Эра бунтаЯ даже не могу вам передать, насколько ужасными временами для нас как Каинитов были XIV и XV столетия. Великая чума почти лишила нас еды, а выжившие были настолько редки, что незаметно существовать среди них стало почти невозможно. Тем не менее, Каиниты продолжали создавать детей, перенаселяя города свыше всякой нормы. В то время как сами Патриархи проводили все больше и больше времени в оцепенении (torpor), слишком много Старцев (Methuselahs) продолжали угнетать нас своим авторитетом. Пока они и их ужасные сиры продолжали править, мы не имели возможности достигнуть того, чего, как мы чувствовали, мы могли достигнуть. Давление достигло апогея, когда столкнулись поколения и кланы вынуждены были начать соревноваться за ценные запасы пищи, что обострило их антипатию.
Что было еще хуже, мы столкнулись с неожиданно масштабным и организованным отпором смертных. Глупые представители нашего вида привлекли к нам внимание духовной и гражданской власти. Инквизиция превратилась из нескольких редких проповедников в эффективную секретную полицию, способную выследить нас и наших пешек. В придачу к Инквизиции, которая стремительно набирала влияние, успешные оттоманские завоевания – которые дошли аж до Вены, прежде чем отступить! – заставили восточноевропейских Каинитов бежать на запад. Их переселение и скопление в чужих городах лишь облегчили охотникам задачу найти нас.
Как бы там ни было, огромное количество Каинитов, существовавших в 1350 году, исчезло к 1500-му, как от рук смертных так и от рук Каинитов. Вы даже не можете себе этого представить. Вы все слишком молоды, чтобы помнить грипп 1919-го года, не говоря уже о геноциде. Это было время, когда все поняли, что дальше так продолжаться не может. Это было время Грациано.
Пока мы, измотанные, пытались остаться на плаву, Грациано строил планы. Он наладил контакт со многими так называемыми «анархами», прислушиваясь к их жалобам и уча их двум вещам. Во-первых, он научил их, как правильно находить и использовать представляющиеся возможности, в каком бы положении они сейчас не находились. Больше столетия у него была что-то наподобие сократовой академии для анархов, где «изучались» политика смертных и вампиров, использование религиозной системы, торговля и так далее. Во-вторых, он показал им, что какими бы полезными ни были эти уроки,
в конце концов все сводится к капризу старейшего. Между занятиями в своей академии, он путешествовал по всей Европе, создавая новые союзы за рамками клана. Его сделки с Ассамитами Святой земли и Балкан имели для нас огромное значение.
Около 1400 года Грациано понял, что в состоянии уничтожить нашего Патриарха. На протяжении двух полных поколений людей он вынашивал свои планы. Примерно в середине столетия лед тронулся. Орден Победы и прочие объединения силовиков клана познакомили анархов с воспоминаниями старейшин Ласомбра, сговорившись сообща совершить дьяблери. Некоторые такие воспоминания сразу же были признаны ложными, другим удалось пройти тщательную проверку. Суды Крови созывались все чаще, а ряды старейшин клана постепенно таяли. Создавалось впечатление, что сам Патриарх не замечает, что происходит вокруг него, или не придает этому особого значения, так как он ни разу не ответил потомкам, когда те спрашивали, что же им делать.
Со временем воспоминания, которые Ассамиты вложили в некоторых анархов, позволили уличить тех старейшин, которых Грациано считал угрозой. Больше всего он хотел устранить Монтано, но он также беспокоился о более мелких фигурах. Его очень беспокоило то, что те, кого он больше всего хотел устранить, оказались самыми устойчивыми к подделке разума. Грациано лично помогал Ассамитам в смешении разумов, и как он сам сказал, никогда до того и никогда после он не доминировал смертных с такой тщательностью. Необходимость его плана и ситуация в целом вдохновили его достичь небывалых вершин в этом деле, и этого не повторится до тех пор, пока какой-нибудь кризис в будущем не вынудит его к этому снова.
