Восстание Тайпинов (1851-1864)
Затраты на Первую Опиумную Войну значительно опустошают сундуки Империи Цин, особенно в сочетании с репарациями Великобритании. Неспособные рассчитывать на имперские фонды для поддержания региональных властей, губернаторы вынуждены вводить новые налоги, чтобы покрыть затраты. В то же время на Китай обрушивается голод, обычный для его истории, провоцируя миграцию крестьян в поисках пищи и работы. А чем более люди отчаиваются, тем свирепее становятся бандитские шайки.
Тут на импровизированную сцену выходит Хун Сюцюань, выходец из этнического меньшинства хакка, проваливший государственные экзамены. Он живет на севере Кантона в полной нищете, без каких-либо шансов исправить ситуацию. Но его судьба меняется, когда он заболевает и его посещают видения, в которых на него указывается как на младшего брата Иисуса Христа. Согласно видениям, долг Хуна в том, чтобы изгнать из Китая угрожающих ему демонов, и установить Небесное Государство, которое будет властвовать всем в славе и справедливости.
В основе философии Хуна лежит смесь Ветхого Завета из христианства, утопического коллективизма и идеализированного конфуцианства. Хун проповедует об обществе, где все богатства собираются на общий склад, откуда мудрые и уважаемые чиновники распространяют их по всему населению. Демоны, поразившие Китай – результат старых религиозных традиций, распространяющих зло. Буддийские и даосские храмы - символы духовного разложения Китая, истинно лишь слово Бога. Театры, азартные игры, проституция и алкоголь – греховны, и владеть рабами запрещено. Философия Общества поклонения Небесному Владыке хорошо принята лишенными гражданских прав хакка на юге Китая, а также множеством голодающих по всему Китаю.
Хун строит ядро последователей в первые годы после видений, назвав их Обществом поклонения Небесному Владыке. Он крестит тысячи мужчин и женщин, пришедших под его знамена (хотя сам лично он не крещен). К нему идут бедняки, даже из бандитских шаек тех мест. В скором времени Общество становится таким крупным, что на него обращают внимание даже обобранные цинские чиновники.
Правительство атакует Общество в 1851году, но последователи отражают нападение. Хун именует ненавистных маньчжуров демонами, которых Бог велел ему изгнать, и переименовывает Общество в Тайпин Тяньго, Небесное Государство Великого Благоденствия. После этого Хун ведет свои силы на север, на борьбу с Цин.
Империя Цин не может организовать серьезного сопротивления. Армии Хуна идут к Янцзы, увеличивая свои ряды после каждой победы. Добравшись до реки, Хун поворачивает на восток, поднимаясь по ее течению. Они опустошают сотни храмов и захватывают дюжины городов по пути к Нанкину, который атакуют армией из 750 тысяч бойцов, разделенных на мужской и женский отряды. В 1853 году Тайпины переименовывают Нанкин в Тяньцзин, свою Небесную Столицу.
Тайпины следуют своим радикальным общинным идеям. Они объединяют земли под своей властью, перераспределяя их поровну между гражданами. Они собирают всю еду и товары в городах, распределяя их сообразно потребностям. Тайпины провозглашают весьма прогрессивные идеи, вроде прав женщин, давая им возможность владеть землей и разводиться с мужьями. Они даже отменяют маньчжурскую практику стягивания женских ступней.
В 1859 году Хун Жэньгань, премьер-министр Тайпинов, предлагает сложную программу модернизации, вдохновленную опытом европейцев Гонконга. Предложение включает в себя создание центрального банка, железных дорог, почты и тайной полиции, а также предлагает ввести голосование и патенты изобретателям на их изобретения. Алкоголь будет запрещен, как и геомантия, так как она мешает горнодобывающей деятельности. Но к тому времени звезда Тайпинов начинает закатываться, и предложения Хун Жэньганя никогда не воплощаются в реальность.
Падение Тайпинов мало связано с Цин. В начале восстания европейские торговцы соревнуются, поставляя Тайпинам оружие и припасы. Индифферентные к политике Китая американцы и британцы просто используют возможность. То, что беспокоит Запад (и стоит Тайпинам поддержки) – это философия восставших.
Хоть взгляды Тайпинов и начинаются, как христианская философия, то с ходом времени они превращаются в нечто за пределами фундаментализма… и даже христианских текстов. Изначально западные христиане чувствуют смутную близость с новообращенными китайцами и их желанием построить в Китае владения Бога. Но к 1860-м от Тайпинов отворачиваются, так как те обретают репутацию сложных и непредсказуемых торговых партнеров.
