Добрый вечер всем, давно не появлялся!
случился свободный вечер с желанием попереводить и сильно ограниченным выбором исходных текстов для перевода.
Результат ниже.
За Пределы Смерти (Beyond Death, отрывок из книги «Мертвая Магия»).
Орфей спускался в Аид, чтобы вернуть свою невесту. Ахиллес был неуязвим для оружия смертных. Геракл обманул смерть и стал богом. Эти герои – лишь несколько из длинной вереницы мужчин и женщин, которым удавалось отвращать собственную смертность. Их истории можно проследить вдаль до сказания о Гильгамеше и египетских ритуалов мумификации.
Египетская одержимость смертью породила магию, предназначенную взаимодействовать напрямую с Нижним Миром. Завороженные перспективами посмертной жизни и возрождения, египтяне создали Заклятие Жизни (the Spell of Life), которое несло смертным жизнь за пределами их срока, делало их вечно живыми, хотя и вечно умирающими.
Греция и Рим общались с Египтом, в том числе при посредстве Карфагена, Марка Антония, а потом и крестоносцев. Это с неизбежностью вело к тому, что египетская магия просачивалась в греческую культуру. Это влияние не было сильным: только полноценный некромант или свихнувшийся инферналист стал бы общаться напрямую с силами смерти, и мистики Греции были сосредоточенны на более возвышенных материях. И все же философская подготовка дала грекам возможность осознать новые направления для приложения египетской магии, а так же возможность описать ее в работоспособных понятиях.
Результат? Хотя Египет породил многие ритуалы, взаимодействующие с мертвыми, римляне и греки сохраняли эти ритуалы. Современные маги все еще называют египетских богов их греческими именами. Египетский символизм, прежде чем добраться до Ордена Гермеса, прошел сквозь фильтр римского Культа Меркурия. Заклятие Жизни преобразовалось в способ одурачивать смерть.
Изначальное египетское Заклятие Жизни создавало мумий. Эти создания умирали, но возвращались в земли под солнцем в своих собственных телах. Однако к тому времени, как в римский Культ Меркурия просочились обрывочные записи из греческих «Тайных Писаний Кабира», приоритеты культа успели измениться. Маги, которые стали Орденом Гермеса, хотели избежать смерти вместо того, чтобы раз за разом переживать ее. С невероятной четкостью, наработанной во время изучения языков, римские маги изменили формулу. Эта измененная формула выворачивала Заклятие Жизни: вместо того, чтобы умирать и возвращаться, маг навечно зависал на грани смерти. После падения Рима под его обломками затерялось и это заклятие. Вновь оно объявилось уже в Средние Века, когда волшебники Ордена Гермеса изыскивали способы продлевать себе жизнь, чтобы иметь больше времени на подчинение своей магии во всей ее замысловатости.
От изначального заклятия сохранились только отдельные фрагменты записей. Исследователям из числа Герметиков пришлось кусочек к кусочку подбирать нужные составляющие, а в недостающих местах импровизировать самостоятельно. Каждая версия получившегося заклятия оказывалась уникальной, становясь способом одного конкретного мага сохранить свой Узор.
Естественно, способы обманывать смерть не бывают легкими. Требования этого ритуала пугают; даже в среде тех, кто привычен к академических исследованиям, большинство занимавшийся этой темой отступалось. Но всегда находилось немногочисленное безумное меньшинство, для которого приманка бессмертия была слишком сладка.
Ритуал Становления Лича (Lichedom)
Энтропия 4, Жизнь 4, Материя 4, Разум 1, Основы (Prime) 3, Дух 4.
Природа всего живущего такова, что его узор со временем неизбежно деградирует и умирает. Возраст одолевает тело; гниение поглощает плоть; душа движется дальше по своему пути, или же истаивает. Осознание собственной смертности, возможно, является величайшим проклятием человечества. Среди магов, у которых есть некоторое представление об участи, ждущей дух после жизни, подобный ужас может становиться одержимостью. Некоторые из них твердо решают задержаться на земле дольше, чем положено смертному, и изыскивают таинственные формулы, предназначенные обходить законы природы, восстанавливать молодость, сдерживать увядание и обманывать саму смерть. Некоторые маги в конечном итоге сами призывают к себе свою смерть, однако на своих же условиях. Они используют ритуал становления лича.
