Теория.
В отличие от христианской и мусульманской цивилизаций, китайская культура не воспринимала мир как создание Творца. Традиционно китайцы воспринимали мир скорее как результат единства и противоположностей двух начал- Инь и Янь (свет-тьма, мужское-женское, хаос-порядок). В результате все сущее делилось на две части, при этом каждая из них несла в себе элементы свой противоположности.
Лучше всего эту идею отражает знаменитый символ- круг, в котором плавно сочетается белое и черное, при чем в черной части обязательно есть белая точка, а в белой-черная.
При этом некий полюс совершенства, которым в монотеизме является Бог, отсутствует.
Т.е. нет не только начала всего сущего, но и некой точкой отсчета, приближаясь к которой с помощью хороших мыслей, поступков и т.д., человек ведет себя правильно.
Зато очень важен принцип гармонии, опирающийся на идеал равновесия двух противоположных начал.
Взаимодействие между Инь и Янь осуществляется в форме существования энергии Ци, которая матереализуясь, порождают пять основных элементов, сочетания которых создает все сущее.
Эти два начала которые, взаимодействуя друг с другом, создают все сущее.
Конфуцианство, учение, разработанное легендарным Конфуцием и его учениками и духовными наследниками, стало основой китайской цивилизации.
Оно разрабатывает основные принципы взаимодействия между людьми, т.е. воплощения в их жизни указанных выше идей.
Согласно ему обычный человек должен соблюдать правильный порядок действий – Ли, разработанный мудрыми предками. То есть следует соблюдать различные правила поведения, традиции и ритуалы, воспринимая их как данность, так же как от ребенка требуется соблюдать правила безопасного поведения, даже если он еще не понимает их смысла.
Идеальное соблюдение правил означает, что человек следует естественным путем Ци, то есть действует правильно.
Но мудрый человек не просто использует правильные ритуалы Ли, он еще и понимает их смысл, поскольку все они созданы на основе Жень-принципа Справедливости. Это понимание возникает с накоплением знаний, то есть либо у старших членов общества, либо с накоплением знаний у ученых членов общества.
Благодаря знанию Ли и Жень всегда может подобрать нужные действия, осмысленно используя привычные ритуалы поведения. В итоге возникает сочетание Ли-Жень, соответствующее базовой концепции сочетания Инь-Янь.
Человек который действует подобным образом, является совершенным мужем (цзюнь-цзы), который может изменять старые правила или создавать новые. Так Конфуций изменил порядок похорон, запретив древнюю традиции человеческих жертвоприношений.
Совершенный муж положительно влияет на весь окружающий мир, улучшая его. Особенно активно его воздействие на тех, кто следует за ним, будь то дети, слушающиеся родителей, ученики-учителя, и подчиненые -начальника.
Так создается идеальная структура человеческого общества, где младшие слушают и любят старших, а старшие любят и заботятся о младших. Лучшие из старших это и есть совершенномудрые мужы, которых можно опознать по их знаниям, для чего в Китае действовала система экзаменов.
На таких принципах должно строится любая организация, объединяющая людей, будь то семья, другие институты общества, в том числе государство в целом. При этом важны не конкретные, так сказать технические знания и умения руководителя, а его умение работать с людьми и обществом в целом.
Отсюда же возникает концепция традиционной китайской империи, в которой простые люди работают, соблюдают ритуалы- законы, а мудрые ученные чиновники, получившие свои звания после сдачи экзаменов, т.е. усвоения мудрости предков, управляют ими, учитывая их слабости и недостатки.
Если эти правила нарушается, то эта организация разваливается.
Так происходит с государством, которое является тем институтом, которое должно поощрять правильное поведение и бороться с неправильным. Символом государство является его правитель, точнее вся его династия. Благодаря своей должности (выступая, по сути, не только как верховный чиновник, но и как верховный жрец) император как бы суммирует достижения и провалы всех жителей империи. Впрочем это касается и других чиновников, которые по должности проводили ритуалы, выполняя тем самым обязанности жрецов, точнее представителей подчиненных в мире духов и т.д.