В отличие от условий Кантона до Первой Опиумной Войны, теперь влияние европейцев в Китае охватывает большую территорию. Тем не менее, большинство европейцев осознает, что Тайпины представляют для их интересов большую угрозу, чем Цин. В результате, британцы, французы и американцы предоставляют свою помощь императору Сяньфэну, считая, что лучше иметь слабого врага, управляющего Китаем, чем сильного.
К сожалению, оказалось, что Империи Цин неизбежно придется опираться на необычные, недальновидные и полностью саморазрушительные меры для поддержания своего существования. Неспособная ответить Тайпинам на государственном военном уровне, она вводит большой торговый налог, называемый ликин. Губернаторы провинций собирают этот налог, чтобы содержать свои армии, борющиеся с Тайпинами. Хоть это и позволяет держать Тайпинов в узде, оно же дает беспрецедентную силу и власть губернаторам. После того, как Восстание Тайпинов подавляется, они продолжают собирать ликин, поддерживая мощь армий, но подрывая силу императорского двора. С тех пор Цин не восстанавливает полной власти над собственной армией.
Тем не менее, Восстание Тайпинов прекращается не только из-за внешних причин, но и внутренних. Снаружи Тайпинов давит империя Цин, используя военную силу и тихую помощь европейцев. Изнутри же сказывается принцип общего богатства, оказавшийся чересчур соблазнительным для большинства чиновников Тайпинов, ведя к масштабной коррупции. Дурная слава и внутренние раздоры ослабляют Тайпинов по мере того, как Цин восстанавливает силы, но не меньшей причиной поражения Тайпинов становятся наемники «Всегда Побеждающей Армии». Хоть она и находится под командованием Китая, в составе Всегда Побеждающей Армии множество западных наемников и офицеров, которые используют западную тактику и оружие, нанося ряд поражений Тайпинам. Возглавляемая такими блестящими командирами, как англичанин «Китаец» Гордон и американец Фредерик Таунсенд Уорд, Всегда Побеждающая Армия оказывается жизненно важным элементом в защите Шанхая от попытки Тайпинов захватить его в 1860. Хун Сюцюань, «Небесный Царь», совершает самоубийство в Нанкине перед тем, как город сдается цинским войскам в 1864.
Война Эрроу (1856-1860)
Также известная, как Вторая Опиумная Война и Англо-французская война, Война Эрроу развертывается в ходе Восстания Тайпинов. В отличие от Первой, этот конфликт – не столько война, сколько возможность для англичан и французов увеличить свои силы. Название этой войне дает одноименный корабль, принадлежащий китайцу из Гонконга и ходящий под британским флагом. Несмотря на британский флаг, китайские чиновники арестовывают судно в 1856 году по обвинению в пиратстве и сажают команду в тюрьму. И, в качестве вишенки на торте, бесцеремонно спускают и оскорбляют британский флаг.
Этот инцидент стал той искрой в бочке пороха, которая воспламеняет недовольство Британии Китаем, копившееся с подписания Нанкинского договора. Китайская сторона не торопится с введением некоторых условий. Западным торговцам до сих пор запрещается работать и селиться в Кантоне, несмотря на его статус одного из пяти открытых портов, а также имеется множество инцидентов осуждения британских граждан китайскими властями, несмотря на условие об экстерриториальность. Арест Эрроу оправдывает новую британскую военную кампанию против Китая, чтобы привести все в должный вид.
Аналогично, пользу от короткой войны с Китаем осознают и французы. В 1856 году в Китае подвергся пыткам и казнен французский миссионер и его последователи. Как в случае с Эрроу французы используют этот инцидент, как возможность осудить китайские власти, и присоединяются к британским войскам. Объединенный английский и французский флот идет к Тяньцзиню, самому северному порту, обслуживающему Пекин, но ряд столкновений с Китаем на море открывают неприятную правду.
После сокрушительных морских поражений в Первой Опиумной Китай не ждет у моря погоды. К началу Войны Эрроу китайские корабли демонстрируют значительное развитие в конструкции и тактике, хотя паровых двигателей не имеют до сих пор. В битве у реки Байхэ (сейчас - Хайхэ), китайцы применяют западную полевую артиллерию и пересекающиеся линии огня, чтобы подавить иностранные воска, и наносят Британии сильнейшее поражение за всю ее историю пребывания в Китае. Тем не менее, европейский флот прибывает в Тяньцзинь, Цин соглашается на мир и подписывает в 1858 году Тяньцзиньские трактаты.
