Закуток за книжным шкафом

Форум Все оттенки Тьмы

Расширенный поиск  

Автор Тема: Закуток за книжным шкафом  (Прочитано 35466 раз)

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #400 : 25 Июня 2024, 14:34:19 »

📋 Катриона Уорд «Страшные истории Сандайла»

Если бы я писала этот отзыв сразу после прочтения, уверена, он получился бы другим. Но я дала себе время покатать в голове прочитанное, обдумывая, и натыкаясь на заусенцы, которые при прочтении лишь слегка царапали мысли. А вот при осмыслении прочитанного, каждый из них стал прорехой в тексте. И для общего впечатления это оказалось почти фатально.

Дано: семья из четырех человек. Муж Ирвин, жена Роб, папина дочка двенадцати лет по имени Колли и мамина дочка помладше по имени Энни. И смотрим мы на это все глазами Роб. И уже через несколько страниц меня удивило, как Роб вообще выживает в том безумии, которое ее окружает. Да, Роб не менее токсична, чем ее муж Ирвин, который, надо сказать, изменяет ей постоянно и со вкусом, но о разводе речь не идет, потому что дети. Полезно ли для детей расти в такой ядовитой обстановке Роб вроде бы задумывается, но больше заботится о создании иллюзии нормальной семьи. А еще она почти уверена - однажды муж ее убьет. И  по их взаимоотношениям становится понятно, что рано или поздно да. Ну или она его.

Ну, а далее, Роб выясняет весьма нелицеприятную вещь о папиной дочке Колли и увозит ее в Сандайл - дом в пустыне, где прошло ее детство. Чтобы поговорить. Что само по себе довольно странно. Но Колли надо сказать не менее странная девочка. Она интересуется реальными убийствами, рисует анатомически точные скелетики разных животных, и делит окружающих на тепляшек и бледняшек. Тех кто полон жизни и тех кто скоро умрет или уже умер. А еще у нее есть воображаемая подружка Бледняшка Колли. И не только она. С начала путешествия читатель видит ситуацию и глазами Колли тоже. Колли подозревает, что мама везёт ее в пустыню, чтобы убить. В этом ей вторит Бледняшка Колли и папа, который напоминает ей, что мама нервная и советует найти оружие. Двенадцатилетней девочке, да. Мамина дочка Энни при этом остается дома с папой. Потому что болеет.

Сандайл, к слову, оказывается не просто домом вдали от посторонних глаз, а целым комплексом строений, включающих как жилые, так и хозяйственные постройки, а также лаборатории, в которых проводились научные эксперименты. Более того - сюда приезжали аспиранты, практиканты, лаборанты и бог знает кто еще. И да, здесь росла Роб вместе со своей сестрой-близняшкой Джек. И вот про свою жизнь здесь, про взаимоотношения с сестрой и семьей, Роб рассказывает своей слишком юной для такого повествования дочери.

И по мере чтения мне пришлось несколько раз переосмысливать все повествование. Потому что раз за разом открывался новый слой правды, а часть уже прочитанного оказывалось ложью. И с каждым новым поворотом этой (пред)истории сомнения в надежности рассказчицы только крепли. Сомневается даже Колли, и, вполне справедливо. Кстати, Колли рассуждает местами не как ребенок, и даже не как подросток, но это немного смягчается ее манерой выражать эмоции в речи, называя подходящий смайлик.

Ну и да. Что-то в этой истории разрешается. Спорно, грубо, но разрешается. Но для многого другого финал остается открытым,  и это путь в никуда как для Колли, так и, разумеется, для Роб. Ведь нет никакой гарантии, что взаимоотношения сестер Колли и Энни не пойдут по пути близняшек Роб и Джек, особенно, если учитывать ту обстановку, в которой обе они росли. И, честно, я не понимаю смысла тех экспериментов, которые проводились на этой отдаленной ферме-лаборатории. В книге мы имеем дело с последствиями серьезной психологической травмы, ПТСР, если угодно, хотя я не профи в этих вопросах. Но то, как работает травма в книге, на мой непрофессиональный взгляд больше похоже на серьезное расстройство психики. Искренне не понимаю, как здесь могли помочь те манипуляции с генами, которые проводились на ферме.

"Эта история - смайлик грустная мордашка" сказала в какой-то момент Колли. Мне же остается только добавить к ее грустному смайлику свой. Потому что эта история не закончена, и тех, кто остался, не ждет впереди ничего обнадеживающего, хотя Катриона Уорд и сделала так, что в конце пути виден свет.
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #401 : 19 Июля 2024, 19:41:43 »

📋 Ребека Уна «Отключай»

Не насмешничай. Не бегай. Не  трать понапрасну время. Это не рекомендовано, ты же знаешь. Зачем тебе книги? Они отвлекают. Заставляют концентрировать внимание и ты не можешь думать сразу о многом. О многом - это правильно, это эффективно. Так ты совершенствуешься. Не вздыхай. Эмоции воруют ресурсы у мозга. Оставь чувства для системы там ты можешь все. Строй. Покупай. Продавай. Играй. Путешествуй. Дроби свое мышление, думай дисперсно. Путешествуй. Общайся с друзьями. Со всеми несколькими тысячами сразу.  Вы и так видитесь все время в системе. Зачем тебе запланированные встречи? Эта тонкая пленка на твоей коже тебе поможет. Не трогай ее. Она защищает тебя от бактерий и ненужных эмоций. Таков твой мир. Наш мир. Мы сами так выбрали. Так мы совершенствуемся. Растем. Мы развиваем наш мозг. Мы каждый день лучше, чем были вчера.

Мир этой книги соткан из жизни напоказ на популярных страницах современных соцсетей и некоторых трендов нынешнего общества. Расти над собой. Будь лучше чем был вчера. Снижай воздействие на окружающую среду. Адаптируйся. Вот только в стерильном социуме этой книги,  ведущем жизнь в виртуальности, находятся те, кто не может адаптироваться. Кто-то в силу возраста. Кто-то в силу пытливого разума, активно интересующегося нерекомендованным. Да, в этом мире ничего не запрещают. Только не рекомендуют. А тем кто не справляется, пытаются помочь. Сначала терапией. А если не поможет - операцией.

Грита, главная героиня этой книги - не справляется. Она любит бегать. Любит яблоки, хотя пережевывание пищи давно стало бессмысленной тратой времени. У нее мало друзей - всего тысяча. Интересуется тем, что, а точнее, как было раньше. Она беспокоит систему.

Вот только в этой книге нет ответов на вопросы, которыми я задалась при погружении в этот стерильный, выхолощенный мир будущего. Почему человечество пришло к вот такому существованию? Да выбрали сами, но по каким причинам? Что привело человечество в ту точку, в которой начинается повествование? И, еще более важный вопрос - кому это выгодно? Да и как человечество могло выбрать что-то одно, общее для всех, если  по любому вопросу найдется как минимум две противоположные точки зрения и еще пара десятков промежуточных? Ответа нет. И, получается - это мир без истории. Абстрактная декорация, фон для сомнений и колебаний Гриты. Хотя и сама Грита, при всей ее живости в начале - лишь инструмент, с помощью которого мы заглядываем в это бессмысленное синтетическое существование будущих поколений.

