Завершая октябрьские чтения и знакомство с Тимом Каррэном, я дочитал «Мертвое море». Идея была действительно интересной – морские легенды, Саргассы и Бермудский Треугольник располагают к атмосферному хоррору. В предисловии автор упомянул книги Хоуп Ходжсона как один из источников вдохновения, что заметно. Здесь есть отсылка как на одну из его историй про поразившую корабль хищную плесень, так и на блуждания по враждебному миру в стиле «Ночной земли» или ожидание нападения чего-то невидимого и жуткого из «Карнаки».
Другой источник вдохновения не назван, но тоже отчетливо виден – кинговская «Мгла» подарила пришедший из иного мира туман, полный чудовищ. К сожалению, даже с такой базой роман получился наступающим на те же грабли, что и «Улей». Более того, мне вообще показалось, что у Каррэна есть узкий набор сюжетных ходов и типажей, который он постоянно использует в разных комбинациях.
Главный герой Джордж – простой работяга, думающий о жене, ребенке и необходимости дотянуть до зарплаты. Его нанимают в наскоро собранную бригаду для проведения строительных работ в Африке, но до пункта назначения никто не добирается. Корабль сначала теряет связь, а затем погружается в кромешный туман.
Сослепу судно врезается в дрейфующий корабельный остов и выжившие на нескольких шлюпках теряют друг друга. Как оказалось, их занесло на натуральное кладбище погибших кораблей, вырванных из разных эпох и заброшенных то ли на иную планету, то ли в другое измерение. Разумеется - обитаемое, это же ужастик.
Но неразумные монстры, которыми кишит этот мир, лишь одна из проблем. В тумане затаился кто-то иной, кого герои назовут Туманным Дьяволом. И он ведет охоту не только за их телами, но и сознанием, постепенно сводя людей с ума насылаемыми внушениями.
В общем, в пересказе звучит все классно - если самому не читать. Хотя исторический пролог про выжившего в кораблекрушении, на свою беду спасенного «Марией Селестой» и попавшего из огня да в полымя, действительно настраивал на атмосферную историю. Неплохо получились ожидание беды, появление странного тумана и первая встреча с монстрами. Но вот после затопления судна читать происходящее на шлюпках было довольно нудно. Нет, чудовища валились на героев одно за другим, но лично я постоянно боролся с желанием перелистывать страницы.
Во-первых, Каррэн постоянно повторяется. Его привычка делать стилизацию под Лавкрафта с длинными описаниями, наигранными монологами и рассказом о том, как жутко сидеть в неестественном тумане через абзац реально бесят. Появилось чувство, будто человек не знает, о чем писать или считает читателей тупыми, которым нужно повторить даже не десять, а сорок раз одно и то же.
Во-вторых, персонажи. Тим вроде бы нарисовал им разную биографию, но у меня окончательно утвердилось мнение, что автора в действе сильно обидели одноклассники и на том его общение с мужчинами прервалось. Поскольку это не взрослые мужики, а кучка мальчишек: постоянно подкалывающие друг друга шутками про мамку, секс, у кого яйца круче и кто больший гомик. И здесь опять выделяется главный антагонист – Сакс, руководитель бригады. По биографии и первым отзывам персонажей – ветеран Вьетнама, опытный выживальщик, человек со стальной хваткой, манипулирующий подчиненными. А еще сторонник выполнения заказов любой ценой, даже если это идет вразрез с законом. Короче, по описанию это должен быть хладнокровный тип, который за свои деньги перегрызет глотку любому.
Но Каррэн нарисовал именно пацана-старшеклассника, который только и делает, что обзывает и запугивает подчиненных. После кораблекрушения все прогрессирует и Сакс мечется между поведением психа с ножом, порываясь прочих прирезать, до просто истеричного придурка. Каждая вторая реплика – кто из остальных педик и кто с кем в какой позе спал. Серьезно, у меня возникло ощущение, что я какую-то гейскую порнуху читаю, стоило Саксу открывать рот, потому что эти фразы повторялись всю (!!!), мать его, книгу. И да, он самый крутой, потому что в своем возрасте умеет отжиматься на одной руке, чем и впечатляет бригаду. Осталось добавить, что у него еще приставка есть и он дает всем на ней поиграть – тогда бы, наверное, сразу новым капитаном избрали.
