Почитал книги по ролевой системе "Нефилим".
Плюсы:
1. Отличный сеттинг в духе "Культа", представляющий и борьбу тайных сект, управляющих человеческой историей, и безумную, но яркую смесь элементов космологии. Читать метаплот воистину интересно: тут у нас много уникальных моментов вроде самоорганизующихся потоков эфира, создавших вселенную (никаких богов и демиургов), магических потоков разных планет, формирующих различные события (чего стоят динозавры, шедшие по пути ментальной эволюции из-за влияния Луны), и магии, основанной на детализированных оккультных практиках вперемешку с идеей стихий планет (Как будто Культ с его церемониальной магией встречается с Сейлормун). Сами Нефилим, представляющие собой создателей человечества и вечно то правящие, то воющие, то заключающие с ним соглашения позволяют насладиться отличной "тайной историей мира".
2. Система хорошо пойдет всем любителям новых Мумий и старых Падших или Подменышей. В сущности, Нефилимы - те же духи, завладевшие телами в попытке достичь раскрытия своего духовного потенциала. Они перерождаются, меняя тела вновь и вновь, участвуя в важных исторических событиях (большинство из которых сами и организовали - Христос, например, был Нефилим) и используют своих последователей и культы, чтобы манипулировать миром через эпохи. При этом размах сил и то, что Нефелим не утрачивают опыт своих прежних воплощений, позволяет использовать систему как игру за богов (большинство которых и были масками для Нефилим).
3. Изобилие течений, подходов к человечеству, антагонистов и своей роли позволяет создать персонажа на любой вкус и играть в любую эпоху.
Минусы:
4. Это система Хаосиума, то есть процентники, много таблиц, еще больше цифр, броски на любой чих. Как и в их же "Зове Ктулху" старых редакций, иногда читать это все куда легче, чем пытаться персонажа накидать без калькулятора.
5. Описания временами сводятся к повторению и так понятных вещей по пять раз и двусмысленности там, где она не нужна. Некоторые моменты слишком размыты, стиль подачи материала плохой. С самого начала нас заваливают терминами, описания которых можно найти лишь через 20-30 страниц. Отсылки к таблицам, разбросанным по всей книге, тоже не радуют. Видно, что пытались изложить детально, но не всегда это хорошо выходило.
6. Игра обо всем и ни о чем. То есть конфликты видны, мотивация персонажей и сторон тоже, но Нефилим занимают слишком широкую нишу из-за своих возможностей. Ими можно отыгрывать все от отношений с семьей захваченного тела до возведения культа имени себя и попыток направить будущее страны по собственному маршруту, но система не пытается дать какие-то точки опоры. Общая идея с духовным совершенствованием и овладением желанной для всех Нефилим магической энергией Солнца служит мотивом всей истории, однако когда доходит до практической реализации всего этого, возникает слишком много вопросов.
Иными словами, очень хорошая серия книг, чтобы почитать метаплот. Но, как по мне, для игр она тяжеловесна, если не любите старую школу с их вечным "бросьте 3к6".