Герметический Орден Золотой Зари
Герметический Орден Золотой Зари, пусть и взявший очень много от Вольных каменщиков, сам является исключительно закрытой тайной организацией. Если верить рассказу его основателей - оккультиста С. Л. МакГрегора Мэтерса, медика доктора Уильяма Роберта Вудмана и коронера Уильяма Уинна Уэсткотта [1] (все они принадлежали к братству масонов) - история организации способна посрамить самые изощренные выдумки. Все трое были видными членами Английского общества розенкрейцеров (АОР, SRIA - Societas Rosicruciana in Anglia). Это общество, как и большинство прочих орденов Розы и Креста, имело благородные (по рассказам) цели и сомнительное происхождение. Группа, о которой мы ведем речь, утверждала, что их деятельность инициирована и ведется с дозволения неких непогрешимых (и, вероятно, мифических) “тайных Глав Континента” и направлена на установление в Англии истинного Ордена Розенкрейцеров.
Некоторое время эти три джентльмена по сути были лидерами английского отделения АОР, и в этот период они, по собственному утверждению, обнаружили некий зашифрованный манускрипт - то ли в масонской библиотеке, то ли в книжной лавке, то ли в поместье недавно почившего их собрата, масона-оккультиста. После чего троица заявила, что в криптограмме - откуда бы она ни взялась - они распознали систему кодов, использовавшуюся в герметических манускриптах XV века, и успешно расшифровали документ. Результатом, опять же по их словам, стали наброски основ ритуальных практик некоей оккультной группы, называвшейся Die Goldene Dammerung, или “Золотая Заря”. Обрывок бумаги, найденный вместе с манускриптом, нес на себе имя фройляйн Анны Шпренгель, одной из уважаемых старейшин розенкрейцеров Старого Света, живущей в Германии. Затеяв переписку с фройляйн Шпренгель, трое джентльменов получили от нее разрешение на создание английской ветви давно забытого, но, учитывая обстоятельства, самого что ни на есть “розенкрейцерского” ордена Золотой Зари. Заручившись дозволением от рыцарей Розы и Креста с континента, новорожденный Герметический Орден обосновался в Лондоне и открыл там храм Изиды-Урании.
Основатели общества желали, чтобы их детище стало последним в долгой череде перевоплощений традиции розенкрейцерства, направив все ресурсы и силы предшественников на накопление магического могущества. Во имя достижения этой цели орден Золотой Зари затеял, пожалуй, наиболее амбициозный проект из всех, когда-либо выдвигавшихся знатоками оккультных наук: они задумали собрать и скрупулезно, с научной точки зрения, исследовать и слить воедино все герметические дисциплины, создав стройную, элегантную и систематическую схему обучения новичков независимо от их исходной подготовки и дарования. Базовый учебный курс, доступ к которому был открыт и мужчинам и женщинам - были бы у них способности - и имел целью наделить ученика силами в его стремлении к конечной цели: осознать чудесную искру внутри себя и соединить ее с божественным началом окружающего мира, изучить и разгадать истины жизни, и в конце концов с помощью собственного прогресса и полученных откровений возвысить все человечество. Они нацелились на создание организованной системы просветления ради того, чтобы привести всех людей к Свету, не больше и не меньше. В общем, планы были наполеоновскими.
Основатели Ордена Золотой Зари - умелые и знающие оккультисты. Мэтерс, к примеру, обладает острым, порой интуитивным пониманием принципов церемониальной магии и герметизма в целом. Без этих его качеств, а также эрудиции, монументальная задача создания рабочей системы инициации, затрагивающей все аспекты герметических искусств - астрологии, алхимии, Каббалы, таро, нумерологии, гностицизма, неоплатонизма, енохианской магии [2] - отняла бы десятки лет, ведь всё это сложные, многогранные дисциплины, а Герметический орден изучает их все наряду с техниками азиатского мистицизма, ведовством и многим другим. Тем не менее всего за несколько лет система обучения из десяти ступеней обрела форму; в ее основе лежало каббалистическое Древо Жизни и содержала как курсы обучения для каждого этапа, так и церемониал перехода с одной ступени на другую. Подготовительная работа для того, что могло бы считаться наиболее значительным трудом по мистике всех времен была проведена весьма быстро, но притом на высоком уровне: если эти господа создали именно то, на что рассчитывали, они были подлинными гениями.
