Раз идея моя, напишу ка я по ней многобукав, и немножко раскрою то что написал Руслан.
Запутанная, сложная и неостановимая система которая причиняет добро и наносит справедливость это достаточно очевидно приводит к состоянию выученной беспомощности. Когда тебя могут в любой момент убить с орбиты лазерной пушкой и ты даже не будешь знать почему, это, ну... неприятно.
На выученную беспомощность люди отвечают обычно несколькими способами.
Первый - это религия и суеверия. Ритуальная одежда, ритуальные молитвы, ритуальные обряды очищения и покаяния на которые навешенно куча философии о том чего же именно хочет неведомая гигантская орбитальная лазерная пушка. И разумеется сверху этого профессиональный клирос, который живет за счет того что объясняет почему именно мир несправедлив, пути неисповедимы, и ты, жалкий грешник, должен отдать этого жирненького тельца доброму священнику.
Второй - это вытеснение. Не думаем о плохом, не говорим о плохом, не упоминаем плохое. Люди огребшие пушкой больше не упоминаются - становятся неличностями. Случаи когда ГОЛП нанесла свой ВНЕЗАПНЫЙ удар неприлично вспоминать в пристойной компании, они разом исчезают из новостей, и разве что остаются в эвфемизмах особо яростных проповедей священства (см. выше).
Никакой гигантской пушки нету, есть очень справедливое устройстово общества и любящий Старший Брат, и давайте поговорим о чем-нибудь другом. Это вполне себе приводит к очень ригидному и консервативному этикету, когда табуированные темы обходятся с виртуозной ловкостью сапера-ветерана, а все действия очень точно следуют некоему эмпирически установленному алгоритму который почти наверняка не приведет к удару с орбиты.
Третий - это тревожные расстройства. Панические атаки, скурпулезность и, старые-добрые суицидальные настроения с религиозным окрасом, и зачастую взрывным результатом. Тревожные расстройства, разумеется, компенсируются повышением спроса на релаксанты и наркотические антидепрессанты - на которые весьма вероятно ГОЛП отреагирует локальным Экстерминатусом. Что приведет к тому что или появится все-таки какой-то легальный кайф (СОМЫ ГРАММ И НЕТУ ДРАМ! ЛУЧШЕ ПОЛГРАММА ЧЕМ РУГАНЬ И ДРАМА.), или же начнется абьюз всего что можно сварить, перегнать, синтезировать, трахнуть или вырастить в количествах которые хотя бы с какой-то надежной вероятностью спрятать от Большого Брата или хотя бы не попасть в первичный список его приоритета.
Ну и наконец страх и ужас надо куда-то выплеснуть, а ввиду табуирования насилия и даже разговоров о нем, и с растущей религиозностью нас ждет так или иначе кодифицированные пятиминутки ненависти к некоему воображаемому противнику в лучшем стиле товарища Оруэлла.
Второй момент - сопутствующий урон.
Если среди нас бродят потенциальные преступники, если из-за них разрушаются кварталы и ломаются жизни, то наша первейшая задача - их найти и покарать раньше чем обрушится огонь с небес. К священникам ведущим огненные пятиминутки ненависти с подиумов и тревожно-обсессивным Орденам Флагеллянтов и Кающихся Грешников добавляется старая-добрая Инквизиция, которая днем с огнем ищет ведьм (и время от времени заходит слишком далеко и тоже получает ядерного пламени с орбиты).
На шаг дальше - если кто-то что-то прячет то весьма вероятно всех кто его окружает в ближайшее время ждет очень горячий сюрприз сверху. Соовтетственно показаная, навязчивая прозрачность и открытость, смирение и каяние - наше все. REPENTANCE IN SHARING. SECRETS ARE LIES. PRIVACY IS TERRORISM- мантра такого общества. Вкупе с правилами общения это означает что все говорят, говорят очень много, говорят очень формулярно, но совершенно ничего никогда ни в коем случае не говорят по существу. Настоящее общение осуществляется языком иносказаний, намеков, макияжа (мушка на верхней губе или чуть справа), одежды и положения веера).
Наконец обратим внимание на то что бедность коррелирует с преступностью. Соответственно бедные товарищи чаще подверженны ядерным ударам, соответственно их потери от сопутствующего урона выше, соответственно у них куда как больше шансов остаться бедными. Вкупе с ригидным этикетом это весьма вероятно приводит к четкому классовому обществу. Вкупе с предыдущим пунктом - классовость закрепляется в явно видимых формах (цветовая дифференциация штанов, три раза ку для эцилопов и прочая), все для того что бы кто-то случайно не сказал или сделал что-то неведомое что обрушит гнев небес на головы всех кто рядом.