Закончился первый сезон "Колец власти", над которым даже в нашем чатике все время показа ломались копья. Сериал далекий от идеала, со многими серьезными недостатками, но я все же упрямо отстаивал плюсы от первой и до последней серии. Сейчас попытаюсь суммировать свои впечатления, но для начала пройдясь по тому, за что стоит ругать проект.
Сюжет далек от канона Толкина. Идет Вторая Эпоха Средиземья (до приключений Бильбо и Фродо еще 3000 лет), повелитель тьмы Моргот давно повержен, но командир северных эльфийских армий Галадриэль упрямо ищет его былого приспешника Саурона. Поскольку Саурон виновен в гибели её любимого брата и исчезновении мужа, прочие эльфы считают Галаэриэль сдвинувшейся на теме мести и пытаются отослать на покой в Заокраинный Запад. Однако наша воительница с этим не согласна, и, встретив бегущего от орков наследника южных земель Халбранта, оказывается в некогда благословенном островном королевстве Нуменор.
В Нуменоре свои проблемы: король был низложен за свою любовь к эльфам, его дочь мечется между необходимостью играть на тренде эльфоненавистничества и уберегать остров от пророчеств, согласно которому их вражда с Заокраинным Западом приведет к уничтожению Нуменора. Свалившиеся как снег на голову Галадриэль и Халбрант сходу влезают в клубок политических интриг, которые плетет советник королевы Ар-Фармазон...
А племя Мохноногов (предки хоббитов) натыкаются на упавшую звезду, которой оказывается лишенный памяти чародей. Только любопытная Нори пытается с ним подружиться, несмотря на то, что рядом с безумным стариком происходят всяческие трагедии, а по его следу идет жуткая троица наделенных магией женщин.
В это же время оставшийся в Средиземье полуэльф Элронд узнает, что народ эльфов обречен вскоре уплыть на Заокраинный Запад или "истаять". По поручению верховного правителя он пытается добыть единственное средство, способное остановить исчезновение - митрил, волшебный металл, который недавно нашел его друг, принц гномов Дурин. Но в королевстве гномов большинству нет дела до исхода эльфов, и попытка переломить сопротивление гномьего короля запускает свою череду трагических событий...
А в это время в Южных Землях эльфы несут вахту, присматривая за бывшими человеческими подданными Моргота. Эльф Арондир и целительница Бронвен испытывают друг к другу сильные чувства, прекрасно понимая, что подобные отношения между Перворожденными и смертными заканчиваются трагически - не говоря уже о том, что эльфы и местный народ друг друга презирают. Вскоре оказывается, что орки, от которых бежал Халбрант, пришли в эти края под руководством таинственного Адара и жаждут обратить их в свой новый дом…
Первый заслуженный минус связан именно с не совсем разумной политикой продюсеров. Хотя то, что они не купили права на «Сильмариллион» а могут использовать лишь черновики Толкина да две кинотрилогии прозвучало еще зимой, в ходе работы этот факт всячески затушевывался. То есть большая часть отсебятины обоснована – студия не имела прав снимать по книгам. С другой стороны, рекламная кампания строилась так, чтобы не акцентировать внимание на подобном. Как итог, зрители ждали одно, а получили другое.
При этом я не упрекаю шоураннеров, с их стороны было бы бессмысленно кричать «это просто фанфик», настраивая зрителей заранее против. Но вопрос к продюсерам о том, зачем приобретать права так избирательно, никто не снимает – если уж не получалось договориться, может и впрямь лучше бы делали про юность Арагорна, как изначально хотели?
Вторая проблема – несмотря на бешеный бюджет, набранной команде остро не хватает опыта. Сценаристы пытались создать интригу, студия пять лет снимала на натуре, а шоураннеры проработали цельный сюжет сразу на пять сезонов, но во всем этом видны косяки. Отлично снятые кадры соседствуют с посредственными, графика то поднимается на уровень блокбастеров, то выглядит дешевой. Диалоги пытаются стилизовать под книги, но часто получается некий маловразумительный бред. Актеры стараются играть с отсылкой на типажи из «Властелина колец» (Нори пытается мимикой копировать Фродо, а Галадриэль ставит взгляд, улыбки и движения в идеальном соответствии к Кейт Бланшет), но серии часто требуют игнорировать то, что происходило прежде и совершать немотивированные поступки.
