Перечитывая книги, я задумался о сеттинге, потому что официальная информация представляет собой конструктор. С одной стороны, за основу предлагается брать фантастику и хоррор пятидесятых. С другой авторы рекомендуют найти золотую середину между реальными пятидесятыми и кинематографическими, пропустив ИРЛ события через розовые очки. Но при этом для тех, кому хочется больше серьезных тем, вся глава, посвященная миру и хронологии, полна мрачными проблемами вроде сегрегации, маккартизма, страха ядерной войны и неравенства. Авторы не раз и не два подчеркивают, что это не официальная точка зрения на сеттинг, а лишь примеры, которые можно как угодно менять для построения своего мира, так что ругать за противоречивость и неубедительность, как за Потомков второй редакции, совершенно не хочется. Но все же, какими примерами лучше руководствоваться? Теми, где шериф – негритянка, не испытывающая на себе никаких предубеждений, или теми, где рассказывают о подпольной гей-коммуне, которую регулярно преследуют местные и полиция, несмотря на то, что эти геи защищают побережье от гуманоидных акул? В одних примерах у нас идиллическая жизнь в «домах за белым заборчиком», а в других девушку отправил в психушку на лоботомию её же парень.
Как мне кажется, два крайних подхода будут ошибочными. В одном сеттинг изображается как реальные пятидесятые, только с нелепыми монстрами. Проблема в том, что при этом выбрасывается наивность и идеализм кино той эпохи, как и логика. Какие вообще приморские города и полные туристов пляжи возможны там, где есть угроза вторжения на берег? В фильмах людей отличает беспечность, а в реальном мире трудно поверить, что запуганное угрозой атомной войны человечество после известий о монстрах не попрячется по бункерам. Вводить Маскарад? Тогда вам придется выбросить половину бестиария, потому что какой Маскарад возможен для гигантских лобстеров и прочих кайдзю?
Словом, не надо делать из этого сеттинга Охотников: Бдение в историческом периоде.
Второй ошибкой будет лепить сплошной Плезантвиль, где самая большая проблема кроме пришельцев – поломавшийся холодильник или застрявшая на дереве кошка. В ситкомах той эпохи и то было больше бытовых конфликтов, а хоррор и фантастика в пятидесятых гуляли по грани кодекса Хейса. В идеальном мире персонажи будут смотреться одномерно, а все действия сведутся к противостоянию пришельцам, потому что отыгрывать диалоги в стиле «Дорогая, я дома! – Милый, ты как раз успел к ужину!» вряд ли будет интересно дольше одной истории.
Следовательно, крайности исключаются. Как, по мне, лучше поступить, если хочется глубины и драмы, но при этом в духе ролевой системы?
Сделать упор на самую суть киномира пятидесятых. На оптимизм.
Ведь если отбросить внешнюю атрибутику вроде все того же «белого заборчика» и классической семьи из курящего трубку папы, домохозяйки мамы и двух детей, то в чем идея? В вере, что раз победили в одной войне, победят и в других. Экономика растет, тот же образ красивой женщины-домохозяйки изначально был вызван вовсе не желанием угнетать, а идеей, что у женщины после войны появилась возможность не работать и больше времени тратить на внешность. А ретрофутуризм вообще вырос из мечты, что через пять лет в каждом доме будет свой робот и атомный генератор в подвале.
И вот от этого оптимизма я и предлагаю плясать. Почему люди массово едут на пляж? Потому что не верят, что с ними что-то может случиться. Почему живут в приморских городах? Потому что убеждены, что справятся с любой угрозой. Почему стараются на публике изображать, что у всех все хорошо? Потому что тем самым поддерживают коллективную уверенность, что мир стал лучше, чем в довоенные годы. И каждый в рамках сеттинга должен иметь возможность сделать его действительно немножко лучше.
То есть все проблемы реального мира в сеттинге остались в полном объеме, но при этом всегда есть возможность каждый конкретный случай решить. И если конкретная негритянка докажет, что она прекрасно справляется с защитой граждан, она станет общепризнанным шерифом. Пусть даже лишь в этом городе, но если может один, то может и другой. Всюду в сеттинге должны быть отдельные персонажи, добившиеся вопреки обществу того, к чему стремились, как пример не сдаваться.
Это с одной стороны, даст возможность играть в любую драму и хоррор, создавая как угодно проблемных и сложных персонажей и ситуации. А с другой позволит все время напоминать, что в этом сеттинге хороший конец возможен для всех, кто не опустит руки. И вкупе с сохранением внешней атрибутики эпохи (гризеры, зарождающийся рок-н-ролл, Кадиллаки, свидания в уличных кинозалах) сделает мир достаточно светлым и темным одновременно. Ну а нелепые монстры – так это ведь тоже часть той оптимистичной веры, что наука вышла за все прежние рамки. Раз уж атом покорили, и отчего бы не быть летающим медузам-телепатам или дельфинам в экзоскелетах?
На что это похоже? А вот вспомните кинговское «Оно», только исключительно детскую часть. Семь неудачников, которые, не смотря на монстра, проблемы дома и школьных отморозков, наслаждаются летом, дружбой и в итоге этого непобедимого монстра и отморозков побеждают. И если не брать взрослую линию, то кажется, что навсегда, да и от своих проблем они в процессе избавились. Но в рамках мира пятидесятых мы взрослую линию не берем, а только этот детский оптимизм.
Вот, как по мне, и следует рисовать сеттинг «Они пришли из глубин моря!» если не хочется ограничиваться одной лишь войной с пришельцами.
Кстати, замечу, что сюжет не обязательно должен быть привязан к Америке. Изобразить такой же кино-СССР, полный послевоенных надежд, защищая его от всплывающих у побережья монстров и заменить зомби-Сталина на зомби-Маккарти вовсе не трудно.