Теодор Рошак. «Киномания»
Так вот я открыл для себя Касла задолго до того, как он стал культовой фигурой — предметом моего научного интереса на всю жизнь, — каким его в один прекрасный день сделали ученые, критики и энтузиасты. Для меня этот священный ужин был одним сплошным фильмом на потрескавшейся пленке, пляшущим призраком из света и тени, видным смутно и понятным лишь наполовину. Начав свой путь как завернутая цензурой непристойность, эта злосчастная, неудачливая вещица несколько десятилетий протомилась в хранилищах приказавших долго жить студий и на полках у равнодушных собирателей. То, что она вообще сохранилась (в одном случае как пустяковый военный трофей, а в другом — как предмет покражи), само по себе было чудом. Говорят, что слова Иисуса когда-то существовали лишь в виде каракулей, нацарапанных мелом на мостовой шумных городов; они были затерты ногами практичных дельцов, затоптаны играющими детишками, описаны всеми пробегавшими мимо собаками. С таким же успехом можно было втоптать в уличную грязь и послание Касла миру. Кинофильм — этот размазанный по ломкой ленте жидкий бульон иллюзии — не менее хрупок. Десятки раз мог он сгинуть в реке забвения, как столько киносокровищ до него и после; остатки кораблекрушения, культурный мусор — никто его не удосужился спасти, ничей глаз не разглядел его истинные достоинства. Именно в этом и нуждались творения Касла — глаз начинающего, мой глаз (до того как он замылился, обрел рассудительность), еще не забывший простонародные основы искусства, еще уязвимо наивный и потому способный воспринимать слабые мерцающие откровения темного бога, чьи священные книги суть тайная история кино.
Аннотация к этой книге обещает конспирологический роман. И вообще, аналог «Маятника Фуко» Умберто Эко. Но «Маятник» я пока не читала, так что поостерегусь от столь громкого сравнения. Тем более что книги Карла Руиса Сафона тоже ухитряются сравнивать с произведениями Эко.
Мне же, «Киномания», если что и напомнила, так это «Ночное кино» Мариши Пессл. Но дело тут не в сходстве сюжетов, хотя оно и присутствует, а в связи сюжета с кинематографом в целом, и с фигурой режиссера в частности. Но опять-таки сравнительный анализ этих двух книг в данном случае будет неуместным, так как «Ночное кино» вышло все же позже, чем «Киномания».
Конспирология в этой книге начинается не сразу, а где-то ближе ко второй половине книги, при том, что томик увесистый. Восемьсот страниц, с небольшим приложением и примечаниями в конце книги. А сначала идет просто рассказ о том, как персонаж, от имени которого ведется повествование заинтересовался фильмами вообще и лентами малоизвестного режиссера Макса Касла в частности.
Фильмы Макса Касла если и выходили в прокат, то в крайне обрезанном виде. А потом ему вообще перестали доверять снимать кино. Слишком уж «неудобными» были его ленты. Вроде ничего такого в них не было… но все же зрители оценивали ленты как «непристойные» и «грязные». Да и сам Джонатан Гейтс, отмечал странное ощущение испачканности возникавшее после просмотра немногих сохранившихся фильмов Макса Касла.
И эту первую половину я читала с большим удовольствием, несмотря на повествовательную неспешность и сложности с примечаниями. Сложность разумеется обычная – примечания и объяснения строк, связанных с фильмами, режиссерами и актерами собраны в кучу в конце книги. Как результат – после первой сотни страниц и пары десятков примечаний, я начала игнорировать сноски. Меня раздражает то и дело перекидывать весь книжный блок, чтобы понять, что имеется в виду. Это отвлекает от повествования.
А повествование интересное. Вроде бы Джонатан просто рассказывает о своей жизни и становлении кинокритиком. Но все так или иначе крутится вокруг истории Макса Касла, которая раскрывается буквально по крупицам, а также тех приемов, с помощью которых Касл добивался воздействия на зрителя. Куда там приснопамятному «двадцать пятому кадру». Работа со светом, наложение изображений, мерцание… Все это поневоле заставляет задуматься насколько мощно воздействует кинематограф на психику и мышление. А ещё, как выяснит главный герой, Макс Касл хоть и был до определенного момента единственным режиссером такого рода, все же не единственный человек, владеющий такими приемами. И более того, не он придумал все эти приемы. И чем дальше заходит Джонатан в своем исследовании, тем непригляднее истины, которые ему открываются. И тем сильнее размах конспирологической составляющей.
Вот только ближе к концу произведения, конспирология начала меня утомлять. Хорошо ещё что Теодор Рошак не стал связываться с набившими оскомину масонами, розенкрейцерами и прочими иллюминатами. Но палку, по моему мнению, он все равно перегнул. С другой стороны, книга была издана в 91-м году прошлого века, а под конец тысячелетия перспектива грядущего Апокалипсиса волновала многих людей вне зависимости от их вероисповедания.
Нет, Джонатан Гейтс не застал конец света. Потому что книга кончилась раньше. Но может быть для меня, как человека, пережившего уже не один потенциальный «час Икс», было бы лучше, если бы в книге он все же случился.
И мне сложно дать оценку «Киномании». Мне понравился язык книги. Мне понравились многие персонажи. Мне понравилась тема и как развивался интерес Гейтса к кино. Но усиление конспирологической составляющей оказалось прямо пропорционально угасанию интереса к книге. А потому для меня не было кульминации как таковой. А концовка оказалась как вполне логичной, так и долгожданной.