Не во всем согласен с Каммерером, благо наконец-то прочел бейкерскую версию второй редакции. Главными идеями стал личный поиск своего места в мире, что для нынешних мумий непросто. В отличие от первой редакции они существуют как бы вне времени, и их фрагментарная память перемешана событиями из будущих и прошлых восхождений. Более того, они могут отыгрывать сцены в разных временных периодах, получая и перераспределяя опыт нелинейно.
Например, мумия, проснувшаяся в двенадцатом веке, проходит часть сюжета в видениях двадцатого, заново перекинув там точки в чертах, потом получает за главу опыт, вновь возвращается из видения в двенадцатое столетие и тратит полученный в будущем опыт. А еще мумии могут создавать искажения временного потока, альтернативные события, взаимоисключающие временные линии и вообще ломать историю.
Второй важной темой стал поиск идентичности. Тела мумий могут измениться, иногда они пробуждаются с другим полом или расой, старые враги становятся друзьями, а друзья - предателями. В каждом пробуждении личность приходится собирать с нуля, и мумия, по сути, будет новым персонажем, на который валится груз воспоминаний о не случившимся прошлом или возможном будущим. Все это выглядит очень здорово в теории, но за столом невольно подталкивает играть все в тот же квест от судей Дуата и отношения с культистами. По крайней мере, мне сложно представить мышление настолько чуждого существа настолько детально, чтобы сходу предсказывать его реакцию на события.
Наверное, самой полезной частью книги стало широкое раскрытие всего, что ранее было разбросано по приложениям. Множество Гильдий, Дуат и Судьи, огромное количество врагов, включая всю линейку Младших Бессмертных, интересно описанные культы, констрикторы монстров - и мифологический колорит, делающий все это интересно написанным.
Лучшая часть, как по мне - история Безымянной Империи, отсылающая к Возвышенным и рассказанная в форме легенд. Шаньяту, рожденные из звездного пламени и облекшиеся в смертные тела, сорок два бога Хаоса, ставшие Судьями, мир голодных теней Дуат, Город Колонн, воздвигнутый порабощенными мертвыми за одну ночь, короли-некроманты, чьи армии рассекали мечами камень и выпускали голодные души вместо стрел, война с волшебниками Убара... Ощущение такое, будто погружаешься в эпическое фэнтези, да вторая редакция во многом им и является.
Мумий не просто усилили: если бы не увядание Сехема, вечная война между собой и проблемы с памятью они бы спокойно могли построить новую Безымянную Империю, покорив все человечество. Ритуалы и силы позволяют играть в Имхотепа, сводя огонь с небес на города и призывая иномировых тварей, Судьи могут сойти в мир смертных, накрывая целые кварталы своей разрывающей реальность аурой, а наличие в рядах культистов низших волшебников и младших бессмертных позволяет вести настоящие магические войны. Особенно не повезло вампирам, которых Судьи очень не любят, так что в полку сов, котиков, русалок по их голову прибыла целая гвардия бессмертных полубогов. Подозреваю, что на время Сотического Сошествия все немертвые дружно прячутся в торпор, ожидая, пока эти психи не перебесятся.

Но в целом Каммерер верно подметил - линейка буквально заточена под соло прохождение или систему культа, где остальные игроки берут на себя роль жрецов, волшебников и иных бессмертных. В этом формате она работает отлично, но в попытках нескольких Восставших вместе выполнять квесты, особенно с учетом всего их странного восприятия времени и памяти, завязка кроме "вас призвал один Судья и приказал вместе исполнить повеление" не работает. Но даже в этом варианте книга мне весьма понравилась: в ней даже треть иллюстраций не вызывают желания скормить художников Аммут-Пожирательнице, хотя две трети традиционно вырвиглазны.