В то время, как клан пребывал в хаосе, убийство произошло летним вечером 1483 года. Ну, может быть, и нет. Разные источники указывают на разные даты; но вот что я помню. Разноклановые силы анархов осадили сицилийский бастион. Патриарх не проснулся и не восстал, и всеобщее смятение охватило Ласомбра-защитников. Очень быстро все жители замка кроме Патриарха стали перед выбором - сдаваться или погибнуть. Монтано избежал пленения той ночью, сбегая постоянно с помощью никому неизвестного (кроме, наверное, Патриарха) искусства Власти над Тенью. В конце концов, Монтано сбежал. Все остальные сдались силам Грациано либо стали пищей для захватчиков.
Грациано и несколько старейшин спустились в глубины крепости, чтобы встретиться с Патриархом. Духов пустоты, которые обычно были на нижних уровнях крепости, нигде не было, поэтому спуск был быстрым и простым. Полдюжины захватчиков припали к спящему и за несколько минут осушили его. Он не проснулся и не пошевелился. Когда же его осушили, он просто рассыпался пеплом, оставив после себя черную как смоль горку. Так в решающий момент не было никакой драмы, а лишь хорошо реализованный план.
Клан без главы Грациано созвал Друзей Ночи,
Amici Noctis, как их тогда называли, и представил им содеянное. Они могли его осуждать. На самом деле, он провоцировал их на это, показывая, что если они не остановят его сейчас, он переделает клан во что-то совершенно новое. Друзья выслушали и отошли в сторону. Некоторые из Друзей решили присоединиться к мятежу Грациано. Другие хранили молчание, решив не вмешиваться в происходящее.
Великий бунтарь заявил, что в отличие от Августа Джованни (Augustus Giovanni), не будет присваивать себе статус основателя клана. Он был, как он сам сказал, очень доволен тем, что являлся членом клана Ласомбра, но теперь чудовища, определявшего клан, больше не существует. Теперь каждый член клана может решить для себя, чем является род и действовать соответственно. С этих пор никто не будет править кланом – Грациано не двусмысленно запретил эту должность и «посоветовал» Друзьям Ночи не помазывать приемника. Монтано решительно выступил против этого шага, но безуспешно. Он и горстка его соратников стали скитающимся кланом-в-изгнании, и были окрещены кем-то из остряков Друзей как «анти-племя» («anti-tribe»).
Дьявол в мелочах
Рассказ Осо отличается в некоторых деталях от других, найденных в других книгах Вампиров. С точки зрения Последних Ночей невозможно рассмотреть настоящую правду. Все выжившие свидетели и соучастники заявляют об истинности именно их воспоминаний. Простейшие проверки показывают, что они говорят правду о воспоминаниях, и что все исследуемые уверены, что не подвергались контролю разума, гипнозу или другим манипуляциям с разумом. Почти все Ласомбра знают по себе, что такое Доминирование, и ни в одном из противоречащих источников не замечено его следов. Тем не менее, рассказы не совпадают. Каиниты, интересующиеся историей Шабаша, относятся к несовпадениям с избирательной невежественностью и осторожным умалчиванием.
Вынашивание ШабашаРовно через десять лет после того, как Грациано нанес решающий удар по клану, каким он был, Мятеж Анархов формально окончился патетическим провозглашением соглашения, известного под названием «Договор Шипов» (Convention of Thorns). Проще говоря, большинство анархов снова смиренно склонились перед своими старейшинами в обмен на символическую договоренность о верности между ними и их будущими хозяевами. Только несколько самых отважных с каждого клана выбрали продолжать борьбу. Наш термин, «анти-племя», стал символом чести. В итоге, форма
«антитрибу» («antitribu») получила самое большое распространение.
Вы должны помнить, что до этого любая организация за пределами одного клана была большой редкостью. Камарилья была, по сути своей инновацией, чем-то к чему медленно шел наш род. Старейшины склонялись к ней не столько из-за энтузиазма, сколько из-за пугающего ощущения ее необходимости. Зажатые между давлением смертных и угрозой со стороны неонатов, они добровольно отказались от значительной части независимости, что должно было определить их статус. Кланы, оставшиеся в стороне от Камарильи, поступили так в основном из-за того, что их старейшины были достаточно мудры, чтобы видеть, что категоричность новой организации разрушит прежние устои с таким же успехом, как и капитуляция перед анархами.
