Охотники: Бдение от Аваллаха в 2008
Рецензия на базовую книгу новой линейки Нового Мира Тьмы - Охотники: Бдение (Hunter: The Vigil).
Итак, базовая книга новой линейки White Wolf Publishing, гордо именующаяся Охотники: Бдение (Hunter: The Vigil) бегло пролистана (и, в некоторых местах, даже достаточно внимательно прочитана). Настало время кратко изложить свои впечатления от данного творения издательской мысли. И, надо сказать, что впечатления весьма-таки положительные.
Людей встречают, как известно, по одежке, а в случае с книгой вполне логичным будет, прежде всего, обратить внимание на обложку и другие внешние данные
. Здесь надо сказать, что Охотники весьма радуют, выгодно выделяясь как в первой, так и во второй категориях. Хотя лысый человек, весьма неприятно напоминающий вин Дизеля, непонятные строчки текста и зеленоватые тени на обложке несколько уступают роскошным переливам корбука Маги: Пробуждение (Mage: The Awakening), они, все же, однозначно превосходят весьма невнятных в плане обложки Оборотней: Отвергнутых (Werewolf: The Forsaken) и лиловое марево Прометеянцев: Созданных (Prometheans: The Created)). Что же касается внутренних иллюстраций, то здесь, наверное, Охотники вообще гордо берут первое место по сравнению со всеми теми базовыми книгами по Новому Миру Тьмы, которые были выпущены до них - в определенной степени им не сильно уступают Вампиры: Реквием (Vampire: The Requeim) и сам Мир Тьмы (World of Darkness), но, в конечном счете, радующие глаз картинки, выполненные во все тех же темно-зеленых тонах (так и хотелось написать - бутылочных, хотя, пожалуй, было бы вернее сказать - матричных), вызывают большее эстетическое удовлетворение. Помимо этого, стоит так же отметить, что это вторая по толщине после все тех же Магов базовая книга, насчитывающая ни много, ни мало, а 370 страниц. Впрочем, еще больше радует то, что на этих 370 страницах написано много дельных вещей, но об этом чуть позже...
В середине книги все желающие найдут краткое Введение, содержащее стандартный набор (тема, атмосфера, список источников вдохновения), пять глав (Глава Первая: Тени от Огня - краткая история, структура общества Охотников, отношение к различным свехнатуралам; Глава Вторая: Создание Персонажа - новые Достоинства, Профессии, рекомендации по генережке; Глава Третья: Организации Охотников - шесть Пактов и шесть Организаций; Глава Четвертая: Особые Правила и Системы - специальное снаряжение и, конечно же, Тактики; Глава Пятая: Повествование - общие рекомендации для вождения, идеи хроник и, конечно же, набор антагонистов, среди которых особенно стоит отметить значительное количество демонов), два приложения (Приложение Первое: Моральность и Бдение - специальные правила для Моральности Охотников и рекомендации относительно того, как их использовать; Приложение Второе: Филадельфия - стандартный прописанный сеттинг для базовой книги) и печальная история "Торговля Плотью" в шести действиях, повествующая о хорошо известных всем тем, кто яростно тестил демки по Охотникам, Мальчикам Обрезк...пардон, Мальчикам Габрезки (Gabreski Boys).
Тем не менее, все это всего лишь так называемый "формальный набор признаков", которые позволяют понять, что написано в оглавлении книги, любезно перепечатанном автором данной рецензии с раскрытого на столе мануала. Попробуем разобраться с тем, чем же наполнены искомые "формальные признаки" и стоит ли вообще тратить время на штудирование упомянутых Охотников (или, не приведи Господь, их еще приобретать). И хотя, в принципе, ответ на этот вопрос я могу дать уже сейчас ("Да! Да! Да! И пускай White Wolf выпустят по этой линейке не пять запланированных книг, а добавят ее к трем базовым, как в случае с Феями, которые Забытые (хотя правильней сказать - Потерянные, благо это их в полной мере характеризует!"), нужно все же постараться как-то обосновать столь бескомпромиссную однозначность.