Понравилась ли мне книга? Задумка, идея, декорации - да, безусловно. Понравилось, как постепенно из диалогов и размышлений вырастает вся картинка мира. Не понравилось - отсутствие ответов. Возможно, они и не нужны целевой аудитории этой книги. Это янг эдалт. И, возможно,  здесь допустимо и вмешательство deus ex machina в конце, и внезапные навыки друга Гриты, и невыносимо приторный финал, ведь интерес главной героини с которого началось повествование и поддерживающийся в течение всего повествования должен быть удовлетворен. И спойлерное название, заранее сообщающее читателю какой выбор сделает Грита. Это молодежная книга. А я из этого безнадежно выросла =)
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 377
  • Сообщений: 23760
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #402 : 22 Июля 2024, 15:29:29 »

Среди книг про оккультного детектива цикл "Адепт" Кэтрин Курц и Деборы Харрис показался довольно необычным, хотя и не скажу, что слишком удачным. Мне в подобном жанре на ум сразу приходит или Гарри Дрезден из книг Батчера, или Джон Тейлор Саймона Грина. Ну или всякие Дозоры с Тайным Городом. Суровые нуарные маги, ведущие борьбу в антураже городского фэнтези и тайного мира нелюдей, скрытого в обычных городах. "Адепт" ближе к классическим примерам: к Карнаки, де Ришло и прочим джентльменам из пальп-литературы, использующим свои мистические познания для защиты невинных.
Начинается цикл с того, что Адам Синклер, преуспевающий британский психиатр и наследник уважаемого рода, знакомится с молодым художником Перегрином. Тот в своих картинах изображает больше, чем видно глазу, потому что способен запечатлеть ауру человека. Адам становится наставником Перегрина и раскрывает ему о существовании тайных лож, владеющих магией. Сам Адам - глава Ложи Охотника, противостоящей тем, кто использует сверхъестественное для злых целей. В это же время их давние враги из Ложи Рыси приступают к активным поискам реликвий древности, так что обучение Перегрина происходит в практически боевой обстановке...
Но не стоит ждать особой динамики. Во-первых, в цикле нет сильной магии. Точнее, она есть, но связана с реликвиями вроде венца и жезла царя Соломона и прочих древностей, за которыми впору охотиться Индиане Джонсу и Библиотекарю. Большая часть волшебства в книгах - это как если бы мы играли за магов из "Вознесения" на первых точках Сфер, да и те применяли через ритуалы. Видения, предчувствия, концентрация энергии и только изредка что-то серьезное исключает метание файерболлов.
Во-вторых, подчеркивается, что магия напрямую идет от высших сил, и это объясняет как некоторую паладинистость персонажей, так и то, почему мир не знает о потустороннем. То, что нахождение в ложе подразумевает определенные поведенческие ограничения и требует просить через астральные путешествия у ангелов и просветленных духов дозволения на действия, очень сильно меняет ожидание от жанра. Духовным поиском и высшей миссией, тянущейся через множество реинкарнаций, здешние маги занимаются регулярно.
Что еще было необычно, так это статус и взаимоотношения героев. Чаще всего в городских фэнтези такие маги-детективы не находят признания, но в "Адепте" и обыденная жизнь у каждого складывается отлично, и в работе ложи всегда рядом надежные коллеги. Даже сама деятельность лож это не двойная жизнь и тайная работа, а скорее возможность в случае нужды позвать своих друзей да редкие встречи.
Однако при всей этой экзотике у цикла на самом деле много проблем. По мне он банально скучный. Герои много рассуждают, подменяют детективные выводы все теми же мистическими озарениями, и никакой загадки читателю не предлагают. Вот есть злодеи, которые действительно будто из Индианы Джонса явились, включая наследников немецкой Анненербе. Злодеи хотят найти реликвии, дающие реальную магию. Герои должны их опередить, но обычно не успевают и в финальной конфронтации сумеют остановить. Повторить пять раз - именно столько книг вышло. Если это стилизация под пальп, то там хотя бы больше стычек и погонь было.
Кроме того, если уж решили делать маломагический мир, то было бы уместно придерживаться его до конца. А то когда всю книгу мы видим максимум видения или медитации в поисках подсказок, а потом злодеи вдруг оживляют мертвеца, насылают невидимого хищника-убийцу или окружают свое убежище силовым полем, как-то впечатление портится. Одно дело, если в финале идет охота за заточенными демонами Гогом и Магогом или картиной-дверью для воинства фей и Лох-Несского чудовища. Это, все-таки, единичные реликвии, им и положено быть могущественными, но рядовая магия злодеев отчего сильнее чем у героев? Понятно, что найти этому обоснование от сюжетного (иначе будет совсем скучно) до внутримирового (темная сторона дает больше ценой души мага, а белые маги на то и белые, что не творят чудеса там, где можно без этого обойтись) можно. Но все равно впечатления портится, будто все волшебство действует лишь по сюжетной необходимости.
Наконец, идеальность героев мне тоже показалась слишком унылой. То, что они идейные светлые маги, конечно, их оправдывает, однако внутренних конфликтов, сомнений и непростых решений принимать никому из персонажей не приходится. Даже Перегрин, играющий роль этакого Ватсона, через которого читателю объясняется происходящее, быстро отходит от недоверия и превращается в неопытного, но активного помощника.
Подозреваю, что именно поэтому цикл и угас после пяти книг. Никакого нарастания масштабов или напряжения не было, и смотреть за бесконечными беседами и разжевыванием ситуации вплоть до "а в это время в замке у шефа" скучно даже тем, кому нравится такая ненавязчивая классическая магия. Задумка, безусловно, была неплохой, то то ли опоздала лет на пятьдесят, то ли не в полной мере передала то, что хотели авторы.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #403 : 27 Июля 2024, 15:29:42 »

📋 Сара Брукс. «Территория чудовищ. Путеводитель для осторожных туристов»

Эта книга попалась мне пару-тройку месяцев назад. Внимание привлек паровоз на обложке. А вот аннотация заставила засомневаться, и от покупки книги я отказалась. "Гигантское одичалое пространство между Москвой и Пекином" вызвало не слишком хорошие ассоциации. Как теперь выяснилось - зря.

Это альтернативная история самого конца XIX века. В этом мире, аномалия, названная Запустеньем, поглотила, упомянутую выше, огромную территорию между Москвой и Пекином. И сдерживает ее лишь Стена построенная Китаем и Российской Империей. А Транссибирская компания построила железную дорогу, по которой курсирует экспресс. Поезд-крепость, доставляющий товары и пассажиров самым коротким, хоть и не безопасным путем. Последний рейс оказался крайне неудачным, но поезд снова отправляется в путь. Транссибирская компания уверяет, что  безопасности пассажиров ничего не угрожает, разумеется, если они будут соблюдать осторожность. К тому же, каждый пассажир расписывается в документе, снимающем с компании ответственность за гибель или, скажем так, целостность пассажиров.

Как и сказано в аннотации, происходящее в поезде читатель видит глазами трех персонажей. Молодая женщина, путешествующая под чужим именем, о чем читатель узнает в первых строчках ее отрывка, который даже назван "Обманщица". Естествоиспытатель, стремящийся восстановить свою разрушенную репутацию. И... Нет, не безбилетница, а вполне легально находящяяся в поезде юная девушка по имени Вэйвэй. Она - "дитя поезда". Она здесь с самого рождения, здесь ее единственный дом. И именно Вэйвэй будет для читателя главным экскурсоводом, ведь она знает здесь каждый уголок. Но безбилетница тоже есть, тут аннотация не врет.

Первую треть, если не половину книги повествование развивается неспешно. Так неспешно, что местами даже скучно. Знакомство с персонажами, их мотивами, попутчиками и поездом. Но благодаря Вэйвэй, поезд довольно быстро становится не просто локацией, а практически живым существом. Именно так воспринимают его члены команды. Именно так его начала воспринимать и я. А за стенами поезда - та самая аномалия, которая так пугает пассажиров и страшит команду. И, что-то явно идет не как всегда, судя по реакциям команды. А потом... Потом поезд вынужденно замедляет ход. Повествование  же в этот момент начинает набирать скорость. И если до этого я еще сомневалась, то по мере увеличения темпа, сомнений не осталось.

Всю первую половину книги я опасалась аномалии. Разумеется не самой аномалии, а той роли, которую она может выполнять в книге. Бывает, такая локация в книге уплощается до полной невнятицы. Она может оказаться легко познаваемой и потому неубедительной. В первой половине книги, как мне показалось, страхов перед Запустением больше, чем самого Запустения. А такое нагнетание частенько заканчивается пшиком. Но тут этого не случилось, чему я очень рада. И я боюсь вдаваться в подробности. Это тот редкий случай, когда я не хочу проспойлерить ничего из того, что происходит на страницах книги. А потому, я скажу только, что для меня "Территория чудовищ", лучшая книга с начала года.

