Экспрессия, Запугивание, Лидерство
Обычай викторианской эпохи увязывает эти таланты вместе с помощью нескольких общих лингвистических инструментов.
Просодия и стихосложение
Речь викторианских времен обладает особой ритмикой. И поэзия, и проза соразмеряются в рамках системы ритма, известной как силлабо-тоническая, которая расставляет ударные и безударные слоги в стихотворении или фразе в зависимости от их числа. Результат зачастую страдал от отсутствия естественного ритма речи и для современного уха звучал бы странно. Язык викторианской эпохи был цветистым, формализованным и порой бестолковым, однако имел свои правила. В эстетике тех времен высоко ценилось умение выбрать то самое изысканное и витиеватое выражение.
Аллитерация – повторение первого звука в слове на протяжении всего отрывка текста, так, как это обычно происходит в скороговорках вроде «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж – чрезвычайно чисто!» Отчасти благодаря поэтическому стилю Библии короля Якова [1] аллитерацией отличаются преимущественно церковные проповеди и горячие поучительные призывы.
Белый стих – нерифмованные строки, написанные пятистопным ямбом – использовал в своих творениях сам Шекспир, и потому в викторианскую эпоху эта поэтическая форма мила слушателям практически всех социальных слоев. Шекспир, по всеобщему мнению, признан идеалом английского стихотворца, и прием, к которому он любил прибегать, уж точно должен быть хорош.
Консонансом называется повторение одних и тех же согласных в одной или соседних строках стиха. Шекспир весьма часто пользовался и этим приемом, и в представления обывателей викторианской эпохи вполне укладывается выстраивание сложных текстовых структур из гармонично сложенных элементов, подобно тонко сработанному механизму.
Наконец, ономатопея в прямом переводе с греческого языка означает «сочинение имен». При ее использовании появляются слова, имитирующие звуки природы: утка «крякает», а свинья «хрюкает».
Литература викторианской эпохи активно использует аллегории и аллюзии, и даже необразованная толпа способна воспринимать заложенный в подобных отсылках смысл благодаря частому повторению. Хитро сплетенная паутина перекрестных упоминаний, обожаемая ораторами и писателями, увязывает вместе большую часть жизни викторианцев, так что бытовые дела в саду и на кухне могут через ассоциативный ряд быть тесно связаны с политическим курсом империи, а заодно со спасением или проклятием всего мира. Весьма немногие вещи во вселенной, истолкованные и преподнесенные таким образом, означают самое себя: они подразумевают иные понятия, масштабные и мелкие, и в свою очередь оказывают влияние на значение и состояние прочих сущностей.
Позднее исследователи назовут эти времена периодом «баудлеризации», то есть удалением из существующей литературы любого вульгарного и иным образом нарушающего приличия материала. Эта практика названа по имени филантропа конца XVIII века Томаса Баудлера [2], который желал дать миру возможность оценить всю красоту творений Шекспира, не запятнанную непристойностями, которые, как он был уверен, были вставлены автором в тексты по настоянию других. Большая часть изложенных таким образом трагедий Шекспира получила счастливый финал и ясно очерченную мораль, так что превосходные во всех прочих отношениях работы великого писателя не могли заразить сознание обывателей недостойными помыслами относительно того, какие добродетели на самом деле бывают вознаграждены. Точно так же Чарльз Диккенс и его последователи включают в свои произведения порицания примеров низкого поведения в обществе во всех жестоких подробностях. Еще не настали времена, когда практически любая идея получает поддержку в народе, не подвергаясь сомнениям и не встречая открытого отрицания.
Слова способны увлечь за собой смертных, изменить их устремления, представить оратора таким, каким он желает предстать перед публикой. Вампиры располагают достаточным количеством времени, чтобы отточить свою риторику, а Сородичи, принадлежащие к простому люду – чтобы выучиться эффективному использованию речи в надежде прикрыть свое неказистое происхождение.