Прежде всего, начнем с того, что Охотников действительно интересно читать. Первая вступительная глава радует глаз не только зеленоватыми расплывчатыми картинками, наполовину позаимствованными из демки (ах, да, еще насчет заимствований иллюстраций - хотя об этом выше не было сказано, но добрые Белые Волки ухитрились содрать финальный арт откуда только можно и откуда...эээ...только нельзя, включая и Devil May Cry, слегка размытое изображение главного героя которого гордо красуется в разделе, описывающем Организацию Аэгис Кай Дору), но и достаточно занимательной и емкой историей Охотников Мира Тьмы, ласково маня любителей Старого Мира Тьмы некоторыми намеками на глобальный сюжет, вдохновленной грызней различных охотничьих объединений не столько с монстрами, сколько друг с другой, и уморительными повествованиями о том, как токсикоманы из Ордена Феникса гонялись по Франции за огромным оборотнем, чтобы разделать его на эликсиры, а представители Эшвудского Аббатства (ооо...это Эшвудское Аббатство...) в лучших традициях американской демократии голосовали за то, сожрать ли Джека-Потрошителя живьем или же просто зарезать (гм...о результатах голосования можете догадаться и сами - в конце концов, бедолага не просто так бесследно исчез). Вдобавок к этому, радуют очень милые и проникновенные описания отношений Охотников к другим сверхнатуралам (да и не только сверхнатуралам - благо милые блюстители Бдения охотятся не только на всякую нечисть вроде магов, вампиров и оборотней, но и на обычных смертных - ну они и правда заслужили...). Очень хороши наброски plothook'ов перед каждым разделом - то ли я на тот момент уже настолько проникся основной идеей, то ли они действительно выписаны исключительно качественно - и следствием этого стало то, что ко второй главе я уже переходил с целым набором подходящих идей в голове и немалым желанием покидать кубики в пальцах.
Второй положительной стороной стали определенные игромеханические изменения, которые были введены в рамках книги. Во-первых, добавились Профессии, отвечающие за основной род занятий Охотника в свободное от Охоты время (ну, в конце концов, не все же время несчастному человеку гоняться с колом за вампирами или слонобоем за оборотнями. Тем более, что можете мне поверить - заработать в наше время подобным образом достаточно сложно, а кушать Охотникам хочется не меньше, чем Вампирам или Магам...). Искомые, правда, значительного влияния на процесс не оказывают и характеризуются, в большинстве своем, возможностью брать бесплатные специализации и прокачивать входящие в Профессию навыки за меньшую цену. Во-вторых, разработчики, как и в случае с HtR решили внести в игру элемент азарта, однако если в первом случае мы гордо рисковали Убежденностью (Conviction), то теперь все желающие могут поставить на кон Волю (Willpower). Все это не просто выглядит очень хорошо и озорно, но и возвращает в игру столь любимые мною критические провалы (critical failures) en masse (хотя, конечно же, никто не заставляет Охотников ставить на кон все в погоне за каждым вшивым оборотнем), делая игру не в пример более напряженной и драматичной. В-третьих, не будучи сверхъестественными существами (Белые Волки все же отказались от порочной практики Hunter: The Reckoning, где Охотники вроде, как и были людьми, но если закопаться поглубже, то оказывались такими сверхнатуралами, что всем сверхнатуралам сверхнатуралы), Охотники не имеют каких-либо свехъестественных способностей помимо тех, которые предоставляются им Достоинствами (да и то последние приходят только за счет Организаций - Пакты, увы, не доросли...). Именно поэтому, для борьбы со сверхъестественным Охотники используют разнообразные Тактики - действия, построенные на групповом взаимодействии, которые, по сути, благодаря слаженности и четкой сработанности позволяют построить объединенный дайспул, завершающийся каким-то фееричным действием (вроде того, к примеру, что лейтенант Габрезки выскакивает из кустов и отрубает гадкому колдуну руки мясницким топором, или же с диким гигиканьем подскакивает и выбивает дубинкой вампиру зубы). Некоторые Тактики, конечно же, выглядят идиотски донельзя (нуу...к примеру, те, которые были описаны выше), но книга предоставляет все возможности для того, чтобы несколько их видоизменять, а то и вообще прописывать новые. Так что клавиатуру в руки и вперед...
