Посмотрел благодаря знакомому «Соло», что на следующей неделе выходит в прокат, и остался доволен. После восьмого эпизода готовился к худшему, но фильм, как по мне, получился выше среднего. Он уступает «Изгою-1», но семерку и восьмерку легко оставляет позади.
Рецензия без спойлеров, чтобы не портить другим просмотр. Разумеется, все ИМХО.
Плюсы фильма
1) Картина раскрывает о Хане Соло все, что только могло вызывать вопросы после оригинальной трилогии. Как он получил свою фамилию (нет, она не настоящая) и где провел юность? Когда познакомился с Чуббакой и Ландо и почему один следует за ним всю жизнь, а другой при встрече упоминает про какое-то жульничество? Когда и при каких событиях стал владельцем «Сокола» и чем же уникален этот корабль? Что это за полет через Дугу Кесселя на рекордных скоростях и почему его постоянно упоминают? Наконец, где Хан заимел свой внушительный бластер и выучился принципу «стреляй первым»? Чем, наконец, занимался до встречи с Люком и Кеноби?
Все это и многое другое в фильме раскрыто. Отдельный плюс в том, что в новом каноне эти факты еще нигде не освещались. Знатокам расширенной вселенной будет интересно сравнить обе версии биографии известного авантюриста.
2) В фильме просто тонны фансервиса и к ЗВ, а и к фантастике восьмидесятых в целом. Музыка и пейзажи, панели управления и костюмы, сам сюжет – все это буквально собрано из культовых картин. Здесь нет той искусственности павильонов, что лично меня раздражала в приквелах с их нарисованными дроидами и слишком гладкими линиями. Здесь графика отлично соседствует с макетами и деталями, и смотреть как Хан переключает что-то на приборной панели одно удовольствие.
3) Сама по себе история простая. Никаких рассуждений о природе Силы, Избранном и поднадоевшей войне Империи и повстанцев. Просто ковбойское приключение об ограблении и доставке товара, поиске своего места в мире, дружбе, любви и предательстве. Почти каждый компонент предсказуем, но здесь это работает.
4) Актеры играют хорошо. Нынешний Ландо получился настолько харизматичным засранцем, что затмил оригинал. Чуи много, и он полноценный персонаж, а не тягаемый без особой пользы статист, каким его сделали в диснеевской трилогии. Были большие опасения насчет главного героя и Эмили Кларк, которую после роли Дейнерис вставляют, куда только можно (достаточно вспомнить её провальную Сару Коннор в пятом «Терминаторе»). С облегчением увидел, что подозрения оказались напрасными.
Нынешний Соло не всегда попадает в образ, но, ИМХО, это происходит тогда, когда он пытается играть сразу и под стиль Форда, и под персонажа. Естественно, даже у опытного актера такая задача вызвала бы немало проблем. Когда он отдается игре без всяких ориентиров, то вливается в роль так органично, что кажется, будто только Соло и играл всю жизнь.
Что же до Эмили, сыгравшей Киру, то актриса прекрасно создала типаж и сексуальной роковой красавицы прямиком из гангстерского кино, и экшен-героини, и «девушки Бонда», не затеняя Хана.
5) Любовная линия. Все мы понимаем, что история Хана уже написана, но это тот случай, когда мне после просмотра фильма захотелось, чтобы авторы переписали канон. Потому что, зная, как все грустно закончится у него с Леей и смертью от рук собственного сына, Кира и Хан выглядят просто идеальной парой. Их тянет друг к другу, они на одной волне, отношения не сиюминутные, а общее прошлое и увлечения действительно связывают. Видно, насколько хорошо они слажены даже на уровне мимики и взглядов. Да, сама по себе любовная история простенькая, но при этом поднимает весьма грустную мысль – единственное, что нам зачастую мешает, это наш страх самих себя.