Подражание классике
Обыватели викторианской эпохи любят подражать грекам и римлянам и в прозе, и в речи. И публичные выступления, и художественные произведения походят на классические литературные формы (или так полагают их авторы, но их стремление к имитации приводит к непреднамеренному новаторству). Всякий образованный джентльмен знает азы культуры древних греков и латинян, и подражание стилям риторики и красноречия людей прошлого дает человеку ауру ученого превосходства и даже шика. Собственно изучение особенностей риторики утратило большую часть своей привлекательности: в образование джентльмена входили классические произведения римлян и греков, но ему самому хватало умения имитировать их, а понимания того, как именно работают их приемы, не требовалось. Именно такого рода интерес к языковому стилю гениев классики вроде Гомера и Еврипида наполняет эпоху.
Вампиры викторианских времен в целом разделяют этот энтузиазм. Классические литературные формы придают вес и дух традиций опрометчивым интригам и сумасбродным изобретениям, а заодно закладывают прочную основу для умения разъяснить кому-либо выгоды и затраты того или иного плана в обнадеживающем тоне.
Язык революции
Революционеры и анархисты желают достичь радикальных и грубых социальных перемен, и немедленно. Риторика, нацеленная на массы, прибегает к ярким образам: борьбе, войне – а пламенные ораторы стремятся своими речами обозначить цели для зависти и гнева, найти виновных, преступников и их прислужников, которых революционное братство сумеет побороть. Их слова не должны быть банальными или глупыми, и на деле некоторые блестящие речи, очерки и повести эпохи ратуют за возможность и необходимость решительных изменений в обществе. По более поздним стандартам даже воззвания к простому люду становятся крайне замысловатыми, в них используются библейские и исторические аллюзии, а также искусно сотканные образы и символы, которые, как показывает история, и заставляют слушателей браться за новое дело.
Знание улиц и Хитрость
Преступники зачастую разрабатывают собственный, весьма сложный язык, который, с одной стороны, позволяет им подчеркивать нюансы, имеющие значение в криминальной деятельности, а с другой – скрывать значение своих разговоров от непосвященных. Жаргон злоумышленников викторианской эпохи невероятно богат, о нем написаны целые книги. Данный раздел дает лишь поверхностное знакомство с ним. [3]
Про различные способы совершить карманную кражу говорят: верхушить, выначить, срубить или ударить по ширме; добываемые при этом деньги называются аржан, барашки, балабаны, железо или кругляши. Гранд, гоп-стоп или луна – это уже ограбление, менее скрытное искусство завладеть чужим имуществом, поскольку в этом случае преступник бьет свою жертву и отбирает у нее все, что может отнять силой. Это вотчина стопщика – наглого бандита, полагающегося на свое перо (нож) и пушку (пистолет), а еще на собственную смекалку.
Медвежатники, или взломщики сейфов, используют самые разные гусиные лапки или балерины, то есть отмычки, чтобы добраться до содержимого несгораемых шкафов; разные виды добычи носят при этом свои жаргонные имена (общее – клей или товар). Если имеют в виду ограбление дома, где сейчас никого нет, скажут: «ловко надуть», а когда воры обшаривают закрома жилища, в котором кто-то есть, они «идут на огонек». Для последнего варианта скачка (как зачастую называют любое преступное деяние) взломщику обычно нужен цынтовой – помощник, который проследит за происходящим вокруг.
Стрелок или рыболов крадут вещи с телег и экипажей, откуда уносят обручи (кольца), рыжевье (золотые украшения) и цацки (драгоценности), не говоря уже о деньгах и прочей, недостойной отдельных названий добыче.
Шулеры используют мошеннические трюки в карточных играх. Их сообщники, наводчики и сгонщики, приманивают в игру доверчивых жертв, после чего уже шулеры манипулируют своими сьянцами или цветухами (собственно картами), чтобы обмануть жадных или легковерных игроков в партии, где выиграть невозможно. Сами мошенники называют такой способ жульничества «застегнуть пуговицы».
Дамы, заправляющие делами в борделях, часто зовутся мамками, а сутенеры – зуктерами. Девушки, чьи услуги продаются в этих заведениях, называются по-разному: бикса, лоретка, шмара. Их клиенты постоянно рискуют подхватить там всякие венерические заболевания, вместе именуемые хомут или «французская оспа» (последнее название в ходу в Англии, а вот на континенте заразившиеся таким недугом говорят про «английскую оспу»; вообще же в мире происхождение болезни приписывают любому недружественному народу, живущему поблизости).
