Прочитана Building A Legend для линейки монстров. Хотя лично для меня эта линейка – едва ли не лучшее, что создавали Ониксы, сам я давно воспринимаю её в русле своего собственного хэдканона, с авторскими взглядами не связанного. Поэтому читал, чтобы узнать, какие интересные идеи можно позаимствовать. С другой стороны, авторы в самом начале книги говорят, что Монстры идеальная линейка для создания своего канона, так что тут я с ними согласен.
Первая глава начинает c идей по созданию локаций для хроники, оперируя примерами из фильмов, книг и комиксов. Она состоит из советов, как лучше передать основную идею местности, используя климат, географию, персонажей, демонстрирующих черты характера, созвучные местности и прочие вещи, на который надо обратить внимание. Какой уровень криминала, экономическое положение жителей, состояние школ и образования, есть ли рядом холм, где кто-то хрюкает и прочие моменты, которые добавляют территории глубины, обязательно учитываются. Внимание уделено местной истории, идеям по фактам и тому, как они обрастают легендами, а также оттенку сверхъестественного, окрашивающему события. Разумеется, игрокам предлагается менять местные события, вмешиваться в застоявшуюся атмосферу и переделывать её под себя или позволять региону избавиться от доминирующих тенденций. Также описывается идеи для объединения в Улей, будь-то общий враг, общая цель, личные связи, эмоционально-наставнические-родственные узы вплоть до взрослого Монстра, взявшей младших проблемных монстриков под крыло, чтобы создать замену человеческой семьи, или кузин, вместе прошедших Пожирание.
Следующим этапом является продумывание бытовых аспектов жизни, вроде школы, где учатся младшие Монстры, ярких соседей, учителей, коллег, хобби и прочих вещей, добавляющих реализма. Внимание также уделено обществам, формируемым самим Монстрами и прочими кузенами, если таковых много в регионе, от общего совета или дележки территории, до лидера-Монстра, которому подчиняются все прочие. Важным моментом является подробное описания влияния сверхъестественного на местную жизнь, будь то местная власть, контролируемая Монстрами, преступность, образование, экономика, медицина и прочие сферы жизни, пронизанные влиянием Рода.
По итогам, первая глава не имеет механики. Советы там полезные, но лично для меня они не просто знакомые, а не так давно использованные, поэтому относятся больше к вещам, которые любой Рассказчик обязан сам понимать.
Вторая глава посвящена Грезе, и тому, как её детализировать. Коллективные подсознательные локации, воспоминания, изучаемые монстрами в кошмарах, отголоски местных проблем. Упоминается, что у каждой Комнаты Логова всегда есть реальный двойник местности, который с ней связан, и Монстру с одной стороны легче использовать, для охоты, но из которых и Герои могут проще попасть к нему в Логово. Также Комнаты могут создаваться на основе локаций других миров, если чудовищу не страшно, что через них могут заявиться еще более опасные гости. Влияние местных сильнейших хищников, гости из астральных царств и примеры того, как Улей может объединять свои Логова для наибольшей эффективности, также присутствуют.
В итоге глава дает много зацепок, идей и советов, как лучше описать Улей, Логово, местную Грезу, Астрал, причем делает это не в форме механики, а вопросами, которые должен задать себе Рассказчик и игроки. Читается неплохо, но опять же, на уровне вещей, которые любая группа с фантазией сама сделает.
Третья глава описывает создание хроники игры. Опять же, много советов, как создать зацепки для сюжета, проработать цели и эмоциональное состояние персонажей. Плюсы в том, что все очень детально перечислено, минусы – в том, что перечисляются вещи, которые тянут на Капитана Очевидность. Вроде списков, какие бывают цвета кожи, волос, глаз или зубов (молочные, коренные, вставные, материал из которых сделаны). Перебрав все от фасонов одежды до отличительных примет, книга и заканчивается.
Я, конечно, понимаю, что она должна писаться для новичков. И что все эти советы позволяют создать яркие детали и продуманный мир, уходя от шаблонов. Но, если честно, я ждал хоть крохотную деталь механики, хоть что-то выше начинающего уровня. Хорошая ли книга? Да, она неплохая для любого рассказчика, причем любой системы, потому что дает универсальные советы по построению региона и персонажей. Полезна ли она для игры Монстрами? Да, если вам нужны идеи или просто внятный порядок построения своего региона. Полезна ли она для опытных игроков – увы, нет. О прочитанном не жалею, но заявленную вначале цель что-то позаимствовать воплотить не смог, потому что большую часть всего написанного в ней мы уже использовали.