А еще его наняли, потому что у него самые дешевые услуги. Но при этом внедрили в бригаду человека, который будет рыть на него компромат. Потому что фирма прекрасно знает, что Сакс по уши запачкан в дерьме. Зачем же его нанимать, спросите вы? Наверное, чтобы не заплатить ему или шантажировать в дальнейшем, заставив вообще за копейки на них работать? Нет, потому что такой человек портит им репутацию и от него надо избавляться.
Простите, что? Его не навязали фирме, они сами наняли человека, от которого ждут проблем и которого пытаются по-тихому убрать. Действительно, это же закон жанра – сами себе создадим проблемы, да и без психа как-то не интересно бригаду собирать.
В общем, это даже не клише. И не «это так плохо, что уже хорошо». Самые очевидные варианты (что Сакс лично платит, поэтому и упивается властью над бригадой, или что наниматели хотят его кинуть на деньги или не могли иначе выкинуть из-за подписанного контракта) Каррэн игнорирует. У меня возникло чувство, что ему вообще плевать на логику или же отсутствует понимание того, как бизнес и рабочий коллектив функционирует. Персонажи настолько невразумительные и бесящие, что меня ничуть не тронули любые жестокие смерти, которые их ждут.
Формат столкновений с монстрами тоже показался каким-то наигранным. Вот плывут шлюпки – настала новая глава, появились новые твари. Да, мерзкие, достойные «Мглы» Кинга или «Ночного мира» Вилсона, но очень быстро перестающие вызывать интерес. От этих уплыли, эти кого-то сожрали, но то, что могло работать в режиме осадного хоррора (когда нападают на твой город), при визите в логово чудовищ не работает совершенно. Или автору просто не хватало мастерства построить эти встречи более напряженно – вспоминая «Челюсти», где одна акула пугала больше, чем вся эта щупальцастая жуть. Да и искусственность, отсутствие экосистемы, когда разные виды монстров расселись по разным участкам моря и словно ждут визита выживших напоминает компьютерную игру.
И, что обидно, в средине книге, когда я уже с тоской глядел на оставшиеся страницы, Каррэн вдруг поймал волну. Потому что начались насылаемые Туманным Дьяволом видения, и они действительно тревожили. Были исследования погибшего корабля с чтением дневников, и здесь я обнаружил маленький шедевр.
Записки женщины, оставшейся наедине с трупом мужа и чем-то еще, медленно сходящей с ума от голода и страха – это надо было издавать отдельно. Вот здесь эталонный хоррор, истинно лавкрафтовский, потому что оказывается она в какой-то непостижимой форме все еще здесь обитает. Главы до бегства с этого корабля я читал не отрываясь, настолько пугающе они были описаны. Даже Сакс ради разнообразия начал вести себя адекватно.
Но потом все снова покатилось под горку. Нашлись выжившие родом из разных времен, освоившиеся здесь. Постоянно озвучивались различные фантастические теории, в которых Каррэн опять смешивает в кучу пространство и другие измерения. Появляется Старец, которого тоже затянуло, с устройством-телепортом – надо же как-то выбираться обатно. Одна стоящая сцена погружения в чуждое измерение да сам Туманный Дьявол, оказавшимся существом из антимира, где жизнь возникла на основе радиации, меркнут на фоне растерявших все напряжение бесед. Хоррор ушел в фантастику, слепленную из всех теорий, который автор нашел про Бермуды. Иногда Каррэн пытался поднять интерес, убивая тех, кому вроде бы полагалось выжить, но предсказуемость хэппи-энда все сильнее маячила с каждой страницей. Так что финальную схватку с Туманным Дьяволом я читал с единственной мыслью – наконец-то книга кончилась.
И теперь могу сформулировать свои впечатления от автора. Много подражания стоящим книгам и фильмам, что неплохо – но подражаний, сильно проигрывающих оригиналам. Сваленные в кучу обрывки идей, одномерные персонажи, постоянное повторение, неумение работать в большом формате… Похоже, рассказы, особенно с безнадежной идеей, Каррэну удаются лучше. По крайней мере «Затмение» да и здешний вставочный рассказ в записках и сопутствующие ему события отличные, так что совсем уж ругать автора не хочется. Может, это я выбрал неудачно, и надо было читать что-то другое, а это просто худшие из его книг.
Я скачал на всяких случай несколько повестей и еще один роман. В ближайшее время не буду их читать – но когда-нибудь попробую дать книгам еще один шанс. И тогда, наверное, снова перечитаю фрагмент «Мертвого моря», где обезумевшая женщина поедает останки своего мужа и медленно сливается с чем-то чуждым – чтобы переродиться в многолапую тьму, меняющую формы и поющую гипнотические песни в каютах мертвого корабля.