В копилку интересных новинок прибавилось. Пройдена «
Жизнь и страдания господина Бранте» от отечественных разработчиков, и по мне, это хорошая визуальная новелла, но весьма слабая ролевая игра. Поясню, почему я так считаю.
Игра основана на цикле ролевок живого действия «Талисман» и повествует о мире, похожем на предреволюционную Францию. Общество разделено на Уделы – социальные страты, закрепляющие за каждым свои права и обязанности. Власть дворян, выродившаяся в тиранию и сплошные интриги, толкает народ к бунту, церковь расколота на сторонников старой и новой веры и первые искры надвигающегося восстания видны в каждом событии. При этом сеттинг тесно переплетается с фэнтези: боги реальны, священники руководствуются видениями, магия и загробная жизнь существует, элита империи принадлежит к нечеловеческой высокомерной расе, и каждому дарована возможность трижды воскреснуть в случае гибели до того, как придет отведенный ему судьбой час.
Игровой процесс представляет собой роман воспитания и визуальную новеллу. Мы играет за второго сына в семье Бранте, рожденного от дворянина и простолюдинки, и пройдем с ним путь от первого мгновения и до финала восстания. Каждый ход соответствует месяцам жизни, предлагая событие, в котором нужно принять решение. На основании решений меняются те или иные черты персонажа, отношения с окружающими, открываются и закрываются дополнительные события и возможные финалы. Разработчики прямо называют источником вдохновения игру «Долго живи, королева», о которой я писал раньше,
https://wod.su/forum/index.php?topic=3588.msg225533#msg225533 и сходство и впрямь бросается в глаза.
Плюсы:
1) История получилась увлекательной, персонажи - живыми и многослойными. Наши сценаристы, мне кажется, значительно лучше умеют в полутона, чем западные разработчики, предпочитающие работать с шаблонами. Мир мрачен, но реалистичен, к членам семейства привыкаешь и с какого-то момента начинаешь видеть в них именно близких со своими достоинствами и недостатками, а не генераторы проблем. Персонажи поступают как жители именно описанного авторами мира, а не типичные современные люди в антураже фэнтези: их конфликты, страхи и поступки обусловлены тем, что происходит по сюжету.
2) Вариативность на должном уровне. В третьей главе мы делает выбор одной из трех профессий, за каждой из которых закреплена своя сюжетная линия. Поменяется все, кроме связанных с семьей событий – у дворянина, священника и революционера свой круг общения, поручения, роман, враги и варианты финала. При этом, только пройдя все три, в полной мере сложишь для себя картину происходящего.
Минусы:
1) Каждое решение меняет те или иные черты и это единственный способ их изменить. В «Долго живи, королева», мы отдельно выбирали, чему будем учиться в этот ход, и отдельно совершали действия, успех и неудача которых зависели от прокачки навыков. Это создавало если не выбор, то его иллюзию. В «Жизни и страданиях» же если мы хотим прокачать какую-то характеристику, то вынуждены выбирать решения не по отыгрышу.
Первые три главы нам показывают, что особых последствий неправильной прокачки нет, разве что закрылись какие-то решения и не произошли события. С четвертой и пятой набранные характеристики критически важны, чтобы не погибнуть, спасти семью, причем догнать их до нужного значения уже не получится. Не успели вовремя совершить какие-то события или получить пару пунктов в нужной черте – начинайте заново.
2) Игра очень сырая. Разработчики сами признавали, что планировали больше профессий, событий, последствий, но многое не успели. Некоторые сюжетные линии обрываются без кульминации. События, завязанные на значения черт вылезают вперемежку с сюжетными без привязки, ломая логику развития отношений. Да что там, даже погибший окончательной смертью в одном событии персонаж может оказаться жив в другом, потому что никто не продумал, что они могут произойти в рамках одной игры. Иногда вылезают баги, когда нужное значение черт все равно не дает совершить выбор, а иногда его можно совершить даже не имея требуемых черт.
Причем видно, что это именно результат спешки: авторы специально прописывали многие ситуации так, чтобы избежать учета других решений. Например, задействовали только тех персонажей, которые точно выживут в сюжете или подбирали нейтральные фразы персонажей, чтобы не учитывать отношения с ними, даже если по контексту там подразумевалось присутствии иных лиц или симпатия/ненависть. Это сильно портит впечатление.
3) Наличие черт вообще кажется мне лишним элементом, который нужен лишь для искусственной сложности. То есть игра создает иллюзию, что она ролевая, но в действительности выбор там не слишком высок. За каждой карьерой закреплена пара линий разумной прокачки и сюжетный выбор, с которого вы можете сойти только для того, чтобы трагически умереть или посмотреть, как все ваши близкие пострадают. Если у вас падает воля (расходуемый ресурс, который также повышается/понижается от одних решений и является требованием для других), то вы вообще не сможете принимать многие решения и просто плывете по сюжету, а значения черт влияют на немногие события. Можете быть по чертам отличным фехтовальщиком, но все сюжетные дуэли проиграете, своим красноречием способны убеждать толпы, но не в иных диалогах оно вам не поможет.
В итоге, у меня смешанные впечатления. Да, мир необычен, атмосфера отличная, а делами семьи заниматься интересно – но в попытке разорваться между двумя жанрами авторы в итоге так и не определились, чего хотят, создав искусственно усложненную и мешающую ролевому погружению игру. Советую попробовать и оценить, но надеюсь лишь на дополнения и патчи, потому что без них пока ближе к финалу впечатление сильно портится.