Посмотрел нашу "Кровавую Барыню", хотя изначально лишь потому, что в рекламе это выглядело сплошным фильмом ужасов. В итоге остался в легком недоумении, как это назвать. Плохим фильмом не могу, мне он понравился, не считая три последние серии. Хорошим тоже - слишком много не дотянули. Сойдемся на хорошем потенциале, растраченном в попытке подыграть всем зрителям.
Шестнадцатисерийнная история помещицы Салтыковой, надо признать, материал богатый, если делать не стандартный ужастик, а фильм-размышление. Уже тот факт, что суд над ней был во многом политическим процессом под пристальным вниманием императрицы Екатерины, позволяло развивать историю в любом направлении. Можно было попробовать представить, что же превращает человека в садиста: вседозволенность по отношению к бесправным холопам, что-то личное, наследственная патология? Можно было погрузиться в клубок политических интриг, пофантазировать, что Салтыкову частично демонизировали, как в свое время Влада Тепеша, если хотелось конспирологии. Наконец, можно было снять триллер-детектив, благо наши последнее время начали неплохо копировать стиль готики в историческом кино.
Авторы это понимали, но решили гнаться за всеми зайцами в лесу, чтобы не упустить ни одного зрителя. Убийства, кровь и пытки для любителей жесткого реализма "Игры Престолов"? С избытком. Эротические моменты и мелодрама любовного треугольника? Тоже получите. Стилизированный под готику триллер про маньяка-потрошителя? Мистика? Попытка просто передать быт того, как жили крепостные? Все это использовалось и на выходе получился настоящий винегрет, который совершенно сбивает с толку.
То, что фильм не исторический, а этакая легенда, режиссер предупредил сразу. Кроме того, здесь неплохая атмосфера, действительно страшные и тяжелые сцены бытового зла и очень хорошие актеры на вторых ролях. Нагнетание жалости к жертвам Салтыковой построено весьма умело, персонажи не одномерные и за них переживаешь. Вообще, фильм точно не вызывает равнодушия и перематывать серии желания не вызывает, что для наших сериалов огромный плюс.
Минусы можно разбирать долго, и не все из них критичны. Но я бы выделил три, которые сильнее всего бьют по восприятию. Это главная антигероиня, мистика и попытка привязать происходящее к разборкам Салтыковой и императрицы за общего любовника.
В первом случае, у меня нет никаких претензий к актрисе, сыгравший помещицу. Образ Салытковой, как его написали сценаристы, она передала, убедительно сыграв поехавшую на всю голову убийцу. Проблема в том, что нам так и не объясняют, кто же Салтыкова такая. Наследственно больная психопатка, которую просто нельзя было выпускать из монастыря, где она провела детство? Жертва многочисленной подлости и предательства в молодости, озлобившаяся и сорвавшаяся на всех? Одержимая в прямом смысле слова? Просто дитя своего времени, для которой крепостные в цене со скотом? Всего понемногу?
На последнее вроде бы делают упор авторы, пытаясь показать, что мотивом преступлений не всегда бывает что-то одно. Но это же и сильно бьет по попыткам то вызвать к ней жалость, то напротив, ткнуть в неадекватность. Салыткова убивает в припадках, не помня событий и тут же в полном сознании совершает еще более страшные вещи. Нам показывают, что она в какие-то моменты хочет и может быть другой, желает измениться, но получает, как специально, очередное предательство близких. А следом превращается в настоящую Миледи прямиком из Дюма, держа на крючке даже императрицу своими способностями к интригам. Наконец, когда в сюжет вдруг врывается ведьма, рассказывающая о сотне лет ожидающих её появления членах ковена, происходящее становится сплошной страшилкой.
Именно попытка приплести сюда темы религии и всякую чертовщину становится вторым серьезным минусом. Потому что сделано это, конечно, жутко, но сильно сбивает градус бытового зла. Окажись местная знахарка и по совместительству инициатор многих жутких событий просто хитрой старухой, затесавшейся к явно больной помещице и манипулирующей ей всякими бреднями - вышло бы лучше. Окажись это история про то, как две сумасшедшие нашли друг друга, тоже куда не шло. Но с какого-то момента линия ведьмы, словно сбежавшей из сериала про Салем, заставляет вообще забыть даже про попытки придать историчности, что сбивает восприятие. Ну зачем здесь вся эта ерунда с приворотами, порчей, видениями, масово всплывающими трупами (хоть не зомби, там был момент, когда я реально ждал, что мертвые встанут)? А потом и явный трэш, вроде кровавых ванн в стиле Батори, вырезания сердца своими руками и убийства крестьян уже в режиме нон-стопа. Не "Пятницу 13" же смотрим, вроде как.
Наконец, императрицу Екатерину в сериале изобразили редкостной дурой, которая ничего не может сделать с шантажисткой-помещицей, даже когда та обвинена и сидит у неё в тюрьме. Вообще вся линия с компроматом в форме письма, позволяющим диктовать Екатерине свои условия, на фоне вроде бы верно показанных нравов той эпохи выглядит клиническим бредом. Как и один из побочных сюжетов (крепостная девушка, рожденная от любовных утех барина, влюбившаяся в обеспеченного кавалера, спасенная им и под конец закончившая под венцом и с наследством) словно взят прямиком из "Рабыни Изауры".
Такие вещи убивают неплохой потенциал. Убивают не до конца: фильм остается очень мрачным, тяжелым, грустным, иногда с претензиями на серьезную драму и сильными актерами/персонажами второго плана. Для нашего кино это очень хорошая тенденция, если все же научатся делать нормальный сценарий - чего здесь, к сожалению, не замечено.