Вот честно. До самого финала я была уверена, что сильно ругать «Поток» я не буду. Нет, я и сейчас не уверена, что буду его ругать. То шоковое состояние, в котором я нахожусь, не подразумевает ругань. Скорее я стою перед выбором, сколько и чего рассказать, дабы и предупредить о Большом Барьерном Рифе в конце пути, и не проспойлерить ничего важного желающим ознакомиться с произведением самостоятельно.
Пожалуй, я не буду прятать ничего под «спойлер», и, если хотите прочитать книгу сами, просто не читайте написанное мной. Но знайте, моя рекомендация – закончить чтение на 33 главе. Да, я бы тоже не послушалась. Но предупредить я просто обязана.
И, повторюсь – я не фанат научфана, и не читаю запоем все, что выходит в этом жанре. А потому сравнивать прочитанное мне особо не с чем. И, то, что могло показаться мне новым, вполне может оказаться мейнстримом, причем изрядно набившим оскомину читателям более сведущим в данном вопросе.Дэниэл Суарез. «Поток»
По заказу Баллистика
Квантово механическая нелокализуемость отрицательно заряженных куперовских пар, защищенных от локализующего воздействия декогеренции посредством энергетической щели, вынуждает эти пары испытывать негеодезическое движение в присутствии гравитационной волны.
© Дэниэл Суарез. «Поток»
Ну, вы поняли, да? Местами это очень научная фантастика. А я, как назло, ничегошеньки не понимаю в квантовой механике, так уж получилось
. Но, по счастью, для чтения этой книги знание физмата не требуется, даже интегральное исчисление понимать не надо. И это позволило мне воспринимать некоторые диалоги, монологи и размышления как... пение птиц. Да, я знаю, что среди вас совершенно точно есть те, кто непременно захочет понять имеет ли это научное чириканье смысл, но лично мне достаточно, что оно работает в рамках книги. Кстати, думаю, любители сверять фантастику с реальностью найдут там не мало ляпов и несоответствий. Да и я отмечала некоторые спорные места в повествовании, но особого раздражения они у меня не вызывали, все же это фантастика, а не диссертация.
Сразу скажу, ничего принципиально нового как от самого сюжета, так и от его развития ждать не стоит. Все очень даже банально и в целом, и в частностях. Но написана книга при этом очень и очень хорошо. Научные термины не мешают восприятию написанного, события развиваются достаточно быстро, иногда, даже стремительно, повествование не затянуто, несмотря на внушительный объем, скорее даже наоборот. Присутствует некоторая шаблонность, местами, отдающая пафосом, но это вполне простительно для начинающего автора (хотя у Суареза «Поток» уже 4-я книга, если я не ошибаюсь, так что не такой уж он и начинающий). Очень хорошо выдержаны провальные для героев сцены. Ровно столько, что бы читатель (конкретно я) не успел начать биться в отчаянии, но таки испытал облегчение когда ситуация меняется, пусть не в лучшую, но хотя бы не в худшую в сторону.
Обещанная аннотацией «кошмарная технологическая тюрьма» действительно оказывается кошмарной и высокотехнологичной (но аннотацию это не извиняет). А вот БТК хоть и внушает трепет своими техническими возможностями, его человеческая часть скорее разочаровывает. Они абсолютно не убедительны в своих целях при первой встрече с читателем. И явно сами не верят в то, о чем говорят. Да, да, в принципе это не баг, но все же хотелось бы видеть главных антагонистов менее... картонными. Примерно к середине книги ощущение шаблонности властителей этой «Корпорации Зла» уменьшается, и в них появляется жизнь, что тоже плюс.
И примерно там же, где-то с середины произведения нарастает ощущение, что писалось, а точнее дописывалось оно с расчетом на экранизацию. И нет, это не плохо. Описательство – достаточно сильная сторона Суареза, и в книге очень много сцен, которые я прямо таки видела и ощущала чуть не собственной кожей. Сцена, когда Грейди осваивал одно из устройств, которые БТК смастерило на основе его изобретения (нет, не гравипушку
) вообще заставила меня испытать приступ жгучей, чуть не до слез зависти.
К слову о Грейди - он не похож на ученого от слова совсем, да и сам себя к ним не относит. Но надо отдать должное Суарезу, синестезия, которой он наделил этого парня, работает не только "за кадром", но и немного показана непосредственно в мировосприятии. Короче, не сильно мешает, не особо помогает, но присутствует не только как факт. Да, не так, как хотелось бы увидеть это мне, но я всегда хочу по максимуму
.
Чем ближе к финалу, тем сильнее нарастает «расчет на экранизацию». Книга словно превращается в экранизацию самой себя и многие моменты, связанные с поступками персонажей (пусть и не главных) попросту перестают объясняться.
А, чуть не забыла. У Суареза кстати очень странные отношения со смертями персонажей. Начиная с самого начала, где Грейди сотоварищи стойко готовятся умереть и сдержанно прощаются, и, заканчивая смертями, как антагонистов, так и союзников по ходу повествования. Но даже за это я не собиралась его ругать.
Что меня окончательно добило, так это финал. Такое ощущение что, увлекшись «будущей экранизацией», Суарез попросту забыл о дедлайне, и ему пришлось в срочном порядке делать хорошо сразу всем. И, оставив пару сюжетных «хвостов», видимо решив, что объяснения они не требуют, он сделал хорошо. Всем. Сразу. Что б никто обиженным не ушел, вне зависимости от желания.
Вообще-то я люблю, когда истории заканчиваются положительно. Но хеппиэнд в этой книге не просто хороший конец. Это колоссальный, матерый, поэтапно-всеобъемлющий хеппиэндище во все поля.
И это первый в моей жизни случай, когда от хеппиэнда у меня явные признаки отравления.
И я очень жалею, что не остановилась на 33 главе, как и посоветовала в начале. Её концовка не ставит точку в произведении, но в ней, как и в предыдущей уже наличествуют первые признаки той сахарной глыбы, которой завершается все произведение в целом, но при этом «вкуса» книги они не портят. Завершающая фраза этой главы в меру философская, в меру ироничная (из области черного юмора, но без переборов) очень имхо подходит для завершения истории.
Правда и тут есть одна маленькая засада. Очевидный ляп переводчика, который то ли не задумался, как расшифровывается в русском сленге аббревиатура ГЗМ, то ли не подобрал достойного аналога, то ли намеренно оставил такое «имя» устройству, с помощью которого пытался спастись один из антагонистов. Получилось, конечно, символично, но несколько разрушительно для патетики момента.
Вывод: Не стоит ждать от этой книги обещанной в аннотации шедевральности и запредельных чудес. Во многом, как я и говорила она несколько банальная и шаблонная. Но это искупается очень многими яркими и красиво прописанными сценами. Она увлекательна и по-своему интересна. И, в зависимости от скорости чтения, поможет скрасить от одного до ? вечеров. Но если вы не любите избыток сладкого, то остановитесь там, где я посоветовала. Имхо – так будет лучше. Потому что логичным и исчерпывающим финал я все равно не могу назвать
Для особо любопытных, я расскажу в следующем посте, что было после 33 главы, чтобы сэкономить вам немного времени и нервов. Разумеется, я не удержусь и разбавлю сладость толикой сарказма. И забелю, что бы те, кто не хочет этого знать, не прочли случайно