ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!
И много букв)))
Марк Z. Данилевски. «Дом листьев»
На обложке этой книги красуется предупреждение: «Если у вас плохие нервы – вам лучше не читать эту книгу. Если вы подвержены влияниям и чересчур впечатлительны – вам лучше не открывать её. Если вы боитесь сойти с ума – вам лучше о ней не знать». То же самое предупреждение дублируется во вступительном слове переводчика. «Ну да, ну да» ехидно подумает любой читатель, не раз и не два сталкивавшийся с аннотациями и просто завлекающими надписями на обложках обещающими шедевральное произведение и захлебывающимися восторгом (или возмущением) отзывами. «Посмотрим-посмотрим» подумала я, ознакомившись со вступительным словом. И это оказалось самым… эмоциональным чтением в моей читательской практике.
Серьезно. Я изумлялась, злилась, материлась (громко и вслух) и после первых 70 страниц была абсолютно уверена, я дочитаю это до конца. И приколочу к стене самым большим гвоздем, который смогу найти. В какой-то момент мне даже стало по-настоящему страшно. Причем пугал меня не сюжет, не происходящие события, а именно сам факт чтения «Дома листьев». Как будто книга – предмет из городских легенд, после которого жизнь никогда не станет прежней.
К слову. Последний раз при чтении я пугалась лет в 13, когда впервые познакомилась с «Ужасом Данвича» мистера Лавкрафта. И с тех пор минуло уже много лет и книг. Но это эмоции.
Во многом эта книга до определенного момента действительно напоминала мне предмет из городских легенд. Начнем с того, что это очередная нехудожественная художественная книга. Парень по имени Джонни Труант находит в комнате умершего старика по имени Дзампано рукопись. Рукопись представляет собой подробное описание документального фильма о доме, который внутри чуть больше чем снаружи. И в котором открылся проход в некое лабиринтоподобное пространство.
В своей рукописи Дзампано постоянно ссылается на книги, статьи и диссертации, к которых так или иначе упоминался фильм. Но добрый Джонни ещё в самом начале предупреждает читателя что ни фильма, ни, соответственно, бесчисленных научных, околонаучных и прочих материалов с ним связанных никогда не существовало в реальности.
А ещё – в довершение к странностям, которые окружали старика, судя по состоянию его комнаты, странности начали вторгаться и в жизнь самого Джонни. О чем он довольно-таки откровенно делится в комментариях к основному тексту. В довершение к тем, которые в книге уже есть.
И это первая зацепка к тому, чем является эта книга, кроме довольно интересного описания событий «документального фильма». Комментариев там очень много. Временами их объем даже превышает основной текст.
Неудобно? Так вот – «Дом листьев» это книга которая создана быть максимально неудобной для читателя. Как только читатель привыкает к одному неудобству, книга преподносит другое. И я уверена, что, если избавить эту книгу от подобных неудобств и типографских трюков которыми она переполнена, она попросту потеряет смысл. Или большую его часть.
Если вы читали рассказ Джо Хилла «Дьявол на лестнице», вы поймете, о чем я говорю. Само расположение текста довольно-таки тривиального рассказа создает ощущение спуска и подъёма при чтении. Примерно то же, только в большем объеме ждет вас в «Доме листьев».
Сначала комментарии, которые как кажется отвлекают от основного повествования. Но, как человек дочитавший это до конца – я с уверенностью заявляю, что основным повествованием там является все. Даже комментарии. Даже комментарии к комментариям. Да-да). Там и такое есть. А ещё отсутствующие комментарии. И комментарии не имеющие отношения к тексту. А по мере того, как действие несуществующего фильма набирает обороты, сами страницы книги превращаются в Лабиринт.
Вы когда-нибудь видели комментарий-коридор, уходящий вглубь страниц? Я – видела. С определённого момента они начинают разбегаться во все стороны. Книгу приходится не только пролистывать во всех направлениях, но и вертеть в руках, потому что комментарий может быть расположен перпендикулярно основному тексту. Или «вверх ногами». О смысловой нагрузке части из них я, пожалуй, умолчу)). А ещё зеркально расположенный текст, усиливающий ощущение творящегося на страницах безумия.
И все это вместе создает ощущение перегруженности страниц текстом. И возникает ностальгия по первым, таким простым и легко читаемым страницам… А потом вы обнаруживаете что у одного из комментариев, чей «хвост» маячил у вас перед глазами уже добрый десяток страниц, номер на сотню меньше, чем у тех, которые присвоены теперешним страницам… И вы отлистываете страницы в поисках нужного номера… и не находите. Потому что он пропущен. А за нумерацией этого безумия вы бросили следить уже давно, если следили вообще.
А потом текстовый лабиринт заканчивается, сменяясь… пустотой. Персонажи фильма разделились. Двое вверху. И их текст располагается вверху страницы. Один – внизу. И его текст – внизу другой. И взгляд читателя скачет вверх-вниз, читая все это. Да, Данилевски учел, что вы всегда ленились делать гимнастику для глаз!
А ещё он заставит вас бежать по узкому коридору – единственной строке, протянувшейся через весь разворот, все быстрее и быстрееперелистываястраницыипомересмысловогозавершенияфразыподозреватьчтонаследующейстраницевасждетточка. Бинго! Она там есть. Большая такая… С полсантиметра в диаметре.
Что ещё? Ну скажем текст, который пестрит пропусками, потому что оригинал был уничтожен огнем, и Джонни смог восстановить его лишь частично.
Наклонный текст. Разумеется, в соответствии с происходящим в «фильме».
Слова, по- -сло- -го- -во раз- -не- -сен- -ны- -е на нес- -коль- -ко стра- -ниц. К пропущенным слогам (а вы тоже хоть один, да пропустите, я уверена) я возвращалась, громко и вслух матерясь, выискивая их на предыдущих страницах…
Короче – скучно не будет.
Единственное что меня расстроило – это финал. Он логичен, и объясняет почти все странности. Это даже в какой-то мере проспойлереный почти в начале книги твист. Но, положа рук на сердце я предпочла бы другой. Но тут уже не от меня зависит.
И, после того, как я закончила читать «Дом листьев», главной проблемой для меня стало... нет, попытка осознать, а что же это вообще было, всего лишь на почетном втором месте... выбрать следующую книгу. Потому что после того приключения, которым «Дом листьев» для меня стал, после того сочувств
ования и сопереживания, которого Данилевски добился безумной типографией, любая другая книга могла показаться скучной и пресной. Так что именно скучную и пресную я и выбрала. Но это совсем другая история.
Категория: Лучшее из прочитанного в 2016
P.S. Если верить Дмитрию Быкову, тому самому переводчику, который и уговорил свое издательство взяться за эту книгу, "Дом листьев" первая, но уже не единственная книга Марка Зетовича Данилевски. Во вступительном слове, Дмитрий Львович, указал что Данилевски сейчас работает над циклом из 27 (!!
!!) книг. Первая из них уже увидела свет на просторах Соединенных Штатов. Фанатами уже ведется обсуждение и поиск скрытых смыслов грядущего цикла. Но лично я, хоть и допускаю мысль что данный цикл может стать исключением из моей нелюбви к крупномасштабным эпопеям, возьмусь за него не раньше выхода на пенсию. Тогда возможная потеря рассудка, как мне кажется, будет уже не столь принципиальна