Применение зелий и ритуалов для продления жизни – обычная практика для Ордена Гермеса. Другие традиции также создали сходные Эффекты, сообразные их парадигмам, но только в Ордене ужас перед смертностью и жажда повелевать магией стали столь сильны, что некий маг однажды рискнул жизнью и душой ради заклинания, способного стать оберегом против самого Жнеца. Формула становления лича была скрыта песком времени и усилиями тех, кто расценивал ее как ересь, однако она предлагала выход. Обещание вечного существования было и остается смутным, мучительным искусом для магов, которых страх смерти, или желание завершить некое великое дело, или стремление стать Мастером своих Искусств выталкивает за пределы разумного.
Есть определенная ирония в том, что превращение в лича совершается несколько проще, чем большинство сопоставимых заклятий, дающих бессмертие. Чтобы воспользоваться этим способом, магу даже не обязательно быть Мастером. Возможно, дело в том, что идти по темному пути искушения обычно проще.
Некоторые маги используют заклятия, противостоящие дряхлению и обманывающие смертность. Преображение в лича, напротив, призывает ее. Маг окружает себя атрибутами своей магии и своего эго. Силой своего одержимого стремления он отделяет собственный Аватар от изменяющегося и живущего мира вокруг. В завершение ритуала он убивает сам себя и осуществляет последний шаг, который навечно задерживает его Узор на границе жизни и смерти. Более не живущий, но и не вполне мертвый, маг теперь влачит полу-существование лича. Теперь, когда он одной ногой стоит по ту сторону порога смерти, ему не нужно бояться неизбежного конца.
Записи Ордена касательно личей разрозненны и неполны, и многие Герметики полагают состояние лича ужасающе противоестественным. В силу этого сведения о ритуале редко переписывают или приобщают к архивам; более того, некоторые маги уничтожают всякую запись по теме, какую только найдут. Кое-какие рассуждения по теме могут найтись у хронистов и теоретиков Ордена, но можно совершенно точно утверждать, что полного и завершенного текста ритуала нет ни у кого и нигде – ну разве что в библиотеке какого-нибудь лича, который все еще существует в наши дни.
Поскольку записи Ордена столь обрывочны, ритуал становления лича малопонятен, и те немногочисленные маги, которые все же стремятся к его совершению, часто изменяют те или иные шаги сообразно своему пониманию.
Маг начинает с того, что создает нарочитое оружие (одно или несколько, колющее или режущее), которым ему предстоит себя убить. Это оружие изготавливается в первую очередь, поскольку далее оно будет сопровождать мага на всем протяжении ритуала. Традиционная парадигма Герметиков предполагает изготовление предметов подобного рода из серебра, но могут подойти и иные материалы.
После того, как оружие изготовлено, маг должен возвратить себе каждый фрагмент своего Аватара и разделить все связи, которые могут быть между Аватаром и внешним миром. Это означает, что маг должен заполучить и уничтожить каждый Талисман, который он когда-либо наделял силой, и любую другую симпатическую связь, которая имеется у него души. Он должен даже убить собственного фамилиара, буде таковой имеется. Маг с Аватаром, разбитым на фрагменты, должен отыскать потерянные осколки и вернуть их себе; маг, у которого есть филактерия (phylactery), должен держать ее при себе в течение всего ритуала. Клейма (brands) и повреждения, которые могут быть у Аватара, не мешают ритуалу, но если целостность Аватара нарушена, отделенную часть нужно вернуть.
