И я прочитал «Колесо Времен» Джордана, за которое давно мечтал засесть, но никак не доходило. В результате цикл не просто затянул меня с головой: я получил книжную серию, которую при всей своей любви к пиратству принципиально куплю и поставлю на полку. Чтобы перечитывать, естественно, наслаждаясь миром и его проработкой.
В основе цикла, маскирующегося под героическое фэнтези, лежит весьма мрачная идея о героя, как об инструменте судьбы. Достаточно архаическая концепция, подразумевающая, что герой обречен в процессе своих действий губить своих близких и неизбежно быть уничтожен в итоге собственной же победы превратилась в размышления о фатализме. Когда каждый твой шаг невольно становится орудием судьбы, когда абсолютно все варианты ведут к великой победе ужасающей ценой, легко ли попытаться хоть что-то изменить? Герой становится уродом в мире, из которого выдернут событиями, источником разрастающихся кругами трагедий, одновременно зная, что его отказ действовать приведет к еще большим бедам. И, надо сказать, Роберт Джордан, написавший цикл, выжал из этой идеи все, что мог.
Если сравнивать, то вселенная Колеса Времен словно балансирует между мирами Толкина и Мартина. От первого досталось внимательнейшим образом проработанная культура, традиции, история и география, благодаря большому числу книг изученная досконально. Естественно, элемент пафоса, избранности и эпических масштабов неизбежно присутствует – история то о герое, спасающем мир. Однако Джордан делает то, чего так не хватало Толкину – наполняет мир деталями. Каждая культура, каждая политическая интрига и обычай у него продуманы не только для того, чтобы двигать сюжет, но и передавая поведение людей, живущих в мире данных ценностей.
Здесь, наверное, самый хорошо проработанный матриархат из всего, что я читал, прячущийся за множество разумных форм власти, а не за всякие примитивные империи темных эльфов-сатанисток и бронелифчики. Даже типаж дев-воительниц Джордан использует умело, создавая персонажей, которым веришь.
От Мартина досталось уважение к числу персонажей, мрачный реализм (но без чернухи) и интриги. Практически каждый имеет свои мотивы, использованные персонажи не отбрасываются, а заботливо возникают вновь. Учитывая хорошую привычку не убивать без меры своих героев (чем грешил Мартин), Джордан дает возможность сродниться с понравившимися за множество книг и смотреть за их судьбой с не меньшим интересом, чем за основным сюжетом. В результате, мне, например, доставляло не меньшее наслаждение вникать в интриги и культуру местного ордена волшебниц Айз Седай, которую автор проработал с детализацией, способной затмить многие и многие ордена магов из чужих книг.
Джордан шел не от событийного, а от сериального формата: показать своих героев в разных ситуациях и тем самым отказаться от идеи фона. Если в других циклах обычно весь мир – фон для чьих-то приключений, то здесь, как в сериале, просто следишь за жизнью понравившихся персонажей из книги в книгу, при этом не упуская основную сюжетную нить. Это опять же, ближе к Толкину: заболеть погружением в мир тут легко именно с учетом его проработки.
Как известно, автор не дожил до завершения цикла: последние три романа писали по его черновикам. Я прекрасно помню, как это способно угробить всю выстраиваемую картину – те же продолжения или доработанные романы Желязны были сущим убожеством. Однако в данном случае продолжатель великолепно перенес все, что намечалось, играло роль и имело смысл с первой книги. Более того, кое-где его свежий взгляд оживил самоповторы Джордана, неизбежно накопленные при подобном размахе. История завершилась, так правильно, как и должна была завершиться, оставляя грустное чувство расставания с полюбившимися героями.
Теперь, пропев хвалебную оду книгам, надо перейти и к критике. Конечно, лично для меня желание поставить высшую оценку звучит на задворках разума, но попытаюсь все же быть объективным. При всем таланте, это 4 или 4+, в зависимости от того, что вы от цикла ожидаете.
Первая проблема – длина. Четырнадцать больших романов и повесть-приквел иногда сильно затянуты. Я не согласен, что там можно резать многое, потому что оно погружает в мир, но примерно десятую часть от каждого романа не мешало бы выкинуть. Иногда детализация диалогов, повторных обсуждений и напоминания для читателя утомляет. Если вы идете не от восприятия мира или каких-то персонажей, а хотите узнать «кто кого заборет» риск велик, что в определенный момент цикл вы бросите.
Вторая проблема в том, что Джордан все же писал роман, уже будучи в возрасте, ориентируясь не столько на современную литературу, сколько на времена Толкина. В результате здесь много наигранных, наивных, неестественных сцен, пробивающегося пафоса или нереалистичных диалогов. Я не скажу, что намного больше, чем в среднем фентези: щемящих за душу ситуаций и бесед не меньше и на этом фоне они смотрятся ярче. Но при таком размахе и объеме то, что иногда персонажи смотрятся не сильно реалистично, проскальзывает.
Джордан словно превращается в продюсера сериала: здесь подбавим жути, здесь романтики, а вот здесь вставим какую-то сцену, поддразнившую фантазию читателя. Персонаж раздражает? Ну, пусть помучается, а вот тут нагоним пафоса со смесью подростковых романов о любви, читателю понравится.
То есть, опять же, если принять правила игры, читать это все интересно, но в какие-то моменты выбивается сценичность происходящего. Персонажи время от времени скатываются в отношения уровня двенадцати лет, причем отдельные совершенно не изживают раздражающие черты характера. Подобные приступы генерируют раздражение, потому что видно: Джордан отталкивался от идеи, что иных и могила не исправит. Я не скажу, что это опять же плохо – живой нотки прибавляется. Но за второстепенными персонажами следить иногда интереснее, чем за выкидывающими коленца главными.
Главная интрига – надвигающийся конец света, с какого-то момента уходит в сторону. Нет, события идут постоянно, и они логично продолжают друг друга. Просто злой и темный властелин, периодически бросающий на героев своих дебилов-подручных, при таком количестве книг превращается в персонажа Могучих Рейнджеров с соответствующим отношением. У него есть мотивация, он проработан, однако перестает впечатлять.
Наконец, у автора много пунктиков, которые иногда смешат или раздражают своей откровенной повторяемостью. Детальные описания одежды и интерьера, повторяющиеся из книги в книгу. Витающая атмосфера легкого БДСМ: если женщина не унижает мужчину, то она умудряется ссориться с прочими женщинами, часто заканчивая легкой поркой от них, которую у них там фанатично боятся даже могущественные волшебницы. Откровенная фиксация, чтобы едва ли не все из женских персонажей получили хоть разок по голой заднице: создается впечатление, что автор видит всех персонажей детьми, которые без этого никак не понимают. Практически любая встреча трех женщин заканчивается выяснением, кто из них хладнокровнее или поединка взглядов. Любовные чувства, возникающие в самый неожиданный момент.
Если все вышесказанное вас не пугает, смело беритесь за цикл: я его прочел скорочтением, но сейчас начну еще раз, уже смакуя детали. В моем же случае я нашел серию, которой место на полке, а о другом не стоило бы и желать.
P.S. Советую читать повесть-приквел первой, а уже потом романы. Во-первых, так хронологически правильно. Во-вторых, погружение в мир там куда выше: она написана лучше, чем часть романов. Наконец, это пример того, как второстепенные персонажи будущего цикла здесь играют яркими красками.