Полицейские, пытающиеся поймать всех этих разномастных злодеев, среди последних называются фараонами, легавыми, волками, каплюжниками или гуртами. Наручники, используемые стражами порядка, кличут баранками. Судьи, перед которыми предстают арестованные преступники, зовутся миронами, а в тюрьмах заключенные носят униформу, известную как роба или клифт.
Азартные игры
Игра в карты на деньги распространена во всех слоях общества. Ниже перечислены некоторые из самых частых видов игр рассматриваемой эпохи.
«Все четыре»: новая игра, очень похожая на хай-лоу-джек, современную американскую разновидность покера
«Коммерс»: старый вариант покера, предпочитаемый теми, кто не очень заинтересован в горячем азарте
«Экарте́»: одна из самых долгоживущих популярных игр, известная с конца XVIII века; в ней игроки делают ставки, получив в руку по пять карт из колоды, откуда удалены двойки и шестерки
«Фараон»: еще одна сравнительно новая игра, в которой игроки делают ставки на то, в каком порядке карты будут появляться из «ботинка» – механического устройства с пружиной, в которое помещалась перетасованная колода
«Вист»: игра возрастом в несколько веков, классика респектабельных гостиных. В игре участвуют две пары игроков, то есть четверо. Сдатчик сдает каждому игроку по тринадцать карт и определяет козырную масть. Ведущий игрок ходит любой удобно ему картой, а остальные должны в свою очередь класть карты той же масти, карту козырной масти или пасовать. Игрок, который положит на стол самую старшую карту нужной масти или старшую карту козырей, берет взятку и тем самым выигрывает раунд, после чего становится ведущим в следующем ходу. За каждую взятку игрок получает одно очко, и кон длится до тех пор, пока одна из пар не наберет в сумме пять очков. Роббер состоит из трех конов, и для победы в нем нужно выиграть два.
«Двадцать одно»: игра, пришедшая из Франции и потому считающаяся особенно изысканной. Похожа на современный блэкджек.
Уточнение умений
Умения сочетают в себе врожденную склонность к чему-либо с необходимым навыком; помните о том, что персонажи, пытающиеся использовать какое-либо умение, не будучи ему обучены, получают штраф к сложности [+1]. Чтобы тратить меньше усилий на освоения большей части этой категории способностей, нужен опытный наставник; если же речь идет об опыте в области технологий или какой-либо потенциально незаконной деятельности, учителя найти бывает нелегко. И здесь-то вампиры имеют преимущество: они способны предложить особую награду тому, кто им помогает… если, конечно, он будет чтить свои обязательства.
Обращение с животными
Поезда уже давно пересекают ландшафты, изобретатели пытаются улучшить надежность и качество езды автомобилей, но люди все еще пользуются транспортом на животной тяге чаще, чем самодвижущимися повозками. Вампиры же, очевидным образом, пугают лошадей. Согласно некоторым легендам, лучший способ обнаружить вампира таков: обнаженная девственница, сидя верхом на белом жеребце без седла, должна проехать по кладбищу, и та могила, у которой конь остановится и попятится, и есть подземное убежище погребенного кровососа. Поскольку вампирам все же нужно путешествовать, некоторое умение обращаться с животными для нежити викторианской эпохи необходимо. Если каинит хочет странствовать, не внушая страх своему средству передвижения (и, как следствие, не выдавая себя с головой), ему потребуется определенный навык Обращения с животными. Впрочем, скармливание дикому животному небольшого количества витэ в течение трех ночей подряд также решит проблему.
Кроме того, многие виды досуга – например, охота на лис – зависят от взаимоотношений с животными, а большинство аристократов души не чают в своих собаках. Отсутствие в доме каких-либо четвероногих питомцев будет выглядеть странным для любопытствующих смертных, даже если тому найдется правдоподобное объяснение. Среди простых горожан содержание животных не так популярно – для них недостает ни места, ни еды; в этих частях города можно на протяжении месяцев и даже лет не увидеть никакой фауны, кроме паразитов и живности, которую содержат ради кровавых видов спорта вроде петушиных боев.
