То, что Маскарад в России поддерживалься менее строго, мы можем судить по многим признакам. Россия, оказавшись изолированной от европейской цивилизации, сохранила в народе наивный политеизм, который так до конца и не был изжит Церковью. Молясь в церквях, простой народ спокойно относился к русалкам, упырям и прочей нежити. В Европе слишком долгим было влияние Инквизиции, которая опалило сознание обывателей, четко обозначив два полюса: святое и нечистое. Для русского же человека не было полюсов а был непрерывный спектр, так что нежить могла быть и неплохой. Ну, во всяком случае, быть использованной для блага людей. Достаточно вспомнить чорта у Гоголя. Однако я хочу сказать о другом, более удивительном случае нарушения Маскарада.
Речь о двух рассказах Алексея Константиновича Толстого: Семья Вурадака (1839) и Упырь (1941). Сразу скажу, что сам автор почил в бозе лишь четверть века спустя, в 1875 году, что говорит либо о том, что эти рассказы бли санкционированы сородичами, либо сородичи посчитали эти рассказы полезными. Для того, чтобы понять, почему, обратимся к самим рассказам.
Итак, ”Семья Вурдалака”
http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/text_0180.shtmlРассказ написан в 1839 году, но описывает события, произошедшие ранее, в 1759, с некоей сербское деревне. Собственно, сербы – те же славяне, да и язык у них близкий. По стилю повествования, сербия могла быть выбрана автором произвольно:
однажды случилось попасть проездом в некую деревню, название которой не представило бы для вас никакого интереса Итак, сами упыри были известны уже давно, и о них говорят как о чем то совершенно обычном:
- Вурдалаки - это как зараза, - продолжал отшельник и перекрестился, сколько уж семей в деревне пострадало, сколько их вымерло до последнего человека, и вы меня послушайтесь и переночуйте в монастыре, а не то, даже коли вас в деревне не съедят вурдалаки, вы от них вес равно такого страху натерпитесь, что поседеете прежде, чем я прозвоню к заутренеЯ обращаю внимание на довольно интересный факт, что в деревню вурдалаков можно было зайти, и выйти оттуда живым. Второй факт – такие деревни не уничтожались сразу: от момента первичного ”заражения” на тот момент прошло около двух лет. Здесь следует вчитываться в каждое слово:
уж сколько семей в деревне пострадало, то есть два года в деревне существуют несколько дворов сородичей, которые не убивают всех, как в дешевых ужастиках, а сосуществуют с людьми. Очевидно также, люди днем не поджигают дома вампиров.
Сам образ вампиров грешит описанием редких слабостей, а именно боязнь крестов:
Прошло уже некоторое время, как мы находились в такой упоительной близости друг к другу, но вот, примерив Зденке забавы ради все ее драгоценности, я собрался надеть ей на шею эмалевый крестик, который нашел на столе. Зденка вздрогнула и отшатнулась.
- Милый, довольно ребячиться, - сказала она, - оставь эти побрякушки,
поговорим лучше о тебе, о твоих делах! Я хочу обратить внимание на довольно интересное обстоятельство: сама очаровательная вампирочка выглядит почти как человек, так что и сам главный герой не понимает, кто она, так и окружающие, например, упомянутый выше церковный служитель умудрился не распознать в ней вампира:
- А Зденка? - спросил я.
- Ах, она от горя с ума сошла, бедняжка, - уж лучше и не говорить! Это является, очевидно, следтвием ее высокой человечности, ибо она пытается главного героя спасти:
- Зденка! - сказал я, подымаясь с постели. - Зденка, ты ли это?
- Да, это я, - отвечала она голосом тихим и печальным, - это я, твоя Зденка, которую ты забыл. Ах, зачем ты не вернулся раньше? Теперь всему конец, тебе надо скорее уезжать; еще минута и ты пропал! Прощай, милый, прощай навсегда!
- Зденка, - сказал я, - у тебя, мне говорили, много было горя. Иди ко мне, побеседуем - так тебе станет легче!
- Ах, милый, - промолвила она, - не всему надо верить, что про нас говорят, но только поезжай, поезжай скорей, а коли останешься - гибели не миновать. впрочем, скоро все встает на свои места:
Ты про то говоришь? Хорошо же, пускай, пробудь со мной час! Нет, нет, - опомнилась она вдруг, - уходи, уходи! Уходи скорей, слышишь, беги!.. Да беги же, пока не поздно!
Черты ее одушевляла какая-то дикая энергия. Я не мог объяснить себе причину, которая заставляла ее так говорить, но Зденка была так хороша, что я решил, не слушаясь ее, остаться. Она же, уступив наконец моим просьбам, уселась рядом со мной, заговорила о прошлом и, краснея, призналась, что полюбила меня сразу, как увидела. Мне между тем становилась постепенно заметной огромная перемена, которая с ней произошла. Ее былая сдержанность сменилась какой-то странной вольностью в обращении. Во взгляде ее, когда-то таком застенчивом, появилось что-то дерзкое. И по тому, как она держалась со мной, я с изумлением понял, что в ней мало осталось от той скромности, которая отличала ее некогда.
В приведенном огтрывке я хотел привлечь внимание к слову 'Краснея'.
Можно возразить, откуда рассказ о какой то деревушке в Сербии имеет отношение к России? Во первых, как я уже говорил, сербская деревушка – это скорее N-ск, попытка не упоминать конкретные места, используя русские имена. Во вторых, данное произведение является одним из очень ранних произведений про вампров. До Дракулы оставалось еще почти шестьдесят лет. Наконец, сам писатель имел личные связи с Александром II – не в этом ли объяснение того, что он не был убит после публикации? Во всяком случае, есть серьезные подозрения, что это рассказ был звонкой пощечиной Шабаша, правившего тогда в Питере, Камарилье