После того, как маг оборвал связи своей магической самости, он должен очистить собственный Узор от любой посторонней магии. Только его собственная сила воли способна удерживать его в живых по ту сторону смертной тени. Маг должен уединиться там, где рядом с ним не будет ничьей магии, кроме его собственной: никаких магических предметов, никаких чужих заклятий, никакого вмешательства со стороны сверхъестественных сил. Окружив себя своей собственной магией, он позволяет ей напитать его Узор. Некоторые маги способствуют осуществлению этого шага, принимая снадобья, составными частями которых часто служат их собственные плоть и кровь. Таким образом они сосредотачивают свою магическую энергию внутри себя. Другие оттачивают и правят свою силу при помощи медитации, сенсорной депривации или других ментальных техник. В течение года и одного дня маг должен пребывать в уединении, где его концентрацию не нарушат никакие магические чары или существа, и пропитывать свое естество одной лишь собственной волшебной волей. Большинство магов, дошедших до этого шага, столь одержимо развитием собственных магических сил, что они обыкновенно проводят время за дальнейшим усовершенствованием своей техники.
Наконец, удалившись от мира и переполнившись силой собственного духа, маг совершает свой прыжок с утеса смертности – головой в пропасть. Он должен выпить специально составленное зелье, в которое входят ингредиенты, добытые от волшебных существ (Bygones), и материалы, известные своей долговечностью и волшебной силой: кровь дракона, ихор демонов, ртуть, могильный прах и тому подобные мерзостные, редкостные и ядовитые субстанции. Своим заранее созданным оружием маг убивает себя и разрушает вместилище собственной жизни: под этим может подразумеваться рассечение артерий, пронзение чакр или даже укол в собственное сердце. Ток ритуального зелья поддерживает мага и останавливает смерть его тела.
В этот момент, если ритуал прошел успешно, маг становится немертвым трупом и зависает на границе между жизнью и смертью. Ритуал замуровывает его Аватар и душу в его подобном трупу теле. Его Узор искажается, становясь чем-то средним между Жизнью и Материей. Если же он терпит неудачу…
Очевидно, что ритуал становления лича столь опасен, что подходит лишь немногочисленным магам, отчаявшимся достаточно, чтобы его попробовать. Что еще хуже, у мага нет возможности точно знать наперед, насколько рабочей и насколько правильной формулой он располагает. Единственный способ узнать наверняка – попытаться, в процессе убив себя. Ни разу не случалось так чтобы два лича воспользовались одной и той же формулой. Вполне возможно, что какие-то шаги можно пропускать. Почти наверняка большинство из личей предпринимало какие-либо жуткие и бесполезные дополнительные шаги - просто потому, что возможности достоверно выяснить все требования ритуала нет. По меркам того, кто готов добровольно подвергнуться подобному ужасному преображению, любая ужасающая жертва будет выглядеть разумно. Маги, которым не хватает умения для волшебства, потребного в той или иной части ритуала, вполне могут искать другие шаги, чтобы облегчить процесс. Утверждается, что волшебники, обезумевшие в своем стремлении стать личами, вырезали собственные семьи, уродовали собственную плоть и вытягивали души из других магов – все это ради того, чтобы подпитать свое преображение.
После того, как маг заплатил эту чудовищную цену и прошел необратимые шаги, он становится нежитью. Его тело перестает залечивать себя и расти, и более того, время действует на него пагубно, однако оно не способно умереть и может быть только убито посредством магии. Если ритуал был проведен неправильно, маг просто умирает. Если он оказался успешным частично, маг может протянуть некоторое время, но через несколько дней или недель он разложится и умрет. Тот же, кто успешно достиг состояния лича, все еще должен опасаться магического урона и переизбытка Парадокса, но в остальном может рассчитывать на вечную «жизнь».
Система.
Несмотря на свою ужасающую цену, становление лича есть довольно прямолинейный процесс.
Магу, о котором идет речь, нужно предпринять усердные исследования, совершив много бросков Интеллекта + Оккультизма или Расследования, посетив много библиотек и наставников, и так далее. Подобные исследования лучше отыгрывать. Маг, который открыто интересуется подобными материями, рискует столкнуться с противодействием коллег и собратьев, изъятием нужных ему записей, вызывающими безумие древними томами, а так же праведным гневом охотников, которые надеются искоренить даже изучение подобных мерзостей.
Процесс исследования составляет часть ритуала. Маг делает броски Арете, основываясь на своем исследовании и выполнении нужных шагов. Если исследование мага было поверхностным (один-два успеха), ему доступны для броска только один-два кубика. Сходным образом, если он действовал небрежно и несовершенно, он может получить штраф на сложность, в то время как чрезвычайное внимание к деталям может предоставить бонус (см. описание Способностей, Влияющих на Магию, в основной книге по «Магу»).