Орден Золотой Зари, открыв свои храмы в Лондоне, Эдинбурге и Париже, за короткое время привлек в свои ряды множество весьма одаренных и целеустремленных уроженцев Запада, практиковавших магию. Среди посвященных были богачи и влиятельные персоны, ученые и священники, аристократы, торговцы и простолюдины, и все они желали посвятить себя старым преданиям, взойдя к ним по вновь проторенной тропе. Для своего общества они не искали ничего, кроме совершенства, и жаждали открыть саму природу истины и всей жизни. те немногие, кто знал об Ордене Золотой Зари, оставаясь вне его, как один были поражены размахом и качеством созданной в нем системы. Мадам Блаватская из Теософского общества (о котором мы поговорим позже) даже разрешила членам своей организации нарушить запрет на приобщение к другим оккультным школам ради обмена информацией между двумя братствами; она сотрудничала с Орденом, позволяя его последователям почерпнуть от ее, вне всякого сомнения, несравненного для представителя западной цивилизации знания исконной магии Востока. Кроме того, очень быстро появились подражатели Золотой Зари - например, общество Ритуалов Эона.
Многие тайные сообщества гордятся своими собраниями книг и документов, а также знанием самых мелких деталей магических обрядов. Немало и таких, чьи последователи утверждают, что постигли герметические искусства, научно обосновали и улучшили их. Однако Герметический Орден Золотой Зари не знает себе равных в этом деле. Его члены сумели развить каждый шажок вперед: любой успех всякого ученого, до чьих работ они смогли дотянуться, был учтен и вложен в экзерсисы организации. Не желая просто подражать техникам прошлого, Орден подхватывает каждое прозрение, каждое открытие, активно исследуя и развивая всевозможные новинки и методы обучения оккультным практикам. Система этого братства - наиболее полная, понятная и всеобъемлющая из когда-либо разработанных, и в распоряжении Ордена имеется самая полная библиотека оккультных материалов, в том числе созданных всеми известными, без исключения, сообществами.
Возможности
Герметический Орден Золотой Зари являет собой именно то, чем он задумывался и создавался, независимо от каких-либо нестыковок в истории его происхождения и создания. Его члены талантливы, целеустремленны и весьма увлечены своим делом. Очевидно, для тех, кто жаждет обрести влияние и могущество в среде герметистов, эта организация - самый лакомый кусок как в Европе, так и в обеих Америках. Легко предположить, чего способны достичь самородки Золотой Зари под руководством существ, которые сами суть вместилища сверхъестественных сил, состоящие из некогда живой плоти, ведь кое-кто из них был не понаслышке знаком с герметической историей Запада.
Для тех Сородичей, кто желает натренировать своих учеников или потомков в Тауматургии, во многом напоминающей герметизм, орден станет настоящим “шведским столом”, полным отлично образованных, дисциплинированных и волевых субъектов. Очевидно также, что для искателей магических знаний из числа нежити Золотая Заря станет явным и наилучшим выбором. Могут даже найтись вампиры, которые пожелают сами пройти все десять ступеней посвящения ордена - просто потому, что согласны с его целями, либо по собственным мотивам. С другой стороны, если кто-то имеет врагов среди практикующих ритуальную магию - например, членов клана Тремер - то “овчинка” в виде подрыва деятельности братства, которое, без сомнения, обхаживают враги, наверняка будет стоить выделки.
Рассудительные Сородичи Камарильи осознают все преимущества разоблачения и развенчивания всевозможных медиумов и спиритуалистов. Маскарад набирает силу тогда, когда все сверхъестественное кажется бреднями. Вот и вообразите, каким неверием переполнится общество, как будут смеяться люди, если самый передовой и умелый оккультный орден века будет выставлен сборищем мошенников, лгунов и шарлатанов. Все легковерные получат весомую оплеуху, а Камарилья извлечет из этого немалую собственную выгоду.
