Scion

Форум Все оттенки Тьмы

Расширенный поиск  

Автор Тема: Scion  (Прочитано 65151 раз)

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1150 : 25 Сентября 2019, 08:20:36 »

Отрывок из пантеона Галлии. http://theonyxpath.com/nemetondevos-scion-mysteries-of-the-world/
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1151 : 02 Июля 2020, 08:07:22 »

Прочитан Компаньон для второй редакции, представляющий собой сборник советов для Рассказчика. Дальше ИМХО. Про рисунки не пишу, не хочется вспоминать.
Первая глава связана с построением своего сеттинга. Это неудивительно, учитывая, что довольно мутное "все мифы правдивы, боги и существа известны людям, чудеса реальны, но повседневная жизнь в целом такая же" понравилось далеко не всем. Книга предлагает четыре оси (Жанр, Теоцентризм, Титаномахия, Незаметность), состоящие из пяти уровней (Железо, Бронза, Героика, Серебро, Золото), чтобы настроить желаемый сеттинг для игры. Каждый уровень не только служит общей рекомендацией допустимого, но и меняет какие-то правила в механике.
Жанр отвечает за акцент на событиях, превращая историю от детективного процедурала в приключенческое кино, блокбастерный боевик, комикс или эпическое фэнтези. Соответственно, возможности совершать чудеса и получать бонусы кардинально меняются - в детективе боевка практически не играет никакой роли, магия бесполезна, а все решает сообразительность, в то время как в комиксе надо злодейски хохотать, рассказывая пленному врагу свой план и швыряться грузовиками, получая на это бонусы.
Теоцентризм показывает, насколько значима роль пантеонов - от варианта, при котором космология завязана лишь на одни мифы, а других богов не существует (мертвы, маски для основных божеств аки Нептун/Посейдон или же вообще не боги, а ангелы или демоны) до ситуации, когда все мифы одновременно истинны. К сожалению, промежуточные варианты, показывающие, что одни пантеоны выше других, довольно однотипны - авторы не смогли растянуть пять уровней на то, что укладывалось в три.
Титаномахия показывает роль Титанов. На минимуме они в плену, убиты или вообще не существуют. и война ведется между пантеонами. При иных уровнях это лишь идея для людей, заточенное зло, тайные кукловоды или завоеватели, открыто посылающие в бой армии чудовищ со своими генералами-Потомками.
Незаметность отражает степень секретности. На минимуме это вводит в игру Парадокс, зеркальные измерения из Доктора Стрейнджа, стирающую память людям Судьбу и прочие вещи, больно бьющие за попытки раскрыть миру правду. На дальнейших уровнях это тайные сообщества и боги, хранящие Маскарад, тот маловразумительный мир по умолчанию или же полная теократия, где Потомки правят государствами, а солнце может не взойти утром, если его таки проглотил ночью Апоп.
В целом, шкалы неплохи, кроме непродуманного Теоцентризма, но мне кажется, что попытка подгонять уровни к пяти эпохам Геродота были неуместны - стоило бы просто прописать множество разных параметров, чтобы сделать идею интересной. Более того, самые занятные идеи авторы высказывают за пределами шкал - например, что человечество заключено в компьютерной симуляции, а боги - системные админы, или что герои - новый эволюционный этап, в то время как боги - псионическая манифестация коллективного бессознательного.
Вторая глава раскрывает культы... ну, как раскрывает. Приписав им несколько числовых характеристик на подобии Конспираций в Хрониках Тьмы и перечислив несколько общих советов, на том все и заканчивается.
Далее идет третья глава, посвященная дополнительным пантеонам, их космологиям, титанам, магии. Перечислены Лоа (Барон Самеди все такой же няша), Галлы, Персы а также еще пригоршня божеств. В принципе, просто конверсия первой редакции.
Четвертая глава дает советы по созданию своей магии и сил, а также построению пантеона на примере единственных богинь, у которого нарисованы сиськи техномагической Атлантиды.
Пятая глава приводит довольно детальные правила создания артефактов.
Последняя, шестая описывает правила конверсии персонажей из первой редакции во вторую.

В целом, с одной стороны книга неплохая: хорошая сама по себе идея конструктора сеттинга (пусть и с довольно бедной реализацией, любой мир с ней не построишь), механика создания артефактов и сил, дополительные пантеоны. С другой большая часть этой информации была в первой редакции, а читать то же самое, только подправленное под актуальную повесточку довольно скучно.
По сути, авторы прямо расписываются, что дают конструктор, а не мир с метаплотом, и косвенно признают, что их вселенная по умолчанию шита белыми нитками. Механика же, как и изначально, очень простая в основе, но при навешивании кучи дополнительных правил и попытках брать элементы из Фейт, читается тяжеловесно. Сама книга воспринимается легко, первую главу прочел даже с большим интересом, но сказать, что это действительно богатое на идеи приложение лично мне сложно.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1152 : 08 Сентября 2020, 06:23:52 »