И, наконец, на последнем из игротехнических моментов мне бы хотелось остановиться особо, благо он, как мне кажется, действительно очень важен. Схожие мысли, судя по всему, присутствовали и у разработчиков, которые вынесли его в отдельное приложение. Этим моментом является система Моральности Охотников.
Дело в том, что именно на эту тему было сломано немало копий - как минимум на тех русскоязычных форумах, где присутствовал я, и где с завидной частотой мне приходилось читать активные холливары на тему "А вот я хочу идти по Пути Откровений Зла и пускай весь Новый Мир Тьмы подождет". В принципе-то это личное дело каждого - по какому пути ему идти и насколько он любит или не любит Советский Союз - но дело в том, что система Моральности Нового Мира Тьмы была достаточно однозначной и построенной на, в принципе, общепринятых в нормальном цивилизованном обществе моральных нормах. Плохо это или хорошо - решать опять же каждому, и об этом Белые Волки еще не один раз повторят и в самой базовой книге Охотников. Вот только, раз уж мы все же опять вернулись к Охотникам, стоит более внимательно обратить внимание на пару аспектов существования наших благородных воителей за всеобщее Добро.
Во-первых, как ни крути, но Охотники если и не в большинстве, то уж, как минимум, в значительном проценте своего состава, являются убийцами. Т.е. эти уважаемые дамы и господа убивают других живых существ на вполне себе постоянной основе и регулярно ставят себе новые зарубки на стволы Ремингтонов. Более того, они, при этом, как-то даже не зажмуривают глаза и не терзаются бесконечными внутренними терзаниями а-ля Родиоша, который и бабульку-то с трудом зарубил - не то, что оборотня.
Во-вторых, опять же, как ни крути, все те же Охотники уже не в значительном проценте, а практически таки в тотальном большинстве, являются непомерными отморозками и просто таки сногсшибательными извращенцами. И тут, пардон, даже не нужно вспоминать героического основателя Эшвудского Аббатства, одной рукой яростно мастурбирующего на священный камень оборотней, а другой - сжимающего заряженный серебряными пулями слонобой. Эти же, пардон, представители Эшвудского Аббатства при наличии свободного времени упомянутых оборотней насилуют. А потом убивают. А иногда - наоборот, благо оно, в теории, даже легче. А что касается вампиров, то они их, опять же, пардон за выражение, выкуривают. Точнее не совсем их, а то, что от вампира остается, если его убить - т.е. прах. Ну а что последователи почтенного Доктора МакДональда делают с Магами, если ухитрятся поймать их живыми, лучше не думать - а то еще приснится ночью.
Вы думаете, что они одни такие?
Хех, как бы не так.
Представители египетского Ордена Феникса aka Восходящие держат под собой значительный процент кругооборота наркотиков в мире и сами ширяются такими вещами, от которых мгновенно откидываются не то, что неподготовленные клерки, но и другие Охотники. Все это они, конечно же, делают ради окончательной победы Света над Тьмой, руководствуясь при этом звонким лозунгом "Лучше продать ребенку наркотики, чем отдать его вампирам!" Синие воротнички из Единства сколачивают боевые бригады и шастают по ночам по улицам своих районов с железными прутьями, до смерти избивая тех, кто, по их мнению, представляет собой угрозу для общества. К числу последних относятся как подменыши с магами, так и предполагаемые растлители малолетних и торговцы наркотиками (угу, в том числе и из Ордена Феникса). Агенты Оперативной Группы: Валькирия без зазрений совести взрывают небоскребы, в подвалах которых скрываются вампиры. О том, кто скрывается на...эээ...всех остальных этажах, упомянутые агенты, судя по всему, предпочитают не задумываться. Дети Седьмого Поколения вообще считают себя прямыми потомками Сатаны и поступают соответствующе. Гордые потомки атлантов из Аэгис Кай Дору думают только о том, как бы загрести себе побольше артефактов, желательно перебив при этом максимальное количество оборотней и магов, которые в соответствии с твердым убеждением представителей этой Организации коллективно взяли и утопили их любимую Атлантиду.