Тайны
Истинные корни Ордена Золотой Зари - зашифрованные манускрипты и их происхождение, существование фройляйн Анны Шпренгель и изначальной Die Goldene Dammerung, даже правомерность утверждений Английского общества розенкрейцеров о наследовании подлинных традиций сообществ Розы и Креста - все эти истории рассказывались и перевирались, опровергались и подтверждались так много раз, что ныне лишь основатели организации знают, что на самом деле к чему. Действительное положение дел известно, пожалуй, лишь доктору Уэсткотту, который и обнаружил таинственный документ. Мэтерс, который расшифровал содержимое бумаги и составил на его основе систему Золотой Зари, вполне мог выдумать все сам либо с помощью своих коллег. Это вполне могла быть и мистификация, созданная тремя джентльменами ради придания своему детищу ауры благородства. Некоторые люди могут верить любой версии происхождения ордена, не обращая внимания на то, что они видят и слышат. На деле же обнаружить истину крайне трудно. Ведь существует (среди прочих вариантов) немалая вероятность и того, что происхождение Герметического Ордена Золотой Зари в точности таково, как рассказывают его основатели.
Если же отставить в сторону гордиев узел, который представляет собой история организации, то ее тайны окажутся сугубо мирскими и обыденными. Трое основателей ордена далеко не всегда бывают вместе и давно уже вступили на путь трудно скрываемых разногласий и даже вражды. Особенно этим отличается Мэтерс, многим кажущийся автократичным и эгоистичным хлыщом и без конца ссорящийся то с одним, то с другим членом братства. Простой жизненный факт, который, правда, в ордене почитают за страшную тайну, состоит в том, что какими бы возвышенными и альтруистическими ни были цели группы людей, сами ее участники зачастую чутки, обидчивы и наверняка не чужды своих недостатков. Пусть вся доктрина Золотой Зари достойна уважения, но ее основатели, да и многие члены организации несовершенны и принадлежат к субкультуре, гордящейся своенравием и внутренней силой. Требуются определенные усилия, чтобы весь механизм функционировал без сбоев, и потому возникновение всевозможных конфликтов и противостояний - лишь вопрос времени.
Судьба
Герметический Орден Золотой Зари останется недосягаемой вершиной среди магических орденов вплоть до 1900 года, когда организация перестанет справляться с раздирающими его изнутри борьбой эго отдельных членов, межличностными конфликтами и политическими дрязгами. После нескольких десятков лет напряженного существования и расколов орден прекратит свое существование. Несколько отколовшихся от него групп продолжат дело Золотой Зари под новыми именами (мы упомянем лишь некоторые): Стелла Матутина, Альфа и Омега, Ордо Темпли Ориентис - но все это лишь фрагменты некогда могущественного Ордена. До нынешних дней бытует мнение, что братство было уничтожено своими же покровителями, таинственными хозяевами внутреннего, скрытого герметического ордена; причиной расправы стало то, что члены организации чересчур быстро докопались до сути многих секретов, или же их стремление распространить повсеместно герметические знания.
Несмотря на крах ордена как единого целого едва ли после десяти лет превосходства надо всеми, Золотая Заря так и осталась самым масштабным и влиятельным герметическим предприятием всех времен - и единственным оказавшим влияние на общие принципы инициации. Система, созданная отцами ордена, использовалась практически всеми группировками, отколовшимися от него в начале XX века, и стала источником вдохновения либо объектом исследования многих других, основанных позже. Орден можно превозносить или ненавидеть, однако он дал миру человека, которого называют величайшим умом герметизма, одним из самых влиятельных мистиков XX столетия - Алистера Кроули. Он и его секретарь Израэль Регарди [3] опубликовали книги, содержавшие ранее засекреченные практики и техники Ордена Золотой Зари - вероятно, чтобы открыть всему человечеству силу посвященных. В начале XXI столетия эти материалы все еще доступны и популярны и превратились в стандарт современной герметической науки, став основой для многих тысяч самозваных инициаций и самостоятельного изучения традиций герметизма - а ведь именно таковы и были изна-чальные цели Ордена Золотой Зари.
