Итак, у меня наконец-то дошли руки прочесть Маскарад 5 редакции. Дальше все ИМХО.
Вступление выполнено по традиции, в виде разных художественных заметок и весьма неплохое. По крайней мере, Волки не стали создавать шрифт, который невозможно рассмотреть. Минус в том, что никакой новой информации там нет. Её вообще мало – собственно, о мире мы знаем не больше, чем было в превью. Камарилья оказалась колосом на глиняных ногах и потеряла власть, Саббат умчался искать на Ближнем Востоке древних, но при этом спрятался так, что его все боятся. Анархи, естественно, рулят и тянут на роль авторских любимчиков. Вторая Инквизиция всех гоняет веником, поскольку вобрала в себя все, что раньше было в Проекте «Сумерки» и обществе св. Леопольда.
Что мне не понравилось, так это дальнейший формат страниц. Пару абзацев на страницу: пиши они его нормально, могли бы вдвое меньше листов сделать. Хуже шрифта только фото. Я понимаю, что они собрали каких-то страшненьких моделей, делали многое в цвете, отлично поработали с дизайнерами костюмов. Но это как экранизации аниме: большеглазые девочки в кино смотрятся совсем не так мило, героические позы выглядят нелепицей. МТ лучше оставаться условной стилизацией, и когда начинает фотореализм, это местами банально или уродливо.
Наконец-то прописано время существования Каина - это 12 тыс. лет до н.э. К сожалению, все остальное касается тех вещей, что мы уже читали, или раскрыто общими фразами. Мир и метаплот пока видятся очень смутно. Кланы на рисунках выглядят как парад косплееров, укравших в магазине одежды все, что под руку попалось, а их титульные арты вызывают боль. От фото бабули-доминантки на странице 105 мой мозг чуть не лопнул. Это, по-вашему, стильно?
Клановые недостатки не равны друг другу и сами описания многих кланов тоже однобоки. Представлены только семь кланов, каитифы и тонкокровные.
Механика вроде простая, и от превью не отличающаяся, но на каждое простое правило придумано какое-то усложнение. Например, почему нельзя сказать, что десятка идет за два успеха? Нет, две десятки считаются 4 успехами, три – 5, а четыре – 8. Зачем мне это запоминать???
Боевка стала больше похожей на грязный бой из Хроник Тьмы: тут у нас противоположные проверки, а не пляски, кто кого атаковал первым. Урон упростили: теперь у нас незначительный (баш+летал) и агравва. Убить вампира совсем непросто. Даже если все заполнено аграввой, он только в торпоре, так что пока вся партия не ляжет, никто не умрет. Социальный бой представляет ту же самую боевку для разрешения социальных конфликтов и позволяет наносить урон обеих типов Силе Воли.
В создании персонажа теперь выбирается архетип, каким вампиром он будет, распределяющий дополнительные точки. Мы не раскидываем больше точки ни на что, просто выбираем из перечня значений: один атрибут 4, три по 3, четыре по 2 и один по 1. Остальное точно так же, по выверенным авторским шаблонам. Много элементов из других систем, вроде совместного прописывания карты котерии со всеми её неписями. Даже типы котерии мы выбираем со своими бонусами и штрафами.
Голод вроде немного переписали, хотя это все равно очень переусложненная, как по мне система, зависящая от случайности, а не от того, питался ли вампир. Человечность и убеждения, как писал раньше, с принципами и духовным ростом имеют мало. Зато выпитая кровь имеет резонанс, вешающий разные бонусы. Тоучстоуны превратились в сокровища, с которыми надо носиться, как с дорогим хрусталем – какой смысл создавать персонажей, которых сама механика подбивает любого противнику убить?
Дисциплины выглядя местами очень читерскими. Еще прибавлена целая груда опциональных правил и советов.
В целом трудно пока что-то определенное сказать. Как заплатку к предыдущей редакции это можно было бы по частям утащить. Но как начало новой страницы МТ и самостоятельная игра она больше напоминает сборник разных правил и советов.