Прочитана «Технократия: Перезагрузка» для Мага 20, и традиционно делюсь собственными впечатлениями. После отвратительной «Книги Падших 20» этот текст открывал с настороженным подозрением – а ну как и Союз превратят в банальное бытовое зло? Основания для такого мнения имелись, ведь «Викторианские Маги 20» через абзац расписывали, что Орден Разума воплощает в себе все ужасы колониальной политики, расизма, сексизма и нетерпимости. Конечно, с той эпохи прошло немало лет, но зная помешанных на повесточке Волков/Ониксов, было бы странно ждать, что они забудут о печальных страницах истории. Так как же Технократов представят неоднозначной фракцией?
Как оказалось, довольно прямолинейно. Во-первых, Конвенции официально и с первых же страниц книги признают, что проиграли Войну Восхождения. Причем проиграли не Исказителям Реальности, а людям, осознав, что человечество иррационально по своей природе. Люди всегда будут мечтать о вампирах, Гарри Поттере, троллить и хейтить друг друга в интернете, смотреть фильмы про апокалипсис и монстров и смаковать чужие трагедии. Люди видят в айфонах и гаджетах лишь игрушки, плевать хотели на экологию и считают нормой использование технологий только для утоления своих эгоистичных прихотей. Все прогностические модели бесполезны, даже сильнейшие аналитики не могут предсказать будущее, потому что в основе человека лежит тяга к хаосу и саморазрушению.
Технократия соглашается, что ошиблась. Вместо того, чтобы и дальше пытаться изображать Людей в Черном и промывать мозги всем несогласным, она переориентировала немалую часть свои ресурсов на работу по преодолению человеческих проблем. Людей невозможно силой вести за собой, но их можно охранять от последствий их же действий, учить и признавать уникальность каждой личности.
Во-вторых, вспомнив, что прогресс и прогрессивность – однокоренные слова, авторы сразу же выкатили заявление, что Технократы либеральнее Традиций. Да, были перегибы во времена Ордена Разума, но с той поры многие изменилось. Технократы всегда уважали женщин, разнообразие гендеров и чужие культуры. Вы прежде читали что-то другое? Тогда группа захвата уже едет за вами, чтобы отвезти в комнату 101 и объяснить всю глубину заблуждений. Серьезно, среди советов для автора даются такие версии, как выкинуть из метаплота Погром Цехов или же списать все зло на Нефанди и агентов Пентакса в рядах Конвенций.
Что особенно смешно, этот аргумент используют в каждой книге. «Книга Тайн 20» расписывает, какие маги прогрессивные. Книга «Пентакса 20» оправдывает корпорацию: да, хотят поработить мир, зато гляньте, у них такое уважение к культурному и половому разнообразию. Теперь Технократов ставят как образец терпимости, подробно перечисляя, как они помогают менять пол, защищают права искусственно созданных людей, поощряют расовое и культурное многообразие оперативников и жестоко карают любые попытки домогательств. Сюда же относится совет изменить правила по физическим и умственным Недостаткам: давать за них опыт плохо, потому что это побуждает брать их лишь ради халявной экспы. Технократы дошли до того, что даже не желающий лечить гипернаукой потерянное зрение или оторванную конечность агент обязан получить новую должность с учетом своей особенности – он же не калека какой-нибудь, а просто выбрал такое самоопределение. Кто сказал, что норма – именно два глаза, а не один? Уж не Технократы точно. Нетерпимым можно быть одним лишь Нефанди.
Наконец, последний аргумент предлагает обыграть произошедшую двадцать лет назад Бурю Аватаров. Старые маги исчезли или заперты за Барьером, а новое поколение устранило многие ошибки и заставило Белую Башню меняться к лучшему.
При этом авторы отмечают, что это все не превратило Конвекции в сияющих рыцарей. Искушение властью никуда не делось, Технократия по-прежнему тоталитарна, считая себя кем-то вроде гиперзаботливого родителя, лучше всех знающего, как надо нянчить человечество. Среди старшего поколения хватает своих предвзятых личностей на командных постах, а в некоторых регионах творится старый добрый геноцид всего несогласного. Американская Технократия прямо названа самой нетерпимой и злобной, и для многих Дивизионов считается примером того, как нельзя себя вести нормальному агенту. Идеалистические цели требуют жестоких методов, а регулярные бои с иномировыми монстрами превращают в циничных извергов самих гуманных оперативников.
Часть, посвященная описанию структуры Технократии, наверное, одна из лучших в книге. Мало того, что подробно разбираются Конвенции, Дивизионы, правила и протоколы, количество посылаемых сотрудников, разные категории угрозы, условия запроса помощи и её размеры, так и еще дается много информации для отыгрыша. Как агенты одной группы получают указания, где они живут, чем зарабатывают в свободное от поручений время? Брак, свидания, воспитание детей (вплоть до того, какие сказки им читают, чтобы вырастить просвещенными гражданами) детально расписано, что позволяет представлять агента как живого человека со всеми своими интересами.
Покончив с описаниями, авторы отдают вторую половину книги механике. Здесь вмещается все то, что не влезло в «Мага 20» - устройства, фокусы, процедуры. Приводятся примеры готовых персонажей от обычных людей-союзников до различных боевых групп. Описывается возможный метаплот, акцентуированный именно на Технократии: постройка лучшего будущего, борьба с искаженными Традициями, решение людских проблем, Нефанди и Мародеры как внешняя угроза. Для тех же, кому по душе внутренняя борьба, метаплот предлагает вести к порабощению Технократии Пентаксом и Нефанди, предлагает обезумевшего компьютера Автохтонии, вторжение Нулевой Угрозы (элита Союза, отрезанная Бурей Аватаров от земли и измененная Умброй) или же просто делает акцент на моральных терзаниях в духе «допустимо ли убить одного ребенка, чтобы спасти пять»?
Как результат, книга весьма неплохая. Сменяющийся стиль повествования от первого лица, большое количество информации для отыгрыша и большая детальность механики по сравнению с предыдущей версией для второй редакции делают руководство весьма необходимым. Попытка же вылепить из Технократии что-то более позитивное, к сожалению, неизбежно приводит к необходимости переписывать метаплот. Наблюдать, как авторы пытаются откреститься от того, что когда-то ими же возводилось в основу, лично мне неприятно, но, с другой стороны, давно понятно, что тот старый Мир Тьмы, полный атмосферы, страхов и безумия девяностых годов мертв и возрождению не подлежит. В новой версии же хотя бы тема злобной науки против благого Нью-Эйдж уходит на задний план, за что уже можно похвалить авторов. Читать было интересно, немало полезной информации, так что рекомендую, если сумеете не обращать внимание для типичные для студии заигрывания с повесткой.