За убедительных персонажей.  За потрясающую убедительность русских - если бы не фамилия переводчика в начале книге, я бы подумала что эта книга изначально написана на русском. За почти живой, с самого начала книги, поезд. За ландшафт, на который лучше долго не смотреть, иначе он, подобно бездне Ницше, тоже посмотрит на тебя. За кульминацию, которая росла и ширилась, то сбавляя скорость, то снова ее набирая. За те эмоции и мысли, которые возникали у меня в процессе чтения. И, конечно же за Запустение. Пожалуй, это лучшая книга с начала прошлого года, а не этого.


https://t.me/zakutokzashkafom/58
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 377
  • Сообщений: 23760
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #404 : 01 Августа 2024, 16:09:36 »

Хочу вспомнить еще одну классику, которая балансирует между пальп-приключениями и мистикой. Наверное, во время написания она даже могла считаться хоррором, хотя сейчас, конечно, вряд ли напугает. Речь о части цикла "Де Ришло" Дениса Уитли, а именно о романе "Нисходит дьявол".
Сам цикл, выходивший с с 1933 по 1970, можно назвать авантюрным романом. Его главный герой - герцог де Ришло, сын изгнанного французского дворянина и русской принцессы, живущий в Лондоне. Книги посвящены приключениям де Ришло в разные годы его насыщенной биографии - из-за интриг и принципиального характера ему пришлось и из Франции бежать, и противостоять нацистам в Испании, и тайком пробираться в СССР на поиски сокровищ. Но я бы не упомянул этот цикл, не будь здесь мистики. Герцогу довелось учиться эзотерике на востоке, и все книги можно разделить на те, где угрозы имеют магическую природу и просто приключения. Правда, де Ришло и во время последних иногда блеснет кое-какими талантами вроде гипноза или медитации, но по-настоящему этой стороны своей жизни касается во время встреч с другими оккультистами.
Эзотерикой Уитли интересовался всерьез, написав немало статей, хотя черпал вперемешку слухи, труды Блаватской и Кроули, фантазии писателей и народный фольклор. Но, наверное, в тридцатых это все и впрямь казалось читателю тайным знанием.
Конечно, на одном де Ришло цикл бы не продержался, поэтому Уитли дал ему еще трех друзей, которых сообща называл своими мушкетерами. Это жизнерадостный американец Рекс, осторожный еврей Саймон и логически мыслящий британец Ричард - в общем, полный интернационал. Есть еще жена Ричарда, бывшая русская княжна, которую он сумел вывезти из СССР, и их дочь, но они, как часто было в литературе тех времен, не на первых ролях.
Книг много, поэтому я беру как пример только ту, которую в девяностых часто переводили. "Нисходит дьявол" 1935 года.
...Рекс прилетает на традиционную встречу с друзьями в Лондон и узнает, что Саймон что-то их подзабросил. Де Ришло тоже обеспокоен, что их друг последние месяцы связался с какими-то странноватыми людьми, возглавляемыми Мокатой. Герцог и Рекс вместе заявились на одно из собраний и поняли, что Моката и его спутники - сатанисты, пытающиеся втянуть Самйона в свои ритуалы.
Рекс, правда, воспринимает их как обычных шарлатанов, пока не сталкивается с самой настоящей материализацией духа. Де Ришло приходится вспомнить все, чему он учился, чтобы отбить Саймона и сорвать шабаш культистов. В поисках убежища они приезжают к Ричарду, и тут-то выясняется, что Мокате нужен не просто еще один последователь. Через Самйона, родившегося под нужными созвездиями, он надеется овладеть талисманом Сета, способным впустить в мир силы тьмы. И для этого колдун не прочь напустить на дом Ричарда и его обитателей всю нечисть, которой повелевает...
Вообще сейчас книгу портит то, что тогда, наверное, было её главным достоинством. Автор устами де Ришло постоянно устраивает лекции, разжевывая читателям всю мистику. Тут и манихейские учения, и теории Блаватской, и Таро, и предания про ведьм, вампиров и оборотней, и мифы Древнего Египта, и даже мифология из книг Хоупа Ходжосона из цикла "Карнаки". Эта дикая смесь читается мало того что с улыбкой, так и сильно сбивает динамику событий. Чего стоит сам шабаш, где де Ришло комментирует чуть ли не две главы все происходящее, хотя герои пришли спасать Саймона и понравившуюся Рексу девушку.
Но вот что хорошо получилось, так это ночь в осаде нечисти. Уитли взял за основу "Карнаки" с его сложной церемониальной защитой (хорошо хоть без электрического пентакля), но зато в полной мере передал и нарастающее напряжение, и видения и воздействия на разум, и появления натуральных демонов. Потом, к сожалению, книга все больше уходит в приключения, где гером нужно не допустить попадания талисмана в руки злодеев и проведения ими ритуала. Но вот такие вкрапления ужаса и моменты столкновения с колдовством вышли неплохо - более того, много лучше, чем в последующих мистических романах цикла.
А еще Уитли чувствовал, куда дует ветер. Момент, когда де Ришло подводит под предыдущее открытие врат ада Первую Мировую и говорит, что сейчас все в Европе сложилось для того, чтобы этот ужас войны вернулся с новой силой, кажется пророческим. Книга-то, напоминаю, в 1935 написана.
В общем, "Нисходит дьявол" это классика со всеми её плюсами и минусами. Мне понравилось в девяностых и нравится сейчас, при всей её наивности, тем более дальше Уитли себя не превзошел. Будут еще книги и о том, как Де Ришло противостоял магией нацистам в годы войны, и послевоенные столкновения с колдовством, но там даже текст местами скопирован, а той зловещей атмосферы приближения к потусторонним силам и близко нет. Если читать, то берите именно "Нисходит дьявол". А еще можете посмотреть экранизацию, где Кристофер Ли прекрасно воплотил герцога. Правда, большую часть эзотерических учений де Ришло от греха подальше вырезали, зато темпа событиям это прибавило.
« Последнее редактирование: 11 Августа 2024, 19:13:41 от Руслан »
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #405 : 11 Августа 2024, 09:31:50 »

Владимир Торин "Мое пост-имаго"

"И гаснет свет"

Это очень короткая и до крайности жуткая история. Достойный образчик гримдарк фэнтези. А потому слабонервным и впечатлительным людям стоит несколько раз подумать, прежде чем открывать эту повесть. Потому что «И гаснет свет» из тех историй, которые нужно пройти до конца, какой бы горечью она не отдавалась в душе. Или захлопнуть эту дверь при первых признаках опасности и больше никогда сюда не возвращаться.
Все начинается с того, что Джонатан Мортон спешит купить подарок на день рождения своему сыну.  А дальше все идет не так. Череда случайностей оборачивается умыслом, а результат... Результат опустошителен и трагичен. Но, не смотря на шокирующую жестокость происходящего, должна отметить, что жестокость здесь не ради жестокости, а неотъемлемая часть повествования. Такую историю нельзя рассказать иначе.
Напряжение здесь нарастает недолго. Уже в конце первой части оно достигает пика, и балансирует там до конца второй части, а затем, уходит, оставляя читателя с пониманием, что ничто и никогда уже не будет прежним. И концовка не удивляет. Она оставляет ворох вопросов и призрачную надежду, что где-то в других книгах цикла будут ответы. И кара виновникам произошедшего.

"Мое пост-имаго"
Эта история начинается незадолго до событий, произошедших с семьей Мортонов из первой части. Доктор Доу, спешит на вокзал, чтобы встретить своего племянника. Но в поезде произошло весьма странное убийство и, по воле племянника, доктор начинает расследование, попутно погружая читателя в атмосферу города Габен.

В «И гаснет свет» сам город не так уж сильно бросался в глаза, ввиду небольшого объема и драматизма происходящего на страницах, лишь придавал дополнительной мрачности атмосфере книги. В «Мое пост-имаго» город занимает гораздо больше места, и, задает атмосферу практически на равных с сюжетом. Грязные закоулки и заплеванные забегаловки; улицы наполненные мусором, прохожими, туманом и автор весть чем еще; казенные заведения и уютные квартиры... Все это Габен, город пара и шестеренок, автоматонов, странных устройств, облегчающих быт и не менее странных существ, живущих рядом с людьми. Город, в котором остаться собой можно, разве что отгородившись от окружения стеной сарказма и кажущегося равнодушия к происходящему вокруг. Ведь в Габене с кем угодно может случиться что угодно.

Отчасти, чтение этой книги - это возврат в детство. Как чтение детективов Агаты Кристи и Конана Дойля и всех тех приключенческих книжек «для младшего и среднего школьного возраста». Но это возврат взрослого, потому что темней, жестче и без прикрас. Но и доктор Доу, с неизменной чашкой кофе с корицей, и его племянник Джаспер, так напоминающий Тома Сойера, разбавляли мрачность и безысходность, даруя надежду. И, возможно поэтому очередной твист оказался сродни удару поддых. Это было больно и несправедливо. Но я не в обиде - Владимир Торин честно предупреждал, что в этом городе нельзя никому верить. Он говорил об этом в открытую, на протяжение всей книги. Раз за разом, он напоминал мне, что этот город полон подлости, алчности и жестокости. А я все равно расслабилась...