Сильно подкашивает впечатления и медленный темп. С одной стороны, шоураннер сжали события, растянутые в книгах на сотни лет, что по-своему разумно. С другой, весь первый сезон – один большой пролог, который бы смотрелся намного лучше, выйди он сразу. Восемь серий, из которых легко можно оставить шесть, и показ раз в неделю для такого медлительного сюжета губительны.
При этом сказать, что это просто никого не волновало, я не могу. У меня при просмотре постоянно возникало чувство – хотели создать серьезное фэнтези, искренне пытались изучать материал. Перечитывали дневники, выковыривали отсылки (многие ли знают, что Галадриэль по замыслам Толкина в молодости носила прозвище «Дева-муж» и была непревзойденной мечницей и предводителем армий? Или что в черновиках первые маги были отправлены в Средиземье во Вторую, а не Третью Эпоху?), прорабатывали одни детали – но теряли темп, лепили сюжетные глупости и не могли построить нормальное общение персонажей. Увы, но нанимать следовало людей, которые умеют работать над эпическими фильмами, а не сериальных сценаристов. Если первая, шестая и восьмая серия прекрасны, все остальное требовало переработки.
А теперь поговорим о том, за что я ругать не могу, хотя это часто ставится сериалу в упрек. Например, за то, что сериал якобы прогнулся под повесточку. На деле же неидеальными показаны все, цвет кожи не акцентируется, а сильные и независимые только и делают, что играют на руку Саурону. Я бы даже назвал его консервативным: старшие и мудрые правители предостерегают от ошибок, но гордая и упертая молодежь творит дичь, последствия которой в Средиземье будут расхлебывать тысячи лет.
Второй претензией служат переделки сюжета. Но по мне именно такая игра по мотивам канона позволила рассмотреть нетипичные для Толкина ситуации. Саурон здесь действительно убедителен и многогранен, орки смотрятся отстаивающими свою правду (и при этом сохранившими всю суть каноничных злобных тварей), герои вызывают раздражение своей предвзятостью, а уплотнение событий позволяет поддерживать драматизм. Мы говорим о хрониках «Сильмариллиона», где кратко перечислялись поворотные моменты. Если работать над готовыми историями вроде Турина Турамбара и Лютиен и Берена было нельзя, все равно пришлось бы писать свое и придумывать персонажей, и это не худший вариант.
А вот теперь коснемся того, что однозначно хорошо. Сериал очень красив: пейзажи Новой Зеландии вновь радуют глаз. Множество линий дарят и трогательные отношения хоббитов, и вполне реалистичную средневековую политику Нуменора, и медленно уродуемые в стиле хоррора южные земли, которым предстоит стать Мордором. За всем этим эпосом отлично проступают живые чувства Дурина, который взбешен, как его лучший, но бессмертный друг не понял, что двадцать пропущенных лет – для него целая жизнь. Или Галадриэль, у которой весь сериал глаза на мокром месте, потому что всей своей силе и упрямстве огромный комплекс вины и одиночество заметно поломали ей психику. Многие моменты я бы охотно брал в канон: первые сломленные эльфы, для которых орки – их дети или падшие майар не в облике поднадоевших балрогов, а полных чуждой пластики и неправильных пропорций воительниц-колдуний прекрасны. Более того, не состыковываясь с книгами, сериал отлично дополняет фильмы: теперь всем будет лучше понятно, почему Гендальф в таком ужасе отдергивается от Кольца, а Галадриэль так реагирует на все связанное с Сауроном.
Следующего сезона ждать два года. Шоураннеры клятвенно обещают поработать над темпом, добавить больше мрака и масштабности и еще больше раскрыть Саурона как антигероя – зная канон, понятно, на что они намекают. Так что, пускай могли бы лучше, но потенциалом шоу я очень доволен.