Финальным магическим действием является приготовление зелья, которое наполнит мага могуществом лича. Набираемые успехи делятся между продолжительностью и действенностью зелья. Чтобы завершить ритуал, маг должен вложить по одному очку Квинтэссенции за каждый уровень здоровья, которым располагает, и должен набрать достаточно успехов, чтобы произвести Эффект феноменального уровня (т.е., 10 или более успехов). Ритуал, естественно, вульгарен, так что его базовая сложность 9. Конечно, предпочтителен постоянный эффект, но если магу не удалось набрать достаточно успехов, заклятие может и не дать ему долгого существования в качестве нежити. Маг набирает успехи, пока создает эликсир, выпивает его и убивает себя. Разумеется, пока он допивает зелье и одновременно зарезается либо закалывается, начинают действовать штрафы из-за ранений, так что магу рекомендуется использовать какой-нибудь ритуал для сопротивления боли.
Эта последняя задача может выполняться как продолжительный ритуал с обычным лимитом времени на сотворение, основанным на Арете и Силе воли мага. Отметим, что маг может совершить ритуал только самостоятельно. Провести его для кого-либо другого нельзя. Также, поскольку мага должны окружать только предметы его собственной магии, для ритуала нельзя использовать никакие Талисманы. Он должен завершить заклятие, используя свои собственные знания.
Направив свою концентрацию вовнутрь, сосредоточившись на своей магии и своей осознанности, маг применяет Разум и Дух, чтобы приковать свой Аватар, свою душу и свое сознание к своему телу, чтобы они остались при нем даже после смерти. Сферы Жизни, Материи и Энтропии задерживают его тело на пути в смерть и превращают его Узор в нечто среднее между ними.
Возможны различные ошибки или упущения, и они могут ухудшить результат самым разным образом. Без магии Разума сознание мага уходит с его смертью, и его тело становится оболочкой без воли и без желаний. Без Духа его Аватар ускользает, и он остается осознающим себя, но бессильным ходячим трупом, лишенным магических способностей (и неспособным освоить другие сверхъестественные силы: он не является ни вампиром, ни одним из Восставших (Risen)). Без достаточного применения Энтропии процесс смерти тела в процессе его преобразования в Материю выходит из-под контроля, и маг становится ужасающе дряхлым (при этом теряя по одному пункту в каждом Физическом Атрибуте, Уровень Здоровья «Синяки» и всю Внешность).
Если маг не сумел успешно завершить ритуал, он просто умирает, и весь эффект от зелья сводится к тому, что тело его при этом дергается, хрипит и обращается во прах. Если маг проваливает ритуал, то в придачу к собственной смерти он умудряется разорвать свой Аватар (что, возможно, навсегда губит его), и производит достаточно Парадокса, чтобы сравнять свою лабораторию с землей и оставить на всей округе печать Энтропийного Резонанса. То, что остается от трупа мага, вполне может стать напитанными Квинтэссенцией обрывками Тасса (хотя магу, который желает получить эту Квинтэссенцию, придется их съесть…); либо же в эти останки может вселиться что-нибудь еще.
После того, как маг становится личем, его тело перестает быть чистым Узором Жизни и становится чем-то иным. Поддерживаемый своей выдающейся волей и магическим искусством, маг отстраняет от себя смерть, превращая тело в своего рода стабильный узор на границе Жизни и Материи. Это влечет за собой некоторые последствия.
- Умерев, тело мага становится мертвенным, осунувшимся и слегка синюшным (чего и следовало ожидать от покойника). Это повышает сложность всего, что основано на Внешности, на 2.
- Лич не способен вылечиваться естественным образом. Его раны способна лечить только магия. На каждый вылечиваемый уровень здоровья требуется потратить очко Квинтэссенции, так что лич по сути своей является таумивором (т.е., «магоядным» существом).