Все представили то, как эти чудесные...эээ...борцы за Свет и Добро Мира Тьмы соотносятся со стандартной системой Моральности Нового WoD'а?
Прекрасно, вот и я представил. Хотя, надо отдать должное Белым Волкам - они сознательно оставили возможность применять к Охотникам стандартный подход. Честно, впрочем, предупредив, что в таком случае игровые персонажи очень скоро окажутся теми, кем они, по сути, и должны быть - абсолютно отмороженными психопатами с сорванной крышей, на борьбу с которыми Рассказчик убъет не меньше труда и нервов, чем Бэтмен в свое время убил на Джокера.
Именно поэтому, для решения этой проблемы предлагается три других подхода (впрочем, по сути два, но это уже детали...). Первый из них (как, впрочем, и второй, являющийся не более, чем легкой вариацией на тему) чудесно выражается фразой "Monsters Don't Count" и потрясающей своим глубинным смыслом фразой папы-Охотника сыну-Охотнику, заключающейся в том, что если бы монстры были людьми, то они бы не выдержали своего морального и физического уродства и просто убили бы себя сами - а раз они оставляют это благородное деяние другим, следовательно, они уроды и бяки и так их сынок и нужно. Честно говоря, тезис оказался настолько гениален, что мне даже понадобилось определенное время для того, чтобы прочувствовать его глубину, но когда я его все же осознал, то всерьез задумался - а правильно ли я живу? В конце концов, какое поле для деятельности открывает с виду такая простая, но от этого не менее великая формулировка...
Что же касается последнего варианта, то он именуется просто и ясно - Кодекс (Code) и представляет собой то, о чем так долго рассказывали Бароны фон Юнц...пардон, большевики. По сути, все не менее просто и гениально, чем вариант с "Монстры не считаются". В определенных обстоятельствах, когда у Охотника появляется выбор между общепринятыми моральными принципами и успешностью Охоты (вроде той ситуации, когда какой-то гадкий колдун загородился несчастной бабулькой-мусорщицей и требует опустить пистолет), он может не утруждать себя и заменить один из упомянутых моральных принципов своим собственным. Т.е., если брать вышеупомянутый пример, широко улыбнуться и со словами "Сдохни мразь!" разрядить пистолет в голову бабульке, а потом достать нож и сделать с колдуном все, что он заслужил своими мерзкими деяниями. После чего не менее гордо заменить пункт "Страстное убийство" (если меня не подводит память, четвертый уровень Человечности) пунктом "Оставлять жизнь колдунам". Т.е. - убивай бабулек сколько душа пожелает (да уж, упомянутый выше Родион явно бы обзавидовался), главное колдунам жизнь не оставляй. Ибо нехорошо, недостойно...
Интересно?
Интересно.
Весело?
А то!
Выбор есть?
А как же.
В общем, решайте сами - хотите ли вы играть с отморозками, страдающими множеством расстройств психологического характера или же все теми же отморозками, но, при этом, считающимися абсолютно здоровыми с точки зрения прикладной психиатрии. Благо фанатизм, если память не подводит, никто еще на один уровень с маниакально-депрессивным психозом и шизофренией не поставил...
