Разница между религиямиВуду.
Сантерия.
Кандомбле. Культы Шанго.
Палой Майомбе.
Обеа. Все эти – и другие – религии разработаны среди рабов, забранных из племен йоруба, эве и фон из Западной Африки. Даже если бы у нас было в 10 раз больше места, мы бы не смогли составить всеобъемлющие – или даже относительно связные – историю и описания каждого из этих верований. А потому большая часть этой дискуссии обобщена, чтобы применить ее ко всем ним. Детали, относящиеся к конкретным верам даются лишь там, где это жизненно необходимо для понимания самой уанги. Все, кому стало интересно узнать больше – смело продолжайте свои собственные исследования.
И все-таки необходимо предпринять кое-какие усилия, чтобы объяснить разницу между разными верованиями, ведь разные ориши и духи этих религий призываются во время применения уанги. Мы обсудим (очень кратко) вуду, сантерию и Пало Майомбе – три наиболее распространенные и часто практикуемые афро-карибские религии. Хотя бразильское кандомбле не менее распространено, оно очень тесно связано с сантерией – разница лежит, в основном, в мелких деталях, написании и произношении. Для каждой из вер мы перечисляем горстку её лоа/оришей/энкиси/духов. Это – лишь мельчайшие выборки, ведь некоторые из этих религий признают буквально тысячи божественных посланников, но для начала хватит и этого.
Вуду
Вуду (иногда пишется как вудун) возникло на острове Сан-Доминго, ныне известном как Гаити. Гаитянский вудун больше всего повлияло на американский центры «вуду» вроде Нового Орлеана, и именно эта система чаще всего изображается (обычно неверно) Голливудом.
У вуду меньше связей с народом йоруба, чем у других обсуждаемых религий, зато его корни уходят и к йоруба, и к фон и к нескольким другим племенам Западной Африки. Те, кто практикуют вуду называются сервитьерами. Жрецы вуду зовутся хунганами (мужчины) или мамбо (женщины). Кульминации многих церемоний вуду включают в себя одержимость хунгана (или другого верующего) тем лоа, к которому взывали – это называется быть «оседланным» лоа. Лоа в вуду делятся на семейства, называемые нанчонами. Рада лоа более благодушны (но это не обязательно делает их добрыми). Петро лоа – более мрачные, жестокие духи. Третий нанчон – геде лоа, ассоциируемые со смертью и действующие где-то между крайностями Рада и Петро. Многие лоа имеют множество воплощений, пересекающие разграничения семейств.
Вудуистское имя Олодумаре, единого Бога – Бондьё.
Некоторые из важнейших лоа в вуду:
ЛегбаВероятно, величайший из лоа, Легба – одна из древнейших мировых сил. Он представляет солнце, несущее жизнь. Легба стоит на страже перекрестком между этим и иным мирами. А потому все молитвы лоа сначала должны пройти через него, ведь у него есть власть позволить или отказать лоа ответить. Легба появляется в виде мужчины, переживший свой физический расцвет. Многие сервитьеры боятся, что раз его сила иссыхает, а влияние угасает, Карриенфур (петро лоа, воплощающий тени и тьму) возвысится, став новым стражем перекрестков. Исключительно, если не бескрайне, ведающий, Легба в чем-то пророк, хотя то, что он видел и то, что открывает другим не обязательно одинаковы. Легбу чаще всего ассоциируют со Святым Петром.
ДамбаллаТакже известный как Дамбалла-ведо, это один из древнейших лоа, появившийся, как говорят некоторые, при сотворении самой вселенной. Дамбалла – великий Змей. Он ассоциируется со стабильностью и мудростью и воспринимается как как отец многими его последователями. Он обладает огромным терпением, хотя его ярость, если ее пробудить, ужасающа. Его ассоциируют с радугой, что часто спадает из владений его жены, Айдо-веды. Дамбаллу чаще всего ассоциируют со Святым Патриком.