- Лич не может погибнуть от летального урона. Лишь аггравированные (aggravated) раны, наносящие урон самому Узору, способны уничтожить его навсегда. Поскольку тело лича мертво, он получает только половину урона от ударных (bashing) повреждений (округление вниз после поглощения), и получает возможность полноценно поглощать летальный (lethal) урон (сложность 6). Летальный или ударный урон способен вывести лича из строя и на некоторое время сделать его тело неработоспособным, но со временем лич может исправить подобную неприятность. Не будем забывать, что штрафы от ран не влияют на сложность сотворения заклинаний, так что лич может легко использовать магию Разума или Духа и отправить свою астральную форму собирать Квинтэссенцию для лечения тела.
- Тело лича может продолжать разлагаться. Многие личи используют магию Энтропии, чтобы поддерживать его состояние, но со временем они перестают обращать внимание на подобные мелочи. Без особой поддерживающей магии тело лича гниет с той же скоростью, с которой происходит у обычного человека заживают раны. Через день лич теряет уровень здоровья «Синяки» (Bruised); через три дня – уровень здоровья «Поврежден» (Hurt), и так далее. Гниение заметно внешне, и поэтому маг в процессе разложения теряет Внешность (по одному пункту за уровень здоровья) до тех пор. пока не залечит гниение.
- Личи, разумеется, бесплодны. Исправить эту проблему не способна никакая магия. Лич может симулировать сексуальность, как и вампир, но в конечном счете он являет собой наполовину мертвое существо, у которой есть и другие способы скоротать вечность. Есть и пить лич способен, и его тело способно переваривать еду, но в питании оно более не нуждается.
- Поскольку существование лича зависит только и исключительно от его личной магии, ритуал сжигает связи с любыми внешними магическими силами. Лич не может обладать Истинной Верой, Кровью Фей и другими подобными Достоинствами. Если они есть на момент ритуала, они уничтожаются. Лич не способен стать гулем, вампиром или иным сверхъестественным существом.
- По завершении ритуала лич приобретает по одному пункту Статического и Энтропийного Резонанса. Более того, Резонанс лича оказывает беспокоящее действие не только на смертных, но и на сверхъестественных существ. Вампиры, подменыши, даже духи и все остальные опознают лича как нечто совершенно противоестественное. Те, кто поумнее, немедленно сбегают. Даже другие маги оказываются затронуты, что выражается в их склонности вылавливать личей и уничтожать их.
- Будучи существом статическим, лич не способен приобретать дополнительное Арете – вообще никогда. Он может совершенствовать свои Сферы, однако его просветление замирает вместе с его телом и душой. Он променял Восхождение на шанс продлить свое искание магической силы за пределы века смертных. Лич может подвергнуться Гилгулу; со многими именно это и происходит, прямо перед окончательным убийством. Впрочем, в распоряжении лича целая вечность времени для исследований и для расширения своих познаний в Сферах, и убить его чертовски сложно.
- У личей не может быть фамилиаров. Если он у вас был, в процессе ритуала вы его уже убили, помните, да? Если его не было, он уже и не появится: фамилиара нельзя связать с не-живущим Узором лича.
- Действие ритуала сотворения невозможно разрушить обычной контрмагией. Большинство личей добавляют и другую защиту против расплетения. Если просто разрушить действие ритуала, лич завершает процесс своей смерти и становится трупом. Соответственно, для обращения ритуала нужно располагать тем или иным способом поднимать мёртвых. Удачи, если вдруг соберётесь.
- Лич может поместить свой Аватар в филактерию (см. Недостаток «Филактерия» в основной книге по «Магу»). Если у лича нет достаточных познаний в Сфере Духа, чтобы удержать свой Аватар и свою душу собственно в процессе ритуала, то филактерия становится необходимостью; для ее создания достаточно Духа 3.
- У личей есть склонность к сумасшествию. Никто не способен пройти ритуал, не заработав минимум одного Отклонения (Derangement). Со временем большинство личей становится все более эксцентричными, и в конечном итоге обнаруживают в себе полную неспособность ко взаимодействию с «нормальным» миром.