Ну и, наконец, третьей положительной стороной новых Охотников является то, чего лично мне ну очень сильно не хватало в Новом Мире Тьмы вообще, и в предшествующих пяти линейках в частности. Именно в случае с Охотниками: Бдением Белые Волки, наконец-то, решили отказаться от весьма, на мой взгляд, порочной схемы, пять на пять (пять Ковентов на пять кланов, пять Племен на пять Знаков и т.д. и т.п.). Одних только Пактов и Организаций в базовой книге представлено по шесть штук и, надо сказать, что все они вышли действительно необычными, занимательными и чертовски интересными. Более того, уже во второй книге линейки, посвященной тому, как Охотники борются с магами (книга называется Искатели Ведьм (Witchfinders) и вышла в начале этого месяца), к их числу прибавилось еще три Пакта и одна Организация. И, судя по всему, это далеко не предел. Впрочем, пока что имеет смысл сказать по несколько слов о тех из них, которые уже присутствуют. И начнем мы с Пактов (Compacts) - объединений второго уровня, которые хотя и действуют на достаточно локальной территории и обладают не в пример меньшими ресурсами по сравнению с Организациями, но, все равно, способны сыграть весьма немалую роль...
Долгая Ночь (The Long Night) – Христианские Охотники, которые сражаются со Злом, стараясь отсрочить наступление Апокалипсиса.
Несуществующие Загадки (Null Mysteriis) – Группа скептиков, которая противостоит сверхъестественному, стараясь доказать то, что оно не существует.
Сеть Зеро (Network Zero) – Объединение Охотников, которые используют радио, телевиденье и Интернет не только для того, чтобы охотиться на монстров, но и для того, чтобы поведать миру об их существовании.
Единство (The Union) – Синие воротнички, которые решили охотиться на монстров без санкции правительства, стремясь уберечь себя и своих родных от самых опасных врагов человечества.
Эшвудское Аббатство (The Ashwood Abbey) – Декадентский клуб извращенцев и любителей острых ощущений, которые охотятся на чудовищ исключительно ради собственного морального и физического удовлетворения.
Лоялисты Туле (The Loyalists of Thule) – Оккультная группа, связанная с Третьим Рейхом, представители которой стремятся узнать то, чего людям знать не стоило бы, и забраться туда, куда нормальный человек уж точно бы не полез.
Отдел Шесть (Division 6) - Группа наемных убийц, которые работают на некоего "Мистера Джонсона", якобы представляющего правительственное агентство, а, на самом деле, возглавляющего религиозный культ. Впрочем, упомянутых убийц данный факт абсолютно не смущает, пока каждый месяц им приходят "контрольные списки", а на счета поступают...эээ...правительственные награды.
Хранители Источника (Keepers of the Source) - Смесь эко-террористов и хиппи, основной задачей которых является служение Матери Земле или просто Гайе (нет-нет-нет, Вильда, Вирма и Вивера, к счастью, здесь все же нет). Учитывая то, что основной вред искомой наносят маги и оборотни, то им, к сожалению, чаще всего не везет...
Прометейское Братство (The Promethean Brotherhood) - скромная организация, которую некогда основал один неудачливый ученик мага, который пришел к сакраментальному выводу, что вместо того, чтобы годами просиживать штаны за партой, можно поступить гораздо проще, а именно убить учителя и выпить его силу. С тех пор, у юного нигилиста появилось предостаточно последователей, от которых, как можно догадаться, в основном страдают именно маги...
Что же касается объединений третьего уровня, то к их числу относятся так называемые Организации (Conspirancies), обладающие не только значительно большими ресурсами и возможностями, но и предоставляющие своим представителям Дары (Endowments), которые могут принимать самую различную форму, начиная магическими ритуалами, и заканчивая сверхсовременным оружием и компьютерной техникой.
Оперативная Группа: Валькирия (Task Force: VALKYRIE) – Засекреченная правительственная группа, занимающаяся борьбой с монстрами. Охотники этой Организации, по сути, представляют собой элитный спецназ, в точности выполняющий приказы своего начальства. Оно же, в свою очередь, обеспечивает их весьма высокотехнологичным Усовершенствованным Снаряжением (Advanced Armory).
