Во-первых, хочется сказать, что книга на удивление качественно исполнена: вся в полном цвете (что для детской аудитории вполне важно), много детальных артов. Вместе с этим же среди этих артов встречаются вещи, которые вызывают ликодланствующий рефлекс либо пробивают на глупые смешки. Особенно арты, где персонажи выглядят как люди, которым приставили голову собаки по какому-то недоразумению. Другие же арты вызывают мощные ассоциации с фурри. В общем, вас это не обрадует, хотя художников определенно взяли опытных – я узнал пару работавших над WHFRP и Паффайндером, а также артиста The One Ring.
Во-вторых, идея игры. Она по сути от мультика про поней не особо далеко ушла. Будь хорошей собакой. Хорошую собаку определяют мнения других. Значит, надо работать вместе и быть хорошими собаками. Дружба – это магия.
Ыыыыы, даунфейс.
Атмосфера игры лежит в мистической сущности исчезновения людей. Собакены почитают их в качестве наполовину богов, наполовину древних предков, и составили на основе почерпнутой из руин остатков информации о цивилизации людей некий Код, который велит быть хорошей собакой (омфг). Короче, общепризнанные моральные принципы слизали в упрощенной форме.
Основа игры предполагает собой исследование, как в КРПГ и просто олдовых ролках. Прохлаждаемся в чучмекской глухомани, ищем знания о людях, собираем всякие сокровища,
метим деревья пытаемся наладить дипломатию с другими народами.
В-третьих, сеттинг. Он немного посерьезнее «Аббатства Рэдволл», но в целом не особо далеко от него ушел: мы имеем по сути средневековье (судя по антуражу – склоняющееся к позднему, как в оформлении немецких и французских сказок), населенное антропоморфными мыслящими животными. В центре рулбука, ясень красен, собачатина. Но также есть кошки (которые дофига хитрые манипуляторы и предатели), крысы (бомжи-странники и подлецы), ящерицы (ездят по пустыням цветастыми караванами и напоминают цыган и бедуинов одновременно), барсуки (братия свирепых варваров, лайт-версия орков). Вся эта шобла эволюционировала после того, как человечество решило ВНЕЗАПНО исчезнуть с планеты полным составом, и собачки вместе с другими народцами гадают теперь, а шо же такого произошло: люди вымерли, улетели к звездам или мутировали во что-то неузнаваемое? Как бы то ни было, к любому наследию людской культуры собакены относятся ооооочинно сурьезно и, судя по всему, будут вдумчиво и долго размышлять о уроках, которые подносит им книга «50 оттенков серого», а также теоретизировать о предназначении таких вещей, как презервативы или кошачий наполнитель.
Сеттинг фокусируется на городе Пугмайр (что довольно банально и мы с Монте Куком такое уже проходили), основанном знатной семьей собак как обитель безопасности и уюта для собак (хотя тут встречаются и котофеи). В данный момент престолонаследие готовится принять Принцесса Ёша Пук (имена дефолтных персонажей – отдельный разговор, это просто фейспалм), чья мопсиная морда с золотыми серьгами (ох лол) будет мелькать по всей книге для пояснения особо «сложных» моментов.
Никаких интересных моментов сеттинг не подносит, это просто бегло описанное средневековье с подчеркиваниями некоторых деталей жизни Пугмайра и значимых мест вроде Королевской Библиотеки, где много инфы о останках цивилизации хуманцов.
Основная религия зовется просто Церковью Человека и исповедует Слово Человека, оно же расширенная форма Кода. Сам Код прост: «Будь хорошей псиной, слушайся хозяина, кусай только тех, кто ставит тебя в опасность, защищай дом, будь лоялен к тем, кто честен, защищай всех от Незримого (Unseen), собирай всё, что осталось (от людей)».
Незримое – это, по сути, некие темные сверхъестественные силы. Ими пользуются некоторые кошаки, практикующие некромантию (ага, коты-некроманты), а сами по себе оно представлено бестелесными демонами, которые могут вселяться во всяких существ и делать гадости (представлены в местном жиденьком монстрятнике). Сами жрецы используют кровь людей (?), чтобы творить чудеса, но внятного объяснения я этому что-то не увидел (кровослужение, еее, Bloodborne… кхм).