Ремесла
Индустриализация требует деталей и составных частей, изготовленных с особой точностью, и зачастую в количествах, сильно превышающих возможные объемы производства любого мастера-ремесленника или небольшого предприятия. Наметанный глаз человека способен уловить отклонения в сотую долю дюйма, однако в машиностроении викторианской эпохи нужна куда большая точность допусков. Новые инструменты, с помощью которых изготавливают другие инструменты (а с помощью тех – другие инструменты, и так далее, еще и еще…), появляются каждый год и раз за разом меняют стандарты во многих областях деятельности. Наряду с этим в сельской местности продолжают существовать традиции и обычаи изготовления изделий там, где покупателю важна ручная работа конкретного мастера. Кузнец может создавать уникальную утварь для особняков или трудиться над сложными деталями двигателей, но редко и над тем, и над другим одновременно. В любой профессии найдутся подобные и даже еще более острые расхождения между теми, кто по собственному желанию или в силу неизбежности связал себя с системой промышленного производства и теми, кто придерживается традиционных методов.
В некоторых отраслях промышленности фабрики заменили ремесленников совершенно. Выгоды и потери, принесенные этим процессом, весьма сложны (и часто горячо обсуждаются). Верно и то, что люди, занимавшиеся производством, к примеру, шерстяного и хлопкового платья, по большей части оказались в бедственном положении, потеряв независимость и превратившись в работников фабрик. Новые покупатели ищут себе одежду, которая не отличается изысканными деталями, но зато будет более прочной и надежной – в особенности это касается самых дешевых вещей. Нечто подобное происходит и в области образования: профессии, которые раньше передавались от мастера ученику – от зубоврачебного дела до юриспруденции, – теперь стало возможно освоить в колледжах и университетах.
Стремление общества к анонимности и однородности облегчает Сородичам задачу слияния с толпой, а стандартизация, наоборот, затрудняет им поиск ниш, в которых можно было бы претворить в жизнь их личные причуды.
Управление транспортом
Это умение не так уж распространено, однако оно есть. Транспортные средства на паровой тяге существуют с 1801 года, а в отрезок времени, охваченный книгой «Вампир: Викторианская эпоха» отдельные изобретатели, например, Карл Бенц, совершенствуют двигатели внутреннего сгорания, придавая им приемлемые размеры и приспосабливая для использования в автомобилях. Но все же из-под их рук пока что выходят уникальные, весьма дорогие творения – принцип промышленного производства не затронет отрасль автомобилестроения вплоть до начала XX века.
Не пользуются автомобили и популярностью. Ради того, чтобы ограничить их использование, поборники преимуществ сельской жизни объединяются с эстетами, отрицающими сами принципы промышленности, и людьми, которым эти чертовы штуки просто кажутся чересчур шумными и непредсказуемыми. Первым из принятых на этот счет законов стал «Акт о красном флаге» 1836 года, который вслед за Британией был скопирован и в других странах. Согласно ему, автомобилям запрещалось передвигаться быстрее четырех миль в час, а кроме того, перед транспортным средством должен был идти человек, размахивающий красным флажком в светлое время суток, а ночью – с красным фонарем в руках. Любители быстрой езды, разумеется, игнорировали такие ограничения, с щегольством раскатывая на скорости двенадцать и более миль, однако строгое насаждение законов, касающихся автомобилей, заставляет многих водителей пользоваться своим транспортом лишь в собственных владениях или на землях, принадлежащих таким же энтузиастам.
Автомобили викторианской эпохи – страшноватые штуковины, временами изрыгающие дым и искры. Вампир, впервые увидавший такой механизм, должен сделать проверку на Алый Ужас со сложностью 8. При каждой следующей встрече сложность снижается на 1 (даже если бросок оканчивается неудачей или провалом), а когда ее значение достигнет 2, каинит преодолеет любой блуждающий в нем инстинктивный страх. После этого проверки будут не нужны, кроме бросков с обычной сложностью в ситуациях, когда автомобиль окажется объят огнем.
Во времена королевы Виктории умение управлять транспортом охватывает две большие категории действий, каждая из которых может стать специализацией персонажа: это использование механических средств передвижения и искусство управления транспортным средством, которое тянут два или больше животных. Если пользоваться терминологией тех времен, то экипажи перевозят людей, а повозки и телеги – товары, но на них могут также передвигаться и люди. Большее количество тягловых животных требует и лучшего умения править ими; сложности добавят и непростые окружающие условия, например, улицы Лондона. Искусный возница почти всегда имеет специализации Починка и Содержание Животных и должен обладать и Силой, и Ловкостью.