Бегло прочитана Титаномахия, руководство антагонистов для Потомков. Что особенно приятно, книга создавалась с учетом еще не вышедших тиеров игры за полубогов и богов, а также кроссовера с Драконами, так что содержит немало новой информации, незнакомой по первым двум корбукам.
Она начинается с ответа на ключевой вопрос: что же такое Титан? Если в первой редакции это были первозданные стихийные силы, то нынче их роль занимают Изначальные. Сами же Титаны – просто божества, имеющие темное Призвание (Тиран, Разрушитель, Чудовище) и желающие кардинально изменить мир. Их цели могут быть благими, и у половины они таковыми являются, – исцелить Землю, победить смерть, построить справедливое общество, - однако методы достижения всегда экстремистские. Богов устраивает их место в нынешнем мироздании – по крайней мере, устраивает настолько, чтобы не пытаться перекраивать вселенную под свои нужды. Титаны же хотят перемен любой ценой.
Это полностью меняет привычное противостояние, делая зыбкой границу между союзником и врагом. Вчерашний Титан может завтра стать божеством, если пересмотрит свои взгляды. Озлобленный бог способен превратиться в Титана. Книга приводит примеры Титанов каждого пантеона, кроме Ориша и Лоа, которые вместо этого выдают целую лекцию на тему того, какое расистское слово – Титан, и как это напоминает колониализм и расчеловечивание врагов. Негритянский пантеон единственный верит в необходимость взаимопонимании и мира с Титанами, но в той форме, как это описано, воспринимается то ли стебом над толлерантностью, то ли полными идиотами.
Следующая глава рассматривает построение сюжета с участием Титанов, используя систему шкал из Компаньона. Весьма приятно, что авторы все больше отходят от идеи своего несуразного мира и вновь возвращаются к конструктору – большинство сюжетом основаны на эпике, меняющей повседневную жизнь. Книга предлагает большой перечень существ, порожденных Титанами, их сил и новых Уловок, а также возможность играть Потомками Титанов. Последние представляют собой нечто близкое к вигилантам и прочим сомнительным личностям, для которых честные методы борьбы не являются самоцелью. Некоторые, впрочем, отличаются от обычных героев лишь темными желаниями, которым постоянно сопротивляются.
Дальнейшая глава содержит примеры различных историй с участием Титанов и их слуг. Завершается она альтернативной системой нарастающих в ходе сюжета разрушений: землетрясений, рвущейся реальности, паники и иных вещей, которые подчеркивают приближающуюся кульминацию.
В целом книга оставила хорошее впечатление: авторы стали думать больше про игроков, а не о продвижении своих политических идей, показали темную сторону любого экстремизма, включая радикальную борьбу за экологию, слепую терпимость и феминизм.  Новая концепция Титанов делает конфликт более приземленным, но и одновременно понятным, а перечень разнообразных сил и существ пригодится в любой игре.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1153 : 12 Декабря 2021, 12:00:16 »

Задумался тут: а несет ли дублирование схожих типажей божеств в разных пантеонов какое-то игровое преимущество? То есть, понятно, что разные пантеоны отражают разные культуры, и сходство богов, отвечающих за общие сферы деятельности ожидаемо. И везде можно найти своего чудо-кузнеца, патриарха-правителя, богиню любви и деву-воительницу. Но для игры так ли нужно, чтобы действовало полторы сотни богов, а не несколько десятков, разбитых именно на разные типажи и просто надевающих разные Мантии в разных культурах?
Пропадет противоречие между пантеонами? Но Мантии, основанные на представлениях людей, все равно будут вынуждены действовать по своей роли, создавая должный хаос. Напротив, хаоса будет еще больше, когда твой союзник сегодня в Мантии твоего врага.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Holod

  • Ветеран
  • *****
  • Пафос: 84
  • Сообщений: 8927
  • Мистер Внимательность
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1154 : 12 Декабря 2021, 12:31:12 »

   А так ли уж это будет иметь значение?

   Если и вправду исходить из того, что Мантии будут действовать по-разному, иногда преследуя диаметрально противоположные цели и демонстрируя диаметрально противоположные личности, то что реально даст философствование (инюниверс) про то, что где-то там, в эмпириях которые даже выше богов, в мире Платоновского Абсолюта все боги это Суть Одно?
   Если учесть, что мы все равно будем общаться с Масками, по-моему это не даст ничего.
Записан
Наше воображение не в состоянии показать нам то, чего не существовало бы хоть где-то...

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1155 : 12 Декабря 2021, 14:06:48 »

Облегчит восприятие и сэкономит место, если не прописывать каждую маску, а просто указать, что в разных культурах бог будет отличаться, воплощая разные аспекты своей сферы. Так ли нужны для проведения игры именно изучения описаний всех ключевых богов пантеонов на половину корбука и на две дополнительных книги руководства?
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Holod

  • Ветеран
  • *****
  • Пафос: 84
  • Сообщений: 8927
  • Мистер Внимательность
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1156 : 12 Декабря 2021, 16:50:39 »

   Ну, для начала боги и пантеоны разных культур все же слишком отличаются.

  Да, на определенном уровне упрощения их всех можно грести под одну гребенку. Есть некое квази-клановое объединение высших сущностей, зачастую иерархичное, с четким разделением ролей и подотчетных сфер общества/природы/концепций. А поскольку во всех уголках мира есть аткие штуки как Небо, Вода, Солнце и так далее, то очевидно, что эти сферы в разных культурах будут повторятся. И можно подумать, что сказать, что Рекйден и Тор суть есть одно, поскольку и тот и тот "заведуют молниями".
   И если все оставлять на таком попсово-дилетантском уровне, то проблемы вроде бы и вправду никаких.

   Но по своему опыту скажу, на примере создания тех же Терезы или Селесель, что если прописываешь персонажа хорошо, стараешься изучить вопрос, почитать что-то про культуру и религию исходник, на этом уровне остаться невозможно. Ты закапываешься в в тонкости всего этого язычества и начинаешь понимать, что все НАМНОГО сложнее и не так уж и похоже, как казалось.

  Где-то сильно разнятся концепции загробной жизни. Где-то сферы отвественности разных богов перетасованы между ними совсем уж в непохожем порядке. Где-то личности богов и их сферы поменяны местами.