6) Я опасался, что Дисней и Кетрин Кеннеди оседлают свой любимый конек, и от феминизма и агиток в фильме будет не продохнуть. Уж наличие дроида-женщины, борющейся за права роботов, давало повод предполагать худшее. Однако то ли атмосфера восьмидесятых взяла свое, то ли режиссер помнил, что главный герой все-таки Соло, но все прошло неплохо. Дроид прибабахнутая, но как присмотришься, вполне человечная, просто со своими тараканами. Женские персонажи остаются в рамках воительниц из классики космооперы, не превращаясь в ходячие карикатуры, как было в восьмерке. То есть такого убожества, как Рей, Холдо или Роуз здесь нет, а на отдельные неизбежные выверты политкорректности даже при моей раздражимости легко удавалось закрыть глаза.
Теперь о минусах.
Не то, что минус, скорее дело вкуса, поэтому без номера. Мне не понравилось привязывание сюда отсылок к повстанцам. То есть понятно, что герои грабят не кого-нибудь, а тираническую Империю, но для них это просто символ государства. Хотелось получить историю, не отсылающую к борьбе против режима, но все равно эта тема прозвучала. По мне – зря, не нужно превращать все фильмы в один и тот же одномерный конфликт. Или хотя бы стоило делать его сложным, как было в «Изгое-1» с террористами Со Геррера и неоднозначными повстанцами. Но это лишь мое ожидание.
1) Было ясно, что в сюжет вставят кого-то из известных персонажей для фансервиса. Не то чтобы я ожидал уровня Вейдера и Таркина из «Изгоя-1», но здесь выбрали крайне неудачного персонажа. Во-первых, потому что лично к истории Хана Соло он никаким боком. Во-вторых, в основном раскрыт лишь в мультсериалах (да и там скучен), и зрители, про них не знающие, скажут при появлении «что за…?». В-третьих, ладно бы ему дали что-то вроде эпического прохода Вейдера по коридору, а не просто появление. Такое ощущение, что задача стояла «а покажем кого-нибудь неожиданного, чтобы зрители удивились».
Может, поклонники этого персонажа и будут рады, или это хороший пример того, как фильм ссылается на мультсериал. Но подозреваю, что смотрящие только фильмы будут немного сбиты с толку.
2) Сам фильм оставляет ощущение недосказанной истории. Он - словно эпизод сериала, когда вроде бы все и раскрыто, а нет ощущения завершенности. Я знаю, что первых режиссеров сменили, но вообще не понял, кто какую часть снимал, если первые полчаса выглядят увлекательные финала. По-настоящему надрыва не ощущается, а тема «у кого же останется корабль» не может быть достаточно захватывающей, чтобы держать в напряжении. Мы и так знаем, что у Хана, и здесь процесс вряд ли интереснее результата. То есть если в «Изгое-1» концовка была драматической и в напряжении держала, то здесь словно к сиквелу готовились.
3) Сам образ Соло по задумке должен был претерпеть развитие от наивного везунчика до циничного контрабандиста. Однако, несмотря на все события, Хан похож на диснеевского Алладина (у него даже Абу свой есть – только большой) с элементами Робин Гуда. Он и на начало фильма прекрасно понимает, как на самом деле устроена жизнь, и в финале ничему особенно новому не учится. Все предают, надо стрелять первым и никому не верить? Хан в фильме не из тех, кто на эту тему переживает. К нему словно вообще не пристает грязь. И не удивительно, что Кире не по себе: её парень даже годы спустя настолько светел, что на его фоне собственное мутноватое прошлое глаза режет.
Понятно, что впереди еще десять лет, работа на Джаббу Хатта, но пока я не увидел реального очерствения Соло. Он был в начале фильма мечтателем, думающим больше о друзьях и девушке, чем о себе – но при этом видел и нищету, и войну, и одиночество, и криминал. Что он к финалу нового узнал? Усвоил, что надо стрелять первым и не звать в друзья кого попало? Так это он сразу понимал.
То есть когда Люк его встретил, создавалось впечатление, что из Хана золотое сердце надо долго выковыривать зубилом. А здесь он едва ли не самый порядочный, и уж куда честнее Ландо.
В общем, фильм меня порадовал. Он далеко не идеален, местами теряет темп повествования, ощущается сшитость сюжета. Вроде бы напрашивается на сиквел, но не оставляет для этого в жизни Хана серьезных белых пятен. Однако приятно, что на фоне скатившейся лично для меня на самое дно диснеевской трилогии сольные фильмы пока смотрятся достойно.