Дочитал превью Девиантов.
Сразу скажу, мне эта игра нравится значительно больше Бестий и Син-Итеров. Главный грех последних был неконкретность, нежелание выбрать конкретную тему и эстетику, страх поставить конкретную историю ради конструктора, который сам по себе был так себе.
У Девиантов с этим проблем нет. Да, примеров историй/конспираций только четыре, но они хорошо показывают возможные истории: от тысячелетних орденов и возможного космического хоррора Анкары до странной пещеры в Мухосранске США, кормящего средней руки фармацевтическую компанию.
Фокус на мести конкретным людям многим показался дешевым трюком, но для меня это несомненный плюс, потому что дает ощущения сосредоточенности всей линейке. Механика, мотивирующая персонажей, элегантно упрощена, так что для одержимых местью нелюдей будут важны лишт кратковременные цели мести и защиты близких.
Сама тема мести отлично расписана в теме Рассказчика. Игра раскрывает, какие тягости испытывает Сломленный (да и вообще любой бедный и бездомный человек), и дает четко понять, что мщение это трагедия. Это попытка избавиться от боли, которая никогда не уйдет, попытка прогнуть под себя изменчивый мир насилием или гиперконтролем близких. Почти никакой сладкой Revenge Fantasy, а печальная история обычных людей в печальных обстоятельствах.
Конспирации, главные враги Девиантов, тоже отлично расписаны. Хотя игра прямо говорит, что любая такая организация будет эгоистично пользоваться протагонистами, они не описаны безликими всесильными облаками зла с бесконечными деньгами и влиянием, словно из "Секретных Материалов" (или, чего уж там скрывать, Пентекс и прочие организации СМТ). Механика создания побуждает мастера давать им конкретное лицо, методы и ресурсы, и отлично представляет идею Паутины Боли как естественное свойство тайных организаций так или иначе пересекаться друг с другом, оставляя работу мстительных Девиантов вечно не завершенной.
Глава Рассказчика тоже очень хорошая, подсказывающая, как задать правильное настроение и даже как правильно описывать неизбежные последствия насилия.
Многим наверняка не понравится раскрытие темы привилегии и микроагрессии в книге, но я готов принять их потому, что этой игре тема подходит и неизбежно встретится персонажем. А вот что у меня вызывает сомнение, так это механика. Система Вариаций и Шрамов нелинейная и требует конструирования врожденных недостатков у суперсил. Как и любой конструктор его наверняка легко сломать. Также пока под подозрением система Нестабильности - мне нравится отсутствие шкалы морали и отсутствия простой шкалы от 0 до 10, мотающейся в основном вниз; но нужно пару игр и внимательного мастера, прежде чем эту механику можно оценить, выполняет ли она свои цели или нет.
В целом я очень доволен книгой, и рад, что Ониксы учатся на своих ошибках.