Братство Венценосных близнецов Тайернмаса
Общество Венценосных близнецов Тайернмаса является - вернее, являлось раньше - группой археологов, фольклористов и лингвистов благородного происхождения. Эти господа обратили объединившую их страсть к постижению нового на изучение доримских бриттов, от которых, как утверждается, вели род их собственные семьи. Они составили новую, весьма притягательную группу, посвятившую себя исследованию и практикованию обрядов древних кельтских друидов. Имя своей организации они взяли от мифического короля из легенд [4] - достаточно дикой и мрачной личности, чтобы дать всем осознать степень увлеченности общества постижением старых обычаев. Таковы, по крайней мере, были изначальные мотивы Общества Князей Тайернмаса - спонтанного детища фольклориста-любителя сэра Роберта Стрэхана; он полагал, что его творение станет способом избавления от забот, возможностью убить время для кучки школяров, в общем, более приземленным и практическим занятием, чем странствия, раскопки, лекции и копание в библиотеках, занимавшие предыдущие годы.
Поначалу им было непривычно воссоздавать церемонии и ритуалы, которые до этого они лишь изучали и вышучивать в разговорах - все эти блуждания по засеянным нивам в балахонах, с посохами и прочей ерундой. Однако они продолжали свои встречи, и через некоторое время обряды друидов открылись для них с новой стороны, стали подспорьем, необходимым им для активного продолжения исследований. На следующий год братство опубликовало первый номер собственного научного журнала о друидизме, и тогда уже его члены стали считать себя последователями религии друидов, а не просто увлеченными почитателями.
Стрэхан стал называть себя традиционным для друидов почетным титулом “оллав” [5] и уже как Оллав Стрэхан преобразовал свое детище в религиозный друидский орден с собой самим в качестве Верховного Друида. Обретя новый смысл существования, Князья Тайернмаса удвоили свои усилия в областях археологии, академических знаний и мистики, выискивая исторические локации и факты, способные укрепить их познания в друидизме. Выставки и музейные показы весьма обширной коллекции археологических находок ордена, а также представления его членов, изображавших обряды друидов, обеспечили группе как хорошую репутацию, так и небольшой, но стабильный приток новых учеников. В несвойственном ему агрессивном порыве Оллав Стрэхан принял участие в выставочном туре по провинциальным школам, в ходе которого ввязался в теологический спор с пожилым англиканским епископом, получая то одобрение зрителей, то их непонимание своей идеи о том, что друидизм есть всего лишь честный и открытый ответ на потребность человечества в вере. Оседлав волну публичных выступлений и исполнившись энтузиазма, сообщество Стрэхана занялось своим пока что самым масштабным проектом: исчерпывающим геомантическим [6] описанием графства Клаван [7] с помощью традиционных кельтских методов. Участки земли, где обнаруживались в ходе исследований места силы, предполагалось выкупать у их владельцев и обустраивать там во славу своего ордена природные заповедники и святыни друидской культуры; в самом мощном из таких мест члены организации планировали выстроить круг мегалитов и алтарей в традиционном стиле. Таковы были намерения Князей Тайернмаса, по крайней мере, изначальные.
Нынешнее состояние дел в сообществе - теперь называемом Братством Венценосных Близнецов Тайернмаса - изумляет и самого Оллава Стрэхана, и его друидов как своей абсолютной невероятностью произошедших событий, так и последовавшей за ними необыкновенной удачей и охватившем всех причастных чувством братства и единения. Другой Князь - некто Роберт Дансирн, наместник Демборо, второй по старшинству в ордене после Стрэхана и его церемониальный брат - оказался неправдоподобно похож на Оллава внешне; он часто поговаривает, что, наверное, сами боги позаботились о том, чтобы свести линии их судеб к судьбоносному дню их встречи.
Все случилось на третьей неделе обследования графства Клаван: именно тогда поиски Князей увенчались куда более богатым уловом, чем они сами того желали. Они уже заполучили или еще вели переговоры обо всех клочках земли, которые присмотрели, и для Оллава Стрэхана линии силы и приметы местности были так же очевидны, как слова в объявлении.
Нечасто такая группа энтузиастов, как Князья, встречает другое сообщество последователей старых обычаев, блуждающих по мрачным лесистым уголкам сердца страны. А вот Князьям встретилась банда грубых шотландцев, которые, вступив на священную землю, преклонили колени и воздали Оллаву почести, не зная даже, кто вообще есть этот чужак - событие важное и своевременное. Ведь никто, пожалуй, уже и не помнил, кто такие были эти оллавы. Когда же шотландцы привели в рощу своего предводителя - деревенского языческого вождя, правда, явно благородных кровей - он оказался удивительно похожим на Стрэхана внешне, как брат-близнец, да и звали его тоже Роберт. Все присутствующие сочли такие совпадение не иначе как знаком свыше.
