Идеи для хроникиОднако хватит общих фраз. Про Иерусалим в эпоху Темных Веков можно поведать бесчисленное множество историй: от рассказов о кровавых завоеваниях и отмщении до повествований об истинной вере и спасении. Прочитав предыдущие разделы, вы получили некоторое представление о разнообразии тем, которых можно коснуться в иерусалимской хронике, а ниже мы приведем несколько конкретных идей.
Вход в ИерусалимВ случае, когда персонажи прибывают в Иерусалим откуда-то извне, хроника будет совершенно иной, чем если бы они изначально обитали в городе. Любой персонаж может найти повод побывать в Святом городе: это может быть торговля, исследования, паломничество, преследование какой-нибудь цели, свойственной исключительно каинитам, и так далее. Иными словами, причин для посещения Иерусалима, способных стать ключевым моментом хроники, может быть предостаточно. Ниже мы приведем некоторые из таких причин.
ПаломничествоГерои хроники могут быть пилигримами, желающими посетить христианские святыни, пока не окончилось пятилетнее перемирие. Повествование такого рода может включать еще и полную опасностей дорогу в Святую землю. Для каинитов путешествие, например, по воде – по определению предприятие с непредсказуемым финалом, ведь генуэзские торговцы, перевозящие грузы для крестоносцев, могут и не оказаться порядочными людьми и заглянуть в какой-нибудь ящик. И наоборот, странствие по земле пролегает по суровой, враждебной территории, где полно недружелюбных смертных и каинитов. Попав в город, персонажи оказываются в паутине соперничающих сект и вероисповеданий, к которым принадлежат и люди, и вампиры. Бонифаций приглядывает за паломниками, но если нападению подверглись, например, набожные христиане Армянской церкви, он может и отвернуться. А что произойдет, если аль-Айн решит, что наступило время преподать урок заносчивым каинитам-христианам, которые явно пришли в город для того, чтобы пополнить ряды своих воинственных собратьев?
Но паломники не обязательно должны следовать учению Христа. Вампиры-мусульмане приходят в город, чтобы посетить Купол Скалы или мечеть аль-Акса или просто увидеть аль-Кудс, и сталкиваются с иными опасностями. Ни Рустуччи, ни Лефрой не горят желанием встретить таких гостей с распростертыми объятиями, и группа каинитов, попавшая в переплет интересов двух этих могущественных и набожных вампиров-христиан, окажется между молотом и наковальней. С другой стороны, подобная ситуация может стать отличной возможностью…
Что же касается каинитов-иудеев, исполняющих древний обычай пасхального Седера [103], завершающегося ритуальной фразой «в следующем году в Иерусалиме»? Союзников в мире нежити у них немного, в основном это Каппадокийцы (у которых свои проблемы) и Носферату (занятых тем же, но при этом практически не имеющих власти в городе). Вопросы религии превращают обыкновенную задачу – найти себе приют под одной крышей со своими смертными единоверцами – в задачу трудную, по меньшей мере. Таким вампирам не к кому обратиться за помощью, и они остаются без всякой защиты перед махинациями своих проклятых собратьев, которые вряд ли разделяют их интересы.
ЗавоеваниеК 1197 году статус Иерусалима окончательно не определен. Срок перемирия близится к концу, и обе стороны конфликта настолько переполнены предвкушением, что вполне можно ожидать нового крестового похода. Разумеется, у европейских кланов вампиров имеется свой интерес в этом деле; персонажи хроники могут быть, например, разведчиками клана Вентру, рыцарями-тамплиерами, ищущими способ ослабить возможных сверхъестественных противников перед тем, как двигать вперед своих смертных приспешников. А возможно, герои выполняют поручение клана Ласомбра, чьи старейшины есть по обе стороны христиано-мусульманского конфликта, и кто наверняка принимает разногласия религий близко к сердцу. Котерия может стать участником предварительного нападения, если их отправили уничтожить каинитов-франж до начала боевых действий, чтобы вконец ослабить противника еще до конца перемирия. Персонажи могут играть роль шпионов, желающих разузнать географию местности и сведения о городских каинитах – кто из них примкнет к той или иной фракции, если в регион придет война.
ВозвращениеЗа многие столетия Иерусалим не раз подвергался разграблению и опустошению. Всякий раз, как завоеватели приходили с огнем и мечом, мудрые каиниты предпочитали покинуть город. Кто-то затерялся на пыльных страницах истории, другие нашли себе новое убежище, но были и те, кто в конце концов решил возвратиться домой. Теперь же стены города стоят более крепко, чем в прошлом, и вампиры, некогда обитавшие в городе царя Давида, возможно, прокладывают себе путь на родину. Увы, за воротами их ждут сюрпризы.
