Период Эдо (1600-1868)
Наследником Хидэеси был его молодой сын, Хидэери. Перед смертью Хидэеси провел сложную подготовку, чтобы гарантировать защиту пятилетнего сына. Его помощник и соперник Токугава Иэясу был главой этих защитников, но после смерти Хидэеси сам решил взять власть. С 1600 по 1616 Токугава и его сторонники укрепили свои позиции, разгромив сторонников Хидэери при осаде замка Осаки. Хидэери, его мать и близкие слуги покончили с собой, а Иэясу изловил и убил последнего из Тоетоми, восьмилетнего внука Хидэеси.
Токугава Иэясу был потомком клана Минамото, и потому имел право на место сегуна. Он получил этот титул в 1603 – а в 1605 отказался в пользу Хидэтады, одного из своих сыновей. Но Иэясу остался творцом благополучия рода, и работал со своим сыном, чтобы позиции семьи оставались прочными.
В 1600, за несколько месяцев до войны, Иэясу проявил благосклонность к англичанину, попавшему в Японию. Уилл Адамс привел голландское судно, на котором оставалось лишь 24 члена команды из изначальных ста. Адамс впечатлил Иэясу, рассказав о Северной Европе, математике, навигации и морских науках. Он был дипломатом, когда прибыли голландские и английские суда, и стал вассалом сегуна с владениями в стране. Иезуиты в Японии пытались дискредитировать Адамса, выставив его пиратом, а тот, в свою очередь, рассказал, что некоторые европейцы видят католиков Иберийского полуострова как коварных врагов.
Когда японцы начали торговать с голландцами в 1609 и англичанами в 1613, религиозные фанатики Европы подмочили отношения с ними. Коррупционный скандал, в котором оказались замешаны японские христиане, навлек новые подозрения на иберийских священников, но что более важно – Иэясу раскрыл то, что выглядело заговором японских христиан по низвержению сегуната с помощью иностранных войск. И, в свою очередь, голландцев и англичан японцы практически не считали христианами, потому что они не выглядели заинтересованными в распространении своей веры.
В 1612 и в еще раз, в следующем году, Иэясу издал эдикты, запрещающие христианство в Японии. Они не были исполнены, потому в 1614 году был выпущен еще один эдикт, велевший всем христианским священникам собраться в Нагасаки и покинуть страну. Также, Иэясу повелел разрушить все церкви, а японцам-христианам – отказаться от своей веры, в том числе и контингенту христианских воинов Хидэери в замке Осаки – на их знамени был изображен крест и обращения к святым. Иэясу умер летом 1616, но его сын Хидэтада был еще более суров, преследуя христиан и выкорчевывая веру силой. Японское христианство выжило лишь в Нагасаки, как тайная вера, передаваемая от отца к сыну.
Положение Европы в Японии было все более шатким. Кульминации ситуация достигла в 1637 году с восстанием в Симабаре. Замок Хара на полуострове Симабара на восток от Нагасаки стал центром восстания против двух местных дайме. Бунт принял религиозный характер, когда восставшие забаррикадировались в замке и подняли флаги с христианскими надписями на японском и португальском. Осада продолжалась три месяца. Тридцать тысяч восставших, включая женщин и детей, продолжали сражаться, даже когда стало ясно, что их дело обречено. После падения замка в 1638 году солдаты не пощадили никого.
Англичане прекратили торговлю еще в 1623 из-за плохого управления и низких доходов, но после восстания в Симабаре сегунат изгнал и всех португальцев. Когда в 1640 прибыло судно из Макао, то японцы сожгли корабль, обезглавили всех, кроме 13 человек, и отправили их обратно в Макао с посланием – не возвращаться. Япония продолжила торговать лишь с китайцами и голландцами, ограничив места торговли Дэдзимой, крошечным островом в бухте Нагасаки.
Режим Токугавы подкрепил этот запрет пушками в портах Японии. Впоследствии, в 1637 правительство постановило, что японцам под страхом смерти запрещено покидать Японию. Это оказалось неудобным для рыбаков, которых ветрами уносило в воды России или Китая. Власти наградили двух таких рыбаков, вернувшихся домой из России после многих лет пребывания там, пожизненным заключением – из милости.
Причиной изоляции Японии был не страх ее завоевания, а стремление удерживать в узде недовольных, вроде ронинов и тодзама-дайме. Сегуны Токугава делили дайме на три класса. Сами Токугава были первым классом, в то время, как фудай («исконные») дайме, бывшие верными Токугаве, образовали второй класс. Представители этих классов имели поместья в сердце Японии, от Мито (на северо-восток от Эдо) до Вакаямы (на юго-запад от Киото). Некоторые получили земли, чтобы быть надсмотрщиками за третьим классом дайме – тодзама, или посторонними дайме.
Этот третий класс состоял из князей, которые покорились Иэясу лишь после его победы при Сэкигахаре, где он победил вражеских дайме в 1600, успешно убедив некоторых своих врагов сменить стороны в переломный момент битвы. В их ряды входили некоторые самые богатые и могущественные дайме Японии, которые, как опасался сегунат, могли нанять иностранные войска или закупить оружие. Изолировав страну, они лишили тодзама доступа к ресурсам для восстания, особенно когда торговля с китайцами и голландцами была взята под прямой контроль сегуната.
Ронины – люди волн – были другой проблемой. Последствия битв при Сэкигахаре и Симабаре оставили многих самураев без господ. Как в случае с тодзама, правительство боялось, что ронины (особенно с юго-запада, которым было недалеко до иноземных торговцев в Нагасаки) призовут иностранцев помочь с восстанием. Чтобы предотвратить революцию, Токугава ввели сложную, но эффективную систему контроля. Согласно этой системе, называемой санкин котай, «поочерёдное прибытие на службу», каждый дайме должен был каждый второй год находиться в столице сегуната в Эдо, а в прочие года – оставлять заложников. Постоянные путешествия в Эдо и обратно, а также затраты на содержание, тяжело ложились на князей. Также, сегунат учредил чрезвычайно эффективную тайную полицию.
Сегунат ввел многочисленные правила для крестьян и воинов, влияющих на многие стороны их повседневной жизни – места проживания, платья, социальное взаимодействие. Два с половиной века эта система крепко держала Японию в хватке клана Токугава, хотя историки отмечают более 1500 крестьянских восстаний в этот период. Бакуфу (правительство) давило их безжалостно.
В 18 веке Япония вошла в долгие года стабильности. Но некоторое число ученых желало знать о внешнем мире, используя, в основном, то, что ввозили голландские и китайские купцы. В начале 1716 Ёсимуне, восьмой сегун Токугава, ослабил запрет на ввоз и изучение западных книг, но христианство запрещалось все так же твердо. Это привело к появлению небольшого числа японских специалистов по Европе и мировым делам, но знания, что они получали из вторых и даже третьих рук, восхищали одних и вселяли ужас в других. Некоторые книжники выступали за то, чтобы Япония открылась для торговли с иностранцами, сама строила торговые суда и искала рынки сбыта и колонии за морями, но такие были меньшинством, и за свои взгляды они часто попадали в тюрьму.