Левиафан: Буря – весьма неплохой фанатский проект. Начатый во времена первой редакции Хроник Тьмы, он настолько сильно предсказал Бестий, что создатели линейки, скорее всего, что-то почерпнули оттуда. Потом была попытка перевести его на рельсы второй редакции, которую фанаты уже доделывали коллективно – автор свой проект давно не развивает. Тем не менее, по отзывам игравших, даже имеющееся вполне работает, хотя и сыровато.
Левиафаны – потомки древних морских божественных чудовищ калибра Ктулху и Кракена. Некогда мир был Первозданным Океаном, в сердце которого обитала мать монстров Тиамат. Бог Мардук убил прародительницу чудовищ, и из тела её сотворил небеса и землю. Появилось человечество, но дети Тиамат, божественные Предтчечи, наплодили свое потомство, охотящееся на людей. Для защиты первобытные племена склонились перед Предтечами, и многие смешали свою кровь с ними, став доверенными культистами.
Чудовищные боги тысячи лет правили миром, но со временем человечество восстало под опекой Мардука и иных сил. Оно изгнало монстров в Разлом – реальность, бывшую могилой Тиамат, где многоярусный мир океанов и островов граничит с безумствующей бурей (Здравствуй, «Призрак: Забвение»). Остатки монстров и культов скрылись в удаленных уголках Земли, где и существуют поныне.
Именно в этих древних семействах чаще всего рождаются Левиафаны. Впрочем, за тысячи лет кровь Предтеч разошлась по миру и может пробудиться в любом человеке. Левиафаны от рождения ничем не отличаются от людей, однако в какой-то момент начинают преображаться. Это не единичный процесс – странные силы просыпаются и затихают месяцами или годами, пока Левиафан не признает всей душой пугающую правду. Он не человек, а наследник свергнутых древних богов, который должен занять их место в современном мире.
Главной проблемой для отношений Левиафана с людьми является След. Всех Левиафанов окутывает аура, растущая с годами на мили вокруг. Попавшие в этот радиус люди ощущают себя в тени чего-то страшного, от которого надо держаться подальше. Когда Левиафан напрямую обращается к ним, подсознание кричит, что надо уступить. Разговоры затихают в его присутствии, соседи разъезжаются, близкие разрываются между страхом разозлить и желанием убраться подальше. Механически это или рутинные броски на запугивание, либо силовое открытие Дверей при социальных маневрах. Плюс в пределах Следа все броски на потерю Целостности идут со штрафом, и при неудаче человек может превратиться в Возлюбившего.
Возлюбившие – фанатики, одержимые Левиафаном. Из них формируется культ, потому что оставлять их самих по себе опасно в силу не самого адекватного поведения. Свалить куда-то в глушь, где никому не навредит След, Левиафан не может – без контакта с людьми он быстро деградирует в безмозглое чудовище. Приходится искать баланс, правя тайными культами Возлюбивших, потому что открыто объявить себя богом Левиафан не может.
В мире осталось слишком много враждебных сил, включая учеников Мардука, которые не какие-нибудь там охотники с дробовиками. Эти крутые ребята умеют заставлять энергию своих добродетелей питать фантастические изобретения – представьте себе Технократию, скрещенную с Обществом Святого Леопольда. Орбитальные базы, лазерные пушки и боевые мехи как-то существуют за кадром человечества, и тут уже проблема к сеттингу. А еще есть Судьи, несущие благую весть и наделенные божественной силой, причем чьей – хороший вопрос. Самсон, Соломон, Геракл, Гильгамеш, Моисей – это примеры Судей, и масштаб сил у них тоже соответствующий.
Часть Возлюбивших, с которыми обращаются слишком по скотски, мутируют в Ахабов, названных в честь капитана из «Моби Дика». Они тоже одержимы Левиафанами – точнее желанием поубивать их всех. Есть Атоллы – люди, которые своей симпатией дарят Левиафану покой, а сами неподвластны Следу. Красавица и чудовище, похищенные драконами принцессы произошли отсюда, только вот эти «принцессы» быстро понимают, что Левиафан зависим от них, и учатся манипулировать. Ручной полубог с культом фанатиков – это же круто? Есть и совсем поехавшие крышей Возлюбившие, считающие, что их божество должно жить для его же безопасности на цепи, пока они будут качать из него силы. Это как раз бывает, если плодишь Возлюбивших, а потом не хочешь ими заниматься.
Наконец, есть гибриды – те потомки Предтеч, которые не стали Левиафанами, но и людьми быть перестали. «Это же фоморы!», хочется сказать сразу по прочтению, потому что гибриды - многочисленные деградировавшие мутанты, отличающиеся плодовитостью и способностью скрещиваться друг с другом, порождая новые монструозности. Ходят легенды о Предтечах земли и небес, со своими аналогами Левиафанов, и разные криптиды могут быть их детищами. Со всем этим приходится иметь дело, так что желание Левиафанов не отсвечивать без необходимости вполне понятно.
Но уж другие-то Левиафаны нам помогут, верно? Да не особо: все они движимы животной жаждой близости со своими сородичами и божественным стремлением доминировать над своим видом. Левиафанов влечет друг другу, однако оказавшись вместе, они тут же начинают выяснять, кто здесь главный бог. Сблизившиеся Левиафаны всегда отличаются бурными отношениями, напоминая группу подростков на пике полового созревания.
