Посмотрел "Индиану Джонса и Циферблат Судьбы". То, что ставил его режиссер "Логана", сразу чувствуется, хотя второй истории о последнем деле героя, передающего эстафету новому поколению, не вышло. Скорее всего потому, что фильм так и не мог определиться, на кого он рассчитан.
Сюжет вообще неплохой в духе всей франшизы. В сороковых Инди и его друг-ученый Шоу противостояли немецкому физику Воллеру, когда отчаявшиеся нацисты хотели заполучить древние артефакты и изменить ход войны. Погоня велась за Антикитерой - циферблатом Архимеда, способным предсказывать появление временных порталов. Инди и Шоу получили половинку артефакта, после чего Шоу заработал репутацию безумца, пытаясь разгадать её тайны.
Спустя двадцать с лишним лет Инди доживает свои дни в полном одиночестве. Сын Мэтт погиб во Вьетнаме, брак с Мэрион распался - остается только выпивать и казаться окружающим ходячей реликвией. Тут в его жизнь врывается дочь уже покойного Шоу Хелена - крестница Инди, предлагая завершить поиски второй половинки Антикитеры и тем самым уйти из научной карьеры красиво. Но Хелена, как оказывается, разыскиваемая полицией мошенница, да и Воллер не погиб на войне. Работая на ЦРУ, он использует их ресурсы для поиска Антикитеры, чтобы изменить прошлое и привести Германию к победе.
Получилась интересная смесь идей приключенческих фильмов, но увы, только на уровне идей. Антикитера выглядит как устройство из "Лары Крофт", тоже состоит из двух частей и скрепляющей частицы, и функции выполняет схожие. Хелена отсылает к авантюрным приключениям, будучи обаятельной мошенницей и манипулятором с (это же Дисней) золотым сердцем под маской циничности. Сам Инди, которого в жизни ничего не держит, действительно напоминает Логана. Ну и тем, кому Мэтт не нравился - пожалуйста, его выкинули за кадром.
Только вот не работает это все на полную, чему есть немало причин. И первая, самая неприятная - Харрисон Форд все же сильно постарел.
То, что он в восемьдесят снимается, заслуживает аплодисментов, но мне было больно смотреть на то, как старика заставляют играть образ, который ему уже просто не по годам. Ведь могли бы сделать то, что работало в "Последнем Крестовом похоже" в исполнении Шона Коннери - эксцентричного наставника. Здесь же видно, как тяжело Форду сниматься в сценах с любой динамикой, а в драматических моментах он почти открыто плачет. Это сильно, потому что видна не игра, а реальные чувства, но это одновременно и отталкивает - потому что вызывает дискомфорт.
Тем более на контрасте нам постоянно вставляют сцены с дублером и компьютерным омоложенным лицом. Абсурда это достигает во флэшбеке, где Инди - какой-то Капитан Америка, рядом с которым взрываются безвредно бомбы и который выкидывает немцев с поезда одной левой. А в современности то Инди едва ходит, а в драках все заметно стараются двигаться максимально медленно и аккуратно, чтобы ему не было тяжело - то он же в исполнении дублера вырубает врагов, получает без вреда по голове, ныряет с аквалангом, водит как в Форсаже и скачет на лихом коне. Сцены чередуются без всякой логики, а на лице Форда иногда читается полное непонимание, что он тут делает, и зачем. Даже просьба Инди просто дать ему умереть получилась какой-то искренней - мне казалось, что актер просто устал от роли.
То же самое касается других стариков. Сильно постаревшая Мэрион так же не пытается в драматизм, и на контрасте даже с персонажем из прошлой части смотрится никак. Бандерас там персонаж эпизодический. Лучше всех вышел Салах - Рис-Девис словно не изменился и по прежнему харизматичнее всех окружающих. Правда, зачем он переехал в Америку работать таксистом, при том что в Египте был явно богат, да и откуда в курсе всех тонкостей преступного мира даже на Сицилии, я не понял. Образ бедного мигранта с образом какой-то криминального эксперта, если не дельца, как-то не очень сочетается.
Антикитера - тоже не самый удачный выбор. Ведь основой конфликта всегда была какая-то религия и связанный с ней артефакт, а циферблат Архимеда, указывающий на временные порталы, в мифологии вроде бы особый след не оставил. Да и использовать весь его потенциал не стали: до самого финала это просто устройство, за которым все бегают. Вспомните нарастающее напряжение вокруг Ковчега, камни Шивы с творящей вокруг магией и даже пещеру Грааля и влияние на людей Хрустального Черепа. Здесь ничего подобного нет.
При этом новые персонажи хороши. Хелена получилась интересным антигероем, харизматичной, общительной, веселой. И вообще очень удачный образ женской версии молодого Инди с долей убедительного эгоизма. У неё даже есть свой мальчишка-помощник, очень напоминающий Коротышку из "Храма Судьбы". На контрасте с Инди героиня выглядит ярко, и отдельный фильм вне франшизы с ней я бы охотно глянул.
Так же хорош Воллер - как по мне это лучший антагонист за всю серию. Умный, жесткий и сдержанный до самого финала, противник-интеллектуал, лишь под конец превращающийся в карикатурно безумного нациста. Продолжена и линия с критикой собственной истории: вместо маккартизма здесь прошлись по укрыванию беглых нацистов ЦРУ и тем, что власти используют и выбрасывают людей, подаривших им прогресс.
Вот и получается, что фильм пытается во все хорошее, но толком не может определиться, о чем он. Для тех, кто ждет геройствующего Инди, ему здесь отданы отдельные сцены, смотрящиеся на редкость неубедительно. Желающие драмы получат её долю в середине, но потом она исчезнет за экшеном. Тема путешествий во времени толком не раскрыта. А Хелена, вынужденная отдать большую часть времени Инди, не смогла в полной мере показать свою двойственную натуру. Так что для желающих толику ностальгии фильм подойдет, но даже как передачу эстафеты я не могу назвать это удачной картиной.