История этого расследования закончена. Частично отвечены вопросы, возникшие после «И гаснет свет» и вопросы рожденные «Моим пост-имаго». Но и доктор Доу, и Джаспер, и «злодейские злодеи» такие живые и фактурные, все еще ждут читателя в Габене. Просто это уже другие истории, в которых, возможно, будут ответы на вопросы как о прошлом Джаспера, так и прочие, возникшие при чтении обеих историй в этой книге. И мне кажется - ответы обязательно будут, судя по тому, как соприкасались обе истории
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #406 : 17 Августа 2024, 12:40:24 »

📋 Яцек Дукай. «Старость аксолотля»

В этом сборнике пять повестей от польского фантаста. Что, кроме жанра их объединяет? Пожалуй, существенная перегруженность терминами, которая очень затрудняет восприятие текста. Научная и околонаучная фантастика часто этим страдают, а вместе с ними, зачастую и читатели. Временами это напоминает научно-популярную литературу, которую пишут ученые, свято веря, что книга будет понятна широкому кругу, но забывают о том, что общечеловеческий язык очень отличается от научного. Так и тут. Местами ничего не понятно, но очень интересно. Местами непонятно настолько, что нет сил разбираться интересно ли. Одну повесть я даже не стала дочитывать. Возможно, вернусь к ней позже. И при этом я не могу назвать сборник плохим. Да, сложный язык. Да, местами за терминологией ускользает сюжет. Но здесь невероятно реалистичные и поэтичные описания. Яцек Дукай заставил меня не просто прочитать - увидеть, ощутить и вонь джунглей Мрака, и прогулку по вырастающим прямо под ногами дорожкам Агерре, и безысходность бестелесного существования после Погибели, и тот ужас, через который пришлось пройти персонажу по имени Пуньо... Причем все это было преподнесено мне готовым. Эмоции, ощущения и детали изливались со страниц мощным потоком. Не скажу, что в первый раз встречаю такой уровень насыщенности текста, но могу сказать что встречала такое крайне редко.

Также не в первый раз я встретилась с использованием сносок, как инструмента выразительности текста. Обычно сноска - это пояснение. Или игры слов использованной в оригинале. Или объяснение незнакомого читателю понятия. Но в заглавной повести произведения сноски - неотъемлемый элемент картины мира. И их здесь много. Более 150 на 112 страниц текста (по подсчетам моей книжки). И, впервые такое количество меня не раздражало. Это были кирпичики, которые выстраивали для меня мир, и которые, если включить их в основной текст, стали бы серьезным утяжелителем для восприятия. Кроме того, «Старость аксолотля» очень атмосферная повесть. Красивая в своей безысходности. Да, здесь в очередной раз рассматривается вопрос: что же делает человека человеком? Можно ли считать человеком сознание, потерявшее всякую телесность?.. И можно ли возродить уничтоженный мир, который для большинства никогда не был раем, но после катастрофы стал им. Потерянным, уничтоженным раем для выживших.

Вторая повесть, которую я хочу отметить - это «Школа».  Здесь практически нет специальной терминологии, все понятно и страшно. Вдвойне страшней от той плавности, которую придал Яцек Дукай повествованию. Часть этой повести написана во втором лице и такие фрагменты пробирают особенно. Дукай и так выдерживает близкую дистанцию между читателем и персонажем. А во втором лице эта дистанция становится чуть ли не интимной. Очень жестокая повесть. О том, что школа делает с детьми и общество с людьми. На одном ярком и показательном примере. На уровне личной ассоциации - что-то сходное с «Вита Ностра» дуэта Дяченко.

Остальные повести... Нет, они не хуже. Просто «Агерре в рассвете» потерялась для меня за обильной терминологией. А «Монстра» мне нужно еще доосмыслить. Возможно вернусь к нему позже, если надумаю взяться за пропущенный «Глаз чудовища».
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #407 : 17 Августа 2024, 12:41:28 »

📋 Анна Семироль. «Игрушки дома Баллантайн»

Яркая, насыщенная и интересная история. Три коротких повести, вырастающие одна из другой. А начнется все с создания первого перерожденного. На чистом упрямстве и жажде обладать тем, кто не желал себе такой участи. Кукла, созданная из умершего человека. Игрушка, которая вынуждена слушаться создательницу, сохраняя при этом память о жизни, которую он утратил. Предмет. Вещь. Позже таких станет много. От безмолвных послушных рабочих неутомимых и сильных, до возрожденных отцов, дочерей, сыновей,подруг и возлюбленных. В отличие от создания рабочих, возрождение к вечности любимых - дорого. Очень дорого. На этом и были выстроены состояние и власть дома Баллантайн. Но это только начало.

Книга хорошо написана. Жестко, где требуется жесткость. Мягко, где требуется обратное. Правда, поначалу, третья часть мне показалось лишней. И словно бы вырванной из времени, в котором происходило действие предыдущих частей. И, хотя второе никуда не делось,  к середине книги, когда автор показала, что умеют младшие дети главных героев книги, я поняла к чему все придет. И мне это понравилось. По итогу, получилось интересное повествование, не перегруженное персонажами и событиями, динамичное и не лишённое логики. Небольшое, но захватывающее приключение для читателя, закончившееся в той же точке, в которой оно началось.
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #408 : 29 Августа 2024, 16:18:53 »

📋 Нора Джемисин. «Город, которым мы стали»

Тема оживающих городов встречается мне не впервые. Но история, которую рассказала Нора Джемисин, пожалуй, самая интересная из них. Впервые на моей памяти оживающие города являются центром повествования. И воплощаются они в людях. Весь город в одном человеке.  Но если (когда) он не справляется - могут появиться и другие. Разные районы города, воплощаются каждый в своем представителе. И, разумеется есть Враг. Некая сущность не дающая городам оживать. Приходящая каждый раз, когда новорожденный город, делает свой первый вдох. И, обычно уходящая, получив по носу. Но только не в этот раз. В этот раз все иначе.
В этой книге мне, в первую очередь, не хватило раскрытия персонажей. Если по Бронксу, Бруклину и даже Статен-Айленду вопросов нет, то Куинс и Манхеттен, остались, на мой взгляд не раскрытыми. Падмини-Куинс, с ее математическим подходом, было уделено крайне мало места. Манхеттен же, хоть и действовал гораздо активней, в конечном счете остался загадкой в плане личности и его прошлого. И еще один эпизодический персонаж, на особенности которого в начале были жирные такие намеки, после чего он исчез, чтобы никогда больше не вернуться.
Но все равно эта история захватила меня. Мне не мешала "повестка". Да, это здесь есть, но она является такой же частью повествования, как и взаимоотношения между боро. Мне очень понравилось как описаны короткие схватки с тварью, которая пыталась помешать воплотиться аватарам. Подробные описания особенностей боро здесь не отступления для читателя, а неотъемлемая часть повествования. Мне было интересно, я переживала за каждого из них, и за Нью-Йорк в целом.
Сама Нора Джемисин, называет эту книгу одой Нью-Йорку. И да, это - гимн любви к городу. Любви неприкрытой, когда любящий осознает сильные и слабые стороны объекта своей любви и не пытается завуалировать неприглядные качества.
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #409 : 02 Сентября 2024, 13:18:59 »

📋 Э. К. Уайз. «Дорогая Венди»
Это ретеллинг знаменитой детской сказки Дж. М. Барри, которую я, к слову сказать, не читала. В детстве у меня была пластинка с аудиоспектаклем. И, некоторых моментов, встретившихся мне в книге там не было. Но это не так важно. А важно, пожалуй то, что «Дорогая Венди» это не только ретеллинг, но и продолжение истории о мальчике, который отказался взрослеть и девочке, которая хоть и выросла, но отказалась отпускать свое детство.
Эта история не дает ответа, что же такое Питер Пэн. Она раскрывает его сущность, какой ее видит Э. К. Уайз, но эту сущность нельзя внести в бестиарий, снабдив именем и указав ареал обитания. И довольно ясно дает понять, что Нетландия далеко не парк развлечений для потерянных детишек. Отсылка к "Повелителю Мух" Голдинга тому подтверждение, хотя, как по мне там и без нее все было понятно.
А еще эта история о затянувшемся детстве и взрослении. О принятии ответственности и выборе, который не всегда в пользу себя. И о том, что делая выбор приходится чем-то, а то и кем-то жертвовать, принимая на себя все последствия. Вот только для меня это история на один вечер. Не более.