- Процесс преображения так сильно меняет Узор личности, что само ее Истинное Имя искажается. Старое Истинное Имя субъекта более не действует. Имя искажается ритуалом; кто-то, кто знает старое Истинное Имя и располагает формулой ритуала, которую использовал этот лич, может суметь «вычислить» искаженное Имя (Интеллект + Оккультизм, сложность 9). Для самого понятия «лич» тоже есть Истинное Имя, но личное Истинное Имя у каждого лича свое, и для воздействия на него с помощью магии Истинных Имён (связывание, изгнание и так далее) нужно именно оно.
- Личи, разумеется, существа Парадоксальные, и сам ритуал причиняет творящему постоянный Парадокс. Конкретное его количество остается на усмотрение Рассказчика. В игре, где элементов фэнтези немного (low-fantasy), лич определенно будет страдать от огромных доз Парадокса.
Личи как персонажи
Лич – неподходящий персонаж для того, чтобы гонять его туда-сюда вместе с магами группы игроков. Для завершения ритуала требуется неимоверная целеустремленность, а требования по части разрушения и уединения столь жестки, что они отделили бы такого персонажа практически от любой группы. И почти в любом кабале найдется хотя бы один участник, для которого ритуал сотворения лича будет выглядеть штукой неприемлемо аморальной. И еще надо учесть, что маг, которому хватило безумия попытаться провести ритуал, почти наверняка неуживчив, что не сможет справляться с компанией других магов (или Спящих). И наконец, если маг уже был настолько двинут на бессмертии, что стал личем, то что еще он может счесть «разумным» для достижения собственных целей?
Разумеется, речь не идет о том, что личам не место в хрониках по «Магу». Они служат превосходными противниками. Лич – штука куда более замысловатая, чем большинство магов, и как сражаться против лича, типичному Послушнику неизвестно. Соответственно, нужно будет бегать и копать, добывать факты и находить людей, которые могут предоставить знание по теме. Поскольку тему личей в среде Традиций вполне можно считать и горячей, и политизированной, целый кабал Послушников может бегать вокруг него довольно долго. Им нужно будет действовать без шума и пыли, чтобы не получить вразумляющих подзатыльников от старших, но при этом собрать сведения, нужные, чтобы разделаться с немертвым врагом. Особенно интересно, если упомянутый враг настолько хорошо спрятался, что поднять против него собратьев по Традициям не получится.
Формула создания лича хороша и сама по себе, если магам игроков случится наложить на нее руки. Допустим, какой-то маг наткнулся на фрагмент формулы. Что он сделает? Припрячет ее? Уничтожит? Поделится ей с друзьями и товарищами, которых находка повергнет в подходящий случаю ужас? Использует ее? Маги игроков – публика разношерстная; кто-нибудь наверняка будет достаточно невменяем, чтобы заплатить за такую информацию или использовать ее. Кстати говоря, сам факт знания формулы уже добавляет персонажу кое-каких врагов: например, магов Традиций, которые стараются быть святее Пап. Или других личей, которые в своей паранойе не хотят, чтобы кто-либо знал формулу и, возможно, был способен ее разрушить. Или вампиров, которые рассматривают личей как соперников…
Лич может выступать и как покровитель кабала, если члены кабала не знают про это или не придают этому значения. Магические возможности лича внушительны, и при наличии времени он вполне способен стать настоящим Мастером, а то и кем повыше. Кто-то, кто еще только собирается стать личем, может послать кабал уничтожать Талисманы, которые он когда-то создал, а потом потерял. Раскаявшийся лич может отправлять людей на поиски магических знаний для восстановления смертности (удачи...). Привычка к долговременному планированию может выработать у лича своеобразные взгляды, обыкновенно свойственные старейшинам вампиров, Архимастерам и подобным личностям; в их играх Послушники и маги меньшей силы служат пешками.
Личи, совершенно точно, являются редкостью. Вероятно, на всей современной Теллурии их не более троих или четверых, и лишь один из них утруждает себя пребыванием на Земле. Как и любое существо великой силы, лич лучше всего работает как элемент сюжета. Даже намёк на лича или на формулу ритуала может быть достаточным двигателем для истории.
И, разумеется, дело происходит в Мире Тьмы. Те, кто обманывают смерть с помощью проклятия не-смерти, редко кончают хорошо.