Трилогию Джин Калогридис (Договор с вампиром, Дети вампира, Князь вампиров) я прочитал буквально за пару дней. Не потому, что она особо интересная, но цикл легкий для восприятия, чем мне и понравился. Написаны книги в эпистолярном стиле под Стокера, тем более именно приквелом и альтернативной версией "Дракулы" они и являются.
Первая часть "Договор с вампиром" начинается в середине девятнадцатого столетия. Аркадий Тепеш, наследник рода Дракулы, учившийся и женившийся в Лондоне, узнает о смерти отца. Он едет домой в Трансильванию чтобы встретиться с сестрой Жужанной и дедом Владом, взяв с собой беременную жену Мери. Отец до самой смерти управлял имением Влада и Аркадий понимает, что ему это тоже предстоит.
По возращению Аркадий начинает видеть призрак брата, убитого в детстве взбесившимся псом, а Мэри погружается в изучением местных легенд о роде Тепеш. Поначалу образованная женщина считает их суеверием, но замечая странности в поведении Влада, нездоровую влюбленность больной Жужанны в графа и хищный интерес к её собственному будущему ребенку, волнуется все больше и больше. Аркадий же с помощью призрачных видений выясняет, что отец не только вел дела Влада, но и много лет покрывал истории о пропажах гостей и загадочных смертях...
Загадки, разумеется, для читателя нет - любому и так понятно, кем является Влад. Вместо этого автор сделала интригу из его мотивации. В первой части книги создается впечатление, что он искренне любит свою семью и вообще старается сдерживать свое проклятие, больше реагируя на чужие поступки в ответ. К средине мы видим жестокого, но принципиального валашского господаря, для которого поданные и близкие - всего лишь живое имущество, но при этом чтущего слово своего рода. Наконец, в финале открывается прада: Дракула не более чем чудовище, играющее в добродетель лишь когда это позволяет добиться своих целей. И цель эта проста - душами своих наследников выкупать у дьявола собственное бессмертие...
Конечно, даже при этом книга получилась местами нудноватой - метания героев верить или нет в вампиров, по мне, избыточны. Не слишком хорошо работает и стилизация под Стокера. Конечно, по тексту рассыпано много атрибутики того времени, но все равно видно, что герои мыслят и ведут себя как современные люди. Иногда Калогридис пытается разбавить внутренние переживания кровью и эротикой, выдавая и то и то местами без меры. Не то, чтобы мне это не нравилось, но все таки слушать описания фантазий Жужанны о том, как бы Влад "насадил её на свой кол" или находки Аркадия в духе сплаттера еще сильнее не вяжутся с подражанием готике.
Но, в целом, это не самый плохой приквел "Дракулы". Не сильно каноничный, однако вполне трагичный в том, как семейное проклятие в лице одного вампира калечит жизнь героев и всех, кто пожелает им помочь.
Вторая книга "Дети вампира" сильно напоминают "Вампирские хроники" Энн Райс. По итогам финала предыдущей части Аркадий и Жужанна стали кровососами, и первый готов на все, чтобы уничтожить Влада. Для этого необходимо овладеть тайнами школы черной магии Сколоманс и заключить свою сделку с дьяволом ради высшего блага. Жужанна тоже раскрывается из влюбленной девчонки в интриганку, пытающуюся одновременно сохранить живыми любимого Влада и не менее любимого брата.
Поначалу это читается как какая-то история в духе приключений Лестата, только с более ударной дозой эротики. Сестра учит Аркадия соблазнять и убивать, но затем дело переносится на двадцать пять лет вперед и становится веселее. Сюжет переходит к сыну Аркадия и Мэри, которая после обращения мужа вышла замуж за их спасителя, появившегося в финале первой части. И спасителем этим оказался врач по фамилии Ван Хеллсинг, усыновивший ребенка и давший ему имя Абрахам.
Да, по версии этой книги, Абрахам Ван Хеллсинг - потомок Дракулы. Мери пыталась уберечь его от правды, но Влад по-прежнему ищет своего наследника. Из-за этого в неприятности влипнут молодая жена и маленький сын Абрахама, а также его сводный брат, а появившийся Аркадий выступит в роли наставника. Нам расскажут и о возникновении Сколоманса - изначально школы алхимиков, позднее заключивших сделки с Повелителем Тьмы. Впрочем, дьявол ли это?
Автор снова пытается играть в загадки и семейную хронику, выдает неслабый трагизм ближе к финалу, но одновременно и разрушает прежнюю мифологию цикла. Например, ставится под сомнение служба Дракулы дьяволу, да и различные обереги от вампиров, как теперь следует, действуют исключительно благодаря вере владельца. Абрахам учится у Аркадия и его наставника из Сколоманса экстрасенсорике, переходящей в натуральную магию - в общем, книга превратилась в фэнтези. Однако именно это облегчает чтение: без тайн сюжет несется вперед. Иногда мне даже казалось, что все происходит чересчур стремительно: Абрахам, всю жизнь уберегаемый от правду о вампирах и том, кто его настоящий отец, сходу принимает невероятную правду.
Сюжет продолжается еще через несколько десятилетий в третьей и завершающей части "Князь вампиров". Ван Хеллсинг годами убивает кровососов по всей Европе, поскольку с уничтожением потомства Дракулы его силы слабеет. Попутно он страдает от того, что его мать Мери медленно умирает. Эти сцены, кстати, намного тяжелее всех фантастических ужасов - смертельная мучительная болезнь старухи, которую мы помним активной юной героиней, выписана с излишними медицинскими подробностями.
Дракула и Жужанна же, сидящие в замке, приглашают к себе Элизабет Батори - еще одну вампиршу. Правда, эта не имеет никаких традиционных слабостей, владеет сильнейшей магией и вскоре переманивает на свою сторону Жужанну. Как оказывается, Батори имеет свои планы, в которых Дракула - помеха, но Влад не из тех, кто привык выступать на вторых ролях.
И тут автора окончательно понесло. Мы читаем альтернативную историю Стокера, в которой половина событий происходило не так и либо были искажены выжившими, либо им стерли память. Снова в ход идет гуро и эротика, магические поединки Дракулы и Ван Хеллсинга чуть ли не до уровня файерболлов, а заодно и откровения о том, кто же на самом деле тот дьявол, который дает силу вампирам, и на чьей он стороне. И вышло... не очень.
Да, Калогридис вывела историю на полное завершение через внутренний рост и обретение своей личной Голконды. Но при этом и Дракула в какой-то момент выпал из сюжета, побеждаемый мимоходом, и линия с Батори оказалась оборванной, как и разгадки мотивов Повелителя Тьмы. Такое чувство, что за десять страниц до финала автор вспомнила про необходимость все завершать и выдала быстрый пересказ. Это точка в сюжете, но точка, которую вряд ли можно назвать удовлетворительной, опирающаяся скорее на сюжетные нужды, чем на логику персонажей и мира.
По хорошему, если это читать, то стоит остановиться на первой части. Она хотя бы тянет на пусть простенький, но приквел Дракулы, не скатываясь в вампирское фэнтези и деконструкцию, смысл которой, кажется, почаще сказать "Не так все было, господин Стокер". Вторая и третья книги - очень на любителя, хотя повторюсь, читалось легко.