На протяжении последующей половины столетия наш клан просто шел своей дорогой. Так же, как и Цимисхи, которые повторили за нами уничтожение своего Патриарха из тех же побуждений, Ассамиты (которые трусливо поддались нависающему давлению Камарильи), Джованни, Равнос и Сэттиты, оставшиеся на свободе. Наши старейшины в основном продолжали действовать, как действовали, в то время как Суды Крови продолжали исполнять свои функции. Наши неонаты продолжали экспериментировать с отношением к человечеству.
Я отчетливо помню, как впервые услышал термин «Шабаш», примененный к стае Каинитов, охотящихся на смертных. Это произошло в Страстной четверг 1502 года сразу после Бдения. Я помню это, потому что был на мессе с несколькими неапольскими соклановцами. В тех краях у нас было дело, которые некоторые Друзья называли Ересью Каинитов (я не буду останавливаться на этом детальнее. Если интересно – спроси у своего лидера стаи или архиепископа). После Бдений наша небольшая группка стояла во внутреннем дворе, любуясь звездами и как всегда задаваясь вопросом, какую же роль мы играем в Божьем замысле. Тогда я был так горяч и так глуп.
Один из самых молодых неонатов держал речь о том, что вся Италия погрязла в идолопоклонничестве (так же, как и сейчас), упомянув о том, что, то тут, то там в сельской местности собираются сборища ведьм, устраивая «шабаши», похищая как взрослых, так и детей для каких-то тайных ритуалов. Как он сказал, он и его товарищи одевались в различные наряды, традиционно приписываемые ведьмам, и вели себя так, как от них ожидалось – вбегали с нечеловеческой скоростью в село, крича о том, что они пришли, чтобы собрать души своему хозяину Сатане, вламывались в случайные двери и похищали столько людей, сколько нужно было для их пропитания. Мы все нашли этот рассказ довольно забавным, похвалив за находчивость.
Я вспомнил об этом смышленом парне через шесть или семь лет, когда до нас дошла информация о стаях Каинитов, занимавшихся тем же самым в пойме Дуная и вдоль Балтийского побережья. Для многих смертных, появление этих Шабашитских Каинитов было предвестником оттоманской осады Вены.
Свобода в крови Вскоре после наплыва и отступления Оттаманской волны, мы на Сицилии прослышали об этой штуке, Братании (Vaulderie). Для вас это сейчас как само собой разумеющееся. Вы даже не можете себе представить, что за поразительная это была вещь! Епископ Эмори ведь никогда не говорил ни с одним из вас об узах крови, правда? Нет, я думаю, не говорил. Суть в том, что ваши сиры или другие старейшины могут привязать вас к себе, если вы выпьете их крови, и вы будете вынуждены подчиняться им и любить их. Это периодически использовалось для усмирения непослушного потомства.
И вот однажды благодаря какому-то неизвестному магу крови, мы смогли освободиться от этой угрозы. Мы смогли создавать связи с ровесниками-единомышленниками, с Каинитами, связываться с которыми решали
мы сами, оставляя старейшин не при делах. Я сам был одним из первых, кто пил из чаши Братания в великом ритуале, который мы совершали над прахом нашего Патриарха, а вскоре после этого лично помог устранить своего сира. Ох, как это было сладко! Как только тебе начнут натирать цепи Братания, помни о том, что может случиться, и о том, что древний ужас постоянно только и ждет, чтобы подкрасться сзади, если мы откажемся от этого неусыпного стража.
Кто бы ни изобрел Братание, в середине XVI столетия оно распространилось со скоростью пожара. Очень скоро, когда Каиниты это осознали, оно стало защитной тактикой Каинитов, бунтующих против Камарильи и руководителей секты, наравне с тем, как стая Шабаша стала сформировавшейся ячейкой организации. Эти два фактора стали определяющей причиной сплочения инакомыслящих (тут интересная аналогия слова «dissenters» с одноименными протестантскими сектами (диссентеры), отделившимися от англиканской церкви в XVI-XIX веках, - прим. переводчика). Где-то в середине столетия мы стали определять себя как Шабаш. Суды Крови впервые воспользовались этим термином при рассмотрении дел в 1552, затем в 1558, и продолжали его использовать во всех последующих годах. Тем не менее, не забывайте, что мы, Ласомбра, чаще всего объединялись друг с другом; межклановые стаи до сих пор были редкостью, потому что мы были подозрительны. Мы всегда были настороже, даже будучи связанными Братанием.