ПыСы. Кажется, здесь Питер вполне Бистёныш =)
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #410 : 08 Сентября 2024, 19:45:31 »

📋 Тодд Кейслинг «Девилз-Крик»

Аннотация к этой книге сообщает о некоем сгинувшем культе безымянного бога, о страшных тайнах прошлого, шестерке выживших детей и о том, что однажды все возвращается. В первые три предложения аннотации уместился пересказ первой, вводной части книги, описывающей события, заложившие основу того, что будет происходить в остальных частях. И да, мне это оказалось интересно, вопреки некоторым попыткам автора интерес во мне придушить.

Начну, пожалуй, с того, что в этой книге слишком много... лиц. Не то чтобы действующих, но все же лиц. Шестеро выросших детей культа и Райли, сын одного из них, это понятно. Они - основа повествования. Но есть еще приятели и неприятели этих семерых, включая: местного шерифа; продюссера местной радиостанции; диджея оттуда же; подельника одного из "детей", свернувшего на кривую дорожку; и даже просто случайных людей, например местного городского сумасшедшего или подружки престарелой соседки одного из "шестерки". С одной стороны такое количество персонажей, выступающих в качестве "камеры" для читателя должно более наглядно показать масштаб происходящих событий. Но лично я во всех этих людях довольно быстро и безнадежно запуталась. В книге пять частей и двадцать шесть глав, каждая из которых разбита на пронумерованные отрывки, и часто мы смотрим на город и события новыми глазами. Причем после прочтения стало понятно что часть этих отрывков можно было убрать, без особого вреда для сюжета. Но было хотя бы не скучно.

Надо отдать должное - работа была проведена не то чтобы кропотливая, но по крайней мере старательная. Все эти отсылки к антропологии, раскопкам индейских захоронений и капищ. Но эти отсылки, к сожалению никуда не ведут. Такое ощущение, что вместо того, чтобы копать вглубь, Тодд Кейслинг копал вширь, распределяя свой сюжет все более тонким слоем по большой площади.

В результате, много вопросов осталось висеть в воздухе. Например. Джейкоб действительно так боялся своих отступников, разрушивших его планы в восьмидесятых, что разрешил себе возродиться только после смерти последнего из них? Серьезно? С кем именно  заключила договор бабушка Джека Тремли? Отсылки к Лавкрафту и Кроули это конечно, прекрасно, но можно чуть подробней? И, в конце концов, с чего все началось на самом деле? Не "с игры в покер", как утверждает Тодд Кейслинг, а в более давние времена. Эта жижа и все что с ней связано не народилась сама по себе, в книге проговаривается, что в этом месте приносились жертвы и раньше. Но тварь что, просто выбиралась, съедала всех до кого могла дотянуться и уходила переваривать? То есть речь не о божестве, а о неведомой зверушке? Причем тут индейцы? И так далее.

И да. Лавкрафт. Местами эта история основательно попахивает лавкрафтианой, особенно в некоторых описаниях. Упоминаются так же Мискатоникский университет, Некрономикон, Тайны Червя и прочие плоды трудов ГФЛ. Но все же Тодд Кейслинг пытается удержать баланс между Лавкрафтом и ужастиками категории В, где, за неимением возможности вызвать ужас, пытаются надавить хотя бы на отвращение. Не то чтобы в книге такой прием использовался так уж часто, но он там есть. А еще Тодд Кейслинг как будто боится описывать некоторые сцены. Обрывает повествование, как говорится, "на самом интересном месте", что бы потом вкратце рассказать о произошедшем в прошедшем времени. Или даже спойлерит. Например, сообщает, что вот этот персонаж, который сейчас действующее лицо, до рассвета не доживет. А потом показывает этого уже мертвого персонажа глазами другого. Искренне не понимаю зачем так делать.

После всего вышесказанного, может сложиться  впечатление, что книга мне наотрез не понравилась. Но нет. Просто такой подробный обзор нюансов занял много места. Эта книга - хорошая литературная версия качественного ужастика категории В. В которую действительно вложили много сил, это чувствуется. Но еще чувствуется, что заложенный в эту историю потенциал не удалось реализовать до конца. И это обидно.
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 377
  • Сообщений: 23760
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #411 : 09 Сентября 2024, 19:26:50 »

Мне показалось немного иначе - от книги веет сознательной попыткой написать нечто в духе Кинга или Литтла, но не особо напрягаясь. Вообще, если бы требовалось показать пример литературы, которую делали чисто ради денег или отдали основу нейросети, я бы ткнул в "Девилз-Крик".
Просто будь там желание выдать нечто пусть неумелое, но искреннее, чувствовались бы перекосы в какие-то темы. Но роман выверен в своем легком касании различных идей без углубления в одну. Он словно собран из мозаики, которая чаще всегда встречается в подобной литературе, и при этом не выходит за рамки шаблонов.
Например, сектанты. Они просто карикатурные злодеи. Одно дело, когда обосновывается, что, увидев реальные чудеса, можно уверовать в Червя. Другое - когда матери без колебаний готовы резать глотки собственным детям и себе. Такая обработка требует немалых усилий и поддатливых субьектов, как в реальных сектах, при том что их лидер не выглядит харизматичным, люди - безмозглыми, а идеология - понятной. Создается чувство, что это те же зомби, которыми все после стали.
Сами выросшие дети, пусть нам и кидают намеки на их перенесенное насилие, в целом воплощают одномерные типажи. По каждому сразу ясно, кто из них был и остался злодеем, кто хороший парень, и кто намечен на роль жертвы. Прочие с первого мгновения отдают массовкой. Воскресший проповедник, твердящий свой лозунг так часто, что от "Его воля и Старые Обычаи неразделимы" сводит скулы.
А вся сделка бабушки мне напомнила "Рыбака", где тоже введение в число героев мага убило атмосферу хоррора и превратило все в сказку.
Здесь действительно нет ответов, чернуха приглушена, зато есть какая-то неуместная доля повесточки просто для того, чтобы было. Вот у нас подросток, который переживает, что начал увлекаться девушкой, с которой дружит. Из этого можно было бы выдать интересную историю меняющихся отношений, но что она его подруга, что девушка - для сюжета ноль разницы. Вот радиоведущая мимоходом выдает под финал, что у неё была оборвавшаяся лесбийская любовь - и это никуда не ведет. Никто не развивает идею, например, что так сказались её детские травмы. Но больше всего добивает однозначное описание места действия.
 По книге, чуть ли не все беды от того, что когда-то из города изгнали негров. Ну и в целом это такой христианский упоротый городишко южных штатов. Но ведь предками сектантов Червя были как раз те, кто с изгнанием негров не согласился, однако автор все равно настойчиво повторяет, что происходящее - заслуженная расплата. И убивает весь город без малейшей рефлексии со стороны героев. Серьезно, с какого-то момента становится плевать, будто вырезаются картонки, которых никому не жалко ни внутри мира, не со стороны читателя.
Поэтому мне книга не понравилась, и её попытка притворяться лучшими образцами подобного жанра не понравилась еще больше. Слишком от неё отдает искусственностью, что ли, как по мне.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #412 : 23 Сентября 2024, 18:27:52 »

📋 Джеральд Бром «Косиног»

Темное фэнтези, аккуратно вплетенное в историческую действительность. Пуритантский поселок в конце века. Девушка по имени Абита, проданная туда замуж отцом-алкоголиком. И Нечто, против воли пробужденное в лесах неподалеку. И обоим надо выжить. Книга написана легко, так же и читается, не смотря на наличие натуралистичных сцен насилия и убийств. Надо отдать должное Брому - он не смакует кровавые подробности, просто ставит читателя перед фактом.

 Повествование идет в основном в двух ветках. И с Абитой все было понятно практически с первых страниц. Семнадцатый век. Девушка, которая умеет читать. Девушка, которая умеет думать, и о ужас, озвучивает свои мысли, даже поперек мнения других. Девушка, которой от матери достались кое-какие знахарские  знания. В пуританском поселении второй половины семнадцатого века. В моем понимании выбор был где-то между сожжением и побитием камнями. И да, сюжет довольно быстро начал сворачивать в эту сторону. Рано или поздно должны были прозвучать обвинения или в колдовстве, или в попрании законов общины. Логично и предсказуемо. И это вовсе не значит что она скучный персонаж. Живая, скованная надуманными приличиями, которые ей не всегда удается соблюдать, хотя она честно пытается.

