Второе дополнение для Потомков, вводящее новую сторону конфликта, посвящено не много, не мало, а Мифам Ктулху. Потомки: Маски Мифоса сразу же вызывали у меня сомнения – каким боком героический сеттинг к идее космического ужаса? По логике, в таких историях положено сходить с ума, сражаясь с неодолимой силой, которую можно лишь сдержать, но не победить. А у нас тут боги, Судьба и стремление сделать мир лучше прет из всех книг. С другой стороны, Драконов же смогли написать действительно интересно, почему бы с Мифосами не попробовать.
Но нет, две хорошие книги подряд – для Ониксов слишком сложно. Потому что руководство начинается со вступления, где подробно изобличается Лавкрафт. Говорится про то, что он расист, сексист и заядлый ксенофоб, что его идеи популярны у неонацистов, что Мифы Ктулху толком не его заслуга, а множества продолжателей, и что мы побеждаем Лавкрафта, строя современное толерантное общество.
У меня нет никаких вопросов по фактам: да, Лавкрафт был тем еще фруктом даже по меркам времени написания. Да, он писал о злобных ниггерах, мигрантах-культистах и ведьмах, разрушающих старую добрую Америку. И популярность Мифов и впрямь во многом основана на книгах продолжателей. Даже Дерлета, который перелопатил все на христианский лад, можно поблагодарить хотя бы за то, что он создал издательство «Аркхейм-Хаус» и тем самым запустил рождение межавторского Мифоса.
Я не спорю ни с чем из этого, но можно писать предупреждение не как лекцию для школьников? Например, просто указав на абзац, что убеждения Лавкрафта – это его субъективные взгляды, и игроки должны строить истории на том, что объединяет, а не навешивает расовые и прочие ярлыки. Тем более все продолжатели давно это и делают. Вступление в худшем стиле Ониксов сразу подпортило мне настроение, хотя говорило формально все верно. Вопрос лишь в том, как это преподносится.
Затем идет речь о Великих Древних и Мифосе в целом. Любимая фраза авторов – они иные. Не злые и не добрые, а просто другие. Могут быть понятными, но при этом обладают какой-то жутковатой безуминкой и нелогичностью в мелочах или по крупному. Но главное – они не враги. Не надо строить истории о том, как злой Мифос напал на добрых людей. Если Цвет из Иных Миров опустился на поле, он просто опустился и пьет жизнь, чтобы затем улететь. Если Ми-Го построили шахту, они просто улей пчел, делающие свое дело, а не собирающиеся никого захватывать пришельцы.
Это тоже формально верно, только вывод-то напрашивается такой – судите по поступкам. В мире Потомков, где полно всякой странной твари, и впрямь винить кого-то за щупальца глупо. Логичнее смотреть, кто из этих созданий просто странники, случайно посетившие наш мир и собирающиеся его скоро покинуть, а кто – угроза. И первым логично помочь, а вторых сдерживать, изгонять или если вариантов нет, уничтожать. Но книга нам вообще запрещает судить, ведь это расизм. Мифос надо уважать за то, что он иной.
Мельком проскакивает мысль, которая могла бы стать отличной идеей. Дескать, Мифос – сила перемен, толкающая людей, которые с ним столкнулись, адаптироваться, вылезти из скорлупы своей повседневности. И Потомки Мифоса – именно те, кто должен следить, чтобы перемены эти прошли максимально безболезненно. Чтобы и волки сыты, и овцы целы. Уберечь людей от Мифоса, а Мифос – от атаки людей, на которые он жестко ответит.
Но это работает, только если признать, что Мифос сильнее богов и Судьбы, и обычным героям с ним лучше не сражаться, потому что победа потянет на пиррову. Тогда такая медиаторская роль Потомков Мифоса логична – и впрямь, если ценой за истребление тварей станет появление еще более опасных тварей, лучше понять, что этим тварям нужно. Найти им огражденное местечко в стороне и доказать местному народу, что придя с вилами и факелами, с ними же и уйдешь, только в тебя воткнутыми. Но, конечно же, авторы не могут признать, что всякие реальные мифологии слабее творчества Лавкрафта. Поэтому Мифос не надо трогать, потому что они – иные.
Дальше идет пантеон Великих Древних, половина описаний которых прямо говорит по их угрозу и опасность для человека. И тут же указано, что их Потомки умиротворяют Древних, оберегая мир. Так мы играем в некую версию неиспорченных Баали, которые ради общего жертвуют отдельными людьми? Тоже нет – оберегание заключается в выполнении разных странных ритуалов. Но почему тогда этим не могут заниматься обычные герои? В чем исключительность Потомков Мифоса?
Следующая глава пытается нам на это ответить. Во-первых, происхождение Потомков Мифоса – это чаще всего невольное присоединение к пантеону Древних. То есть Древние берут уже готовых чужих Потомков и чисто случайно, даже без своего и их прямого желания связывают с собой. Причиной такой связи становится жажда героем новых сил и безразличие к источнику их получения. Остальные варианты вроде наделения и родителей-богов тоже остались, хотя и всегда хоть немного, но отличаются от традиционных способов.