Барон СамедиБарон – самый могущественный аспект семейства смерти геде. Барон Самеди – покровитель кладбищ, и говорится, что ни один человек не умрет прежде, чем Барон отмерит и подготовит его могилу. Часто появляющийся в официальном костюме, впечатляющем цилиндре и тростью, Барон Самеди известен своими вульгарными шутками и замечаниями. Он любит крепкие напитки, содержащие ром с 21 острым перчиком, вымоченным в нем. Барон Самеди женат на Маман Бриджит. Поскольку повелитель смерти часто воспринимается не только как забирающий жизни, но и как лекарь, его часто ассоциируют со Святым Жераром.
ЭрзулиНебольшое святилище Эрзули, одного из популярнейших лоа, можно найти почти в любом хунфоре. Это лоа любви, человеческой красоты и, в меньшей степени, покровитель искусств. Многие сервитьеры взывают к Эрзули чаще, чем к любым другим лоа. Хотя у неё и есть несколько аспектов – некоторые из которых даже принадлежат к семейству петро – обычно она считается единым лоа, а не собранием связанных духов. В её красоте, однако, можно заметить оттенки грусти, будто бы нечто ценное навеки утеряно. Эрзули ассоциируется с Девой Марией.
Сантерия
Сантерия зародилась среди рабов Кубы, хотя с тех пор она распространилась далеко за пределы этой островной страны. Она часто практикуется среди кубинцев американского юга и её популярность также высока среди других сегментов латиноамериканского сообщества. Большинство практикующих сантерию также преданные католики, не видящие никаких противоречий в исповедовании обеих религий. Занимающиеся магией в сантерии называются сантеро (мужчины) или сантера (женщина). Жрецы сантерии именуются бабалоас. Сантерия более сконцентрирована на гадании, нежели вуду и, в некоторой степени, менее сфокусирована на одержимости. Подношения оришам называются эббо и должны представлять собой истинные (хотя не обязательно великие) жертвоприношения со стороны молящегося.
Некоторые из оришей:
ЭлеггуаЭлеггуа открывающий все двери и хранитель всех тайн. Он прозревает будущее без гаданий и пророчеств. Он – посланник Бога и других оришей. Хотя он всегда справедлив, его действия могут казаться непредсказуемыми и жестокими из-за того, что истинный размах его правосудия скрыт от глаз человечества. Он известен тем, что создает невзгоды человечеству и считается чем-то вроде неисправимого шутника. Его ассоциируют с судьбой не меньше, чем с правосудием. Элеггуа считается воплощением или Святого Антония Падуанского, или Святого Младенца Аточского.
ОггунОдин из наиболее часто вызываемых оришей, Оггун олицетворяет собою итогу работы и человеческих усилий (а среди не-мёртвых, и Сородичей). Оггун воплощает дихотомию созидания и разрушения, энергии и насилия, контролируемой и грубой сил. Один из старейших оришей, он – божественный металлург, обитающий в лесах, что также попадают под его обширную сферу влияния. У него взрывной характер, но он еще и чрезвычайно упорен. Быстрый на гнев, но медленно признающий ошибки. Чаще всего его ассоциируют с Апостолом Петром, и еще – со Иоанном Крестителем и Георгом Победоносцем.
ШангоШанго – ориша огня, грома и молнии. Он воплощает чистую, дикую мощь. Бури, якобы, вызваны тем, что Шанг скачет по небесам на своем огромном белом жеребце. Он также воплощает страсть и мужественность, и к этой его стороне взывают верующие куда чаще, чем к элементальной. И, наконец, он покровительствует физической активности, от танцев и до ведения войн. Шанго чаще всего связывают с Варварой Илиопольской, Георгием Победоносцем и Святым Патриком. В некоторых частях Южной Африки и Карибских островов, Шанго (или, в зависимости от региона, Чанго) часто поклоняются, выделяя его среди прочих оришей, а различные верования и культы посвящены исключительно ему.