Но что касается Отца/Косинога... Тут на мой взгляд все значительно интересней. Вопросы, которые задаёт аннотация по поводу него, это вопросы, которыми мучается он сам. Он не помнит себя, не помнит кто он. Но очень хочет понять смысл посещающих его видений. С ним что-то случилось. Он не помнит, что именно, а те, кто вернул его к жизни не говорят ему. Отсюда и мучения древнего создания. Вот и мечется бедняга между разрушением и созиданием, и ни то ни другое не приносит успокоения. Надо сказать, что само название книги, «Косиног», вызвало у меня ассоциации с пауком. Косиножка - паук-сенокосец. Косиног... гигантский паук-сенокосец? Но нет. Пауки в книге есть, и да, они имеют некоторое отношение к Косиногу, но далеко не такое, которое я могла бы предположить.

Третьим основным персонажем "Косинога" , назвала бы общество. Показное благочестие, маскирующее гниловатые душонки. Подлость и жадность, выдаваемые за заботу. Жгучий наблюдательский  интерес к бедам и страданиям других. И слепое следование традициям, без осмысления их актуальности. И лишь некоторые люди из этой серой массы способны если не помочь, то хотя бы поддержать. А есть такие, в ком словно бы воплотились все худшие стороны.

Я не буду обсуждать, что из обозначенного вышло в итоге и давать оценку тому, чем все закончится. Скажу только, что для меня вся «кельсткость» лесного божества местами шла прахом, вместе с именем, пришедшим на ум, когда Бром показал мне первое обличье Косинога. Потому что образ Лесного Духа, шествующего по лесу в сопровождении свиты, проассоциировался у меня с другим подобным шествием. Но «Косиног» все же другая история. Тоже по-своему прекрасная и ужасная одновременно.
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

RoxiCrazy

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 181
  • Сообщений: 1187
  • Резервный адепт
    • Просмотр профиля
    • Закуток за книжным шкафом
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #413 : 28 Сентября 2024, 19:43:37 »

📋 Пол Дж. Тремблей «То, что растет»

Сборник рассказов с внешними признаками ужастиков, но ужастиками, как по мне, не являющихся. Это тот случай, когда автор чаще рассказывает, чем показывает. И, пожалуй, в данном случае, это хороший такой плюс, так как придает рассказам безуминки и странности. И, внезапно, недостоверности.

Смотреть на происходящее придется и глазами детей и глазами взрослых. И, иногда, особенно если  приходится смотреть на апокалиптичные события глазами ребенка, это больно. И да, часть рассказов в этом сборнике  - о "падении привычного мира" разной степени логичности.  Часто приходится сомневаться в надежности рассказчика, мне кажется, даже чаще чем задумывал сам автор. Например, буквально второй рассказ заставил меня поставить под сомнение все происходящие события, просто потому, что рассказчица - наркоманка и в прошлом она уже похищала собственную дочь, к которой ей запрещено приближаться. Это, наверное, самый яркий пример выраженной ненадежности рассказчиков в этой книге. Но и в других какие-то нюансы то и дело вынуждают ставить под сомнение сказанное.

Кроме ненадежности рассказчиков, так же прослеживаются желание и попытки играть со смыслами. Пол Тремблей сам говорит об этом и в примечаниях, и как минимум в одном из рассказов.  Трижды встречается тема потери - смерть матери и пьянство отца после ее смерти, и в двух случаях эти травмирующие события влияют на сюжет. Есть рассказ, где форматирование является частью повествования. Пара-тройка рассказов о любимцах писателей - писателях.

Еще есть рассказ-игра, где надо выбирать куда после описанной сцены пойдет главная героиня, жаль только, что в электронной версии, которую я читала, нумерация сбита и "поиграть" мне не удалось. Но уже сам факт того, что автор официально дает читателю увести главную героиню из дома, в который она собирается войти, здорово подкупает. Так же, там явно есть вариант, что главная героиня не достигнет своей цели. А еще мне очень понравилось, что рассказывая (не показывая) о каждой комнате дома и о призраках, которые обитают буквально в каждой комнате дома, главная героиня, точнее девочка, которой она когда-то была, больше всех боится именно того призрака, в комнате которого она находится. Каждая комната в этом рассказе это крохотный кусочек мозаики, из которой складывается история произошедшего в прошлом и это абсолютно не страшный рассказ. Скорее грустный. И он понравился мне больше всех.

Еще один рассказ, явно претендовавший на первое место - «Записки выгульщиков собак», и он несравнимо более жуткий, чем упомянутый мной выше «Дом с привидениями». Весь рассказ построен на записках людей, приходящих чтобы выгулять собаку в то время, когда это не может сделать хозяин. И да, по началу записки касаются поведения собаки. Но довольно быстро эти люди начинают вторгаться в области для них не предназначенные, и чем дальше, тем больше это напоминает сталкинг. От того и жутко. Вот только заканчивается этот рассказ как-то никак - то ли претензией на высший смысл, то ли отсылкой к каким-то другим произведениям Пола Тремблея. В любом случае, ни высшего смысла, ни отсылки я не уловила, что несколько обесценило рассказ в моих глазах. К тому же под конец пространные сочинения одного из "выгульщиков" начали здорово раздражать.

Ну а в общем впечатление от сборника приятное. Как я сказала в начале - признаки ужастиков не делают эти рассказы ужастиками. И да, они странные. Но вряд ли их странности делают их плохими. Сборник не надоедал в процессе чтения, не возникало желания отложить его и отдохнуть. Это тот случай, когда мне понравился подход к повествованию. Когда я дочитывала очередной рассказ, мне было любопытно о чем будет следующий. Мне было интересно вылавливать смыслы и осознавать, что рассказ, к примеру, ни разу ни о призраках, а о чувстве вины. Не везде получилось, но и это тоже мне понравилось.
Записан
Есть пять направлений: север, юг, восток, запад и здесь. "Здесь" - это мера для всех остальных. То место где ты сейчас и где можешь оказаться потом.
📖 Джон Краули. «Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра»

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 377
  • Сообщений: 23760
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #414 : 30 Сентября 2024, 09:58:44 »

