Итак, книга Саббата прочитана. Как авторы и предупреждали, Саббат стал неиграбельной сектой. С одной стороны, под это попытались подвести определенную логику: выкрученный на максимум фанатизм, нечеловеческая природа и потеря индивидуальности действительно ограничивают возможности игроков. С другой, между строк легко читается, что нынешняя политика издательства просто не может позволить играть за по-настоящему злых, поэтому с первых же страниц сказано, что Саббат можно использовать лишь как антагонистов. Посмотрим, насколько же они хороши в этом статусе.
Главными изменениями стали политические. После того, как прозвучал Зов и Вторая Инквизиция устроила зачистку, домены секты опустели. Саббат в массе своей ушел на войну или погиб, а оставшиеся эволюционировали в партизанскую движение, террористов и просто чуждых тварей, которые убеждены, что Последние Ночи настали и всякая глупая игра в политику бессмысленна. Именно это заставило Ласомбра уйти, первыми сообразив, что в новом Саббате им уготована лишь быстрая смерть. Сейчас секта - самая малочисленная при всех своих массовых обращениях, потому что Война Гееены убивает девять из десяти вампиров быстрее, чем они проживут несколько лет. Саббат видит прочие секты как орудия Допотопных и убежден, что за Инквизицией тоже стоят они, избравшие смертных в качестве нового орудия зачистки. И ответ на это всего один - убей сколько можешь врагов и умри свободным.
Чтобы добиться максимальной эффективности, стаи стали еще больше похожи на ячейки радикальных террористов: промывка мозгов, потеря личности и унификация по ролям, а не по "глубокой внутренней уникальности" выдвинута на первый план. Возглавляет стаю Жрец, который и поддерживает постоянную идеологическую обработку через Ритуалы и Винкуллум. У каждого члена есть роль: защитник, охотник, чистильщик, стратег, разведчик, и оценивается именно эффективность в данной роли. Антитрибу - не темная версия клана, а отказавшиеся от клана, чтобы стать частью секты, стирая все прежние различия.
При этом Саббат по-прежнему разнороден, поскольку Пути Просвещения диктуют каждому вампиру свой стиль не-жизни. Самих Путей стало меньше, поскольку многие просто называют малочисленными и неэффективными в нынешние дни. Из новых добавился лишь Путь Солнца для тонкокровных, желающих продвигать цели секты днем.
Разумеется, приводятся примеры новых точек для дисциплин, гулей, адских гончих и несколько глав возможных идей и сюжетных зацепок. В целом нынешний Саббат - это саранча, приходящая в чужой домен и творящая там то, что считает наиболее выгодным для себя, причем каждый раз в силу чуждого мышления предсказать их поступки невозможно. Одна стая устроит резню на улицах, вторая будет похищать и пытать вампиров, третья внедрится в Эллизиум, чтоб публично сломать Маскарад, а четвертая прикончит конкретных людей и каинитов - и у каждой есть для этого своя мотивация.
Чтобы еще больше подчеркнуть различие, все вампиры Саббата... другие. У них может быть по две челюсти или глаза без белков. Они могут думать как единый организм. Они копируют движения друг друга, носятся на четвереньках или обладают своим языком жестов и воя, вообще не используя слова. Каждую встречу с ними рекомендовано делать жуткой, показывая, во что превращают Пути и столь чуждая идеология.
При этом о самой Войне Геенны сказано мало. Саббат убежден, что Ашира и Камарилья - пешки Допотопных, что на Ближнем Востоке скрываются Патриархи, но конкретики нет - даже неясно, с кем члены секты там воюют, кроме старейшин Камарильи, тоже пришедших на Зов. Более того, некоторые стаи начали бежать обратно в прежние домены - и что-то идет за ними следом.
Иллюстрации в целом отвратительные, но попадаются неплохие, когда речь не идет о фотографиях коспелеров: отдельные рисунки хотя бы передают какую-то атмосферу с пылающими городами и развешанными на проводах людьми или жутковато-стильными безумцами. Но в целом, конечно, цветастая мазня.
Как итог, впечатления от книги странные. С одной стороны, как кромешное зло в лице безумных сектантов и чудовищных монстров, Саббат описан превосходно. С другой, играть за это теперь действительно не имеет смысла, потому что сам по себе отыгрыш убивает чуждость мышления, а вариативность Саббата при всем его многообразии ликов зла - сильно сократилась. Хорошая книга антагонистов, но с прошлой сектой ассоциируется слабо.