Сразу начну с небольшого дисклеймера: Основной целью темы мне видится не меряние тем, чье Дао круче - Лемке или Скемпа (Скепм таки рулит, будем честны
), а нечто вроде попытки объективного сравнения. Ниже я изложу свои мысли - буду рад услышать комментарии и поправки.
CtD превосходит CtL в плане...
...прописанного сеттинга. Нехорошо начинать сравнение с ИМХО, но, на мой взгляд, сеттинг CtD (под которым я понимаю непосредственное описание Мира Осени, предложенное с точки зрения фей) выглядит предпочтительнее сеттинга CtL. Сразу скажу, впрочем, что это сугубо персональное мнение, основанное на том, что мне банально легче отталкиваться от уже имеющихся описаний для того, чтобы делать что-то свое, тогда как кого-то другого это теоретически может сковывать.
...прописанной космологии. Опять же ИМХО, но Греза выглядит интереснее и разнообразнее Hedge в двух аспектах - она более подробно прописана (на мой вкус) и четко вписана в общую космологию. Для Нового Мира Тьмы подобная задача не стояла, но наличие подобных взаимосвязей для меня скорее плюс, чем минус.
...возможностей для доработки напильником. Сразу скажу, что это самый спорный момент, но у меня сложилось впечатление, что CtD таки легче подстраивать под какие-то свои цели, чем CtL в силу более четкой тематичности и ориентированности на внутренний мир персонажа последней линейки (сформулируем так: в CtD больше всего и практически нет каких-либо ограничений или же они очень размыты, что позволяет при желании собрать очень много разного). Хотя, вполне возможно, что мы просто больше играли по CtD, чем по CtL из-за предпочтений игроков, и поэтому попробовали больше интересных вариантов там.
CtD уступает CtL в плане...
...системы китов. Честно говоря, базовые представления о китах в CtD до сих пор вызывают желание из разряда "Сделайте меня развидеть это". В последующих книгах это пытались улучшить, максимально расширив базовые киты, но они все равно выглядят слишком узкими и просто-таки взывают к напильнику. Попытки исправить ситуацию путем изготовления китов по географическому признаку ненамного улучшают общую картину, местами вступая в полное противоречение с уже существующими моментами (главное противоречие касается того, идет ли разделение по географическому или "идеальному" признаку). В этом плане система CtL выглядит гораздо стройнее и рациональнее.
...общего стиля линейки. Как я уже писал кое-где, CtD в плане стиля кидало во все возможные стороны, в результате чего в одной книге предлагалось играть в волшебную сказку, в другой - нечто Толкин-style, в третьей - бороться с глобализацией и высмеивать бездуховность. CtL более четко выдержана и следует общей теме, что не может не радовать.
...фейских способностей. Система Искусств CtD вызывает где-то аналогичные с случае первым пунктом чувства, причиной чему то, что большая часть Искусств требует максимального приложения творческих сил со стороны игрока для успешной утилизации, тогда как остальные или слишком слабые, или же наоборот - несбалансированно сильные ("А теперь я вызову орду призрачных воинов, и они убьют всех сверхнатуралов в городе"). Другие способности выглядят более рабочими, но внимание на них мало акцентировано, и их редко замечают и уж тем более используют. В этом плане CtL опять же выглядит более сбалансированной и разумной.
CtD не стоит сравнивать CtL в плане...
...общей концепции, которая абсолютно разная в обоих случаях. В первом случае предлагается играть феями, изменившимися в результате пребывания в Мире Осени (но при этом оставшимися бессмертными духами фантазии, которые, в сущности своей, нифига не человечны, и в основном только играют роль людей).
Во-втором случае речь идет о людях, изменившихся в результате пребывания в Аркадии (но при этом оставшихся людьми, пускай даже страдающими теми или иными психическими расстройствами и моральными травмами).
...общего настроения, которое также абсолютно различное. В CtL, как уже не раз упоминалось, Madness регулярно перекрывает Beutiful, особенно, если речь идет о базовой книге. Характеризуя же CtD, стоит отметить, что оно таки действительно Game of Modern Fantasy (с ударением на слово "Modern", Леголаса с длинными кудрями и споры о том, кто сегодня будет Гимли), хотя периодически у меня возникает желание обозвать ее Game of Magic Nostalgia, ибо где-то как-то оно об этом...