Последнее прочитанное (первое изданное), - «Призрак двадцатого века».
Сборник из шестнадцати (похоже, в зависимости от погоды издания число может меняться) рассказов, весьма свободно связанных общей темой. И призракам, и дани уважения ужасам (не только литературному направлению) двадцатого века, и даже самому призраку двадцатого века нашлось немало места на страницах. Однако сам автор заслуживает этого эпитета не меньше, - неизбежно сказалась дата рождения и тяжелая доза Кинга в детстве. Однако, сборнику предшествует на удивление толковое (хоть и несколько оверхайповое) предисловие писателяфамилиюкотогояпервыйразувидел, которое значительно лучше рассматривает вопрос источников вдохновения сборника и отдельных историй.
Больше всего удивило полное отсутствие рассказов с конструкцией, которую я привык считать классической: идея + емкое повествование + твист в самом конце (в идеале — в последней строчке), переворачивающий прочитанное с ног на голову. Кажется, Хилл даже где-то высказался по поводу дешевизны и банальности такого подхода. В любом случае, - все истории весьма прямолинейны, если они и пытаются создать пугающую атмосферу, то через углубление в психику персонажей и сюреалистичности происходящих с ними событий. Иногда это работает. Чаще, увы, нет. Стоит отметить, однако, что часть рассказов и не задуманы как обычные «пугалки» — порой это просто срезы эмоций, времени, литературы и идей, которые могут и затронуть, и совершенно пройти мимо цели, в зависимости от читателя.
Начав прошлый абзац понял, что мой любимый рассказ в сборнике — «Лучшие новые ужасы», - весьма интересным образом нарушает эту конструкцию, одновременно следуя ей. Получающийся в итоге мощный метосюжетный антитвист окупается историю именно потому, что и ты, и автор, и даже главный герой знают заранее, чем все должно закончиться, и почему все должно закончиться именно так, оставляя, тем не менее, глоток свежего воздуха, - свободный финал. (Почти)самый первый рассказ в сборнике, вроде бы даже самый простой, показался мне на голову выше агрессивно-слезодавительного «Хлоп Арта».
Приятное, весьма разнообразное чтиво практически на любой вкус, с вкраплениями действительно примечательных вещей.