Наткнулся на старый, но не знакомый мне сериал "Американская Готика" 1995 года (не путать с недавним одноименным сериалом). Другое название "Шериф из преисподней". Оказалось, на удивление похожая на Твин Пикс история, с собственным шармом, хотя и затянутая, закрытая после первого сезона.
Речь идет о крохотном городке, где все подчинено шерифу Лукасу - харизматичному и поддерживающему твердый порядок, но при этом сделавшему всех жителей своими должниками. Его главной целью является мальчик Калеб, всех близких которого шериф убил - дело в том, что именно он когда-то изнасиловал мать Калеба и метит сына на место своего приемника.
Сериал с первого эпизода раскрывает свою мистическую сторону: Лукас не человек, а демоническое существо в духе кинговского торговца Гонта из романа "Нужные вещи". Он дает людям то, что они хотят, взамен на оказываемые услуги, благодаря чему и правит городом. Тема же ребенка-приемника невольно напоминает "Бурю Столетия", но сериал нельзя назвать ужасами. Это сплав мелодрамы о жизни небольшого города с витающими нотками мистического противостояния за душу мальчика между Лукасом и покойной сестрой Калеба, ставшей его личным ангелом-хранителем.
Чем же он лично меня порадовал?
1 Прекрасным персонажем шерифа, которого играет Гэри Коуэл, что тянет на себе всю актерскую игру. Это тот случай, когда ради главного антагониста истории можно смотреть весь сезон: шерифа показывают чаще, чем всех остальных персонажей и каждое появление чем-то цепляет. Где вы еще увидите, как дьявол в человеческом обличье пытается наладить отношения со своим сыном или влюбляется в желающую вывести его на чистую воду журналистку? А тот факт, что чаще всего он позволяет людям рушить свою жизнь без всякой чертовщины, простым манипулированием, тоже дорогого стоит. Он неоднозначен, оставляет людям шанс избежать своей ловушки, и на каждый спорный поступок совершает нечто по-настоящему чудовищное, но при этом не теряет свой стиль.
2. Самой атмосферой городка, где каждую серию нам показывают истории разных людей, которых Лукас дергает за ниточки. При этом здесь нет обязательного состава: главные герои одних серий могут уйти на задний план или вообще пропасть, чтобы потом вновь выдвинуться вперед через три-четыре эпизода. Ощущение, как от Твин Пикса, с сильным сплавом мелодрамы, мистики, триллера и немного наигранной атмосферы девяностых, но без сюрреализма - сюжет простой и понятный. Есть место и юмору: правая рука Лукаса, к примеру, весьма сексуальная школьная учительница - но младших классов, так что её соблазняющие манеры может оценить лишь зритель. А уж их отношения с шерифом вообще отдают многолетним браком, включая ссоры, во время которых оцениваешь дьявольское терпение Лукаса.
3. Наконец, на фоне приятной музыки и светлых кадров здесь идет густой тенью мотив человеческого зла. Если убрать всю чертовщину, история все равно останется о маленьких городах, полных своих секретов или проблемах людей, разрушающих им жизнь. Местами возникают элементы хоррора, но они не являются самоцелью, хотя приятно разнообразят повествование.
Теперь о минусах.
Главный, конечно, это открытый финал. Сериал не взлетел по причине затянутости: если не проникнуться атмосферой, то многим он быстро надоест. Тут нет ни захватывающего напряжения, ни экшена, а сюжет вертится вокруг отношений, делая все мистической мелодрамой.
Наконец, сам конфликт за душу Калеба, где его покойная сестра играет роль сверчка из Пиннокио, выглядит очень по-детски. Тем более сам шериф его учит не врата ада открывать, а напоминает простого отца, рассказывающего сыну о циничном мире вокруг. Его попытки подтолкнуть на темную сторону настолько же невинны, как и сам ребенок: солги ради победы в школьном соревновании или успеха друзей, выбери легкий путь, потренируйся в стрельбе из лука по живым птицам и тому подобные вещи, которые в контексте вечных нравоучений призрачной сестры вызывают чувство проповеди для детей. С другой стороны, сериал прекрасно показывает, как те же мелочи во взрослом мире позволяют шерифу спокойно заставлять людей убивать друг друга и предавать своих близких.
Не знаю, на сколько серий рассчитывали сценаристы, но даже при явной затянутости в 22 эпизода многие линии очень оборванные. Создается ощущение, что взгляды персонажей претерпевают изменения исключительно в перерывах между сериями. Намеченные линии повисают в воздухе или просто забываются, не получая подтверждения в дальнейшем. Герои второго плана, которых выдвигают вперед, оказываются полностью лишними в сюжете. У меня при просмотре было сильное чувство, что сценарист знал идею и видел какие-то зацепки, но как собрать воедино все это – понятия не имел.
Наконец, беззубое добро. На начало сезона у нас есть все карты для хорошей дуэли. У нас хорошие люди в городе, некоторым из них шериф лично жизнь испортил. Есть журналистка, приехавшая докопаться до правды. Есть помощники Лукаса, неоднозначные и больше трагические, чем совсем пропащие. Есть призрак сестры Калеба, способный противостоять шерифу в мире сверхъестественного едва ли не на равных. Даже подозрение, что Лукас силен настолько, насколько ему позволяют сами люди (что опять же роднит с «Нужными вещами» Кинга) и скован своими правилами, тоже присутствует. Я не ожидал в финале однозначно победы добра, если планировали на следующий сезон продолжить события, но хотя бы четкого паритета сил. И, по уму, если бы все эти персонажи в ходе сезона смогли объединиться, это был бы прекрасный финал-заявка на грядущее противостояние.
Только этого нет. Положительные персонажи тупят, подпадают под влияние харизмы Лукаса, а когда начинают бороться, ведут себя как сумасшедшие экстремисты и проигрывают/гибнут. Персонажи, у которых есть повод для личной мести, отстраняются от конфликта. Неоднозначные антагонисты становятся однозначными и злыми (а кто остается мечущимся, в своих метаниях помогает Лукасу настолько, что лучше бы был злым до мозга костей). Сам же Лукас все просчитывает, недостатки плана затыкает своими магическими силами и не имеет слабостей. Это даже не «Омен» где хоть имелись священные кинжалы, и сторонников дьявола можно было перебить. В данном варианте вообще непонятно, что делать с шерифом, если попытки его убить приводят к еще худшей ситуации и почти любой ход он все равно обратит в свою пользу.
Так что, могу сказать - сериал не идеален и затянут даже для одного сезона, но если проникнитесь его атмосферой, позволит насладиться просмотром.