Посмотрел первые три вышедшие серии "Воспитанных волками" - десятисерийной фантастики от Ридли Скотта. Пока впечатления самые положительные: разочаровавший совершенно невразумительным "Чужой: Завет", режиссер смог наконец-то вернуться ко всем своим любимым идеям и спокойно рассказать их так, как желал. А что любит Ридли Скотт? Андроидов, поиски Бога и человечности и колонизацию неведомых миров - все то, чем наполнен сериал.
Согласно сюжету, в будущем на Земле вспыхнула война между митраистами, поклоняющимися богу Солу (техно-религиозные фанатики с замашками инквизиции) и атеистами (не меньшие фанатики, готовящие с детства из детей универсальных солдат). Митраисты создали боевых андроидов, которые и решили исход войны - правда, победа вышла Пирровой, планета и практически все люди уничтожены. Проигравшие атеисты успели поймать и перепрограммировать двух андроидов, вручили им последний корабль, эмбрионы и отправили в космос с заданием найти новую планету и возродить цивилизацию. Митраисты вместе со своими семьями улетели с умирающей Земли на исполинском корабле-ковчеге.
Андроиды, называемые Отец и Мать отыскали планету, где попытались растить детей в духе рационализма, отвергающего веру. Из шести детей под их опекой выжил лишь один мальчик Кемпион. В это время планету находит корабль митраистов, движимых пророчеством - в новом пустынном мире одинокий пророк поведет их и построит новый лучший мир. Только Мать вовсе не собирается отдавать своего последнего воспитанника чужакам...
Из такого зачина мог получится довольно банальный сюжет про злых фанатиков-людей и добрых андроидов, однако Ридли Скотт сумел выжать отличную драму с отсутствием развешивания ярлыков.
Отец и Мать - машины, и сюжет никогда не дает об этом забыть - они руководствуются программой, но доходят до той грани, где между симуляцией эмоций ради задания и самими эмоциями нет разницы. Мимика и пластика актеров, вынужденных изображать нечеловеческих существ сделаны с тщательным вниманием к мелочам - эта пара стала главным украшением сериала. Создать одновременно трогательных, страшных своей жестокостью, запрограммированных и глубоких персонажей редко удается, но здесь Ридли Скотт сумел. Я был полностью покорен актерской игрой уже на первом умершем ребенке, когда Мать, не умеющая нормально выражать человеческие эмоции, находит ближайший аналог, чтобы передать свою реакцию - воем потерявшей детеныша волчицы.
А еще здесь есть двое атеистов, которые с помощью пластической операции сменили внешность, чтобы попасть на ковчег, убив людей, облик которых скопировали. Только у тех на корабле сын, и самозванцам пришлось стать ему родителями - им, которых с детства натаскивали без жалости убивать всех митраистов. А вот девочка с корабля митраистов, которую в криосне насиловал священник и которая теперь беременна и мечтает избавиться от ребенка - но Мать, для которой важен каждый сохраненный ребенок, не позволяет ей аборт. И многие другие, от людей, которые просто хотят выжить, до тех, кто считает глупостью доверять андроидам возможность играть в родителей, потому что это боевое оружие, в любой момент способное слететь с катушек. Режиссер не говорит, кто прав - с каждой стороны омерзительные персонажи соседствуют с вызывающими симпатию, возможное существование бога Сола и польза от религии соседствуют с уничижительной критикой веры, и даже Отец и Мать временами кажутся главными антагонистами в своем понимании машинной заботы.
Сумеет ли Ридли Скотт не потерять эту высокую планку в следующие семь серий? Хочется верить, потому что сериал пока кажется лучшим из того, что я увидел в этом году. И если это финальный проект мастера, подарившего нам когда-то "Чужого", "Бегущего по лезвию" и "Гладиатора" (в таком возрасте, увы, надо любую картину воспринимать как возможную финальную работу), то остается надеяться, что он станет его разговором по душам со зрителем - о том, как легко мы за всей враждой забываем о детях.