О Тиме Каррэне я уже в этой теме писал, и сейчас решил добраться до остатка его книг, которые когда-то закачал. Прочел - и удалил с чувством выполненного долга. Прежняя оценка не поменялась: это слишком простое и безвкусное подражание популярным образцам жанра хоррор, чтобы полноценно насладиться.
Речь пойдет о трех романах, и первым я открыл "Ползущие во тьме". Источник вдохновение очевиден - Лавкрафтовские рассказы, чьи сюжеты даже упоминаются в тексте.
Начало, впрочем, бодренькое. В глуши при строительных работах нашли зарытую кучу костей. На место вызвана вся местная полиция и еще десяток экспертов из города. Кости выглядят так, будто их грызли, причем не животные, а возраст колеблется от десятилетий до пары прошлых лет.
Тут же два полицейских, осматривающие местность, в тумане нарываются на каких-то человекообразных уродцев, и один пропадает. Второй, добравшийся до своих, вызывает разную реакцию: местные копы рассказывают, что в той стороне лежит заброшенное поселение, куда не стоит ходить, ну а ГГ из числа приезжих выдвигается на поиски. В итоге забредают в болото, где на них нападает целая куча тех же уродцев, что приводит к потере еще копов.
Выжившему ГГ местный шериф объясняет ситуацию. Когда-то был городок в этих краях, да его жители увлеклись колдовством, за что были перебиты. Но говорят, что многие спаслись, уйдя в подземные тоннели, которые в этих местах появились после падения метеорита еще во времена индейцев. В общем, местные знают про подземных выродившихся жителей, оставляют им еду и закрывают глаза на разорение могил, которыми уроды питаются.
Тут начинается тягомотина, потому что ГГ долго отрицает возможность подобного - хотя мы уже знаем, что существа реальны. Потом ему выдают архив записей о прошлых нападениях и исчезновениях людей, а еще водят к одной из местных старожилов. Начинаются рассказы в рассказе, и они были бы неплохими, я такое люблю, но ничего существенно полезного сюжету это не несет. Просто два десятка мини зарисовок, как кто-то видел в тумане урода, расхищающего могилу, или описание пропажи неосторожных жителей. Одна из историй, про безумную мать, приютившую у себя вроде бы воскресшую дочь (точнее, одно из существ, которое она приняла за дочь) выглядит точной калькой рассказа из "Кладбища домашних животных" про Тима Батермана.
Тянется это все долго, и новой информации нет, но вот ГГ наконец решает действовать. Что должен сделать нормальный полицейский, узнав, что у них тут подземный город под руинами и болотом? Вызвать армию, ФБР, ЦРУ? Нет, надо же попробовать спасти пропавших, поэтому айда с пистолетами сходим сами в тоннели. В прочих книгах Каррэн изображал мужчин как каких-то озабоченных альфа-самцовостью придурков, и тут у него тоже просто пацаны, считающие что за друга можно и на монстров с "береттой" под землю сунуться.
Дальше их, ожидаемо, начинают гонять по тоннеля и убивать, показывая всякие местные достопримечательные уродства. Как выясняется, всему виной галлюциногенный инопланетный гриб, прилетевший с метеоритом и порабощающий людей. И тут автора прорвало. Он уже не клеймит правительство, как в прочих книгах. Нет, все зло от наркотиков. И все средневековое колдовство - бредни обдолбанных крестьян. И истории Лавкрафта про многомерные пространства и неописуемое зло - тоже. Альхазред, цитируя ГГ, вообще торчком был.
Ок, я даже не буду брать во внимание, что в прочих книгах у автора вся лавкрафтовщина полностью реальна. Да, у Каррэна бзик на псевдонаучные объяснения, однако он не пытается её деконструировать в духе "ничего не было". Более того, а разумный галлюциногенный гриб, превращающий бескостных выродившихся жителей подземелий в разум улья, в чем-то менее безумен, чем многомерный Рлайх и Ктулху?
Скорее всего, автору очень хотелось сделать в финале финт ушами, но вышло нелепо. Концовка, конечно, мрачная, однако в чем смысл книги, если мы не симпатизируем ни героям, ни следим за каким-то прогрессом сюжета, мне не ясно. Воистину трэш ради трэша с претензией на "вот это поворот". Единственный плюс - полиция в роли героев позволяет сразу начать перестрелку с монстрами, не растягиваясь на долгие вступления.
