка наткнетесь на расхождения и противоречия в сведениях, содержащихся в различных источниках. Такое происходит, даже если оба (или больше) источника одинаково благонадежны, и тому может быть несколько причин. Зачастую один документ составлен позже другого, и за это время были совершены некие открытия, заставившие переосмыслить какое-либо историческое событие или назначение артефакта. Автор более раннего текста был прав, основываясь на современных ему исследованиях, но с тех пор мнения, преобладающие в среде историков, изменились. В некоторых случаях описываемое явление настолько сложно или необычно, что различные предположения и догадки - все! - могут оказаться верными, до тех пор, пока вы помните, что ни одна из них не является всеобъемлющей.
Вера и сомнения в викторианской Англии - классический пример подобной ситуации. Уровень скепсиса по отношению к религиозной традиции в те времена, действительно, достиг неслыханных ранее высот, ведь наступила эпоха, когда люди открыто называли себя атеистами и материалистами - и так же верно то, что для социума была характерна беспрецедентная вера во всевозможные мистические истины. Случалось, что обе крайности совмещались в одном человеке - например, Гарри Гудини слыл непримиримым скептиком и критиком медиумов-мошенников, но сам в то же время всерьез пытался наладить надежную связь с умершими. Люди редко когда в одинаковой степени верят или не доверяют всем утверждениям подряд, а взгляды их со временем могут меняться: они получают новый опыт, старые воспоминания, которые влияли на их выбор в той или иной ситуации, тускнеют, наконец, просто меняется настроение. Итак, сомнения и вера цвели пышным цветом одновременно, и персонаж с избытком того или другого - довольно-таки обычное дело.
Может, однако, получиться и так, что автор одного из источников подробнее исследовал рассматриваемый вопрос или просто оказался лучше подготовлен к оценке данного исторического свидетельства, чем автор другого. Бывает трудно понять, какая из двух достойных во всех прочих отношениях книг содержит лучшее толкование нужного вам события, особенно если оба издания вышли в свет примерно в одно и то же время. Выход один - найти другие работы по данной теме, чтобы определить, чье же мнение преобладает в ученом сообществе, однако, прибегая к нему, стоит избегать ловушки: нужно убедиться, что библиографии этих самых других работ не ссылаются ни на одну из книг, между которыми вы выбирали изначально.
Хорошего понемножку
Хроника, основанная на исторических событиях, может оказаться успешной, а может очень быстро рассыпаться. Между двумя этими судьбами игры один шаг, суть которого - хорошая подготовка. Слишком много анахронизмов и неточностей могут разрушить настрой за игровым столом или довести ощущение неправдоподобия у игроков до предела. Если же рассказчик плохо знает эпоху, по которой ведет хронику, она выйдет плоской и бесцветной; в чем же смысл переноса игры в прошлое, как не в пробуждении атмосферы и таинственности былых времен?
Однако даже с исследованиями можно переборщить. Имеет ли значение для игроков, сколько латунных пуговиц было на мундире лондонского бобби, сшитом в том году, когда разворачивается ваша хроника? Важны ли им сведения о точном месте пребывания всех членов королевской семьи, взятые из исторических отчетов на конкретную дату? Вероятно, нет - но некоторые рассказчики (и даже игроки) порой чересчур увлекаются, стараясь в исторической игре Сделать Все Правильно и принося в жертву этому стремлению удовольствие от отыгрыша. Иными словами, теряя то, ради чего все и затевалось.
В конечном итоге, вашей целью должна быть не абсолютная историческая точность происходящего. Вы просто не сумеете ее достичь хотя бы потому, что для этого необходима машина времени. Что требуется на самом деле - так это ощущение правдоподобия. Вы должны чувствовать в процессе игры, что все идет как надо, даже если события не расписаны по минутам и до самой мельчайшей детали. Рассказчику вовсе не обязательно знать все о временном периоде, в который он погружает своих игроков; достаточно разбираться в нем достаточно хорошо, чтобы обрисовать участникам хроники точную картину повседневной жизни (или еженощной не-жизни) и суметь убедительно придумать те незначительные элементы, с которыми он незнаком. Если он сам и его игроки смогут поверить в “реальность” происходящего в сеттинге, значит, все получилось Нормально, и все сумеют заняться куда более важным делом - хорошо провести время в игре.
_______________
[1] Имеются в виду устройства, придуманные швейцарцем Жоржем-Луи Лесажем, испанцем Франциско де Сальва (электростатические телеграфы) и немцем Самуилом Земмерингом (электрохимический телеграф). В первой половине XIX века были также созданы телеграфные устройства на электромагнитном и электромеханическом принципах, патенты на них были выданы в Германии, Америке, Великобритании и России.
[2]Это была третья попытка проложить телеграфный кабель между двумя континентами. Первая (в 1856 году) окончилась неудачей, во второй раз (в 1858 году) кабель был проложен, но из-за плохой гидроизоляции действовал менее двух месяцев.
[3] Джордж Истмен (1854 - 1932) - американский изобретатель и предприниматель, основатель компании “Кодак”. Сначала придумал аппарат для массового нанесения фотоэмульсии на поверхность пластинок, а позже разработал принцип светочувствительной пленки, которая подходила к большинству современных ему устройств.
[4] Ричард Джордан Гатлинг (1818 - 1903) - американский врач и изобретатель. “Пулемет Гатлинга” - на самом деле не пулемет, а картечница (изготовка орудия для очередного выстрела в пулемете происходит автоматически, а в картечнице - с помощью мускульной силы стрелка или внешнего источника энергии). Устройство Гатлинга отличалось высокой скорострельностью (до нескольких тысяч выстрелов в минуту) и при этом практически не перегревалось - за цикл вращения стволы успевали охладиться.
[5] “Бандиты во времени” (1981) - фантастическая сказка (реж. Терри Гиллиам). По сюжету главный герой, мальчик Кевин, в компании волшебных существ отправляется в путешествие по различным историческим эпохам, от наполеоновских войн до Древней Греции.
//На этом книга "Викторианская эпоха: Помощник рассказчика" заканчивается. Единый перевод в виде документа по всем известным причинам выкладывать пока не стану, однако он ждет своих читателей