  Да. иногда эквивалент одного бога в разных культурах найти можно. И сказать, что Перун, Тор и Рейден это скорее всего один персонаж, потому что что-то общее в их образах можно найти (при этом намеренно проигнорировав отличия) и от этого плясать. Но таких подходящих под уравниловку богов на самом деле не так уж и много. Всем найти эквиваленты не выйдет. А там где ты попытаешься натянуть ситуацию, чтоб стало похоже, не обойдется без субъективщины, и последующих за этим споров.

    На самом деле авторы уже пытались в такой подход. В первой редакции. Когда они взяли за точку отсчета греческий мифос, Титанов и концепцию "двенадцатипрестольного пантеона" и натянуть это на все остальные пантеоны. И как я и сказал, на простеньком уровне данженкроула, с беганьем за монстрами и побежданием титанспаунов это еще как-то худо бедно работало. Но при малейших попытках покопаться в исходных мифах, хотя бы для вдохновения, такая стройная картина мира вдруг начинала разваливаться и порождать кучу вопросов.  Потому что очень сложно заставит потенциальных игроков всех оставаться на одном уровне вживания в сетинг.

Твое же предложение, с подгребанием вообще всех богов под одну гребенку, это еще более мастабное изменение, требующее еще более серьезного напильника. И неизбежно породящее еще большее количество шероховатостей и несостыковок.
Записан
Наше воображение не в состоянии показать нам то, чего не существовало бы хоть где-то...

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1157 : 26 Июня 2022, 16:05:57 »

Свежая книга "Полубог" для второй редакции начинается с шокирующего откровения, меняющего все восприятие Мира. Оказывается, все боги были героями, причем не факт, что когда-то давно. Когда кто-либо достигает божественности, Судьба переписывает историю и память пантеонов и человечества, словно его религия, поступки и его влияние распространялись веками. Это значит, что какая-нибудь Гера могла стать богиней ровно вчера, и Судьба спроецировала её действия на тысячи лет назад.
После такого поворота не удивительно, что герои хотят стать богами, однако путь этот куда сложнее, чем в первой редакции. Когда раскачанный до 4 Легенды персонаж совершает что-то эпическое, ему дается выбор - оставаться героем дальше или начать путь полубога. Последнее представляет собой контракт с Судьбой: герой либо станет богом, либо погибнет в процессе.
Чтобы достичь божественности, недостаточно просто совершать героические подвиги и качать Легенду: персонаж проходит искания, обретая и теряя вернейших спутников, встречая злейщшего врага, отдаляясь от мира смертных и проходя инициацию смертью. Все это нужно, чтобы помочь сформировать его Мантию - будущий божественный образ.
Мантию можно делать самостоятельно, но куда проще воспользоваться Мантией погибшего полубога - многие смертные герои вроде короля Артура и Гильгамеша были ими. Подражая поступкам предшественника, герой преуспеет там, где тот проиграл.
Еще один вариант - получить Мантию существующего бога, но он не лишен проблем. Можно ослабить божество, вынуждая его выступать против своей Мантии, а самому, напротив, быть идеальным воплощением этой роли. Если Судьба видит, что Арес хуже соответсвует Мантии, чем претендент, то да здравствует новый Арес. Правда, в процессе придется прикончить оригинал или принудить его сбежать в прочие Мантии. Кстати. убитый таким образом бог переродится героем и начнет свой путь по возвращению утраченного - более того, можно и играть таким свергнутым богом. Кто сказал, что ваш персонаж в прошлой жизни прежде не был Осирисом, которого скинули с божественного трона?
Второй вариант взять чужую Мантию, если воевать не хочется - попросить. Это самое простое, особенно если отношения с небесными родственниками хорошие, но что дано, то может быть отнято в любое время. По факту, это феодальный вассалитет, и богам выгодно дарить свои слабые Мантии, получая зависимых исполнителей.
Еще можно слиться с божеством, чуть-чуть изменив его коллективную личность и обогатив своими силами. Некоторые выбирают такой путь как альтернативу гибели в случае неудачи, а некоторые верят, что именно это и называется истинной божественностью.
Также первая глава расписывает испытания для разных Призваний, этапы обретения божественности и проблемы с человечеством на этом пути. Герои и так страдают от лишней популярности, а для полубогов слава становится весьма опасной - Судьба привязывает к ним целые группы, места и организации.
Также Ониксы не могли не начать за здравие, но закончить за упокой, описывая символизм покалеченных богов. Разумеется, идея, что отдать глаз или руку за мудрость и силу - это нормально на пути полубога, вполне логична. Но когда на несколько страниц идет рассказ о том, что всех инвалидов надо называть альтернативными определениями и не исцелять их без всеобщего согласия, потому что инвалиды - они не травмированные, а особенные и одаренные... ну, чего вы ждете от этой студии в эти времена?
Вторая глава описывает пять новых пантеонов: Месопотамии, Инков, Полинезии, Монголии и Славян. Детально вычитывал лишь последние, и уровень понимания чужой культуры у Ониксов остался примерно на том же низком уровне, как и в девяностых. Титан Черт, загробные Рай и Пекло в Нави, которую местами называют Явью, взятая у Геймана Заря, сторожащая космическое зло, Сварог как Ктулху, который правит потомками во снах и который, пробудившись, разрушит старый мир - в общем, клюква не достигает размаха первой редакции, но по-прежнему внушает. Подозреваю, с прочими пантеонами не лучше.
Третья глава говорит о создании персонажа. Полубоги получают вагон и тележку бонусов: их последователи и существа почти неубиваемы, их артефакты эпичны, их Уловки, Блага и Чудеса позволяют двигать горы и дарить любимым звезды. Появилось новое Право Рождения - Святилище, напоминающее логово Бестий - телепортация в разные места и и миры прилагается. А еще можно привязывать себя Судьбой к артефактам, Неведомым Землям, божественным реальностям, легендарным созданиям и лично богам.
Чтобы жить медом не казалась, авторы вводя пул сопутствующего урона, причем и для героев тоже. Суть его в том, что чем больше открытой магии применяется, тем выше этот пул. Когда он достигает десяти, Рассказчик совершает бросок, и его результаты показывают, сколько вокруг машин и задний повреждено и сколько невинных людей пострадало. Да, это тот же Парадокс, хотя игрокам предлагается решить, использовать ли эту механику или ограничить разрушения лишь косметическими эффектами вроде убегающих людей и изменяющихся ландшафтов.
Еще предлагается ввести дайсы Господства - это дайсы иного цвета, которыми можно заменять часть любого пула. Если бросок успешен и на них выпал хоть один успех, происходит нечто невероятно хорошее. Если бросок неудачен и на них не выпало ни одного успеха, происходит нечто ужасное. Вкупе с размахом действий Судьбы, все это намекает полубогам, что пора валить с Земли-Матушки.
Куда валить, отвечает следующая глава. описывающая Подземный Мир. Вчитываться в это тяжело, потому что одна Вальхалла отныне место для всех борцов с несправедливостью, поэтому полна трасгендерами, неграми и арабскими протестантами. Остальное же, если честно, и читать не хочется, кроме разве что Вуали - слоя для атеистов. Последние получают просто шикарные условия, если предпочитают всю вечность заниматься обычными делами и материализовывать любое свое желание, при этом не в силах навредить друг другу. Видимо, так авторы намекают. что их драгоценные "аутэнтичные" религии вовсе не такое уж благо?
Новая глава описывает монстрятник: тварей и их свойств немало, так что здесь никаких претензий быть не может. Не менее интересно приложение, посвященное Хранителям Мира. Это тайная организация богов, которая мечтает оборвать все контакты между Землей и иными реальностями и оставить людей без влияние небес и Титанов. Включает в себя она пеструю команду в лице Имхотепа, Геракла, Кузнеца Вейланда и богини запретных удовольствий и грязи Тлахоцеотль, которая, увы, больше не косит под доминатрикс и проститутку, а просто жрет дерьмо - буквально. При этом если план Хранителей удастся, они останутся единственными богами Мира, что мотивирует игроков, замученных пантеонами, внедриться если не ради великой и благой цели, то ради личной выгоды.
В общем, книгу можно назвать весьма удачной, потому что механически и в плане идей она действительно обширна и полезна. Вечные же закидоны студии можно игнорировать, хотя, как верно заметил в переписке Холод, мифологические части лучше перепиливать напильником под себя, потому что понимание Ониксами чужих религий по-прежнему обрывочное и приправленное нынешними трендами.
« Последнее редактирование: 26 Июня 2022, 18:54:06 от Руслан »
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Dick