Социальная структура такого вида основана на таксах и когортах, хотя есть и более сложная структура Легиона. Такса – это просто собрание местных Левиафанов, где они обмениваются новостями. Когорта – аналог котерии, работающей вместе. В силу вышеперечисленного, многие когорты распадаются через год-два, однако некоторые находят баланс между желанием быть рядом и указывать остальным, как им поступить. Одним из примеров такого механизма является четкое распределение лидерства: один член когорты главный при работе с людьми, другой указывает в вопросах безопасности, третий все решает в вопросах исследований. Такие сплоченные когорты могут объединить культы и обрести поистине колоссальное влияние в регионе.
Еще выше находятся Легионы – это глобальные сообщества, связанные общей идеей. Книга не приводит никаких примеров Легионов, но в принципе это феодальная структура, охватывающая целые страны, где у каждого есть вассалы и сеньор, а также свой домен.
Все Левиафаны делятся на семейства, восходящие к одному из семи Предтеч, хотя есть множество иных, угасших в истории, но иногда проявляющихся отдельными необычными Левиафанами. Семейство влияет на набор характерных сил и типаж – в основе разделения лежат семь грехов, хотя связь скорее стилистическая, чем прямая. Кроме того, существуют Школы – идеи того, к чему необходимо стремиться. Это не какие-то секты вампиров, скорее Пути Просветления, если искать аналоги. Одна Школа учит править людьми, другая – развивать новые технологии, третья – возвращаться к первобытным порядкам и т.д. В целом Школы и семьи прописаны не очень хорошо, как по мне, но общие направления дают. Финалом является обретение своего места в мире: местная Голконда, избавляющая от диких позывов или Следа и т.п.
Но что же могут Левиафаны, кроме как давить людей Следом? Менять свое обличье на чудовищное, причем при должных затратах, увеличивая размер вплоть до уровня Годзиллы. Есть семь стадий превращений, каждая крупнее и чудовищней прежней. На каждой последующей многие силы действуют все мощнее… и мне это не понравилось. Серьезно, даже оборотней с пятью формами было много, а запоминать механику семи обличий для меня просто лишняя головная боль.
Кроме того, у них есть целый набор сил, отсылающий к разной лавкрафтовщине и божественности. Силы читерские, местами сильно поломанные, но стильные. Проблема в механике, которая еще и отдельно работает на каждой форме трансформации. Без справочника под рукой запоминать это нереально, как по мне.
Для всего этого они тратят Ихор, которые добывается разными способами. Можно окунуться на часик в естественный водоем: все Левиафаны обитают рядом с реками, озерами или морями. Культ дает Ихор каждый день, и визиты в Разлом тоже пополняют его запас. Можно получать Ихор через доминирование над Возлюбившими, мучая их. Можно также поддаться звериным позывам и уничтожить какую-то вещь Размера 5 или человека. Но два последних метода вызывает проверки на деградацию.
Последняя представляет собой две крайности, между которых балансирует Левиафан. На одной он скатывается в неразумное чудовище, а другая превращает его в темное божество, которое плевать хотело на нужды других. Для каждой крайности есть свои триггеры, что напоминает механику тех же оборотней второй редакции. Идеалом, разумеется, является балансировать посредине: обе крайности враждебны другим Левиафанам и неиграбельны. Школы помогают восстанавливать баланс через определенные действия.
У Левиафанов есть и аналог безумия: стресс может вызвать частичные неконтролируемые превращения или нападения на источник раздражения. Именно поэтому когорты редко удерживаются вместе: пара нечаянно сказанных слов может превратить семейную ссору в битву двух кайдзю.
Воля восстанавливается через две роли, соответствующие звериному и божественному поведению. Гуманных среди них нет, лишь более и менее чудовищные: примерами звериного могут быть Разрушитель или Людоед, а божественных Судья или Матриарх. Как тут играть в баланс, если подавление этих ролей тоже может вызвать проверку на безумие, я не понял – по мне следовало бы делать их типажами поведения при приближениями к одной из крайностей, но никак не источником Воли.
Мимоходом говорится, что Левиафаны бессмертны, если не будут убиты. Тут я снова растерялся – в середине третьей главы узнаю то, что никак не вяжется с сеттингом. Говорилось, что всего их племени более 5000 на планету. Но в главах семейств указано, что рождаются Левиафаны обычно по несколько в одной из древних семей, в пределах пары поколений, то есть кровные родственники-Левиафаны не редкость. Прибавим одиночек, рождающихся в обычных семьях. И тут такое малое число, да еще и при бессмертии – что-то явно не продумано. Может они в итоге переселяются в Разлом, если не сумели продвинуться в достижении своего духовного поиска?
Запретами для них выступают электричество и знак Мардука. Последний я бы заменил на огонь, потому что в тему конфликта дикости и цивилизации и стихии воды он подходит больше. Пускай даже в этой версии знак Мардука знают все, потому что в любом фильме про морское чудовище он есть из-за учеников Мардука, все равно огонь мне нравится больше.
Что печально, Разлом практически не описан: там странно, там полно монстров, там много воды, но это практически все, что о нем можно сказать. Еще сложнее представить мир людей, где все это происходит незаметно. По мне сеттинг должен напоминать мир с Привязанными в «Демон: Падшие» в последние годы до Судного Дня.
Все это показывает, что потенциал у фанатов был огромный, и многие идеи действительно хороши. Но механику надо очень часто править напильником, а сеттинг писать самому, меняя многие вещи. Местами мне понравилось больше Бестий, но местами я понимал, что это скорее зарисовка разных идей, не всегда хорошо работающих вместе.