1
Личное / Re: Закуток за книжным шкафом
« : 08 Сентября 2024, 19:45:31 »
📋 Тодд Кейслинг «Девилз-Крик»
Аннотация к этой книге сообщает о некоем сгинувшем культе безымянного бога, о страшных тайнах прошлого, шестерке выживших детей и о том, что однажды все возвращается. В первые три предложения аннотации уместился пересказ первой, вводной части книги, описывающей события, заложившие основу того, что будет происходить в остальных частях. И да, мне это оказалось интересно, вопреки некоторым попыткам автора интерес во мне придушить.
Начну, пожалуй, с того, что в этой книге слишком много... лиц. Не то чтобы действующих, но все же лиц. Шестеро выросших детей культа и Райли, сын одного из них, это понятно. Они - основа повествования. Но есть еще приятели и неприятели этих семерых, включая: местного шерифа; продюссера местной радиостанции; диджея оттуда же; подельника одного из "детей", свернувшего на кривую дорожку; и даже просто случайных людей, например местного городского сумасшедшего или подружки престарелой соседки одного из "шестерки". С одной стороны такое количество персонажей, выступающих в качестве "камеры" для читателя должно более наглядно показать масштаб происходящих событий. Но лично я во всех этих людях довольно быстро и безнадежно запуталась. В книге пять частей и двадцать шесть глав, каждая из которых разбита на пронумерованные отрывки, и часто мы смотрим на город и события новыми глазами. Причем после прочтения стало понятно что часть этих отрывков можно было убрать, без особого вреда для сюжета. Но было хотя бы не скучно.
Надо отдать должное - работа была проведена не то чтобы кропотливая, но по крайней мере старательная. Все эти отсылки к антропологии, раскопкам индейских захоронений и капищ. Но эти отсылки, к сожалению никуда не ведут. Такое ощущение, что вместо того, чтобы копать вглубь, Тодд Кейслинг копал вширь, распределяя свой сюжет все более тонким слоем по большой площади.
В результате, много вопросов осталось висеть в воздухе. Например. Джейкоб действительно так боялся своих отступников, разрушивших его планы в восьмидесятых, что разрешил себе возродиться только после смерти последнего из них? Серьезно? С кем именно заключила договор бабушка Джека Тремли? Отсылки к Лавкрафту и Кроули это конечно, прекрасно, но можно чуть подробней? И, в конце концов, с чего все началось на самом деле? Не "с игры в покер", как утверждает Тодд Кейслинг, а в более давние времена. Эта жижа и все что с ней связано не народилась сама по себе, в книге проговаривается, что в этом месте приносились жертвы и раньше. Но тварь что, просто выбиралась, съедала всех до кого могла дотянуться и уходила переваривать? То есть речь не о божестве, а о неведомой зверушке? Причем тут индейцы? И так далее.
И да. Лавкрафт. Местами эта история основательно попахивает лавкрафтианой, особенно в некоторых описаниях. Упоминаются так же Мискатоникский университет, Некрономикон, Тайны Червя и прочие плоды трудов ГФЛ. Но все же Тодд Кейслинг пытается удержать баланс между Лавкрафтом и ужастиками категории В, где, за неимением возможности вызвать ужас, пытаются надавить хотя бы на отвращение. Не то чтобы в книге такой прием использовался так уж часто, но он там есть. А еще Тодд Кейслинг как будто боится описывать некоторые сцены. Обрывает повествование, как говорится, "на самом интересном месте", что бы потом вкратце рассказать о произошедшем в прошедшем времени. Или даже спойлерит. Например, сообщает, что вот этот персонаж, который сейчас действующее лицо, до рассвета не доживет. А потом показывает этого уже мертвого персонажа глазами другого. Искренне не понимаю зачем так делать.
После всего вышесказанного, может сложиться впечатление, что книга мне наотрез не понравилась. Но нет. Просто такой подробный обзор нюансов занял много места. Эта книга - хорошая литературная версия качественного ужастика категории В. В которую действительно вложили много сил, это чувствуется. Но еще чувствуется, что заложенный в эту историю потенциал не удалось реализовать до конца. И это обидно.