Братство Венценосных Близнецов Тайернмаса осело в графстве Клаван, сделав своим домом разваливающееся поместье - господский дом и кучку прилепившихся к нему деревенских лачуг и хозяйственных построек; основное здание занимает вершину холма, откуда открывается отличный вид на плавные перекаты равнины Мойслит [8]. В поле возле рощи друидов теперь поставлен круг камней, а с другой стороны от нее - широкое полукольцо менгиров. И круг, и менгиры украшены идолами богов Братства. Самый большой из них - золотая статуя покровителя Венценосных Близнецов, горбатого Кромма Круаха [9], темного бога плодовитости и урожая. Остатки жертв и подношений, оставляемых у этого идола с просьбами о большем доходе в будущем сезоне и об удачном вложении капиталов Братства, сваливаются во все растущие кучи.
Здания и земли вокруг них принадлежат лаэрду Демборо. Шотландцы зовут себя Людьми лаэрда, хотя последний из рода скончался несколько поколений назад. Лорд Дансирн является наместником Демборо, хотя и покинул владения семьи давным-давно. Роберт - девятый обладатель титула, получивший его как третий сын в своем поколении - согласно древнему обету своего семейства. Он блюститель знаний, глава Людей лаэрда, хранящий древние языческие обычаи в отсутствие хозяина до тех пор, пока господин не вернется, чтобы возглавить своих подданных и вступить во владение библиотекой и реликвиями и возродить обряды. Все это гармонично сочетается с традициями, привнесенными Оллавом Стрэханом и его друидами. Две группы слились в одну, объединив цели и обычаи.
Оба Роберта - Венценосных Близнеца - и до встречи были довольно состоятельными людьми. Вследствие своих весьма успешных выставочных туров и издательской деятельности, а также благодаря щедрым десятинам, отчисляемым организации ее немаленькой паствой, и активным вложениям средств Братство весьма и весьма богато. Кроме того, оно пользуется огромным уважением в сообществе поклонников друидской и кельтской культур. Принадлежащая Венценосным Близнецам коллекция кельтских артефактов доримской эпохи вот-вот станет самой полной в мире и столь знаменита, что американский нефтяной магнат Джереми Лассэтер [10], друг Князей и их собрат в изучении геомантии, согласился оплатить братству выставку его собрания в нескольких музеях Америки. Кроме того, несколько мистиков-азиатов из лондонского Ордена Восточного братства, которых привлек опыт Близнецов в изучении доримской культуры бриттов, уговорили их заключить соглашение, чтобы получить помощь в раскрытии тайн магической системы явно пиктского происхождения. Предложенная загадка оказалась не такой уж тривиально простой для Князей, однако они близки к ее разрешению. Куда больше времени уходит на работу с Восточным братством над способом применения и кодификации системы. Тем временем сам орден, состоящий в основном из масонов, стал для Венценосных Близнецов отличным источником контактов с выходом на высшую знать.
Возможности
Братство необычно тем, что имеет отличную репутацию и обширные связи в научном мире и высшем свете, базируясь при этом в сельской местности: его члены бывают в городе лишь по делам, да и то редко. Если их застать врасплох в их штаб-квартире, у них не окажется наготове связи даже с ближайшими союзниками. Братство до неприличия богато и владеет большим количеством весьма странных оккультных предметов. В те редкие моменты, когда члены организации отправляются странствовать, они перемещаются с шиком, пользуясь эксклюзивными авто, личными железнодорожными вагонами или фрахтуя тщательно подобранные суда. Если их нынешний план тура по Америке удастся, качество приготовлений к странствиям возрастет еще больше. Таким образом, Братство великолепно подходит на роль прикрытия для тех, кто желает путешествовать на дальние расстояния с удобством.
Сородичи, интересующиеся доримской культурой бриттов и друидизмом, доступным пониманию широких масс, должны потрудиться, если захотят отыскать источник информации и ресурсов получше, чем Братство. Со своей стороны, члены сообщества вряд ли будут сильно расстроены, если поведать им о вампирах в их рядах или среди его союзников, и для этого потребуется совсем небольшая предварительная подготовка. Учитывая “счастливый случай”, способствовавший реорганизации Братства Венценосных Близнецов, оно, можно сказать, приучено ко всему фантастическому.