  • Новичок
  • *
  • Пафос: 1
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1158 : 09 Июля 2022, 01:33:17 »

Теперь если все боги - это бывшие герои, то значит, что у первых героев не было предков в виде богов, а из этого следует, что на самом деле становление героев полубогами, а затем и богами - не откат к своей божественности, как могло показаться ранее, а развитие человечности, что бы это ни значило в данном случае. К тому же, это меняет значение границы между отпрысками и другими людьми на случайно условную. И, продолжая эту идею, можно предположить, что и титанам, аналогично тому как боги по сравнению с полубогами, уместно оказаться следующей за богами ступенью развития. И это поменяло бы мотивы. Если раньше титаны стремились откатить мир, а боги удержать его, то теперь бы боги все еще хотели бы удержать мир, но титаны были бы за его прогресс, что, кстати, сделало бы их интереснее.
Записан

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1159 : 09 Июля 2022, 06:27:56 »

Да, идея второй редакции плавно трансформируется с каждой книгой от подчеркивания равенства и многообразия культур до субьективности восприятия правды. Если боги способны оказаться кем угодно, их легенды могли возникнуть лишь вчера, а сами они могут незаметно замещаться новыми полубогами, то любая религия становиться лишь отражением правды, далекой от оригинала. 
Вопрос про первых героев, видимо, будет напрямую связан с грядущей книгой Драконов, которые некогда правили миром, пока боги не переписали прошлое, лишив их места в истории. С Титанами же вышедшая Титаномахия уже провела четкую границу: богов устраивает мир как он есть, где можно незаметно играть человечеством в шахматы и где о них знают достаточно, чтобы не дать небожителям раствориться в стихиях, но недостаточно, чтобы связать Судьбой. Титаны же - попросту те радикальные боги, которые следуют своим хищным инстинктивным позывам и хотят изменить мироздание - часто к лучшему, но болезненно для окружающих. Поэтому бог может легко превратиться в Титана и наоборот, это лишь вопрос мировоззрения.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1160 : 27 Ноября 2022, 14:50:49 »