Если баланс положительный, то все хорошо. Благодаря правильным поступкам жизнь в империи соответствует правильному течению Ци, то есть способствует мировой гармони.
Такое Ци улучшает жизнь в целом, что способствует и поддержанию порядка в природе-растет плодородие земли, нет войн, мятежей и стихийных бедствий.
Если же империя в лице своих чиновников и самого императора не соблюдает Ли-Жень, то проблемы нарастают, и все недостатки выходят наружу. Императорская династия теряет свой небесный мандат, то есть право на правление. Гнев неба проявляется в различных бедствиях, будь то удачные нападения врагов или стихийные бедствия- эпидемии, ураганы и т.д. Если правительство не может усвоить уроки, то эти бедствия растут. Наступает период хаоса, то есть разрушения и одновременно очищения, в ходе которого совершенные мужи постепенно объединяются и создают новую династию, воссоздавая государство заново.
Все честные и достойные люди должны стремится свести отрицательные явления к минимуму. Причем избежать этого можно было не только и даже не столько конкретными действиями против злых сил, но и различными действиями направленными на стабилизацию течения Ци, то есть соблюдением правил поведения, собственным примером, различными вариантами искусства, каждое из которых в основе своей было направление на постижение внутренней сути и управление Ци.
Так же следует отметить, что традиционные китайские искусства в целом следует тем же принципам. Используя правильные действия (ритуалы) и правильно понимая свои действия, они нащупывают Ци, то есть естественные потоки энергии, которые помогают им действовать намного лучше и тем самым способствуют улучшению мира вокруг.
Отсюда следует, что человек может влиять на окружающее, не только занимая пост начальника, но и используя свое искусство для улучшения окружающего мира с помощью различных искуств.
Очень важно отметить и другое- традиционные китайские искусства, всегда строиться на сочетании внешних действий, которые напоминают ритуалы, и глубокого внутреннего осмысления этих действий, которое должен приблизить человека к пониманию сути сущего в целом. Это и иглоукалывание (плюс прижигание), и калиграфия, и музыка, и ушу и многое другое.
Рассмотрим для примера ушу. Внешне изучение ушу строится на изучении и многократном повторении многочисленных приемов, собранных в определенные комплексы (тао).
Но по сути эти тренировки должны сопровождаться еще и пониманием сущности этих приемов, использованием и преобразованием собственного Ци и подключением к внешним потокам Ци.
То есть мы вновь видим сочетания внешних ритуалов и внутренней работы по улучшению себя и окружающего пространства.
Следует отметить, что конфуцианство ничего не говорит о вопросах загробной жизни и других мистических моментов. Ответы на подобные вопросы китайцы искали в двух других религиях, которые в традиционном Китае как бы дополняли конфуцианство.
Это буддизм и даосизм. Обе религии приняли индийскую концепцию в переселение душ, карму и прочее. Согласно ей рождения человека в боле или менее знатной касте зависит от соотношения его грехов и добродетелей в прошлой жизни.
Следует отметить, что обе указанные религии были представлены различными течениями и не имели некой единой структуры или организации. А так же некой единой доктрины, кроме объединявших их общих принципов. Это было связанно с тем, что в Китае роль идеологического стержня общества играла не церковь, а государство и проводимые им ритуалы.
Даосизм, собственно китайская религия, был учением, сформулированным на основе объединения и переосмысления языческих традиций. Он предлагал возможность к ним стремление уйти от мира, отказаться от активной жизненной позиции, что бы максимально следовать Пути (в переводе и есть Дао), в идеале непрерывно скользить по естественным течениям Ци. С другой стороны он разработал или использовал концепцию существования Иного мира, которым так же могут управлять мудрецы. Отсюда и идея бессмертия, т.е. бесконечного движения, и возможность влиять на мистическую энергию напрямую.