Тайны
Время тянется черепашьим шагом для Роберта Дансирна - смертного члена семейства Дансирн, входящего в клан Джованни. Его попросту сплавили во имя исполнения какой-то древней сделки, заключенной предками его предков, и поставили следить за безопасностью дома, набитого странным антикварным хламом, и утолять духовные нужды некоего убогого культа неотесанных, умеющих менять облик тварей и их родичей - Людей лаэрда. С ранних лет ему втолковывали, для чего он рожден, и от него не потребовалось бы больших усилий, чтобы исполнять предназначенную ему роль каких-нибудь тридцать лет, а затем вернуться домой и почивать на лаврах, обретя в награду обещанное бессмертие.
И сам Дансирн, и Люди лаэрда были сверх всякой меры поражены встречей со Стрэханом и его друидами - казалось бы, случайной. После столь удачного стечения обстоятельств союз казался единственно возможным решением, в результате которого все заинтересованные лица остались невинными как младенцы (кое-кто - в буквальном смысле). Стрэхан и его люди понемногу осознают свое положение и сущность своих новых друзей - покрытых спиральными татуировками шотландских монстров. Тем не менее они и все прочие члены сообщества ни на йоту не обеспокоены необычными событиями последних лет, и никто не помышляет о чересчур частых странностях вокруг. Истина состоит в том, что все эти люди (и любой, кто с ними свяжется) становятся заложниками судьбы и оказываются под надзором множества могущественных, порочных духов разрушения и вынуждены следовать их грандиозным планам.
У Оллава Стрэхана имеется свой секрет. Он не понимает суть религии - ни друидской, ни какой-либо еще. Он, безусловно, много о ней знает, но где-то в его душе есть небольшой, но важный уголок, нарушающий всю картину. Стрэхан просто не способен уяснить для себя, какую роль религия должна играть во внутреннем мире человека. Все это время Роберт просто повторял (и повторяет) заученные назубок слова и жесты. Участие в братстве приносит ему удовольствие и немалые деньги, а заодно позволяет безбоязненно дергать за бороду огромное, древнее чудище - христианскую церковь; его не трогают, считая насквозь знакомым, безвредным еретиком. Что касается имени “Тайернмас”, то его Стрэхан почти что наугад выбрал из книги.
Внешнее сходство двух Робертов не является продуктом воздействия каких-либо внешних сил. Как раз оно-то и есть то самое невероятное совпадение, которое - что вполне понятно - помогло двум незнакомцам создать сильную, практически родственную, связь при весьма странных обстоятельствах.
Судьба
В начале 1897 года Братство окажется втянутым в события, связанные с Лаэрдом Демборо, и с еще более могущественными силами за его спиной. Цепь причудливых событий, оказывающих влияние на организацию, приведет ее к обстоятельствам, в которых ее членам придется противостоять перевороту, устроенному их азиатскими союзниками в Ордене Восточного братства, помогать в организации встречи влиятельных персон со всего земного шара и проводить опасный и мощный ритуал - и все это, похоже, лишь для того, чтобы дать возможность одному-единственному человеку совершить самоубийство. Все эти события произойдут в одну ночь в одном лондонском доме. Братство Венценосных Близнецов Тайернмаса успешно проведет собрание власть имущих, устроит пожар-прикрытие, который уничтожит здание ложи Ордена Восточного братства. Результатом всей этой пустой затеи должно было бы стать огромное пепелище, однако из пепла своим людям явится сам Лаэрд. Позже он на основе системы пиктской магии, расшифрованной Робертом Стрэханом, сформирует группу сподвижников под названием Орден Претании: в него войдут выжившие члены Восточного братства, Люди лаэрда и множество последователей Венценосных Близнецов.
О самих Венценосных Близнецах и об обоих Робертах с той ночи никто и ничего не услышит - ни среди остатков их братства, ни в семействе Дансирн.
В ночь на 1 ноября 1889 года почти три четверти членов братства и прочих обитателей окрестностей равнины Мойслит в ирландском графстве Клаван погибнут в ходе полуночного празднества в кругу камней, меж языческих идолов.