ОшунПокровительница речных вод, Ошун является воплощением любви и сексуальности и именно к ней чаще всего обращаются в вопросах деторождения. Она воплощает веселье, искусства и творческое вдохновение, а также все формы человеческого наслаждения. Она также покровительница золота и богатства в той же степени, что и брака. Многие уангатье из числа сородичей, недооценивающие ее значимость и силу, свысока отзываются о ней как об «Орише Торадоров». Чаще всего Ошун ассоциируют с Цецилией Римской и с Богоматерью Ла Каридад дель Кобре.
Пало Майомбе
У Пало Майомбе, куда больше связанного с религиями народа конго, нежели с йоруба – более тёмная, зловещая репутация, нежели у религий вроде сантерии, хотя, по сути, она ни капли ни «злее». Многие сантеросы боятся майомберосов (практиков Палой Майомбе) как колдунов и сверхъестественных убийц. Распространенное, в основном, в Южной Америке и на Кубе (хотя тут оно и находится в тени сантерии), Пало Майомбе включает в себя почитание духов, называемых энкиси. Как и в вуду, они делятся на две группы: более благожелательное семейство зовётся энсамби, а более тёмное, зловредное – эндоки. Жрецы этой веры называются тата (отец) или йайа (мать).
Многие ритуалы Пало Майомбе включают в себя использование нганги – котла, наполненного священной землей, палками и человеческими костями (а также, временами, человеческой кровью, мёртвыми животными, железными шипами и другими «прелестями»). Вероятно, именно потому не удивительно, что чужаки боятся Пало Майомбе. Однако, несмотря на довольно мрачные атрибуты, в этой религии человеческих жертвоприношений не больше, чем в других. Используемые части мертвецов берутся у уже скончавшихся. У Пало Майомбе нет той вездесущей связи с католичеством, что у других религий. Хотя большое количество энкиси очевидно позаимствованы из католического пантеона, многие другие не соответствуют конкретным святым. Среди некоторых почитаемых в Пало Майомбе энкиси значатся:
ЗарабандаГонец подземного мира и между самими энкиси, Зарабанда создает канал, через который смертные могут общаться с другими духами. Зарабанда играет в Палой Майомбе ту же роль, что и Легба в вуду и Элеггуа в сантерии, но не обладает той же властью над предвиденьем, что его пророчествующие двойники. Зарабанда проявляет себя через нгангу, и обычно он – первый энкиси, к которому обращаются во время ритуалов Пало Майомбе.
Эль Кристо Негро«Чёрный Христос» - король подземного мира и величайший из энкиси. Крепко связанный с католичеством, он выглядит и воплощается чёрным распятым Христом. Эль Кристо Негро действует почти как Барон Самеди, но воздерживается от грубого юмора Барона. Хотя и все афро-карибские верования придают огромное значение духам мёртвых, Пало Майомбе куда сильнее фокусируется на них. Это-то и придает Эль Кристо Негро столь большое значение в пантеоне. Эль Кристо Негро явно сопоставляется с Иисусом Христом, хотя общие черты, в основном, внешние и обычно приводят к потере самообладания того, кто начнет разбираться в поведении и персоналии энкиси.
Сантисима МуэртэДух смерти, мёртвых и кладбищ, Сантисима Муэртэ часто работает совместно с Эль Кристо Негро: тата и йайа обычно одновременно посвящаются в тайны обоих энкиси. К Сантисима Муэртэ взывают спиритуалисты и ведьмы – она нечто вроде покровителя магов. Она – исключительно завистливый дух – потому многие её последователи не состоят в браке. Сантисима Муэртэ обычно ассоциируется с Девой Марией.
Сан-СимонХранитель законов энкиси и Бога, Сан-Симон представляет собой принципы божественного правосудия. Также он – источник секретов и знаний, и к нему часто взывают при предсказаниях, хотя задаваемые ему вопросы чаще звучат как «Почему это случилось», а не «Что случится?». Как духа правосудия, Сан-Симона часто призывают те, кто желают избежать заслуженной судьбы и якобы обладающие властью незаметно внедрять его инициативы среди законодательных властей смертных.