Ладно, последний шанс, попробую объяснить совсем по буковкам.
Пробуждается себе маг. Пробуждается, он, попрошу заметить, не с бухты-барахты, обычно потому что это не лопатоголовый, которому дали по башке лопатой и очнулся он уже вампиром, не Х-мен у которого мутантные способности вылезли вмести с лобковыми волосами и прыщами на морде, а Маг, один из Мудрых, который каким-то макаром оное просветление так или иначе искал и как-то в это дело окунался. Чаще чем нет причем под руководством той или иной группы.
Но вот наш маг шел, упал, очнулся БАЦ магия.
Что может делать магия? Простой ответ - что угодно. Чуть более сложный ответ "то что ты веришь что она может". Настоящий ответ "разные вещи с разным уровнем сложности и разным навыком" причем понять какие вещи простые а какие сложные и почему самому нетривиально, а объяснить это можно разумно только с точки зрения Парадигмы ментора.
Поэтому после БАЦ магия (Причем обыычно не уровня "кидать фаерболы" а уровня "Сфера 1: Видить Паттерны"), товарищ ищет ментора или быстро умирает от парадокса и свинцового отравления.
Теперь наш товарищ нашел ментора. У товарища есть какая-то минимальная своя говнопарадигма, шобонбылздоров, у ментора своя, и в хорошем случае они более-менее совместимы (в плохом это исправляется Майнд-мэджиком или поиском другого ментора, это как повезет).
Поскольку ментор варится в этом соку достаточно долго и понимает где почем, неофиту он быстро и внятно объяснит как его Парадигма на самом деле искаженная и плохо работающая (почему плохо работающая - см. выше) версия труъ- Парадигмы, в которую уже вработанны все реально объективные константы вселенной и пара-тройка-дюжина очень полезных фишек (тм).
Но допустим ментор попался эксцентричный, и считает что каждый дро... мастурбирует как хочет, и пытается в максимально общих терминах объяснить факты вселенной.
Например он объясняет что есть фигня такая где энергия атсрала бьет ключом и ее можно собрать и использовать для магии. В этот момент ему надо объяснить например как их находить. Для чего нужно объяснить как кастать спелл Прайм 1 и что с его помощью искать - что он может сделать _только_ в рамках своей Парадигмы, потому что по другому это объяснить невозможно. То же самое если ему надо объяснить как создаются Артефакты и Чармы, или как находить слабые места в Барьере или как правильно медитировать что бы увидеть своего Аватара и получить Ревелейшн. Это все может быть объяснено только субьективно через парадигму мага и его Традиции, потому что это все нужно показать и научить, а не просто сказать "есть такая фигня, тыкайся сам как умеешь" потому что нуб такого натыкает что или сам себе шею сломает или кому-то другому, а потом ментору трупы разгребать.
То же самое - только еще больше, будет при попытке научить товарища магии. Ментор не может просто сказать "берешь и кастуешь Лайф 3 и хилишь поциента", потому что так оно не работает, ни для товарища, ни для ментора, ни для кого-то еще кроме чуваков с Арите 6 и то не факт. Он говориит что-то вроде "ты должен помолиться, попостится, включить радио "Радонеж" и тогда боженька его исцелит" или "ты должен своим могучим шаманским бубном изгнать духа болезни из его тела". И тогда нуб может как-то приблизительно понять что вообще надо делать и в какую сторону колдовать.
Ну и наконец всякие милые фишечки Традиции всегда завязанны на их понимание магии. Ты не можешь ходить в Темную Умбру во плоти пока не примешь Малую Смерть. Хедж-магия Ордена Гермеса является чистейшим продолжением их тру-магии используя те же методы и инструменты, только ее нельзя взять и перечитать на методологию хинчева-левашова, потому что она существует объективно и не зависит ни от чего. Если ты не познал иллюзорность бытия и суть Дао которое нельзя передать словами то ты не сможешь выучить Акашийское магическое кунфу... ну и так далее.
Так что при любой попытке передать знания неизбежно ментор будет использовать терминологию своей парадигмы, а нуб соответственно должен в ней разобраться, ее понять и ее принять настолько что бы сделать частью своей магии. Если он упорот в конец, то максимум он переведет точно те же понятия в свои хинчево-левашевские заезды, но обычно он забивает на все болт и нормально начинает юзать Ключи Соломона и шаманские бубны.
Если у вас еще остался вопрос "зачем ментор" кроме как объяснить вселенские константы, я еще на всякий напомню что если не ошибаюсь по правилам Ментор (и Библиотека и Гримуары) дают недетские скидки на кспу на прокачку Сфер и Арите по механике и шанс что оный Ментор придет и поможет не сломать себе шею когда персонаж тупит.
Так что со своей парадигмой обычно выживает очень немного народу коих называют Пустыми и Сиротами и они реально кастуют по методу Чумака или принадлежат церкви Хэнка-который-подарит-миллион, но они тратят непомерно много усилий и рисков на то что бы получить хотя бы сравнимый результат.