Потомки: Дракон, возможно, являются попыткой отойти от ставшего тесным для автором сеттинга второй редакции. Не выстроенный толком мир, который каждому предлагается настраивать самостоятельно, желание отразить как можно более точно культурные особенности язычества и при этом адаптировать мифологию под современные политкорректные трактовки, нежелание трогать какие-то темы вроде монотеистических религий, потеря единой позиции по тому, что вообще такое титаны, очевидно, загнали линейку в тупик. Выпустить еще одну книгу про богов после книги про людей, Потомков, полубогов и титанов можно и нужно. А вот двигаться глубже в этот мир  – некуда, все основные силы наперечет, остается лишь их вечный конфликт.
Видимо, поэтому и приходится изменять правила, введя третью силу в лице Драконов (а четвертой - Великих Древних, которые тоже вышли отдельной книгой и частью линейки, да я о них никак не напишу). Впрочем, к Драконам у меня как раз претензий нет, они написаны интересно, представляя собой достойное развитие идей Бестий и Нескованных из Хроник Тьмы.
Как гласит эта книга, первыми обитателями Земли были именно бессмертные драконы. Они не творили жизнь, но когда та возникла, вложили в неё свои силы, тем самым создав древние народы. Драконы считали их своими детьми, но относились каждый по своему – одни опекали, другие охотились, время-то было первобытное.
Потом появились люди, а с ними боги и Судьба. И боги рассказали Судьбе свои истории о том, как они создали мир сотней разных способов. Это переписало историю, древним народам в этом места просто не находилось, и они исчезли, будто никогда и не существовали, или бежали в Неведомые Земли. Сами же драконы получили настоящий вывих мозга – они помнили версию богов и при этом сохранили свои воспоминания одновременно.
Связано это с тем, что у драконов коллективная память, и судьба не имела над ней власти. Поэтому с одной стороны каждый дракон знает, что мир был создан без всяких богов, а мифы – ложь. С другой, он одновременно помнит, что все, о чем говорит мифология, происходило на его глазах. Авторы тут же сделали вставку и успокоили игроков, что это лишь мнение драконов, поэтому ни в коем разе не может означать, что мифологии врут. Возможно, это драконы поехали крышей. Или правда намного сложнее. Или вообще все - одновременно правда, что является лейтмотивом линейки.
После переписывания истории боги обратили внимание и на самих драконов. Поскольку те были силой сами по себе, а значит угрозой их могуществу и людям, было принято решение этих существ обуздать. Либо дракон принимал Судьбу и становился частью пантеона как бог или титан, либо он уничтожался. Как результат одни смирились, другие пали – но многие спрятались. И, скрываясь, начали тысячелетнюю тайную войну с целью расколоть пантеоны, отомстить за своих детей и вернуть себе то, что у них отняли.
Чтобы действовать в мире людей, драконам нужны Наследники. Это их аналог Потомков – люди, ведущие свой род от одной из древнейших смешанных родословных и одаренные памятью дракона. В одном случае дракон изучает потенциального Наследника, тайно подкидывая ему разные задачи, а потом пробуждает спящую в его крови силу. В другом варианте в Наследнике оживает давно погибший дракон, и через видения наставляет его. В результате хоть так, хоть этак получается драконий герой, которого сами драконы используют как шпиона, диверсанта и орудие для своих скрытых целей.
Главный конфликт Наследников и их отличие от Потомков в том, что слугам драконов надо обрести себя. У Потомков все просто: тебя одарили за потенциал, и Судьба обеспечит этому потенциалу возможность себя проявить. Есть монстры титанов, их надо бить, есть люди, их надо защитить. Есть боги, которые с одной стороны твоя семья, а с другой та еще заноза в заднице. Есть время на свои проекты, и пока ты не претендуешь на небесный трон и не ломаешь всем божественную и земную политику, ты сам себе хозяин. Хочешь – просиди себе скромным героем родного городка и получишь свой памятник на главной площади и хорошее посмертие.
А  Наследники, прежде всего, работают на драконов. Их выбрали для определенной цели, им посылают видения, ими движут как пешками, их награждают за успешную работу. И очень важно понять, в какой момент в этой работе начинаешь терять себя, и когда цели дракона вступают в полное противоречие с твоими убеждениями. Тем более драконы разобщены, интригуют друг против друга точно так же, как против всех остальных, слишком независимого или сильного Наследника могут и убрать от греха подальше… в общем, все это напоминает отношение неонатов и тысячелетних вампирских старейшин. Я бы даже сказал, старейшины более вменяемые, потому что не помнят благодаря коллективной памяти, что все мифы правда и неправда одновременно.
Драконы, а с ними и Наследники, разделены на Стаи – аналог пантеонов. Стаи, по словам авторов, союзы идеологические, но по факту привязаны к религиям, потому что содержат примеры драконов четко из определенных мифологий. В отличие от пантеонов они не подразумевают личную связь драконов или родство – это просто общая цель.
У нас имеются Драксы – последователи матери драконов Тиамат. Боги её убили, за что Драксы мстят им, сея хаос, где только могут. Есть Йока – твари, предпочитающие насыщать свой голод и амбиции и больше других чтящие старые времена с их «ты или добыча, или хищник». Есть Линдвормы – искатели древних знаний, уничтоженных цивилизаций и тайн драконьей эпохи. Есть Лонги – желающие  занять место богов как правителей человечества.  Есть Нага – те, что связывают Неведомые Земли и смертный мир, и желающие вернуть в реальность их обитателей. Наконец, есть Змеи – защитники дикой природы и мудрые наставники. Каждый дракон Стаи создает Наследников для достижения этой цели, только вот как её достигнуть, у каждого свое единственно верное мнение.
Само же создание персонажа от героев отличается не слишком. Легенды нет, но есть её аналог, зависящий не от того, какие великие деяния ты совершил и какие истории о тебе рассказывают смертные, а от эффективности и неприметности сделанной работы. Есть шкала, напоминающая гармонию Оборотней из Хроник Тьмы, но с противоположным смыслом: Наследник постоянно колеблется от одного конца, на котором он становится воплощением целей Стаи, до другого, где он преследует личные интересы и связан с человечеством. Каждый имеет свои бонусы и не имеет штрафов, так что держать баланс, в отличие от правил линейки оборотней, не выгодно.
У Наследников есть свои Уловки, из которых можно собирать драконью форму, в которую Наследник может перекидываться. Им доступна магия, отражающая типично драконьи умения вроде власти над стихиями и полета. Среди Дополнений такие нужные вещи как логова с различными бонусами для себя и штрафами для гостей, так и сокровища, включающие в себя все от денег, знаний и связи до артефактов и более эфемерных концепций.  У них есть коллективная память, в которую можно погружаться, черпая временные бонусы и подсказки. Поскольку игра шпионская, они могут использовать различных пешек в лице смертных и не совсем смертных существ. И Судьба над ними практически не имеет власти - куда опаснее просто засветиться в глазах богов тем, что тебя послал кто-то чужой, лезущий в их планы.
Завершает все это хороший монстрятник и подробное, хоть и знакомое по Нескованным изложение принципов шпионского жанра, на котором можно строить хроники. Ониксы ради разнообразия ударились в повесточку лишь в примерах сплошь состоящих в меньшинствах персонажей, хотя логично, что сами драконы да и их Наследники вряд ли могут сильно думать в рамках нормы.
И пока что мне эта часть линейки Потомков показалась самой обширной в плане возможностей, хотя мифологически крайне узкая. Скорее всего, потому, что не подразумевает ни навязывание культурных особенностей чужих мифов, ни ожидания героизма. Наследник может быть тайным защитником человечества, справляющимся там, где Потомки потерпят неудачу. Он может быть самой настоящей бестией, живущей по древним законам. Он может быть верным агентом, убивающим того, на кого укажет дракон. Или может быть умным стратегом, предлагающим лучшие способы достижения поставленной цели. Здесь я действительно увидел игровой выбор, а возможность объявить любую мифологию лишь пропагандой и деконструировать её добавляет простор для переписывания сеттинга. Так что, совершенно не вписываясь в тесную линейку второй редакции, со своей собственной позиции Драконы мне показались куда более интересными, чем вся эта неудавшаяся вселенная, где сами авторы не могут решить, о каком сеттинге пишут.
« Последнее редактирование: 27 Ноября 2022, 15:38:03 от Руслан »
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1161 : 04 Декабря 2022, 16:04:07 »