Аннотация к этой книге сообщает о некоем сгинувшем культе безымянного бога, о страшных тайнах прошлого, шестерке выживших детей и о том, что однажды все возвращается. В первые три предложения аннотации уместился пересказ первой, вводной части книги, описывающей события, заложившие основу того, что будет происходить в остальных частях. И да, мне это оказалось интересно, вопреки некоторым попыткам автора интерес во мне придушить.
Начну, пожалуй, с того, что в этой книге слишком много... лиц. Не то чтобы действующих, но все же лиц. Шестеро выросших детей культа и Райли, сын одного из них, это понятно. Они - основа повествования. Но есть еще приятели и неприятели этих семерых, включая: местного шерифа; продюссера местной радиостанции; диджея оттуда же; подельника одного из "детей", свернувшего на кривую дорожку; и даже просто случайных людей, например местного городского сумасшедшего или подружки престарелой соседки одного из "шестерки". С одной стороны такое количество персонажей, выступающих в качестве "камеры" для читателя должно более наглядно показать масштаб происходящих событий. Но лично я во всех этих людях довольно быстро и безнадежно запуталась. В книге пять частей и двадцать шесть глав, каждая из которых разбита на пронумерованные отрывки, и часто мы смотрим на город и события новыми глазами. Причем после прочтения стало понятно что часть этих отрывков можно было убрать, без особого вреда для сюжета. Но было хотя бы не скучно.
Надо отдать должное - работа была проведена не то чтобы кропотливая, но по крайней мере старательная. Все эти отсылки к антропологии, раскопкам индейских захоронений и капищ. Но эти отсылки, к сожалению никуда не ведут. Такое ощущение, что вместо того, чтобы копать вглубь, Тодд Кейслинг копал вширь, распределяя свой сюжет все более тонким слоем по большой площади.
В результате, много вопросов осталось висеть в воздухе. Например. Джейкоб действительно так боялся своих отступников, разрушивших его планы в восьмидесятых, что разрешил себе возродиться только после смерти последнего из них? Серьезно? С кем именно заключила договор бабушка Джека Тремли? Отсылки к Лавкрафту и Кроули это конечно, прекрасно, но можно чуть подробней? И, в конце концов, с чего все началось на самом деле? Не "с игры в покер", как утверждает Тодд Кейслинг, а в более давние времена. Эта жижа и все что с ней связано не народилась сама по себе, в книге проговаривается, что в этом месте приносились жертвы и раньше. Но тварь что, просто выбиралась, съедала всех до кого могла дотянуться и уходила переваривать? То есть речь не о божестве, а о неведомой зверушке? Причем тут индейцы? И так далее.
И да. Лавкрафт. Местами эта история основательно попахивает лавкрафтианой, особенно в некоторых описаниях. Упоминаются так же Мискатоникский университет, Некрономикон, Тайны Червя и прочие плоды трудов ГФЛ. Но все же Тодд Кейслинг пытается удержать баланс между Лавкрафтом и ужастиками категории В, где, за неимением возможности вызвать ужас, пытаются надавить хотя бы на отвращение. Не то чтобы в книге такой прием использовался так уж часто, но он там есть. А еще Тодд Кейслинг как будто боится описывать некоторые сцены. Обрывает повествование, как говорится, "на самом интересном месте", что бы потом вкратце рассказать о произошедшем в прошедшем времени. Или даже спойлерит. Например, сообщает, что вот этот персонаж, который сейчас действующее лицо, до рассвета не доживет. А потом показывает этого уже мертвого персонажа глазами другого. Искренне не понимаю зачем так делать.
После всего вышесказанного, может сложиться впечатление, что книга мне наотрез не понравилась. Но нет. Просто такой подробный обзор нюансов занял много места. Эта книга - хорошая литературная версия качественного ужастика категории В. В которую действительно вложили много сил, это чувствуется. Но еще чувствуется, что заложенный в эту историю потенциал не удалось реализовать до конца. И это обидно.