Глава 2: Нижние Пределы Астрала
О, что же мир незримых видений и многозвучной тишины эта нематериальная страна разума!.. Таинственный театр безмолвных монологов и предварительных советов, незримое обиталище всех настроений, размышлений, и загадок, и бесконечное собрание разочарований и открытий… Тайное убежище, где мы можем изучить собрание того, что мы сделали и чего еще сделаем… Гераклит, в частности, называл это огромным пространством, чьи границы каким путем не иди, все равно не будут обнаружены. Тысячей лет спустя Август, в испещренных пещерами холмах Карфагена, был поражен «горами и холмами моего воображения», «равнинами, ущельями и пещерами моей памяти» с их «многочисленными и просторными палатами, чудесно обставленными бесчисленными вещами». Заметьте, как метафоры описываются реальным миром. – Джулиан Джейнс, Происхождение сознания в процессе краха бикамерального разума.
Далее Джейнс пишет, что «Мы не можем сделать с метафорами иного, как признать, что они именно таковы». Это высказывание демонтирует взгляд Спящего на Астрал и взгляд Пробужденного. Для большинства смертных эта «страна разума» уникальна для каждого, заперта в голове каждого человека и недоступна никому более – «Тайное убежище». Один не может попасть в страну другого иначе, как через посредника, обмениваясь мыслями и чувствами иначе, как через передачу их словом устным и письменным, артистическим представлением, деяниями и поведением, которые наполнены определенным значением.
Маги знают лучше (с ними всегда так, как думаете?). Для Мастеров Разума и Духа идеи обретают общее объективное существование в обширном мире, который не исчезает, когда наблюдатель уходит, теряет интерес или засыпает. Эти Мастера погружают себя в чистую мысль пока физический мир не сменится миром, состоящим из более из значений, нежели материи. С этого момента человеческий разум (спящий или Пробужденный) кажется не столько независимо работающей машиной абстракций, создающей уникальный поток мыслей в зависимости от собственных капризов и желаний, а, скорее, радиоприемником или вместилищем, который настроен и заполняется отфильтрованными понятиями из огромных резервуаров высших истин, божественных планов, чистых размышлений или экстравагантных, абсурдных прихотей.
Это обиталище идей и мыслей. Маги зовут ее Астралом, Астральной Умброй или Верхней Умброй. Спящие тоже могут знать о нем, хоть и не могут воспринять его прямо, и потому не считают его объективной реальностью вне мыслей конкретного человека. В разные времена и в разных местах Астрал именовался мистиками и философами Спящих, как Идеосфера, Ноосфера, Царство Образов, Земли Нематериальные, Мундус Имаджиналис, Мундус Интеллигибилис или просто Пространство Идей. (Многие эти термины были взяты из парадигм Пробужденных Традиций, что будет отмечено при необходимости). Также, как про Среднюю Умбру можно сказать, что она состоит из коллективных чувств и инстинктов мира, про Верхнюю Умбру можно сказать, что она состоит из мыслей и интеллектуальных абстракций мира.
Хоть Астральная Умбра и может представляться по разному каждому, кто в нее входит, состоя, как кажется, из миллиардов отдельных, взаимно противоположных реальностей, составители Меркурианской Космологии века назад показали, что согласно ряду данных, почти непрерывная идеосферическая местность может быть связана воедино и иметь определенное постоянство. Самый нижний уровень Астрала, ближе всего расположенный и связанный с Пенумброй, называется Общепринятостями. Они – идея мира, повторяют физический мир, в общем, внешне и по поведению, но без учета деталей, вроде времени и места.
Четкой границы между Пенумброй и Общепринятостями нет, потому возможно из туманов первой перейти в туманы второй и не заметить того, если не обратить внимания на некоторые ориентиры. Над низинами Общепринятостей возвышаются бесчисленные Шпили – невероятно крутые горы со скалистыми склонами, чьи пики скрываются в густых облаках, которые скрывают Образности – верхние переделы Верхней Умбры – от взглядов тех, кто находится внизу. На вершинах Шпилей путешественник может найти Дворы Высших Обитателей Тени, духов немыслимой силы, которые могут выглядеть как классические боги древних мифов, наделенные священной мудростью, необходимой для безопасной навигации по Образностям. Над слоем облаков Образностей лежит эффектно преувеличенная эфирная версия неба, видимого с Земли – астральные Солнце и Луна висят так близко, что даже из Общепринятостей чувствуется их притяжение, а невооруженным взглядом можно увидеть такие детали, как кольца Сатурна, бури на Юпитере и, иногда, каналы Марса. Помимо планет, очень хорошо видны созвездия, затмевающие тусклые звездочки в толстом поясе Млечного Пути и широко размазанные далекие туманности. Иногда появляющиеся кометы кажутся мучительно медленно падающими прямо на наблюдателя, потом отклоняющими и висящими в небе сутками, пока не исчезнут.
Мысль – это постоянный динамический процесс (или, по крайней мере, так должно быть), и топография Астрала развивается с ходом времени в соответствии с изменениями философских взглядов человечества, как Спящего, так и Пробужденного. Буря Аватаров поразила Верхнюю Умбру подобно сейсмическому катаклизму, уничтожив ряд Миров и изменив природу и расположение некоторых других. Многие маги, часто бывающие в Астральной Умбре, узнают, что то, чего им казалось основательными и независимыми Мирами, превратилось из-за Бури в жалкие тени, медленно исчезая или заменяясь странными новыми пространствами идей, если их слабая хватка за существование не была подкреплена сильной магией Духа или Основ.
______________________________________________________
Julian Jaynes, «The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind» – на русский не переводилась.