* Новичок может править повозкой, телегой или кабриолетом, если в них запряжена одна лошадь. Начинающий водитель механического транспорта способен вести машину по хорошей дороге в ясную погоду, но ему потребуется помощь, чтобы запустить мотор и поддерживать его в работающем состоянии.
** Опытный возница умеет править любым транспортным средством, которое тянут две лошади. Водитель сможет вести автомобиль и запускать мотор без посторонней помощи.
*** Знающий возница способен править упряжью числом до четырех лошадей. Водитель этого уровня может уверенно управлять машиной в относительно хороших условиях и при необходимости способен устранить небольшую поломку или что-то слегка улучшить.
**** Эксперт умеет править транспортным средством, в которое запряжено до шести лошадей, или двое быков или подобных им тяжелых тягловых животных. Водитель моторного транспорта на этом уровне способен вести автомобиль в любую погоду и производить, если понадобится, различный ремонт любой сложности.
***** Мастер может с изяществом управлять абсолютно любым транспортом на животной тяге. Свой автомобиль он ведет умело и щегольски. Он способен разобрать машину на части и собрать заново, а затем рвануть на том, что получится, по горам и долам, и пусть «Акт о красном флаге» катится к дьяволу!
Умением обладают: Кэбмены, Личные шоферы, Водители-аристократы, Водители – состоятельные простолюдины, Возницы телег.
Специализации: Экипажи, Тяжелые повозки, Моторный транспорт.
Этикет
По меркам викторианской эпохи, практически всё в обществе Последних Ночей невыразимо вульгарно и представляет собою сущий хаос. Общество этих времен очень сильно зависит от умения всех и каждого (ну или почти всех и каждого) признавать в других членов своего социального слоя и взаимодействовать должным образом с теми, кто выше или ниже по положению. У богатых бездельников, само собой, куда больше времени, чтобы вникать во все тонкости, однако основные понятия о приличиях имеются даже у самых распоследних бедняков. Людям, у которых нет уединения, безопасности и даже надежды, манеры дают некое подобие достоинства, помогают уверить себя, что они все еще остаются людьми, несмотря ни на что.
Для вампиров, конечно, этикет служит еще и средством сдерживания неизбежных меж ними конфликтов. Проклятие заставляет каинитов сражаться друг с другом за первенство, и они полагаются равным образом на собственные нормы поведения и стандарты окружающего их социума, чтобы не давать всякому несогласию перерасти в драку. Викторианский этикет дает проигравшему в споре возможность удалиться относительно благопристойно, почти что не потеряв лицо, поэтому даже те вампиры, кто привык к старым порядкам, находят современные доктрины этики достойными изучения.
Сторонние наблюдатели, современные эпохе и живущие в более поздние времена, зачастую неверно понимают главную особенность общественного этикета. Порядки викторианского периода проводят отчетливую грань между тем, о чем можно вести беседу в обществе, а о чем нельзя. Однако из этого вовсе не следует, что если о каких-либо вещах не должно говорить открыто, то их не нужно обсуждать вообще. Писатели тех времен наряду с бравурными эссе и поучительными повестями выпускали в свет и множество эротических произведений, и читатели все это покупали. Просто вокруг смачных баек в «Жемчужине» люди не поднимали такой шумихи, как после рассказов в «Стрэнде»[4] или аккуратно сформулированных статей в «Таймс». Легендарный совет королевы Виктории, якобы обращенный к одной из ее дочерей - «Держись за столбики кровати и думай об Англии»[5] – это именно что выдумка; ханжеством отличался как раз ее супруг Альберт, получивший воспитание при куда более чопорном прусском дворе. Существование же людей викторианской эпохи подразумевало весьма обширную и насыщенную частную жизнь, которая, впрочем, никого из посторонних не касалась.