Затем нам сообщают, что Потомки Мифоса получают вместо одного - два дайса Моментума из всех источников, но зато все их неудачи и провалы несут какие-то искажения для мира. От чисто декоративных, до медленно нарастающего прорыва иномировых тварей.
- Но позвольте, - хочу спросить я. - Это же классический проклятый герой, который вынужден страдать из-за своего дара. Разве не должен герой Мифоса мечтать, чтобы эта связь разорвалась, и стать как все? Он же для нормальных героев сплошное ходячие бедствие.
- Ни в коем случае! - отвечает мне книга. – Этот герой понимает, что он иной, и потому защищает всех иных. Вот, глянь, у нас все готовые персонажи сплошь оберегают меньшинства.
Почему нельзя быть обычным героем, защищающим меньшинства, из которых и так состоит вся вторая редакция, книга не говорит. Как и про то, нормально ли считать, что геи и какие-нибудь шогготы – одно и то же по угрозе или по нужде в защите. Читаем дальше.
У Потомков Мифоса есть черта, называемая Бдительностью. Она является аналогичной Легенде, но не подменяет её, а качается параллельно. И в ходе игры можно выбирать, повысить себе Легенду или Бдительность. Это, кстати, для хроники скорее минус, чем плюс: получается, что один игрок превращает подвиги в Легенду и должен стать полубогом, а второе качает Бдительность, сидя на Легенде 1. Ведь и то и другое повышается не за опыт, а за эпические сюжетные деяния, которых раз-два и обчелся, что создаст в итоге очень разнородную партию. Если во второй редакции Потомки развивались благодаря этому одинаково (все выполнили сюжетный эпический квест и получили +1 Легенды), то сейчас все откатилось к проблеме первой редакции.
Пункты Бдительности можно вкладывать и тратить на Уловки и силы Мифоса. Еще с их помощью можно разрывать Узы Судьбы кого угодно с кем угодно, кроме себя самого. Последнее, по идее, должно превращать Потомков Мифоса в главное оружие богов и героев – за их услугами обязана выстраиваться очередь, что из текста не следует.
Уловки же, архетипы и прочие силы сделаны настолько злобными, что даже титанические Потомки кажутся на их фоне няшками. Для создания антагонистов часть отличная, но что она делает в главе создания игровых персонажей? Мы же вроде говорили о иных, а здесь почему-то возникает впечатление, что Потомки Мифоса – это те герои, что жаждут темной силы любой ценой. Пункты Бдительности, кстати, можно восстанавливать, становясь на время проводником воли Древних – открывая им врата, вытворяя странные вещи или страдая от безумных видений.
Тут я совсем запутался, кем же мне предлагают играть? Защитником? Монстром? Кем захочу? Нет, это у Драконов кем захочу, а тут словно нелогичность Древних пропитала всю книгу, превратив в набор несвязанных идей.
Затем идут главы про Неведомые Земли, огромное количество артефактов и монстров, подробно описанные города из книг Лавкрафта – в общем, все отлично, если бы не ощущение, что герои с их богами тут вообще лишние. Я не вижу не всей этой мути про современное язычество на каждом шагу, ни вмешательства других богов, а монстрятник написан так, чтобы его использовали только как таблицу целей. Серьезно, даже у Глубинных убрали жажду земных женщин и соответственно какие-то чувства со своими земными культистами – теперь это просто желающие жрать людей монстры. Если вставить все эти главы в книгу обычных героев, даже сомнений не возникнет, что эту нечисть нужно перебить как можно скорее.
Наконец я нахожу описание построения сюжета. И узнаю, что надо определиться, а вообще сколько Мифоса будет в моей хронике, есть ли там все это. Минутку, так это альтернативка, а не дополнение к сеттингу? В Драконах мы не с чем не определялись, мы принимали третью силу со всеми её правилами.
Истории предлагается строить на тайне, на вторжении в типичные героические сюжеты чего-то непостижимого. Но зачем для этого вообще Потомки Мифоса, если это можно обыграть и так? Все эти загадки, конечно, вещь интересная, но по описаниям возникает ощущения, что либо Мифос в истории будет не пришей кобыле хвост, либо Потомки станут сеять хаос всюду просто в силу своей природы, либо уйдут в совершение зла во имя зла под оправданием «мы иные, нам можно». Нет, в этом своя прелесть есть, но серьезно, это же не книга, это черновик из идей.
Увы, но поставив во главе повесточку, то самое желание доказать, что быть иным круто и это прощает все, что ты творишь, Ониксы сломали действительно стоящие идеи. Можно было оставить идею медиаторства, выступая стражами чуждого мира, который богам и Судьбе не победить, но от которого можно что-то полезное взять, если смотреть непредвзято. Можно было провести границу между Потомками, которые стараются минимизировать невольный ущерб, считая себя проклятыми и борясь с собой, и теми, кто упивается властью над новыми опасными силами ценой людских жизней. К сожалению, тут даже не напильник нужен, а бензопила, чтобы превратить все это в какой-то цельный сеттинг.