В-четвертых, система. Она кратко описывается несколькими словами: кастрированная D&D пятой редакции. Дрисня – она дрисня и есть. Если вдаваться в подробности, то тут у нас тоже броски d20 с адвантеджами-дисадвантеджами, профинси-бонусами, модификаторами параметров. Параметры и их модификаторы те же самые, что в D&D, решительно ничего нового.
Создание персонажа начинается с выбора призвания (calling), т.е. класса – artisan (визард), guardian (воин с замашками паладина без магии, по сути как рыцарь в PHB2 3,5), hunter (рейнджер или друид, тоже без особых магуйств), ratter (рога, плут), shepherd (жрец, впарывается консервированной кровью людей и становится
SWAG-отцом церковного хип-хопа носителем мистических сил), stray (варвар): собсно класс определяет стартовые навыки и уловки (tricks, местное название фитов), как и доступные в дальнейшем развитии, и размер кости хитов, которые тут названы стойкостью (stamina). В остальном классы ничем не отличаются, скучны и ленивы (хотя можно сослаться на ориентированность для детишек и нубов).
Затем идет порода (раса), и сделано тут все весьма лениво по признаку параметра – по одной породе на каждый (+2 к конкретному параметру) и седьмая универсал (+1 к любым двум параметрам). Названия пород писать не вижу смысла, они не символизируют особо ничего, хотя каждая кроме седьмой имеет набор из шести семейных фамилий, которые тупо являются названиями реальных собачьих пород. Далее идет бэкграунд, который накидывает еще навыки и уловки и тоже от пыхи пятой редакции далеко не ушедший (и даже более скучный и не прописанный). Уловки определяются породой, призванием и бэком перса и по сути ничего нового не подносят.
Магия тоже скучная. Есть спелл-лист для жреца и спелл-лист для мага, оба скудны и включают в себя местами упрощенную копипасту спеллов из пыхи пятерки. Некоторые спеллы все же показывают, что Ониксы вспомнили, что надо хоть немного поработать руками, а не только всё тырить, и переделаны под реалии сеттинга (например, Dispel Unseen, который все равно косметически измененный Banishment). Вообще эта тенденция тут постоянно встречается – сущность механики та же самая, но названия и флавор-текст чуток поменялись. Самую капельку.
На школы заклинания естественно не делятся, всё в кучу. А вы что хотели, слюнтяи?! А, ну есть еще глава со спискотой всяких обычных и магических шмоток, но там тоже все скучно.
С точки зрения лора магия объясняется как тайны, почерпнутые из остатков цивилизации людей, и вообще не поймешь, где магия, а где технология, и что это вообще на самом деле (вялый реверанс в сторону третьего закона Кларка).
Короче, уныние и отстой. Имхо, но твердое.
В главе ведущего ничего интересного. Объясняются банальности про построение историй, использование модификаторов сложностей и советов по развитию хроники, включая перерастание 10го уровня. Finally, в конце Ониксы лениво указывают на существование OGL для пятой редакции D&D и предлагают тырить оттуда всякие штуки для того, чтобы улучшить игру. А если вам типа понравился сеттинг собачучмеков (ага, щаз), то вот, можете поконверсить систему под фейт, сторипаф, 13 век или паффайндер.
Фьють, хаа!Глава антагонистов предлагает ряд неписей для базиса игры с их стат-блоками, включая другие народы, демонами, несколькими монстрами, сюда уже включая двухголового великана - одна голова кошачья, вторая собачья, жил да был малыш... пардон, великан Котопёс. Еще немыслящими животными, включая (sic!) обычных собакенов. А еще разумные собакены ездят на лошадях, так-то.
В конце книги идет стартовое приключение, что-то там про махинации котофеичей. Но мне уже откровенно лениво все это читать.
Подведя итог… На редкость унылый высер от Ониксов. Меня лично не зацепило ничем. Да. Детям может вкатить сам сеттинг, но в общем и целом ОЧЕНЬ отдает халтурой, ребята. Честное слово. И в оправдание тем, что это для простоты целевой аудитории, меня лучше не тыкать. Спасибо. А теперь я прямо сейчас пойду и надуюсь чаем, ибо меня от чтения рулбука реально в сон почти отрубило. Очень все тут куцее и каких-то идей для себя я тут не увидел, хотя надеялся на лучшее. Пускай это так и останется для предполагаемой Ониксами целевой аудитории, возможно, реально попилят деньжат с этой халтурки на простаках.