Иерусалим уже не тот, что был прежде. Знакомые улочки и вехи исчезли, убежища разрушены или заняты кем-то еще. В домах персонажей уже добрую сотню лет обитают пришлые, надменные каиниты, и им нет дела до безродных странников, которые, возможно, и были когда-то местными. Изменился сам дух Иерусалима и его смертных жителей. Как же герои справятся с задачей возвращения в город, такой чужой и такой знакомый одновременно? Что они предпримут для того, чтобы вновь сделать Иерусалим своим городом?
ТорговцыВ Иерусалиме, можно сказать, переизбыток рынков; базары есть внутри городских стен и за ними, законные и нелегальные. На продажу выставляются что угодно, да и кто угодно тоже. Торгуют в основном смертные, но на всяком рынке найдется лавка, открывающаяся лишь после наступления темноты и обслуживающая только смелых посетителей. Возможно, персонажи торгуют вещами, которые можно продать лишь в темных проулках или безымянных лавчонках: ловкими руками, предсказанием судеб, дурманными порошками, упырями или смертными в качестве пищи. Наверняка в Святом городе найдется базар с таким товаром на прилавках. Однако же, найти рынок и уцелеть после того, как на тебя обратят внимание конкуренты – разные вещи.
Другой вариант: герои могут быть связаны с контрабандой, перевозя специи, золото, драгоценные камни и даже других каинитов. Вампиры Салюбри, например, используют Иерусалим как перевалочный пункт на своем пути к безопасности. И персонажи, разумеется, могут ввязаться в интригу, помогая нескольким оставшимся в мире Салюбри ускользнуть через Иерусалим – за определенную цену, конечно? И не навлекут ли они на свои головы гнев городских Тремеров?
ЗагадкиИерусалим хранит множество тайн, известных лишь каинитам. Кто такой загадочный Мандалай, чья слава разнеслась далеко вокруг? Правдивы ли слухи о том, что в городе забил источник с кровью Патриарха? А Святой Грааль, Истинный Крест, Копье Лонгина и прочие святыни, возможно, все еще хранящиеся где-то в городе? К ним можно добавить и Черную Тору, которой владеет Абрахам. Что он сделает, если кто-то попытается ее украсть или потребует поделиться ее мудростью?
Бросаем жребийОпасности Средневековья не стоят на месте.
Уильям Манчестер,
«Мир, освещенный лишь огнем»[104]
Иерусалим в большей или меньшей степени охарактеризовать с точки зрения военных действий. В тот или иной момент времени город подвергался нападениям, выдерживал осады и прорывы армий всех типов и религий, а его обитатели переживали оккупацию и резню. В 1197 году, однако, в Иерусалиме царит относительное спокойствие – довольно редкое в Средние века. Нервы на пределе, то и дело вспыхивают случайные стычки, но до полномасштабной войны пока что далеко.
В такой атмосфере в хронику легко добавить немного драки, бесчестной или происходящей по правилам. В Святой земле чужая жизнь, как и не-жизнь, стоит дешево. И, по правде говоря, прорубить себе дорогу мечом сквозь тело противника легче легкого.
Тем не менее, далеко таким способом персонажи не продвинутся. В городе, где люди обитают буквально друг у друга на головах, скрыть что-либо трудно. Даже в самые темные ночные часы найдется пара глаз, наблюдающих за тем, что происходит в черте городских стен. Раньше или позже насильственный подход к решению проблем бумерангом ударит по персонажу. Вампиры – настоящие мастера интриг и балансирования на грани, и политика в Иерусалиме эпохи Темных Веков поощряет героев к заключению всевозможных сделок, договоров, перемирий, махинациям и предательствам. Вызов для Сородичей состоит в том, чтобы провести свой домен сквозь бушующее море людских толп, не придавая событиям импульс, после которого бы их развитие стало неуправляемым.
Это не означает, конечно, что иерусалимская хроника вообще не должна включать в себя драки. Иногда вам придется доводить ваше мнение до собеседника врукопашную. Однако хрупкое равновесие сил и стремлений в Иерусалиме требует более тонкого подхода. Тщательно выверенные действия идут лишь на пользу хронике._____________
[103] Седер (ивр. «порядок») – традиционный ритуальный иудейский ужин, устраиваемый на Пасху, предваряется семейным чтением пасхальной Аггады. Ритуальная фраза «в следующем году в Иерусалиме» символизирует идею духовного несовершенства. Подразумевается, что завершившийся год иудеи встречают вне священного города, но надеются, что в следующем они попадут в возрожденный Иерусалим и станут свидетелями пришествия Мессии.
[104] Уильям Рэймонд Манчестер (1922 – 2004) – американский писатель, историк и биограф. «Мир, освещенный лишь огнем» (1992) – исследование европейской истории, охватывающее период от пика расцвета Римской империи до эпохи Возрождения.