5
« : 16 Марта 2024, 15:11:18 »
Спасибо Рокси, нашел еще одну интересную и весьма необычную повесть. Речь о "Курочка, открой дверь" Михаила Лазарева, и эпиграф, как и название, честно говоря, настраивали на какой-то цирк абсурда.
"Спасибо, пчёлы. Без вас я бы никогда не дописал" (с)
У меня, впрочем, поначалу возникло подозрение, что благодарить надо грибы, а также иные вещества, натолкнувшие автора на этот сюжет. Пока я не понял, что весь сюр - в каком-то смысле осознанный ход, попытка сделать произведение, которое кажется то ли стебом, то ли бредом, а в действительности является последовательно и серьезно выстроенной Лавкрафтовской историей. Нет, не в плане неживого языка изложения и тварей со щупальцами, а именно на уровне концепции, идеально передавшей ужас жизни в мире, где человек никогда не был центром вселенной. Но обо всем по порядку...
Фермер Прохор начинает замечать, что из курятника каждую неделю исчезают несколько кур. Замки в порядке, курятник цел, а птицы пропадает. Когда охотничий пес, оставленный сторожить, найден едва живой и поседевший за ночь, фермер понимает, что дело тут не в обычном воровстве. Он и приглашенный милиционер остаются вместе дежурить, и то, что начинается как деревенская байка постепенно начинает набирать обороты и развиваться в нечто более серьезное.
Прохор сходит с ума, страдая от галлюцинаций - или же его разум так пытается интерпретировать вещи, которые человек не может осознать в силу их чуждости? А попытка не играть в персонажа ужастиков и дать максимальную огласку привлекает внимание властей, журналистов, церкви, военных... и иных существ, давно знающих о ситуации и имеющих на неё свои виды. Масштаб растет с каждой главой, и жанр меняется снова и снова. Хоррор с ожиданием ночи и поиском похитителя переходит в правительственные заговоры, потом в идеи культов, давно правящих миров, а после взрывается безумными и нарастающими в плане экшена и масштаба боями с участием мутировавших нелюдей. На фоне всего этого Прохор просто хочет выжить и спасти свою семью - но возможно ли это? Потому что там, где приходит трансформирующий своего очередного избранника чудовищный Пресветлый и появляется Багровый Ангел, оставляющий свои страшные дары, невозможно уцелеть человеку...
Концовка, которая, казалось бы, не могла заинтриговать еще больше, вознесла историю чуть ли не до эпоса - и выдала чистейшего, свободного от всякой внешней атрибутики Лавкрафта. Того, где страшны не убийства (хотя резни в книги будет не просто много, а больше чем во многих боевиках), а мир, где человек обречен быть слугой или букашкой рядом с играми и войнами всесильных и лишенных людской морали монстров. И, собирая в финале весь пазл, я с восторгом понял, что именно к этому все шло с первых страниц и только так и могло все логически закончится.
Великолепная повесть, отлично притворяющаяся кошмарной фантазией безумца.