Второе дополнение для Потомков, вводящее новую сторону конфликта, посвящено не много, не мало, а Мифам Ктулху. Потомки: Маски Мифоса сразу же вызывали у меня сомнения – каким боком героический сеттинг к идее космического ужаса? По логике, в таких историях положено сходить с ума, сражаясь с неодолимой силой, которую можно лишь сдержать, но не победить. А у нас тут боги, Судьба и стремление сделать мир лучше прет из всех книг. С другой стороны, Драконов же смогли написать действительно интересно, почему бы с Мифосами не попробовать.
Но нет, две хорошие книги подряд – для Ониксов слишком сложно. Потому что руководство начинается со вступления, где подробно изобличается Лавкрафт. Говорится про то, что он расист, сексист и заядлый ксенофоб, что его идеи популярны у неонацистов, что Мифы Ктулху толком не его заслуга, а множества продолжателей, и что мы побеждаем Лавкрафта, строя современное толерантное общество.
У меня нет никаких вопросов по фактам: да, Лавкрафт был тем еще фруктом даже по меркам времени написания. Да, он писал о злобных ниггерах, мигрантах-культистах и ведьмах, разрушающих старую добрую Америку. И популярность Мифов и впрямь во многом основана на книгах продолжателей. Даже Дерлета, который перелопатил все на христианский лад, можно поблагодарить хотя бы за то, что он создал издательство «Аркхейм-Хаус» и тем самым запустил рождение межавторского Мифоса.
Я не спорю ни с чем из этого, но можно писать предупреждение не как лекцию для школьников? Например, просто указав на абзац, что убеждения Лавкрафта – это его субъективные взгляды, и игроки должны строить истории на том, что объединяет, а не навешивает расовые и прочие ярлыки. Тем более все продолжатели давно это и делают. Вступление в худшем стиле Ониксов сразу подпортило мне настроение, хотя говорило формально все верно. Вопрос лишь в том, как это преподносится.
Затем идет речь о Великих Древних и Мифосе в целом. Любимая фраза авторов – они иные. Не злые и не добрые, а просто другие. Могут быть понятными, но при этом обладают какой-то жутковатой безуминкой и нелогичностью в мелочах или по крупному. Но главное – они не враги. Не надо строить истории о том, как злой Мифос напал на добрых людей. Если Цвет из Иных Миров опустился на поле, он просто опустился и пьет жизнь, чтобы затем улететь. Если Ми-Го построили шахту, они просто улей пчел, делающие свое дело, а не собирающиеся никого захватывать пришельцы.
Это тоже формально верно, только вывод-то напрашивается такой – судите по поступкам. В мире Потомков, где полно всякой странной твари, и впрямь винить кого-то за щупальца глупо. Логичнее смотреть, кто из этих созданий просто странники, случайно посетившие наш мир и собирающиеся его скоро покинуть, а кто – угроза. И первым логично помочь, а вторых сдерживать, изгонять или если вариантов нет, уничтожать. Но книга нам вообще запрещает судить, ведь это расизм. Мифос надо уважать за то, что он иной.
Мельком проскакивает мысль, которая могла бы стать отличной идеей. Дескать, Мифос – сила перемен, толкающая людей, которые с ним столкнулись, адаптироваться, вылезти из скорлупы своей повседневности. И Потомки Мифоса – именно те, кто должен следить, чтобы перемены эти прошли максимально безболезненно. Чтобы и волки сыты, и овцы целы. Уберечь людей от Мифоса, а Мифос – от атаки людей, на которые он жестко ответит.
Но это работает, только если признать, что Мифос сильнее богов и Судьбы, и обычным героям с ним лучше не сражаться, потому что победа потянет на пиррову. Тогда такая медиаторская роль Потомков Мифоса логична – и впрямь, если ценой за истребление тварей станет появление еще более опасных тварей, лучше понять, что этим тварям нужно. Найти им огражденное местечко в стороне и доказать местному народу, что придя с вилами и факелами, с ними же и уйдешь, только в тебя воткнутыми. Но, конечно же, авторы не могут признать, что всякие реальные мифологии слабее творчества Лавкрафта. Поэтому Мифос не надо трогать, потому что они – иные.
Дальше идет пантеон Великих Древних, половина описаний которых прямо говорит по их угрозу и опасность для человека. И тут же указано, что их Потомки умиротворяют Древних, оберегая мир. Так мы играем в некую версию неиспорченных Баали, которые ради общего жертвуют отдельными людьми? Тоже нет – оберегание заключается в выполнении разных странных ритуалов. Но почему тогда этим не могут заниматься обычные герои? В чем исключительность Потомков Мифоса?
Следующая глава пытается нам на это ответить. Во-первых, происхождение Потомков Мифоса – это чаще всего невольное присоединение к пантеону Древних. То есть Древние берут уже готовых чужих Потомков и чисто случайно, даже без своего и их прямого желания связывают с собой. Причиной такой связи становится жажда героем новых сил и безразличие к источнику их получения. Остальные варианты вроде наделения и родителей-богов тоже остались, хотя и всегда хоть немного, но отличаются от традиционных способов.