Эти трактаты значительно расширяют влияние и власть Европы в Китае, карая Срединное Царство тяжелыми компенсациями расходов Великобритании и Франции. Все европейцы с действующими паспортами могут свободно перемещаться по Китаю, христианские миссионеры получают императорскую защиту, а британские корабли могут преследовать китайских пиратов во всех портах, а не только пяти торговых. Открываются еще шесть торговых портов, из них четыре – по руслу реки Янцзы, после подавления Восстания Тайпинов, что дает европейцам столь чаемый выход на внутренние рынки Китая. Что более важно, в Пекине открываются иностранные дипломатические миссии, чтобы иметь быстрый доступ к Императорскому Двору.
Когда на следующий год Цин не ратифицирует трактаты, Британия шлет посланников, чтобы способствовать процессу. Посланников же казнят. Война продолжается, лорд Элгин и барон Грос ведут войска на Пекин. Власти Китая во главе с императором покидают столицу перед прибытием европейской армии.
В отместку за убийство британских переговорщиков, европейская армия разграбляет и разрушает Летний Дворец императора, шокировав всю страну. Один из самых важных символов императорской власти уничтожен, и престиж династии, без того пошатнувшийся после поражения в Первой Опиумной, получает еще один серьезный удар. В этой ситуации Цин соглашается на Пекинский договор, дополнение к Тяньцзиньским трактатам, в котором она соглашается придерживаться условий трактатов. Британия использует Пекинский договор, чтобы выставить еще больше штрафов… больше контрибуций, еще 10 торговых портов, и затребовать императорской защиты не только для миссионеров, но и торговцев.
Однако самым значимым достижением становится легализация опиума.
Восстание нянцзюней и дунган (1850-1868)
Обнаружение слабости династии Цин после Первой Опиумной Войны разносится по всему Китаю. Бунтари, которые ранее уклонялись от столкновения с силами Империи, теперь переходят к полномасштабной войне. Восстание нянцзюней и дунган хоть и не столь значительно, как Восстание Тайпинов, но все же давит на армию Империи и ее экономику, откладывая разгром Тайпинов на многие годы.
Нянцзюни – банда разбойников и мятежников, действующая в северных провинциях Шаньдун, Хэнань и Аньхой. Состоящая, преимущественно, из дезертировавших военных, крестьян и других представителей низших классов, она совершает набеги по северному Китаю с относительной безнаказанностью. Когда на юге свое наступление начинают Тайпины, нянцюни наносят более открытые удары по Цин, используя антиманьчжурские настроения, чтобы получить поддержку местных жителей. Нянцзюни – великолепные партизаны, и опираются на тактику быстрых налетов и отступлений и сильную кавалерию, чтобы почти 10 лет беспокоить Империю. Но, в конце концов, различные фракции нянцзюней оказываются неспособными объединиться и их громят войска Империи. Бандиты не добиваются ничего, кроме кратковременного отвечения на себя крайне нужных для Империи ресурсов.
Тем временем в Шэньси и Ганьсу, северо-западных районах Китая, уже много лет копится напряжение между китайскими мусульманами и местными губернаторами. Почувствовав ослабление династии, мусульмане восстают против губернаторов, надеясь основать свое собственное мусульманское государство, но, как и нянцзюней, их подводит разобщенность. Неспособные вести общие действия, они проигрывают губернаторской армии. Также, мусульмане устраивают беспорядки в юго-западной провинции Юньнань, но, несмотря на десять лет конфликта, не достигают значимых результатов.
Одним значимым эффектом этих восстаний становится распространение современного западного оружия среди как имперских сил, так и сил бунтовщиков. Зарубежное оружие было лучше китайского, и ему отдавалось предпочтение, несмотря и на большую стоимость. Мусульмане использовали мечи, ружья, пушки и гингальсы , которые они часто заряжали картечью. Обычной тактикой были подкопы и мины под стены городов. Нянцзюни не имели много ружей, полагаясь, преимущественно, на мечи, копья и луки.
Эти два восстания, наряду с Восстанием Тайпинов и Войной Эрроу, имеют значительное влияние на коллективное сознание Династии Цин. Год за годом ее контроль над Китаем уменьшается, и, кажется, будет чудом, если на сохранит власть – и она это понимает. Чувствуя себя крайне уязвимой, Империя решает восстановить как свои силы, так и доминирование Китая.
______________________________________
Ликин - Данным налогом облагались китайские товары, перевозимые внутри страны. Ввозимые в Китай импортные товары налогом не облагались, в результате китайские товары стоили дороже, проигрывали в конкуренции, и это привело к полному упадку китайской промышленности.