Вопрос, который мне хотелось бы обсудить в этой теме, заключается в том, как присутствующие относятся к историко-бытовому реализму в играх по Миру Тьмы. В данном случае, речь идет не столько о соблюдении законов физики или химии (будем честны, тем, кто любит соблюдать их в играх лучше подходят другие системы
), а использовании реальных исторических событий, воспроизведении особенностей той или иной эпохи, а также следовании существующим бытовым реалиям на игровом уровне. В частности, меня интересует, как вы относитесь к данным моментам в играх, и считаете ли вы их благом или же, скорее, недостатком.
Со своей стороны я могу привести два примера, иллюстрирующие то, о чем я хотел бы поговорить в данной теме. В силу профессиональных моментов я достаточно плотно занимаюсь историей XIX и XX века, и поэтому нередко стараюсь привязать свои игры к определенному историческому контексту (в отличие от абстрактного "конец 90ых - начало 2000-ых"). Особенно меня интересует период между началом Первой и завершением Второй мировой войны, а также 60ые-70ые годы прошлого века, в контексте которых происходит большая часть наших игр. Большинство игроков, которые играли у меня, с интересом отнеслись к подобной особенности хроник, если не считать отдельных случаев, когда предложенная тематика вызывала активное неприятие (один из игроков, к примеру, отказался принимать участие в игре по WtO, тематика которой была связана с Холокостом, кое-кто наотрез отказался играть по 1917-1921, если в партии будет кто-то, отыгрывающий "красного" персонажа и т.д.). Тем не менее, в целом эта практика оставила у меня положительные впечатления, позволяя лучше привязать события игры к существующим реалиям, вызывая большую эмоциональную реакцию, и, наконец, инициируя нечто вроде диалога между игроками и Рассказчиком, когда в ходе игры формируется более многоуровневая оценочная позиция.
С другой стороны, использование бытовых моментов современности вызвало у большей части моих игроков (да и у меня, если на то пошло) сильное отторжение. Одной из причин этого стало то, что элементы Мира Тьмы, помещенные в хорошо знакомые реалии, выглядели там исключительно чужеродно и глупо (Вентру Юзек, Грызущий Кость дворник Мачек, Ши Божена и фригольд Замковая Гора с входом возле ивы рядом с табличкой "Закрытая зона" в лучшем случае вызывают смех). Еще хуже, впрочем, выглядели игры, действием которых становилась Россия (не все, естественно, а те, в которых мне довелось поучаствовать).
На мой взгляд, главная проблема с "повседневным бытом" в хрониках заключается в том, что знакомые реалии сильно подрывают suspension of disbelief, выбивая игроков из колеи, вместо того, чтобы способствовать отыгрышу (у меня сложилось впечатление, что большинству из тех, с кем я играл, сложнее было хотя сделать вид, что они верят в существование вампиров или оборотней где-то рядом с собой, чем сымитировать веру в вампиров в абстрактном американском городе N). В отдельных случаях на это еще накладывается активное отторжение своего быта, который набил оскомину в реальной жизни, и который не хочется переносить в игру.