Затем нам сообщают, что Потомки Мифоса получают вместо одного - два дайса Моментума из всех источников, но зато все их неудачи и провалы несут какие-то искажения для мира. От чисто декоративных, до медленно нарастающего прорыва иномировых тварей.
- Но позвольте, - хочу спросить я. - Это же классический проклятый герой, который вынужден страдать из-за своего дара. Разве не должен герой Мифоса мечтать, чтобы эта связь разорвалась, и стать как все? Он же для нормальных героев сплошное ходячие бедствие.
- Ни в коем случае! - отвечает мне книга. – Этот герой понимает, что он иной, и потому защищает всех иных. Вот, глянь, у нас все готовые персонажи сплошь оберегают меньшинства.
Почему нельзя быть обычным героем, защищающим меньшинства, из которых и так состоит вся вторая редакция, книга не говорит. Как и про то, нормально ли считать, что геи и какие-нибудь шогготы – одно и то же по угрозе или по нужде в защите. Читаем дальше.
У Потомков Мифоса есть черта, называемая Бдительностью. Она является аналогичной Легенде, но не подменяет её, а качается параллельно. И в ходе игры можно выбирать, повысить себе Легенду или Бдительность. Это, кстати, для хроники скорее минус, чем плюс: получается, что один игрок превращает подвиги в Легенду и должен стать полубогом, а второе качает Бдительность, сидя на Легенде 1. Ведь и то и другое повышается не за опыт, а за эпические сюжетные деяния, которых раз-два и обчелся, что создаст в итоге очень разнородную партию. Если во второй редакции Потомки развивались благодаря этому одинаково (все выполнили сюжетный эпический квест и получили +1 Легенды), то сейчас все откатилось к проблеме первой редакции.
Пункты Бдительности можно вкладывать и тратить на Уловки и силы Мифоса. Еще с их помощью можно разрывать Узы Судьбы кого угодно с кем угодно, кроме себя самого. Последнее, по идее, должно превращать Потомков Мифоса в главное оружие богов и героев – за их услугами обязана выстраиваться очередь, что из текста не следует.
Уловки же, архетипы и прочие силы сделаны настолько злобными, что даже титанические Потомки кажутся на их фоне няшками. Для создания антагонистов часть отличная, но что она делает в главе создания игровых персонажей? Мы же вроде говорили о иных, а здесь почему-то возникает впечатление, что Потомки Мифоса – это те герои, что жаждут темной силы любой ценой. Пункты Бдительности, кстати, можно восстанавливать, становясь на время проводником воли Древних – открывая им врата, вытворяя странные вещи или страдая от безумных видений.
Тут я совсем запутался, кем же мне предлагают играть? Защитником? Монстром? Кем захочу? Нет, это у Драконов кем захочу, а тут словно нелогичность Древних пропитала всю книгу, превратив в набор несвязанных идей.
Затем идут главы про Неведомые Земли, огромное количество артефактов и монстров, подробно описанные города из книг Лавкрафта – в общем, все отлично, если бы не ощущение, что герои с их богами тут вообще лишние. Я не вижу не всей этой мути про современное язычество на каждом шагу, ни вмешательства других богов, а монстрятник написан так, чтобы его использовали только как таблицу целей. Серьезно, даже у Глубинных убрали жажду земных женщин и соответственно какие-то чувства со своими земными культистами – теперь это просто желающие жрать людей монстры. Если вставить все эти главы в книгу обычных героев, даже сомнений не возникнет, что эту нечисть нужно перебить как можно скорее.
Наконец я нахожу описание построения сюжета. И узнаю, что надо определиться, а вообще сколько Мифоса будет в моей хронике, есть ли там все это. Минутку, так это альтернативка, а не дополнение к сеттингу? В Драконах мы не с чем не определялись, мы принимали третью силу со всеми её правилами.
Истории предлагается строить на тайне, на вторжении в типичные героические сюжеты чего-то непостижимого. Но зачем для этого вообще Потомки Мифоса, если это можно обыграть и так? Все эти загадки, конечно, вещь интересная, но по описаниям возникает ощущения, что либо Мифос в истории будет не пришей кобыле хвост, либо Потомки станут сеять хаос всюду просто в силу своей природы, либо уйдут в совершение зла во имя зла под оправданием «мы иные, нам можно». Нет, в этом своя прелесть есть, но серьезно, это же не книга, это черновик из идей.
Увы, но поставив во главе повесточку, то самое желание доказать, что быть иным круто и это прощает все, что ты творишь, Ониксы сломали действительно стоящие идеи. Можно было оставить идею медиаторства, выступая стражами чуждого мира, который богам и Судьбе не победить, но от которого можно что-то полезное взять, если смотреть непредвзято. Можно было провести границу между Потомками, которые стараются минимизировать невольный ущерб, считая себя проклятыми и борясь с собой, и  теми, кто упивается властью над новыми опасными силами ценой людских жизней. К сожалению, тут даже не напильник нужен, а бензопила, чтобы превратить все это в какой-то цельный сеттинг.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…

