Всё нижеследующее моё ИМХО на основании опыта различных партий по d&d 3,5. Специальными расчётами я не занимался.)Внезапный вопрос к ветеранам. Был вообще резон брать расы со штрафом к уровню, типа дроу и им подобных?
Если мы говорим о стандартной d&d в вакууме с приключения от 1 уровня и до бесконечности, то особого резона нет, ну не окупятся затраты к 20 уровню, не окупятся. Тут правда дело ещё в том, что в принципе по стандартным правилам d&d игра не сложная и игроки могут себе позволить персонажей в регулировкой просто ради развлечения.
По поводу стабильного отставания и всего лишь 2 тысяч опыта.
Когда противник может кинуть заклятье 9 круга, а я только 8 это не то же самое, что 2 и 1 круги соответственно. И когда у двух персонажей +5 дуры в качестве оружия, но один бьёт 4 раза, а другой 3 это тоже не + 1,2 к атаке за уровни воина. Есть ещё престиж классы со страшными свойствами 10 уровня, эпик.фиты и т.д, а при этом расовый бонус как был + 2 так таким и останется, а вот польза от него в процентном отношению ко всему дайспулу уменьшится. Конечно при бесконечной истории герой с регулировкой когда-нибудь доползёт до всего этого, но это если DM добрый и будет ждать пока все оптимизируются. (да на эпических уровнях на многое плевать, но и на расовые бонусы тоже)
А вообще всё зависит от мастера. Если он согласен читать с игроком специальные корбуки и пускать это в игру, то можно и вампиром 1 (или 2, уже точно не помню) уровня поиграть не плохо, если мастер разрешит снарядить его специфическим оборудованием под нежить.) Или дроу-магом, если игра будет про Подземелье и только.
Да, в коротких играх и там где мастер предупреждает, к примеру, что все начинают эквивалентом 8 уровня и максиммум за всю историю заработают 2 уровня, вот тогда можно и персонажа с регулировкой использовать и даже эффективней чем обычных и не боятся что опять нескольких десятков тысяч опыта не хватит для нужного фита или престиж-класса.