Сел перечитывать вперемешку рассказы отечественных и зарубежных авторов, которые когда-то скачивал как запомнившиеся. Не скажу, что их можно рекомендовать всех любителям хоррора, но в каждом попадалось что-то, меня заинтересовавшее.
Рассказ Джозефа Бреннена «Задний двор Кеневана» написан в пятидесятых, но в его основе лежит универсально простой сюжет на все времена. Вообще Бреннен числился среди продолжателей Мифов Ктулху, и вот эти его произведения мне показались скучными, словно бы скованными стремлением во всем подражать Лавкрафту. Здесь же автор нашел золотую середину: «Задний двор Кеневана» опирается на стилистику мрачных историй про Новую Англию, но при этом не навязывает космического зла и богов с непроизносимыми именами. 
Главный герой, выступающий рассказчиком, дружит с пожилым букинистом Кеневаном, не столько покупая его книги, словно навещая старика, чтобы попить чайку и поболтать о литературе. И все бы хорошо, вот только в доме-магазине Кеневана имеется неогороженный задний двор, заросший вереском и старыми гниловатыми деревьями. Со временем герой замечает, что Кеневан все чаще заворожено смотрит на эти заросли и с трудом возвращается к реальности. Букинист объясняет, будто бы перспектива меняется, если слишком долго их разглядывать, и двор больше, чем он есть.
В следующий визит Кеневан выглядит измученным, объясняя рассказчику, что часами бродил в кустах, не в силах найти дом. Состояние его ухудшается, заставляя сомневаться за рассудок, но Кеневан все же хочет докопаться до разгадки, поэтому предпринимает еще один поход во двор – в этот раз привязав себя веревкой. Когда он не возвращается, герой отправляется следом и видит, что место и впрямь намного больше, чем должно быть. Чем дальше идешь, тем мрачнее кажутся растения, сильнее предчувствие надвигающейся грозы и ощущение, будто что-то наблюдает за тобой и постепенно завладевает волей. Обнаружив оборванную веревку Кеневана, он все же решается пойти наугад, чтобы понять, что случилось с его другом и как далеко тянется это заколдованное место…
Если вам показалось что-то знакомое и вспомнился «В бурьяне», написанный совместно Кингом и Хиллом, то это не совпадение. В «Пляске смерти» Кинг хвалил этот рассказ, так что ничего удивительного, что они с сыном переложили историю на свой вкус.
Конечно, рассказ не страшен и полностью предсказуем, но своей тревожной атмосферой обладает. В «Заднем дворе Кеневана» нет ничего из атрибутов современного хоррора – только ощущение нарастающей беды,  блуждание в кустах и приближение чего-то, что властвует над этой землей и меняет каждого сюда вошедшего. Этого хватает, тем более по-осеннему полумертвая и при этом полная странной жизни местность получилась яркой без всяких отдельных деталей. В финале будут даны ответы на все вопросы, и пусть они в духе классической страшилки у костра, сюжет большего и не требует.
Правда, сам Бреннен так не думал, потому что через годы написал продолжение «Зов Кеневана». Но сиквел ощущается как его лавкрафтовские рассказы: вымученным, ничего нового не добавляющим и к чтению не обязательным. А вот «Задний двор Кеневана» мне понравился, хотя, конечно, Кинг и Хилл выжали из идеи намного больше.
Рассказ Юлии Щетининой «Лягушка – прожорливое брюшко» написан совсем в другом стиле, больше напоминая кошмарный сон. Алиса приезжает к сестре присмотреть за малышом-племянником, пока та опять ложится в роддом. Уже из больницы сестренка порадует новостью – у них в городке объявился маньяк, похищающий исключительно детей до пяти лет, так что ты там приглядывай за моим повнимательнее. Обалдевшая Алиса на детской площадке знакомится с Олегом, который разъясняет ей ситуацию.
Последнее время каждую неделю бесследно исчезает маленький ребенок. Причем пропадают как на улице, буквально на пять минут выпавшие из поля зрения взрослых, так и дома, из своих спален. Население в ужасе, Алиса в еще большем ужасе, тем более у них в подъезде начинается какая-то чертовщина. Все сильнее воняет прокисшим хлебом, в холодильнике скисает молоко, пропадает электричество, а жуткий силуэт скребется в дверь по ночам и подражает чужим голосам. Попутно Олег ведет себя все более агрессивно, заставляя девушку опасаться нового знакомого…
И если сам монстр при всем сюрреализме и почти полном отсутствии понятных правил мне понравился за оригинальность, то вот про сюжет я такого не скажу. Сцены с ночными странностями в подъезде великолепны в атмосфере: тут и обычный бомж испугал бы, а когда такое творится, ужас и беспомощность прямо с каждой строчки сочатся. Но если задуматься, то все поступки персонажей вызывают одно большое «не верю».
Нам показывают город, где закрылись все садики, народ подозрительно косится друг на друга и при этом Алиса даже не знала про маньяка, когда сюда приехала. На её логичный вопрос «чего все с детьми гуляют, дома же надо запереться» Олег отвечает «из дома тоже пропадали». Но я скорее поверю, что в таком случае половины мам с малышами выехала бы из города, а другая подняла на уши все возможные инстанции, но не стала фаталистично ждать. Почему похитителя ловит один вигиланствующий Олег, а полиция даже не пытается имитировать бурную деятельность? Нигде не сказано, что это, как у Кинга, влияние на разум, хотя такая трактовка многое бы объяснила – даже способность монстра как-то красть детей чуть ли не на глазах взрослых. Я весь рассказ подозревал сестру Алисы:  ну что за бред приглашать, сбегать в роддом, а потом сообщать про маньяка, мотивируя «если бы я сразу сказала, ты бы не согласилась с моим сыном сидеть?» Что у них там за отношения и почему не отправить ребенка к сестре, раз уж она живет где-то далеко?
Такой же неубедительной выглядит и сама Алиса, то боящаяся ночью выйти в подъезд вынести мусор, то после отключения света и начала странностей смело бродящая во тьме по этажу. Её подозрения в адрес Олега смотрелись бы намного лучше, если бы нам не показали до этого, что дело явно не в маньяке. И вообще концовка скатывается в какой-то трэш, словно была придумана в последний момент. Из-за этого даже колоритное чудовище не смогло исправить ощущение небрежности, наполняющей историю. Прочесть можно, но кроме отдельных моментов с подъездом рассказ не радует.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Anderson

  • Спонсор
  • Пользователь
  • *
  • Пафос: 11
  • Сообщений: 83
    • Просмотр профиля
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #415 : 02 Октября 2024, 16:23:10 »

О, Лягушку я читал. И опять с каждым словом соглашусь. Написано круто, в плане атмосферы, мне эта паранойя и вонючий запах потом чуть не снились. Но общая обстановка, где при наличии маньяка все мамаши толпой выгуливают детей по улице это прям кек... Но видимо атмосфера показалась слишком сочной, т.к. в отличии от 90% хорроров тут оно как то не раздражало.
Записан

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 377
  • Сообщений: 23760
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #416 : 29 Октября 2024, 17:26:15 »

"Восставший из ада" Клайва Баркера... Нет, название уже неправильное, ведь такой книги нет. Есть "Скованные адом сердца", которые после успеха фильмов переводят именно так. Хотя эта повесть как раз сильно зависит от качества перевода - в оригинале она весьма поэтичная.
Искатель запретных удовольствий Фрэнк находит музыкальную шкатулку-головоломку, обещающую открывшему невиданные наслаждения. Разгадка секрета приводит к нему в дом сенобитов, иерофантов Ордена Гэша (в оригинале кеновитов, жителей кеновии - монашейской общины, но здесь опять перевод заимствует традицию фильмов. А вот название ордена лучше оставить непереводимым - это либо глубокий порез, либо... вагина. Причем, зная книги Баркера, скорее второе).
В общем, Фрэнк ожидает удовольствия в своем понимании, не задумываясь, что зомбиподобные чуваки с крючьями и иглами по всему телу имеют свои представления о БДСМ и стоп-слов не признают. Что и быстро обнаруживается.
Через год в опустевший дом приезжает Рори, брат Фрэнка, вместе с женой Джулией. Брак у них, несмотря на четыре года вместе - одна формальность. Нет детей, нет любви, даже тепла особого нет. Рори пытается казаться альфа-самцом, каким явно не является, а эффектная красотка Джулия тоскует по-настоящей страсти, которую испытала, когда Фрэнк её  изнасиловал перед свадьбой. Есть еще Керсти - подруга Рори, упорно загнанная во френдзону, но тайно продолжающая мечтать о Рори. В общем, всем плохо.
Но Фрэнку, сидящему в измерении сенобитов и испытывающему их бесконечные "удовольствия", еще хуже. Однако Рори оцарапал руку в той самой комнате, где его брат открыл шкатулку, и теперь дух Фрэнка может вернуться. Ему всего лишь нужна человеческая кровь и плоть, чтобы воссоздать свое тело, и в этом охотно поможет Джулия...
Книга в плане атмосферы великолепна. Надо только сразу настроиться, что она о декадентах и невысказанных желаниях, а не о чуваках из ада с иголками в голове. Начало с Фрэнком буквально наполнено какой-то поэзией осенней тьмы и ужаса вперемешку с увяданием. Причем здесь автор нагнетает тревогу, создавая яркие и понятные образы, которые давят на психику: медленно сливающиеся миры, вселенная дождя, темных осколков льда и бескрылых птиц, колокольный звон вперемешку с игрой ослепительного света. С элементом этой чуждости описан и вернувшийся Фрэнк, и сцены со шкатулкой, и финальное явление сенобитов. То есть в том, чтобы передать ощущение контакта с иным мирозданием, куда более страшным и непостижимым, чем просто крючья и иглы, автор справляется идеально. Пинхеда, любимого по фильмам, здесь, кстати, вообще нет - вместо него похожая истыканная булавами девушка, но выглядит она не менее эффектно.
Вообще в книге нет упора на сплаттер, из-за чего повесть так хороша. Сенобиты иронично беседуют: они не те громогласные, давящие и пафосные монстры из кино, а скорее наслаждающиеся игрой в кошки-мышки спокойные собеседники. Каждому герою соответствует свой стиль описания - от серой депрессивной повседневного мира Керсти до бури чувств превратившегося в адского маньяка Фрэнка или утомленной обыденностью и ищущей спасения во тьме Джулии.
Понравился мне и мир на грани магического реализма. У Баркера каждый раз возникает чувство, что никакого Маскарада нет, просто большинство людей достаточно умны, чтобы не искать во мраке и оккультизме помощь или ответы. А кто хочет - не сталкивается с отрицанием "такого не может быть!", а быстро понимает о цене за внимание подобных сил. Но, выложившись в атмосфере, в формате повести автор оставил много вопросов.
По мне ему не был интересен Рори, показанный каким-то стереотипным неудачником. Не сильно ясно, зачем Джулия терпит такого тюфяка, и еще менее понятно, какие же у них все-таки отношения с Керсти. Я к тому, что она ведет себя как друг семьи, при том, что четыре года с ними не общалась, воспринимается Джулией будто бы это раздражающая сестра Рори, а не подруга семьи, да еще и с заметной влюбленностью. Перегиб вышел и с тем, какой серой мышкой и неумехой показана Керсти поначалу - если Баркер желал изобразить её внутренний рост, то ничего не вышло, произошел необъяснимый скачок. Малопонятно и поведение сенобитов: Фрэнка они чуть ли не прямым текстом предупреждают о последствиях, выпрашивая согласие. Керсти же, случайно открывшая шкатулку, слышит лишь обращение в стиле "Тебе... то самое, в честь чего назван наш орден". Если у сенобитов есть правила, из книги они не прослеживаются или Баркер писал обе половины изначально как разные истории.
Но, не всматриваясь в дыры логику, в передаче настроения книга очаровательна. А что еще нужно перед Хэллоуином?
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 377
  • Сообщений: 23760
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Закуток за книжным шкафом
« Ответ #417 : 05 Ноября 2024, 15:05:01 »