Скрытые смыслы
Вместо того, чтобы пытаться озвучить вслух каждую подробность скрытых и подразумеваемых значений, рассказчики и игроки могут воспользоваться изложенным ниже правилом. Когда персонаж пытается передать скрытое сообщение с помощью жестов и намеков, в основе которых лежит знание этикета, следует сделать бросок [Сообразительность + Этикет] со сложностью 6. Один успех позволит герою вложить в свое поведение простое сообщение вроде «Я тебя ненавижу» или «Я испытываю к тебе страсть». Каждый дополнительный успех позволит добавить информацию, равнозначную еще одной фразе, например «Мы сможем увидеться завтра» и «Не дай моей матери понять, что мы встречаемся». Персонаж, которому предназначено сообщение, делает бросок [Интеллект + Этикет] также со сложностью 6. Каждый полученный успех позволит ему корректно воспринять информацию, для передачи которой собеседник потратил два успеха. Неудачный бросок означает, что либо отправитель, либо адресат не достигают ничего, а вот провал дает рассказчику возможность ради развлечения ввести в игру какое-нибудь непреднамеренное сообщение.
Скрытые сообщения не обязательно должны быть правдой хотя бы отчасти; эта система с одинаковым успехом применяется для передачи истины и лжи.
Персонажи могут также изучать окружающих существ на предмет ведения таких вот тайных бесед. Для этого требуется раз в час игрового времени делать бросок [Восприятие + Этикет] со сложностью 7, и каждый успех позволит герою выявить один подобный обмен информацией (если они имеют место – а это случается часто и на большинстве сборищ). Неудача не позволит персонажу распознать идущий разговор, а провал заставит его увидеть скрытую беседу (и даже не одну) там, где ничего похожего на самом деле не происходит.
Применение норм этикета затрагивает практически каждую из прочих Способностей [персонажа] и даже некоторые дисциплины вампиров. Навык Этикета описывает приемлемое в обществе применение Выразительности и Исполнения, Верховой езды и Академических знаний, и даже Присутствия и Химерии. Если некий Равнос чувствует себя среди смертных как рыба в воде, он парой иллюзий сможет предотвратить множество нарушений Маскарада, после чего все странные обстоятельства происшествия будут обсуждаться публикой без шума, или наоборот, заставить недруга совершить кучу ошибок, каждая из которых вызовет неудобные вопросы. Этикет также включает в себя умение освоиться с незнакомыми обычаями, наблюдая или получая наставления.
Очень многое в жизни среднего класса и высшего общества вращается вокруг танцев, и требуется немалый опыт и осторожность, чтобы успешно обойти в этом деле все подводные камни. Даже выбранные для вечера танцы имеют значение: если новомодный вальс танцуют в паре, касаясь друг друга, то, к примеру, кадриль или рил располагают танцоров двумя однополыми группами, на расстоянии друг от друга. В обществе, привыкшем искать и находить значение и подтекст во всякой мелочи (как уже говорилось в разделе «Выразительность, Запугивание, Лидерство»), невинные прикосновения на публике сочтут за намек на более интимное знакомство наедине.
Обеденные приемы также весьма важны для всех, кому по карману собрать гостей в своем доме (эти траты включают наем повара и подачу к столу соответствующих блюд). За трапезой и напитками, поданными после нее, ведутся переговоры с глазу на глаз и решается множество деловых вопросов, обсуждение которых перемешано с легкой, ни к чему не обязывающей беседой. Вампиры в такой ситуации, конечно, оказываются в очевидном проигрыше и вынуждены либо спасаться какой-нибудь правдоподобной отговоркой или же столкнуться с приличной долей скепсиса в свой адрес от представителей своего круга насчет того, насколько «достойно» они ведут себя в приличном обществе.
Приемы предоставляют шанс разрешить ссоры и свары, не прибегая к оружию. Гости демонстрируют новые наряды и выбирают темы для бесед, хозяева хвастаются недавними приобретениями. Формальные сборища, конечно, могут быть исключительно доброжелательными, но обычно этого не происходит. На приемах идет в ход великая масса всевозможных уловок. К примеру, художник может неплохо жить, если станет продавать незаконченные наброски дамам, часто принимающим гостей. Когда у входной двери звонит колокольчик, у хозяйки остается достаточно времени, чтобы отложить в сторону какое-нибудь рутинное дело и подсесть к картине, добавляя на полотно один-два мазка как раз в тот момент, когда слуга проведет посетителя в гостиную. После этого гость сможет восхищаться ее талантом, а она смутится, как будто бы не намеревалась раньше времени показывать кому-либо свое последнее незавершенное творение. Существовала даже целая, весьма сложная, система сообщений, связанная с визитными карточками, которые посетитель отдавал слуге, чтобы тот передал их хозяину дома, или же оставлял, если хозяин отсутствовал. Подача карточки лицевой стороной вверх или вниз имела свое значение, также как и наличие либо отсутствие на ней следов парфюма, оформление самой карточки (строгое или изящное), упомянутые на ней титулы и прочее.