Буддизм напротив, предлагает не оставаться в этом мире, а искать выход из вечного круговорота перерождений, накапливая положительную карму (путем совершения нам правильных поступков), что бы попасть в рай (нирвану).
Тхараведа (или хинаяна), первое (по времени) течение буддизма , считает что на нирвану могут рассчитывать только монахи, уже имеющим достаточно высокий статус, т.е. накопившие нужную карму в прошлых перерождениях, и теперь родившись в достаточно обеспеченных семьях, имеющих возможности оплатить свое пребывание в монастыре. Остальным должны постараться жить достойно, что только что бы поднакопить кармы для более удачного перерождения, что бы и в конечном счете стать монахом. Для накопления кармы простым людям надо соблюдать различные правила и ритуалы, и очень желательно хотя бы пару лет провести в монастыре.
Махаяна, второе течение буддизма, наиболее многочисленное и популярное течение, обещает возможность спасение (попадание в нирвану) всем достойным этого последователям. Для простых людей такая возможность возникает благодаря тщательному следованию определенным обрядам и заслугам бодхиств, т.е. монахов и святых людей, которые заслужили нирвану, но остановились где на самой грани рая, так сказать, в конце пути, что бы частично вернуться в наш мир и помогать верующим.
Внутри махаяны существует движение Чань (или Дзен) буддизма, делающее особый упор на развитие интуиции, способной показать правильный путь.
Третьим течением буддизма является эзотерическое направление Ваджраяна, делающее упор на различные мантры и медитации. По идеологии оно во многом напоминает Хинаяну. Оно весьма популярно в Тибете, Монголии и т.д.
Говоря о религии Китая в целом, надо учитывать, что в отличие от христианской и мусульманской цивилизаций, где религия выступала в качестве идеологического стержня, отклонение от которого означало конфликт с обществом, в Китае роль идеологического фундамента играло конфуцианство, точнее государство и соблюдением им ритуалов.
Поэтому и буддийская, и даосская церковь имела множество течений и различий, к которым (большую часть истории) власти относились равнодушно. Следовательно, сторонники той или иной церкви не имели возможности доказывать истинность своей веры с помощью уничтожения оппонентов. Изредка отдельные императоры поддерживали те или иные течения, и прессовали их конкурентов, но правилом это так и не стало.
Государство контролировало соблюдение ритуалов. Иногда речь доходила до контроля вплоть до стилей одежды, прически (вспомним косы у всех подданных империи Цинь), размеров домов и т.д. Но выбор религии всегда оставался личным делом китайца.
Среди клириков обеих религий можно выделить мистиков и магов.
Мистики стремятся максимально уйти от мира для внутреннего самоусовершенствования. Это в первую очередь монахи из числа последователей буддизма тхаравады, сторонники Чань –буддизма (версия Махаяны, в Японии известная как Дзен), часть даосов.
При этом следует отметить что подобных отшельников, даже если они живут далеко от мира, нередко окружают ученики, лишь временно уходящие от мира. Так же вполне возможен вариант внутреннего монаха, который живет в миру, но соблюдает все правила.
Маги более активно влияют на мир, используя различные обряды.
Они известные своими достижениями в алхимии, которую они делят на внешнюю и внутреннюю (изготовление лекарств в собственном организме).
Это в первую очередь даосы, известные как чародеи, и сторонники тантрического буддизма (Ваджраяны и Ламаизма).
Часть из них активно действует во внешнем мире, выступая как религиозные наставники, лекари, специалисты по фен-шуй и т.д., в том числе мастера боевых искусств.
Так же следует учитывать, что и сторонники буддизма-махаяны, и даосы обладают большим и сложным пантеоном, контактируя с которым в храмах они выступают в качестве стандартных клириков.
Кроме того, Китай знает и наследников шаманистких культов, в основном колдуний, которые впускали духов в свои тела, что бы получить магические способности. Правда, они имели довольно низкий социальный статус. Впрочем как и представители некитайских религии.
Так же следует учитывать национальные религии, такие как тибетский шаманизм Бон и японский синтоизм.