Тем не менее, мы принимали участие в попытках измотать и подорвать Камарилью. Вы можете найти хорошее описание меня в одной из книг Чарльза Форта (Чарльз Гой Форт (англ. Charles Hoy Fort, 1874 - 1932) - американский исследователь «непознанного», составитель справочников по сенсациям, публицист, предтеча современного уфологического движения, - прим. переводчика), где он описывает (с присущей ему большой долей скептицизма), атаку Каинитов на мальтийских пилигримов в 1585 году. Даже вот этот шрам вы можете найти в тексте. Он так сильно взволновал общественность, что приспешники Патриархов потратили годы, чтобы загладить ситуацию, и естественно, в конце концов, у них ничего не вышло. Возможно, подобных успехов получается добиться не часто, но мы в любом случае заставили их потратить, в свою очередь, гораздо больше ресурсов, чем им бы хотелось. Наша растущая слава сделала из нас заклятых врагов секты и привлекла небольшую, но верную кучку перебежчиков, которые хотели того, чего секта никогда бы не позволила - полностью реализовать себя.
Построение Путей В те столетия философия людей набирала новые обороты. Так же, как и наша. Но сначала я должен ввести вас в курс дела, потому что в те времена все было по-другому.
Большинство Каинитов на протяжении истории в той или иной мере придерживались смертных стандартов человеческого общества, из которого они происходили. Они охотнее отождествляли себя со слабыми людьми, нежели с более достойными существами со стандартами, ничего общего не имевшими с человечеством. Рядом с этим презренным ажиотажем вокруг способов жизни традиция поставила несколько «Дорог», более или менее оформленных этических систем, отражающих вампирское существование. Многие из них начинались с повышенного интереса к чему-либо одному – благородству, пониманию смертных, или чего-то еще – и развивались в целые… парадигмы, кажется, так это сейчас называется.
Во время Позднего Средневековья слабаки недавно созданной Камарильи начали войну против Дорог. Да, столкнувшись с возрастающей угрозой со стороны человечества, и возможностью перейти в стан анархов или шабашитов, чтобы восстать против тиранов-старейшин, они начали зачистку Каинитов, на желавших вести себя как скот. Уверен, это удивляет вас так же, как и меня, когда я впервые это узнал. Да, Камарилья со всей своей коллективной мудростью пришла к выводу, что настоящая проблема – это Каиниты, не желавшие существовать по законам, не вяжущимся с прятками от человечества. Множество Дорог было утеряно, а другие были скрыты от посторонних глаз. В дальнейшем их последователи тщательно скрывали свои секреты.
Все это привело к образованию интеллектуального вакуума среди Каинитов. Под эгидой Шабаша в XVI и XVII столетиях прокатилась волна интеллектуального волнения. Родилось почти дюжина новых этических систем, подвергшихся жесткому и показательному испытанию на практике руками и умами Каинитов, способных сильно терять в человечности, не отдаваясь при этом в лапы Зверя. Общеизвестные как Пути Просветления, эти системы - одно из самых непоколебимых достижений нашей Секты. Надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Клан Ласомбра сыграл главную роль в этом достижении. Мы мудро уберегли от уничтожения нашу собственную характерную Дорогу Ночи, и таким образом могли начать разработку Путей не с чистого листа, в отличие от других кланов.
Amies Noir так же оказали огромную поддержку философам и мудрецам, так же интересующимся развитием других направлений.
В этой работе есть один интересный момент. Большинство главных изобретателей пожелало остаться неизвестными. У нас просто нет достоверных имен или некрографий (если я использовал правильное слово) Каинитов, которые, например, привели в порядок древние двойственные взгляды в Путь Катари (Path of the Cathari), или разработали элегантный компромисс, являющийся Путем Соглашения с Честью (Path of Honorable Accord). Ты можешь много узнать об их древних последователях, и можно предположить, что те, кто в старину говорили и писали об этих Путях, являлись так их же создателями, но это не может быть чем-то большим, нежели просто предположением. Возможно, в процессе создания этих систем есть что-то, что для многих идет в разрез с привычным эгоизмом Каинитов. Или возможно, как сказал один Ласомбра, факт того, что создатели пожелали остаться в тени, есть художественный прием, так же как метафора, и отражает глубокое вмешательство Бездны в работу над ними.