Титулы, о которых идет речь, в викторианском обществе значили очень много. Многие страны так или иначе последовали примеру англичан при устроении своей системы рангов званий, поэтому похожие именования встречаются повсеместно. Чем большее число сословных уровней разделяет двух персонажей, тем большей властности в поведении ждут от более титулованной особы. Христианское милосердие и уважение к взаимному гуманному отношению хороши, однако социальный порядок зиждется на том, что каждый знает свое место и сторонится искушения передвинуться вверх или вниз по социальной лестнице иным способом, кроме принятых в обществе.
Ее Величество королева, разумеется, является самым высокопоставленным сановником в стране, далее идут ее сыновья и другие ближайшие родственники мужского пола, затем родственники-женщины. Затем следуют маркизы, графы, виконты и епископы (в порядке перечисления). Среди обладающих одинаковым титулом те, кто занимает государственную должность, имеют превосходство над теми, кто не служит короне. Еще ниже располагаются бароны, простолюдины, замещающие высокие посты в правительстве, прочие нетитулованные персоны, нанятые напрямую королевой, и сыновья знатных вельмож. Сыновья имеют ранг соответственно порядку рождения и положению в обществе их отцов, так что сын маркиза всегда будет выше наследника виконта или барона. Следом располагаются рыцари – кавалеры Ордена Подвязки или Ордена Святого Георгия [6], а затем обладатели наград, не связанных с орденами, и простолюдины, занимающие небольшие должности в структурах правительства. Последними в этой табели о рангах стоят эсквайры [7], баронеты, уполномоченные военные офицеры и джентльмены, пожалованные правом носить оружие.
Определение своего места в сословной иерархии может потребовать от персонажа огромных усилий, да еще посреди круговерти жизни общества. Прослеживание положения окружающих – еще больший труд, и для этих целей существуют официальные издания, таких, как ежегодный Альманах аристократии Бурка [8], содержащий плоды самого тщательного исследования предмета.
Представление при дворе – величайшая честь, доступная членам общества, и она включает некоторые чрезвычайно сложные условности. К примеру, женщина должна быть одета в платье, обнажающее ее плечи (независимо от погоды) и имеющее шлейф длиной ровно три фута. Ее прическа обязательно должна быть украшена сзади перьями – достаточно высокими, чтобы Ее Величество могла заметить даму, но не выше, чем в уборе самой королевы. Непосредственно при представлении женщина должна придерживать шлейф платья на левой руке особым образом, так, чтобы в нужный момент отпустить его и позволить спутникам красиво расправить ткань. Визитная карточка дамы должна содержать ее имя и любые ее титулы, записанные согласно правилам. После того как Лорд-камергер зачитает содержимое карточки вслух, женщина приседает в реверансе и целует вытянутую руку королевы; если представляемая входит в число высшей знати, Ее Величество в ответ целует ее в лоб. На этом аудиенция заканчивается, и дама должна покинуть королевский зал для приемов пятясь, не запутавшись при этом ногами в собственном шлейфе. Точно так же детально расписанные правила существуют для мужчин, входящих в число пэров и тех, кто к высшей знати не принадлежит, с модификациями для всевозможных обстоятельств. Если игроки пожелают описать или отыграть все это в ходе хроники, рассказчик может найти подробности всего этого можно в рекомендованных дополнительных книгах.
Исполнение
Актерское мастерство
В театрах викторианской эпохи можно увидеть самые разные представления, от возрожденных классических драм до пьес Шекспира (в самых разных интерпретациях) и водевилей. Лучшие актеры и актрисы, чья профессия доселе считалась сомнительным с точки зрения морали занятием, теперь пользуются не просто славой, но и уважением. Кроме того, актерское мастерство как специализация включает в себя и другие виды представлений, в том числе бешено популярные выступления переодетых ковбоями антрепренеров вроде Бешеного Билла Хикока и Баффало Билла Коди [9]. Кинетоскоп Эдисона (а также множество устройств со схожей функцией, имеющих куда более цветистые названия) [10] был способом демонстрировать публике короткие фильмы; но все же в то время кино не ушло дальше записей театральных спектаклей или сцен, отснятых вне помещения единственной камерой с фиксированной позиции.