Руслан

  • Адепт Оттенков
  • Ветеран
  • *
  • Пафос: 368
  • Сообщений: 23708
  • Таких, как я, больше нет. Я один в своем роде...
    • Просмотр профиля
Re: Scion
« Ответ #1162 : 27 Мая 2023, 06:47:13 »

Книга Царства Магии и Тайн для Потомков 2 редакции, скажу сразу, мне не понравилась. Притом, что тема могла бы быть интересной, остро ощущается исчерпание идей и повторение одного и того же. Например, все, что нам рассказали про Неведомые Земли, было в сжатом виде в кробуке, и никаких новых дополнений и механик я не получил. Примеры самих Неведомых Земель, конечно, многочисленны, но на удивление скучны – даже как источники вдохновения они слишком ожидаемы и лишены изюминки.
Что касается традиционно плохого арта, который обычно выглядел так, будто Ониксам рисуют мигранты за еду – все стало еще хуже. Подозреваю, что художники умерли от голода и были реанимированы некромантией, потому что размазанный дешевый фотошоп хочется забыть уже в момент просмотра. Содержание же забыть еще проще – оно полно описаний ни о чем.
Книга с первых страниц пытается доказать, что играть в Неведомых Землях – здорово. Во-первых, потому что можно не забивать голову последствиями поступков в реальном мире (и, читая между строк, вообще не задумываться, как их нелепый сеттинг работает). Помогайте кентаврам отбить вторжение монстров, свергайте тирана, поработившего каких-нибудь эльфов – в общем, вот вам высокая фэнтези, приключайтесь. Поскольку Судьба в Неведомых Землях не действует, с превращения в Полубога персонажам лучше на Земле бывать визитами или вообще не бывать, чтобы не создавать проблемы себе и другим.
Неведомые Земли, как и в корбуке, делятся на четыре типа. Странные Места – просто участки реального мира с аномалиями. Обычно возникают там, где либо велика популяция мифических созданий, либо активно действуют могущественные сверхъестественные силы. Тем не менее, это часть мира, вроде леса с разумными животными, куда можно войти и выйти без проблем.
Срединные Земли – это фрагменты мира, целиком вырванные из реальности. Возможно там долго жил бог или же страхи и надежды людей соединились в них, или это части прежнего мироздания времен Драконов. Там законы реальности могут быть любыми, хотя в целом Срединные Земли тяготеют к отражению аспектов физического мира и человеческих грез. Войти и выйти в них можно через врата, имея нужный ключ – поступок или вещь, открывающие путь.
Подземный Мир создавался для душ мертвых, хотя населен и собственными обитателями. Иные Земли – порождения концепций судьбы и пантеонов, в общем, небеса. Вторая редакция, однако, делает очень размытыми грани – какой-то дом божества, близкого аспектам жизни, будет Срединными Землями, а обитель пантеона – Иными Землями. Чувствовалось, что авторы хотели вернуть идею трех Умбр, но сделали это на редкость неумело.
В целом все Неведомые Земли показаны как отторгаемая реальность, что снова подчеркивает – Ониксы не знают своего сеттинга. Какой смысл было изначально рассказывать, будто нелюди живут среди смертных, чтобы потом убеждать, будто их избыток вытесняет часть мира?
Что касается населяющих их существ, то авторы привычно начинают распинаться: знакомые образы нелюдей – это маргинализация, антисеметизм, расизм, и вообще плохо. Не используйте стереотипы, и пусть ваш гном будет щедрым весельчаком-лидером. С одной стороны, понятно, что если мы говорим о расах, делать их все копиями одного образа действительно глупо. С другой-то стороны, за каждыми мифами стояла конкретная идея, и существа вели себя так ради морали истории или каких-то культурных основ. Если все это выбрасывать, то разница между существами будет в наборе сил и внешнем виде. В общем, повесточка снова забила логику ногами.
Сами описания Неведомых Земель, из которых книга состоят, мне показались скучными. Пара интересных моментов вроде Сколоманса, – школы демонологии, - тонут на фоне стандартных вещей вроде небесного города, библиотеки с тайнами всех миров и подземной реки, по которой проплывает солнце. Уникальных механик почти нет, а разжевывание возможных конфликтов, целей визита и общих описаний местности отдает водой ради воды.
Так что то ли эта книга рассчитана исключительно на новичков, которые знакомятся с сеттингом, то ли сами авторы уже не знали, про что в линейке писать, но я не могу назвать её нужной. Все, что необходимо знать про Неведомые Земли, вполне раскрыто во всех предыдущих книгах, а эта даже не вызывает желание в неё вчитываться.
Записан
Среди горьких и странных песен, среди рухнувших старых лестниц, задыхаясь от новой боли, унося слезы сердца в море, остывая, как скалы ночью, поседев, как травы обочин, ты идешь от осени к лету, от заката идешь к рассвету… Остальное, поверь, не нужно, отвернись от беды минувшей, посмотри на цветы живые, твои раны – не ножевые, твое горе – не соль морская, жизнь твоя – не чаша пустая…