Люцифудж (The Lucifuge) – представителей этой Организации так же называют Детьми Седьмого Поколения. Связано это с тем, что все 666 Охотников, которые входят в состав Люцифуджа, ведут свой род ни от кого-нибудь, а от самого Люцифера. Тем не менее, вместо того, чтобы пойти по скользкой дороге своего прародителя, они стараются использовать свое наследие, которое принимает форму Кары (Castigation) - набора нечестивых, но от этого не менее могучих ритуалов - для борьбы с монстрами.
Группа Хейрона (The Cheiron Group) – Объединение транснациональных корпораций, обладающее доступом, как к огромным деньгам, так и очень необычным технологиям. Монстры для них - это идеальный исследовательский материал, который позволяет не только способствовать научному прогрессу, но и, так сказать, задействовать полученные знания на практике. Свидетельством этому являются Тауматехнологии (Thaumatechnologies), позволяющие трансплантировать части тел монстров агентам Группа Хейрона. Вот только останутся ли они при этом людьми - вот в чем вопрос...
Аэгис Кай Дору (Aegis Kai Doru) – В переводе с греческого название этой организации звучит как “Щит и Копье”. Основатели Аэгис Кай Дору некогда были стражами магических сокровищ Атлантиды, но после предательского уничтожения их родины они были разбросаны по миру и теперь преследуют две основных цели - вернуть себе древние артефакты, которые в недостойных руках способны принести огромные несчастья и отомстить оборотням и магам, которые некогда уничтожили их дом. В процессе, надо сказать, Охотники этой Организации абсолютно не гнушаются использовать уже обнаруженные Реликвии (Relics) - в конце концов, у них-то с достойностью рук все очень даже...
Восходящие (Ascending Ones) – Представители древнеегипетского Ордена Феникса, которые, впрочем, достаточно тесно связаны и с мусульманством. Основным своим заданием Восходящие считают тотальное очищение мира от Зла, путем искомого Зла не менее тотального выжигания. В преддверии же этого счастливого момента Орден Феникс радостно приторговывает наркотиками и готовит непомерной крепости Эликсиры (Elixirs), которые являются главным их оружием в борьбе с чудовищами.
Молот Ведьм (Malleus Maleficarum) – Живое воплощение лучших традиций средневековой Инквизиции. Религиозные фанатики, которые не слишком-то утруждают себя соблюдением каких-либо моральных принципов в борьбе с порождениями Сатаны, которые угрожают благу Ватикана и его представителей. В этом (в борьбе, а не в несоблюдении моральных принципов) им весьма способствует наличие различных Благословений (Benediction), которые очень напоминают хрестоматийные чудеса святых.
Рыцари Святого Георга (The Knights of Saint George) - Очередные представители святой христианской церкви, которые, на самом деле, уже давненько отошли от земных религий вообще, и христианства в частности. Дело в том, что основным заданием упомянутых благородных рыцарей является защита мира от чрезмерного внимания его истинных богов - неких безликих ангелов, которые в свое время организовали Тунгусский Метеорит (угу, я же говорил, пошла трава...). Соответственно, единственный способ ублажить искомых ангелов - это перебить как можно большее количество магов - желательно используя при этом так называемые Гоэтические Евангелия (Goetic Gospels), которые в лучших традициях христианской церкви позволяют им натравливать на магов демонов.
Таким образом, окончательный вывод, который можно сделать из всего вышеупомянутого, состоит в том, что, пожалуй, Охотники: Бдение действительно являются одной из самых интересных линеек Нового Мира Тьмы, радуя взгляд Рассказчика не только оригинальными и веселыми объединениями упомянутых Охотников, но и весьма любопытными игротехническими новшествами, которые вполне могут разнообразить игру и сделать ее еще более интересной.