Музыка
В классической музыке эта эпоха – времена романтизма. Назовем несколько популярных композиторов, творивших в годы, охваченные книгой «Викторианская эпоха: Вампир», и их часто исполняемые произведения: Пётр Чайковский («Лебединое озеро», «Симфония 1812 года»), Антонин Дворжак (симфония № 9 «Из Нового Света»), Иоганнес Брамс (симфония № 4 ми минор), Николай Римский-Корсаков (симфоническая сюита «Шехерезада»), Густав Малер (симфония № 1). Романтический стиль в музыке – это простор, стремительное движение, национальные мотивы и пасторальные темы. Например, в «Увертюру 1812 года» Чайковский включил народные мелодии, патриотические гимны и нежные, разливающиеся пассажи, чтобы пробудить в слушателях желаемые чувства.
В жанре оперетты в Англии правят бал сочинения Гилберта и Салливана, а «Д’Ойли Карт Опера Компани» [11] преобразовала в первый мюзикл одну из них, «Корабль ее Величества Пинафор» - веселую историю о моряках, служащих на одном из малозначительных судов военно-морского флота. Гилберт сочинял стихотворные тексты, часто смешные, а Салливан писал под них весьма замысловатую музыку, в том числе арии-речитативы (patter song), в которых темп оперного пения ускоряется настолько, что становится одновременно в высшей степени забавным для слушателя и подлинным испытанием для искусного исполнителя [12].
Предсказание судьбы
Это – лишь одна из форм оккультных практик, распространенных среди всех слоев населения. Методы прорицания становятся популярными и скатываются в безвестность, покорные веяниям моды, как и любая другая область интеллектуального времяпрепровождения, и постоянно возникают новые приемы предсказания будущего по мере того, как настоящие оккультисты и шарлатаны на этом поприще пытаются выделиться в толпе коллег-соперников. Среди относительно долговечных способов – хиромантия, астрология, гадание на обычных игровых картах и с помощью специальных колод вроде Таро, расшифровка снов и транс медиумов. Механические толкователи судьбы, машины, выплевывающие заранее напечатанные на бумаге предсказания, выбирая их по различным, наполовину случайным системам, тоже набирают популярность: возможность получить вроде бы мистическое сообщение – еще один дешевый и занятный способ увеселения наряду с прогулками по настилам вдоль морского берега, грошовыми игровыми автоматами и тому подобным.
Насколько эффективны подобные методы в рамках хроники – зависит исключительно от предпочтений рассказчика. Если персонажам придется пребывать среди знамений, довольно часто некоторые из них могут оказываться правдивыми. Если же герои станут единственным сверхъестественным явлением в нормальном в остальных отношениях мире, тогда почти всякое предсказание будет ошибочным (умышленно или неосознанно).
_____________
[1] Перевод Библии на английский язык, выполненный по указанию короля Англии Якова I в 1604-1611 гг. с целью уладить споры и конфликты между сторонниками католичества, протестантизма и кальвинизма по вопросам официального религиозного отправления в стране.
[2] Томас Баудлер (1754 – 1825) – шотландский врач, составитель «семейного» издания сочинений Шекспира с вымаранными «непристойными» эпизодами. Фактически издание было подготовлено сестрой Баудлера, которая постеснялась признаться в авторстве (и, соответственно, в понимании истинного смысла вычеркнутых строк).
[3] Русскоязычные аналоги преступного арго подобраны с использованием книги В.Ф. Трахтенберга “Блатная музыка” (1908).
[4] «Жемчужина» – ежемесячный порнографический журнал, издававшийся в Лондоне в 1879 – 1880 гг. Джорджем Лэзенби. В каждом номере публиковались шесть новелл, посвященных сексуальным отношениям, перемежавшихся карикатурами, стихами, пародиями, фальшивыми объявлениями и письмами в редакцию соответствующей тематики. После закрытия журнала по обвинению в непристойности Лэзенби издавал другие подобные журналы: «Креморн», «Устрица», «Будуар».
[5] По легенде, именно такой совет Виктория дала одной из дочерей перед свадьбой, когда та спросила, что ей делать в первую брачную ночь. В описываемые времена счит