Трилогию Джин Калогридис (Договор с вампиром, Дети вампира, Князь вампиров) я прочитал буквально за пару дней. Не потому, что она особо интересная, но цикл легкий для восприятия, чем мне и понравился. Написаны книги в эпистолярном стиле под Стокера, тем более именно приквелом и альтернативной версией "Дракулы" они и являются.

Первая часть "Договор с вампиром" начинается в середине девятнадцатого столетия. Аркадий Тепеш, наследник рода Дракулы, учившийся и женившийся в Лондоне, узнает о смерти отца. Он едет домой в Трансильванию чтобы встретиться с сестрой Жужанной и дедом Владом, взяв с собой беременную жену Мери. Отец до самой смерти управлял имением Влада и Аркадий понимает, что ему это тоже предстоит.
По возращению Аркадий начинает видеть призрак брата, убитого в детстве взбесившимся псом, а Мэри погружается в изучением местных легенд о роде Тепеш. Поначалу образованная женщина считает их суеверием, но замечая странности в поведении Влада, нездоровую влюбленность больной Жужанны в графа и хищный интерес к её собственному будущему ребенку, волнуется все больше и больше. Аркадий же с помощью призрачных видений выясняет, что отец не только вел дела Влада, но и много лет покрывал истории о пропажах гостей и загадочных смертях...
Загадки, разумеется, для читателя нет - любому и так понятно, кем является Влад. Вместо этого автор сделала интригу из его мотивации. В первой части книги создается впечатление, что он искренне любит свою семью и вообще старается сдерживать свое проклятие, больше реагируя на чужие поступки в ответ. К средине мы видим жестокого, но принципиального валашского господаря, для которого поданные и близкие - всего лишь живое имущество, но при этом чтущего слово своего рода. Наконец, в финале открывается прада: Дракула не более чем чудовище, играющее в добродетель лишь когда это позволяет добиться своих целей. И цель эта проста - душами своих наследников выкупать у дьявола собственное бессмертие...
Конечно, даже при этом книга получилась местами нудноватой - метания героев верить или нет в вампиров, по мне, избыточны. Не слишком хорошо работает и стилизация под Стокера. Конечно, по тексту рассыпано много атрибутики того времени, но все равно видно, что герои мыслят и ведут себя как современные люди. Иногда Калогридис пытается разбавить внутренние переживания кровью и эротикой, выдавая и то и то местами без меры. Не то, чтобы мне это не нравилось, но все таки слушать описания фантазий Жужанны о том, как бы Влад "насадил её на свой кол" или находки Аркадия в духе сплаттера еще сильнее не вяжутся с  подражанием готике.
Но, в целом, это не самый плохой приквел "Дракулы". Не сильно каноничный, однако вполне трагичный в том, как семейное проклятие в лице одного вампира калечит жизнь героев и всех, кто пожелает им помочь.

Вторая книга "Дети вампира" сильно напоминают "Вампирские хроники" Энн Райс. По итогам финала предыдущей части Аркадий и Жужанна стали кровососами, и первый готов на все, чтобы уничтожить Влада. Для этого необходимо овладеть тайнами школы черной магии Сколоманс и заключить свою сделку с дьяволом ради высшего блага. Жужанна тоже раскрывается из влюбленной девчонки в интриганку, пытающуюся одновременно сохранить живыми любимого Влада и не менее любимого брата.
Поначалу это читается как какая-то история в духе приключений Лестата, только с более ударной дозой эротики. Сестра учит Аркадия соблазнять и убивать, но затем дело переносится на двадцать пять лет вперед и становится веселее. Сюжет переходит к сыну Аркадия и Мэри, которая после обращения мужа вышла замуж за их спасителя, появившегося в финале первой части. И спасителем этим оказался врач по фамилии Ван Хеллсинг, усыновивший ребенка и давший ему имя Абрахам.
Да, по версии этой книги, Абрахам Ван Хеллсинг - потомок Дракулы. Мери пыталась уберечь его от правды, но Влад по-прежнему ищет своего наследника. Из-за этого в неприятности влипнут молодая жена и маленький сын Абрахама, а также его сводный брат, а появившийся Аркадий выступит в роли наставника. Нам расскажут и о возникновении Сколоманса - изначально школы алхимиков, позднее заключивших сделки с Повелителем Тьмы. Впрочем, дьявол ли это?
Автор снова пытается играть в загадки и семейную хронику, выдает неслабый трагизм ближе к финалу, но одновременно и разрушает прежнюю мифологию  цикла. Например, ставится под сомнение служба Дракулы дьяволу, да и различные обереги от вампиров, как теперь следует, действуют исключительно благодаря вере владельца. Абрахам учится у Аркадия и его наставника из Сколоманса экстрасенсорике, переходящей в натуральную магию - в общем, книга превратилась в фэнтези. Однако именно это облегчает чтение: без тайн сюжет несется вперед. Иногда мне даже казалось, что все происходит чересчур стремительно: Абрахам, всю жизнь уберегаемый от правду о вампирах и том, кто его настоящий отец, сходу принимает невероятную правду.

Сюжет продолжается еще через несколько десятилетий в третьей и завершающей части "Князь вампиров". Ван Хеллсинг годами убивает кровососов по всей Европе, поскольку с уничтожением потомства Дракулы его силы слабеет. Попутно он страдает от того, что его мать Мери медленно умирает. Эти сцены, кстати, намного тяжелее всех фантастических ужасов - смертельная мучительная болезнь старухи, которую мы помним активной юной героиней, выписана с излишними медицинскими подробностями.
Дракула и Жужанна же, сидящие в замке, приглашают к себе Элизабет Батори - еще одну вампиршу. Правда, эта не имеет никаких традиционных слабостей, владеет сильнейшей магией и вскоре переманивает на свою сторону Жужанну. Как оказывается, Батори имеет свои планы, в которых Дракула - помеха, но Влад не из тех, кто привык выступать на вторых ролях.
И тут автора окончательно понесло. Мы читаем альтернативную историю Стокера, в которой половина событий происходило не так и либо были искажены выжившими, либо им стерли память. Снова в ход идет гуро и эротика, магические поединки Дракулы и Ван Хеллсинга чуть ли не до уровня файерболлов, а заодно и откровения о том, кто же на самом деле тот дьявол, который дает силу вампирам, и на чьей он стороне. И вышло... не очень.
Да, Калогридис вывела историю на полное завершение через внутренний рост и обретение своей личной Голконды. Но при этом и Дракула в какой-то момент выпал из сюжета, побеждаемый мимоходом, и линия с Батори оказалась оборванной, как и разгадки мотивов Повелителя Тьмы. Такое чувство, что за десять страниц до финала автор вспомнила про необходимость все завершать и выдала быстрый пересказ. Это точка в сюжете, но точка, которую вряд ли можно назвать удовлетворительной, опирающаяся скорее на сюжетные нужды, чем на логику персонажей и мира.
По хорошему, если это читать, то стоит остановиться на первой части. Она хотя бы тянет на пусть простенький, но приквел Дракулы, не скатываясь в вампирское фэнтези и деконструкцию, смысл которой, кажется, почаще сказать "Не так все было, господин Стокер". Вторая и третья книги - очень на любителя, хотя повторюсь, читалось легко.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…