Второй книгой стал роман «Дом кожи», где Каррэн решил поработать под Клайва Баркера и маньячные триллеры. Двадцать лет назад Уильям Зеро совершил серию жестоких убийств, украшая свой чердак кожей убитых. Полиция нашла его логово, но сам Уильям бесследно пропал.
Его сын Энди, подростком отсидевший в психушке, но сумевший убедить врачей в своем выздоровлении, решает отыскать папу. Для этого он реконструирует все его убийства и выходит на подельников отца. Энди узнает, что тот искал путь в некие Земли, куда пропускают лишь маньяков, впечатлявших своими изуверствами хранительниц врат - Сестер.
По следу Энди идет его бывший лечащий врач Лиза. Она настаивала, что Энди опасен не менее отца, но женщину не послушали. Однако Лизу ведет не только чувство долго: подростком она влюбилась в незнакомого мужчину, которым оказался Уильям. Лиза до сих по не понимает, почему маньяк её не убил и испытывают к его сыну болезненное влечение, нарастающее с продолжением погони. Доктор заручается помощью полицейского, имеющего доступ к архивам по делу Уильяма и страдающего от приступов странных видений. А в это время одна из беглых пациенток Лизы, одержимая любовью к Энди, пытается опередить погоню и найти его первой...
Весь этот клубок сюжетов интриговал, и первая треть книги настраивала на отличный роман. Тут и отсылки к «Сердцу ангела», и что-то в духе Гифьюна, и «Книги крови» вместе с предвкушением сенобитоподобных Сестер. Каррэн нарисовал убедительную картину безумия от лица персонажей, при этом не забывая, что серийные убийцы - не облагороженный Ганнибал Лектор, а психопаты, которые в любой момент могут пустить под нож даже близких. Конечно, сплаттера хватало, но он казался очень уместным и работал на упадочную атмосферу мира, наполненного сломленными людьми.
Но Каррэн не вывез. С какого-то момента пошло затягивание сюжета, вводились все новые и новые сущности вроде воскресающих жертв, препаратов, позволяющих полностью перестраивать свою клеточную структуру, психологических пыток, полностью стирающих прежнюю личность и создающих сложную новую в стиле «спящих агентов». Сестры оказались нелепыми и совершенно не эстестичными, Земли - просто унылы, а попытка связать все и вся в финале отдавала Санта Барбарой. Увы, но надолго автора не хватило, и концовку я дочитывал через силу.
Последним стал роман «Куколка». Шестеро приятелей свернули не туда, попав в пустой городок, словно застывший в шестидесятых. Вот только единственный город в этих местах сгорел именно в это время. Дорога исчезает, их одолевают иллюзии, воплощающие худшие кошмары, а обитателями города оказываются гибриды людей и кукол, созданными бывшей владелицей кукольной фабрики.
И больше о книге сказать нечего. Создав сильнейшие отсылки к «Сайлент Хиллу» «Оно» и интересного по возможностям антагониста, автор просто не знает, что с ним сделать. Личные страхи показаны банально, герои всю книгу мечутся из видения в видение, правила мира толком не понятны. Из персонажей единственным драматическим вышел только один, оказавшийся под маской брутального козлистого качка жертвой детского насилия и даже почти успевший осознать свои ошибки. Остальные нужны лишь ради того, чтобы бегать, страдать и превозмогать. Впечатление немного исправляет концовка, которую можно назвать ничьей, только вот чувство, что почти все возможности своих идей Тим Каррэн не использовал, останется сильным послевкусием. По мне, из этого бы вышел неплохой короткий рассказ, но роман он не потянул.
И на этом я с его творчеством заканчиваю. Вторая попытка дать шанс подтвердила поверхностность, неумение работать с сюжетами. Короткая проза Каррэну удается намного лучше, и его идеи хороши, хотя технократическая парадигма объяснять всю жуть с якобы научно-фантастической точки сильно смешит. У него бывают отрывки, сделанные в стиле лучших мэтров ужасов, но это вкрапления на фоне трэша и сплаттера, которыми он словно затыкает небрежность сюжета. С глаз долой и с сердца вон.