Годик назад Рокси прочла сборник рассказов Джона Коннолли "
Ночные легенды",
https://wod.su/forum/index.php?topic=5751.msg231681#msg231681 ну а у меня руки дошли лишь сейчас. Впечатления от рассказов возникло странное: с одной стороны, очень уютное по стилю в духе Брэдбери, да и идеи неплохие, но с другой все как-то небрежно, словно зарисовки.
Автор больше известен циклом детективно-нуарных романов и в хорроре, как мне показалось, скорее отдает дань уважения любимым авторам, чем пытается что-то свое внести. Какие же основные признаки его творчества бросились мне в глаза?
Во-первых, очень приятный язык изложения. Это поэзия слов уже упомянутого Брэдбери, превращающая описания в завораживающую ночную сказку, вперемешку с некой архаичностью Лавкрафта. От последнего также перекочевало время действия: большинство историй разворачиваются в начале прошлого века, в той уже затронутой войной и переменами, но все еще старой Англии - или на побережье Америки.
Во-вторых, хороших концовок Конноли избегает. Даже те рассказы, где все оканчивается позитивно, отмечены либо неимоверной ценой, которую пришлось заплатить, либо тем, что герои остаются сломленными духовно всем, что они пережили. Зло по Конноли сверхъестественно и вечно по своей природе, а потому неистребимо.
В-третьих, что довольно неприятно, большинство рассказов очень короткие и больше похожи на фрагменты. Герои сталкиваются с чем-то страшным - и все. Они или победили, или погибли, или финал открытый, но какого-то развития характеров, плавного поведения к финалу, долгого противостояния нет. В этом плане сборник больше напоминает байки у костра, где события и простенькая мораль важнее литературной глубины.
Итак, чем же нас порадует книга?
"
Скачет раковый ковбой" вызывает в памяти Кинга с его Рендаллом Флеггом. В маленький городок приходит улыбчивый незнакомец в ковбойской одежде, представившийся говорящим прозвищем Бадди Канцер. Он не помнит, что он такое и как появился на свет, но знает, что должен разносить прикосновением рак - и выбрал город для своего плана массового заражения. Местный шериф, заподозривший в обаятельном чужаке убийцу, быстро вступает в противостояние, но успеет ли он остановить живое воплощение болезни?
Среди прочего сборника этот рассказ сильно выделяется по размеру, больше напоминая повесть. Стиль здесь тоже иной - подчеркнуто брутальный, с детальными описаниями разлагающихся тел и убийств, что еще сильнее вызывает чувство работы под Кинга. При этом видно, что для Коннолли сам по себе сюжет интересен именно как поединок серийного убийцы и представителя закона - если убрать мистику, заменив Бадди обычным террористом или психопатом, разница будет небольшой. В целом, динамичное и увлекательное произведение.
"
Демон мистера Петтингера" показывает вернувшего с Первой Мировой священника, который для успокоения души отправляется в дальний приход. Только вот беда - его не совсем вменяемый предшественник разузнал, что под церковью скрывается заточенное сотни лет назад чудовище и намеревается его раскопать. К сожалению, посмотреть на противостояния закаленного войной падре и демона не выйдет - все ограничится кратким пересечением в подземных тоннелях. Короткая отсылка под раннего Лавкрафта, как по мне, ничего интересного.
"
Ольховый Король" идеально подходит для новых Подменышей, детально описывая Истинную Фею. Разумеется, здесь сразу угадываются мотивы "Лесного Царя" Гете - история повествует о мальчишке, живущем на краю леса, которого пытается заманить в чащу коллекционирующая души детей нечисть. Хорошая страшная сказка, очень фейская по сюжету, но увы, короткая.
"
Новая дочь" - еще одна история о подменышах, которая даже была экранизирована, хотя удачным фильм я не назову. Отец с двумя детьми переезжает в дом у странного холма и вскоре узнает, что он населен некими волшебными созданиями. Вскоре его старшая дочь начинает меняться в худшую сторону, а неведомые твари каждую ночь ищут незапертую дверь или окно, чтобы изменить и сына...
Метафоричное повествование о подростковых переменах сплетается со страшной сказкой про Полые Холмы, но сюжет, увы, зияет слишком многими логическими дырами, а финал слишком открыт. Так, понять, в чем же заключается смысл подмены, или это вообще не подмена, а одержимость, и почему герой не предпринимает в финале ничего довольно сложно.
"
Ритуал костей" - пародия, высмеивающая элитные английские школы с их традициями и ритуалами. Главный герой, попавший туда благодаря высокому баллу из простой фермерской семьи, вскоре узнает истинную суть своего приглашения - жертвенная кровь простонародья питает элиту, делая Англию великой. Ну а что еще может происходить в заведении, директор которого носит фамилию Лавкрафт и хранит кости какой-то древней твари в качестве талисмана школы?
"
Горнило" больше напоминает работу Клайва Баркера: нуарный упадочный городок, пришлый герой с темным прошлым, устроившийся ночным сторожем в заброшенные заводские здания. Вскоре он поймет, что по ночам на заводе некие уродливые демоны уводят грешные души прямо в топку местной печи - как поймет и то, что не случайно был принят на работу сюда. Один из немногих рассказов, где финал прямо вытекает из повествования, не вызывая чувства отрывочности.