_________________
[1] Мэтерс, Самуэль Лиддел (1854 - 1918) - масон (с 1877 г.), оккультист, полиглот и переводчик. Фамилию МакГрегор добавил себе сам, сославшись на некие шотландские корни в своей родословной. Вудман, Уильям Роберт (1828 - 1891) - английский врач-хирург, член Английского общества розенкрейцеров с 1867 г., а позже его глава. Свою основную деятельность на ниве оккультизма посвятил именно этой организации, так как умер вскоре после основания Ордена Золотой Зари. Уэсткотт, Уильям Уинн (1848 - 1925) - доктор медицины, коронер, член масонской ложи с 1871 г., а с 1880 г. - Английского общества розенкрейцеров. Возглавил последнее после смерти Вудмана. В 1896 г. вынужден был завершить публичное участие в деятельности Ордена Золотой Зари, так как это мешало его работе в должности коронера.
[2] Енохианская (ангельская) магия - система церемониальной магии, созданная в XVI веке Джоном Ди и Эдвардом Келли (по их утверждениям, оставшимся в дневниках Ди, полученная непосредственно от неких ангелов), якобы позволявшая общаться с обитателями духовного плана. В записях Ди остался т.н. “енохианский алфавит”, которым (в числе прочего) пользовался Мэтерс в своей работе.
[3] Алистер Кроули (1875 - 1947) - английский поэт, оккультист, идеолог оккультного движения “телема”. Член Ордена Золотой Зари с 1898 года. Отказ лондонского отделения присвоить Кроули очередную ступень системы ордена стал одной из причин окончательного раскола Золотой Зари. Фрэнсис Израэль Регарди (1907 - 1985) - английский писатель, мистик, оккультист. Большую часть жизни провел в США, где продвигал идеи герметизма, основываясь на изученном наследии Ордена Золотой Зари. Некоторое время действительно работал с Кроули в качестве его секретаря.
[4] Имеется в виду Тайгернмас мак Фоллах, Верховный король Ирландии. По легенде, в первый год своего правления выиграл двадцать семь битв против недовольных его восшествием на престол. Он правил семьдесят семь лет, установил в Ирландии культ божества Кром Круаха, в ритуал почитания которого входили человеческие жертвоприношения на равнине Маг Слехт в праздник Самхейн. Во время одного из таких празднеств Тайгернмас и погиб вместе с четырьмя тысячами своих лучших воинов. Считается, что именно в его правление в Ирландии нашли золотые руды и научились выплавлять из них металл.
[5] Оллав (англифицированное ollam или ollamh) - в ирландской мифологии обладатель высшего ранга в сословии филидов - придворных музыкантов, мудрецов, знатоков закона и сказителей. Однако титул действительно использовался также среди друидов, означая примерно “мудрец, проповедник”.
[6] Геомантия - вид гадания, основанный на толковании элементов ландшафта, природных отметин на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти камешков или песка. В Европу пришло из арабских стран (где эта практика называлась علم الرمل - ильм аль-рамль, знание из песка). Восточное искусство фэн-шуй, по сути, имеет те же корни.
[7] Вероятно, имеется в виду действительно существующее в Ирландии графство Каван (расположено на севере провинции Ольстер, на границе с Северной Ирландией). На его территории, в частности, расположена та самая ритуальная равнина Маг Слехт (см. примеч. 4).
[8] Англифицированное название равнины Маг Слехт.
[9] Кром Круах - дохристианское ирландское божество. Считалось, что Круах принес в Ирландию первый сноп пшеницы, отсюда прозвище “Кром” - “горбатый, согбенный” - и покровительство урожая. По легенде, золотой идол Круаха на равнине Маг Слехт окружали двенадцать меньших идолов, символизировавших месяцы года. Культ разрушил Святой Патрик: он ударил по главному идолу посохом, после чего тот лишился божественной силы, на нем осталась отметина, а остальные изваяния ушли под землю по шею.
[10] Джереми Лассэтер – вымышленный персонаж Мира Тьмы. Сведения о нем можно найти в книгах линейки «Оборотни: Апокалипсис» или чуть ниже в этой главе, в описании организации «Круглый стол».