Итак, бегло прочитано Руководство Ночи для Реквиема 2.0. Книга представляет собой советы для рассказчика, а также делает упор на альтернативные сеттинги и механики, по которым можно устроить свою партию. Вся суть историй Реквиема, как утверждают авторы, должна строится на трех шкалах:
1) Насколько вампиры открыто существуют в мире людей?
2) Насколько вампиры статичны?
3) Насколько они чудовищны или человечны?
От этих трех принципов и исходит построение собственного мира и тематики событий.
Первая глава начинает с самого интересного - альтернативных сеттингов.
1. Будущее, где города разрослись до сплошных мегаполисов, и стали миром сами в себе. Здесь можно заменять части тел искусственными протезами, загружать свое сознание в нового носителя, погружаться в виртуальные миры, обновлять тело биохимией до полноценного бессмертия. По факту, это классический киберпанк, где обладающие всеми невероятными технологиями корпорации - первые враги вампиров, так как желают контролировать каждый аспект жизни, словно боги. Это мир неоновых огней и киберразвлечений, хакерства и наркотиков, войны банд - и масок, которые люди носят в буквальном смысле, чтобы подчеркнуть свою безликость или анонимность. Для вампиров это одновременно рай, где никто не отследит их в ночной миллионной толпе, и ад - их немертвые тела не могут использовать биои и кибертехнологии. Вампиры видят, что их преимущества вроде бессмертия человечество достигло само, и им грозит уничтожение, как бесполезному паразитическому виду.
2. Мир современного феодализма Европы, которой правят благословленные Богом (буквально) христианские правители. Божественное право здесь не пустой звук, революции подразумевают вызов высшей силе, а христианство воспринимается, словно непреложная истина. Аристократия ведет вечные интриги, и вампиры входят в эти великие дома, выступают в роли ночных кукловодов. Это мир современного анархизма, где пользоваться электронной почтой - все равно, что скатиться до вульгарности, в то время как письма считаются признаком высшего стиля. Здесь Интернет - лишь замена для обращения монарха к толпе, свобода мысли подавляется, а право аристократов на абсолютную монархию священно. Параноидальная династия Романовых по прежнему правит Российской Империей, дома Бонапарта и Стюарт ведут традиционные противостояния между Францией и Англией, старые и новые традиции перемешаны воедино, иные веры уничтожаются, а Ленинцы, названные в честь невезучего революционера, ведут подрывную деятельность против богоизбранной власти, пытаясь в который раз свергнуть правителей.
3. Смертельный вирус за два года уничтожил большую часть человечества. Вампирам больше некого боятся, они могут править выжившими, словно кровавые боги - но должны ли? Остатки человечества готовы постоять за себя, потому что выжили сильнейшие, и расцвет вампиров привел к появлению множества охотников. Без людей вампирам останется лишь пожирать друг друга и и животных и впадать в торпор. Без тайных знаний вампиров и их памяти человечество обречено скатиться в новое варварство. Смогу ли две стороны понять, что они сейчас нужны друг другу или последняя война уничтожит всех?
4. Далекое будущее. Человечество давно оставило Землю, и вампиры отправились вместе с ним, свободные от проклятия среди межзвездной тьмы. Они контролируют космические перелеты и открыто известны колониям, как бессмертные монстры, победившие их в звездной войне. Гули и дампиры правят от их имени планетами, а новые старейшины управляют целые планетарными системами, сражаясь друг с другом. Они заключили с подданными соглашение, ограничивая свое свободное питание, став чем-то вроде космической конституционной монархии. Это мир дальних колоний, где процветает беззаконие, кровавой дани в лице преступников, отсылаемых на космические станции в пищу нежити, мир полетов быстрее скорости света и бластеров.
5. Мир современного нуара, вечного дождя и тумана. Это мир, где Кеннеди остался жив и оказался большим разочарованием, вместе с которым умерла и американская мечта. Люди смирились с властью преступности и большого бизнеса, погрузились в мир, где сильные правят слабыми и нет надежды. Превращение в вампира не спасает, он становится такой же пешкой в руках старейшин, обреченным на вечную неудачу. Это мир секса, насилия, дождя и джаза, где ничего не менялось к лучшему со времен Кеннеди, практически Готик-Панк, только еще более стилизованный под нуар, чем даже Маскарад.
6. Единственный исторический сеттин, касающийся Японо-Корейской войны шестнадцатого века, позволяет переиграть те события. Возможно, это станет началом нового мира восточной империи, которая под властью вампиров покорит Запад. Здесь азиатские традиции сливаются с миров вампиров, давая уникальные отношения и порождая новую историю.
Вторая глава касается кланов и ковенантов, описывая их менталитет, домены и особенности поведения. Рассматриваются возможные взаимодействия с другими существами, сюжеты и зацепки и прочие принципы построения сеттинга, а также примеры неписей. Большая часть информации не станет ни для кого откровением, это просто общие советы.
Третья глава описывает построение котерии, её психологию, возможные поводы объединения и некоторые общие механики. Также много примеров и идей, но откровенно базовых, которые все и так знают.
Четвертая глава передает еще больше советов Рассказику. Указания по разным жанрам и сеттингам, есть интересные альтернативные механики - личные проклятия, разумный Зверь, другое питание вместо крови (например, страсть, страх или память) и многие другие. Вообще в плане механических идей эта часть очень хороша.
Шестая глава предлагает новую систему социального боя, хотя все это уже было в Макабрическом Танце первой редакции. Кому-то для игр, где вообще нет физических столкновений, она может быть интересна, но мне показалась утяжелением и так нормально работающей механики.
Наконец, последняя часть описывает новые мериты, комбо-дисциплины, ритуалы для альтернативных сеттингов. Некоторые будут полезны в любой игре, другие сильно специфические, но наличие их радует. На том книга и заканчивается.
Если в целом, я ждал худшего - или агитки за толлерантные ценности, которыми последнее время стали книги тех же Волков, или долгим и нудным советам, как сделать игру не задевающей ничьи чувства на половину текста (не играть с теми, кто тебя напрягает - вот мой ответ. Но авторы обычно предпочитают написать столько рекомендаций, словно видят хронику психоанализом пополам с БДСМ-сессией). Поэтому был приятно удивлен, что книга направлена именно на вменяемого Рассказчика, отдавая ему все инструменты, давая общие советы и не капая на мозги. Сеттингы описаны кратко, основными темами, но интересны, альтернативная механика имеется. Жду чего-то подобного для Бестий и рекомендую всем любителям Реквиема.