"
Андерберийские ведьмы" возвращается к классическим английским детективам про Шерлока Холмса. В небольшом городке, где когда-то сожгли трех обвиненных в ведовстве женщин, происходит жестокое убийство мужчины. Жалеть покойного, бывшего при жизни садистом и бабником, особо некому, но прибывший констебль вынужден отсеивать одного подозреваемого за другим. Пообщавшись с местными дамочками, он все сильнее склоняется к выводу, что то ли ли древняя трагедия взывает к отмщению, то ли в женская жажда себя защитить от мужской агрессии способна побудить в душе сверхъестественные силы. Разумеется, узнав слишком много, он и сам рискует стать жертвой...
В очередной раз заметно, что это больше детектив с детальным расследованием и опросом свидетелей, на который Коннолли нанизал мистику, так и не дав ей особого объяснения. Были ли виновниками современные ведьмы, призраки казненных или просто некое совпавшее желание расплаты, пробудившее экстрасенсорные возможности, понять сложно.
"
Чернильная Обезьяна" одним названием напоминает историю про обезьянью лапу - или многочисленные рассказы про поиск вдохновения и всякие зловещие подарки. Неудачник-писатель приобретает талисман в виде мумифицированной обезьянки, которая, по легенде, помогает творить. Она и впрямь помогает - только надо кормить её своей кровью. А еще она растет и все больше становится похожа на того, кто её насыщает. Простенькая история с забавным финалом, напоминающая, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке.
"
Песчаная зыбь" целиком уходит на территорию Лавкрафта. В прибрежной местности возвышается странная деревенька, жители который отвергают христианство и молятся древним богам песка. Прибывший священник пытается выкорчевать эти языческие суеверия, только вскоре узнает, что боги очень даже реальны - и что он уже намечен им в очередную жертву. Правда, священник оказывается человеком неглупым и широко мыслящим, отчего противостояние переходит не на теологическую плоскость, а на вполне себе мирские попытки одурачить местных сектантов. Хорошо написанная вещь, избегающая недосказанности.
"
Клоунами не становятся" - жирнейшая отсылка Брэдбери с его Темным Карнавалом, Пеннивайзу Кинга и любому ужастику про клоунов. Мальчик много лет мечтал увидеть цирк, и тот наконец-то прибыл в город - старый, зловещий, полный какой-то затаенной злобы. Там герой узнает тайну закулисья: клоуны - вовсе не люди в гриме, а монстры, прикидывающиеся людьми, и они всегда похищают детей... Отличная история, при всем своем лаконизме весьма увлекательная.
"
Зелень темная, густая" наверное, потянет на самое поэтичное произведение сборника, где описание пейзажа читать едва ли не в десять раз интереснее, чем весь сюжет. Красивая история любви молодых людей, рискнувших отправиться к пруду со зловещей репутацией - и открывших на дне затопленный дом и его немертвую обитательницу. Трагичная, но завораживающая стилем изложения история.
"
Мисс Фрум, вампирша" еще один ироничный ужастик про современную вампиршу, которая не видит смысла скрывать свою природу от приглашенных мужчин. А зачем, если можно тронуть их сердце жалостливой историей своего существования, и они сами предложат взять у них немного крови? Концовка в очередной раз доказывает, что для монстра куда важнее прекрасно знать психологию своих жертв, чем уповать на сверхъестественные силы - а доверчивые простаки сами все предложат и сами отдадут.
"
Ноктюрн" - классическая история про переживших семейную трагедию отца с сыном, переехавших в задешево купленный дом. Кто же знал, что он раньше принадлежал учителю музыки, оказавшемуся педофилом и убившему в этих стенах немало детей? Разумеется, здесь и по сей день обитает его призрак - и на мальчика у него уже имеются виды. Банально.
"
Уэйкфордская Бездна" - история двух спелеологов, открывших в подземной пещере древний храм, полный чудовищных пауков. Увы, столь же банально, как и предыдущий рассказ.
"
Зеркальное око" выбивается из цикла. Это повесть о Чарли Паркере, герое детективного цикла Конноли: бывшем полицейском, который после гибели жены и дочери стал заниматься частным сыском. В этот раз он получает заказ узнать, кто решил продолжить дело педофила-убийцы многолетней давности, и для этого отправялется в его старый дом, полный зеркал. Очень затянутая вещь, где автор пытается совместить расследование в стиле своего нуар-цикла с мистикой, но дальше скучной истории про проданные души и призраки в зеркалах не выходит.
"
Брачное ложе" - даже не ужастик, а просто история о потерянной любви и то ли призраке невесте, то ли поплывшей психике, заставившей выкопать труп любимой и устроить себе с ней брачную ночь. Заканчивается быстрее, чем успеваешь втянуться.
"
Человек из дубль-состава" - еще более короткая история о том, как ночью в грозу, свернув не туда, можно попасть в ловушку подземных монстров.
"
Гостиница в Шиллингфорде" еще один поворот не туда, тоже ночью, только в заброшенную гостиницу, в которой в прошлом совершались убийства. И призраки убийц и жертв еще здесь, с радостью встречая нового постояльца...
Что же сказать в завершении? Я не могу назвать цикл совершенно плохим - рассказов пять мне вполне понравилось. Но в целом это именно страшилки, которые можно назвать костяком сюжета, который у других авторов вышел бы намного лучше. Единственное преимущество Коннолли - его стиль, он действительно волшебный, так что разок прочесть это рекомендую, если потянет на легкое, условно относящееся к хорору произведение. Перечитывать - увы, не для меня.